Этот проект реализуется в Краснодаре второй год. Власти пытаются объяснить непонятливому населению, что организация платных парковок — верный шаг в борьбе с автомобильными пробками и разгрузке центра города от излишнего количества машин. Население упорно сопротивляется и считает платные парковки хорошим способом для неких бизнесменов заработать деньги из воздуха. Противостояние сторон порой приобретает скандальный характер, но количество платных автомест в Краснодаре продолжает расти. «Югополис» решил разобраться в плюсах и минусах этого проекта.


Вопрос №1

Кто все это придумал?

Вообще-то идея платных парковок на центральных улицах Краснодара не нова. За последние 10-15 лет ее пытались воплотить в жизнь разными способами. Например, многие помнят 90-е годы и наглых мужчин в камуфляже, которые огораживали веревками места для стоянок машин и требовали от водителей таксу по принципу - как бог на душу положит. Иногда владельцы припаркованных машин получали квитанции в обмен на деньги, но часто наличность не учитывалась, и в чей карман она уплывала, так и осталось неизвестно.

Когда же число автомобилей в Краснодаре приблизилось к критическому (если верить официальной статистике, машину имеет каждый второй горожанин, включая младенцев и древних стариков), стало ясно - ситуацию срочно надо менять.

— Около двух лет назад наша компания участвовала в организации парковочного пространства в Москве, - рассказывает Алексей Бердников, руководитель ООО «Городские парковки». — Компания наряду с другими участниками выиграла конкурс и установила на отведенном участке паркоматы. К тому времени вопрос внедрения парковок уже остро стоял и в Краснодаре, администрация пыталась навести порядок на улицах. Однако в городском бюджете денег на это не было, поэтому осуществить проект по аналогии с Москвой не получилось.

Муниципалитет провел открытый инвестиционный конкурс на развитие платного парковочного пространства на территории города. Заявки подали несколько участников. Наиболее привлекательное предложение по срокам, объему работ и финансированию поступило от нашей компании. Средняя цена одного парковочного места начиналась, по предложениям разных инвесторов, от 120 тысяч рублей, мы предлагали потратить на одно место 42 тысячи.

Инвестиционное соглашение с компанией «Ланит-Юг» краснодарской мэрией было подписано в мае 2014 года. Затем, чтобы подчеркнуть специфику направления, это предприятие было переименовано в ООО «Городские парковки».

1

место занимает Краснодар в России по количеству автомобилей на душу населения

440

тысяч транспортных средств зарегистрировано в Краснодаре

200%

превышение предельной нормы загруженности магистральных улиц в Краснодаре

— За два года была проделана большая работа, начиная от разработки нормативно-правовых актов до внедрения передовых ИТ-решений, - продолжает Бердников. — На тот момент опыта реализации подобных проектов по инвестиционной схеме в стране не было. Не было нормативных документов, регламентов взаимодействия между службами. Поэтому, не отрицаю, где-то были допущены ошибки.

Сейчас уже понятно, что надо было больше работать с населением, рассказывать, объяснять. Грубейшим просчетом было внедрение неправильной нормативки, из-за этого механизм штрафования не заработал сразу. Так бы люди привыкали к нововведению постепенно, по мере внедрения парковок, а не резко, как получилось сейчас. Да и бюджет бы больше заработал за этот период.


Вопрос №2

Как работают платные парковки?

Пилотная муниципальная парковка была открыта в Краснодаре на ул. Новокузнечной осенью 2014 года. Это вызвало среди горожан много споров и нареканий. Выяснилось, что одни водители не в состоянии адекватно воспринимать инструкцию, размещенную на паркомате, других возмущала невозможность получить сдачу наличными, третьи тут же подсчитали, в какую сумму им обойдется пребывание машины на парковке в течение рабочего дня.

— Платные парковки создавались для организации временной стоянки автомобилей и удобны для водителей, приехавших в центр Краснодара по делам, - говорит Алексей Бердников. — Конечно, людям, приехавшим в офис на работу, труднее перестроиться. Если год назад в среднем продолжительность нахождения авто на платной парковке составляла около 8 часов, то сегодня мы говорим об интервале времени 1,5-2 часа.

Инвесторы с самого начала предлагали властям отказаться от наличного расчета на платных парковках, как это сделали в других российских городах (Москва, Казань, Калуга, Сочи), ведь чем больше наличности, тем больше возможностей для злоупотреблений.

Но чиновники посчитали, что краснодарцы консервативны и предпочитают живые деньги. Поэтому на первом этапе проекта больше всего нареканий вызывали именно паркоматы, не дающие сдачу.

Сейчас сдача зачисляется на парковочную карту, на счет личного кабинета пользователя или ее можно получить наличкой в кассе предприятия. Так, с начала действия проекта этой возможностью воспользовались 661 человек и получили сдачу на общую сумму 420 000 руб.

Сегодня оплатить парковку в Краснодаре можно наличными, банковской картой, с помощью мобильного приложения и смс-сообщения, а также предоплаченной парковочной картой.

В городе обустроены 122 платные муниципальные парковки вместимостью 5223 машиноместа. Часть из них работает в закрытом режиме, часть оборудована в уличных карманах. Стоимость парковки везде одинакова — первые 15 минут бесплатно, затем — из расчета 30 рублей в час, на Привокзальной площади стоимость парковочного места – 100 рублей в час.

Alt

С самого начала краснодарских водителей начали пугать штрафами за неоплату парковок. Но механизм взимания штрафов с нарушителей не был отработан. Парконы, оборудованные комплексами фотофиксации, начали курсировать по Краснодару только спустя несколько месяцев после старта парковочного проекта. Почти год потребовался на то, чтобы привести в порядок законодательную базу и определиться — кто же и каким образом будет взимать с водителей штрафы.

Нетрудно предположить: если бы система штрафов была внедрена в действие сразу же после открытия первой придорожной платной парковки, водители, ворча и скрипя зубами, начали бы платить. Помните, как это было после увеличения штрафов за непристегнутый ремень безопасности и за превышение скорости?

Но в Краснодаре прибордюрные парковки почти год работали вхолостую: платить за стоянку авто или нет - оставалось целиком на совести водителей. И по официальным данным, озвученным представителями мэрии в январе этого года, на таких парковках и по сей момент платят только 5% водителей.

Можно подсчитать, сколько денег утекло мимо городского бюджета — именно туда и должны поступать штрафы. Ведь ежедневно парконы фиксируют около 1000 случаев неоплаты парковки. Сумма штрафа — 1 тысяча рублей. Миллион в день. Ну, или около миллиона. Так должно быть. Хотите узнать, о каких суммах в действительности идет речь?

Осенью прошлого года депутаты ЗСК наконец утвердили поправки в краевое законодательство, после этого стал понятен алгоритм взимания штрафов. По словам заместителя директора департамента транспорта, организации дорожного движения и охраны окружающей среды администрации Краснодара Владимира Архипова, полученные от ООО «Городские парковки» материалы о водителях-нарушителях будут передаваться чиновникам департамента.

Далее те запрашивают в ГИБДД персональные данные водителей, не оплативших парковку. После получения таких данных сформированные пакеты документов направляются в административные комиссии округов Краснодара. К каждому из них прикладываются фотоматериалы, подтверждающие факт неоплаты парковки и содержащие следующую информацию: изображение авто с госномером, время первой и последующей фиксации с интервалом более 15 мин., адрес парковки и т.д. Комиссии выносят решение о наложении штрафа. Оплатить его необходимо в течение двух месяцев.

С конца прошлого года, когда эта система стала действовать, вынесено 240 постановлений о штрафах для нарушителей парковки. Сколько из них оплачено, история умалчивает.

240 штрафов за месяц там, где речь идет о тысяче нарушений в день! Нужно ли что-то комментировать?


Вопрос №3

Куда уходят деньги?

Настоящая буря поднялась, когда общественность узнала, что прибыль от парковок делится по следующему принципу: 90% получает инвестор и только 10% — городской бюджет.

— Власти Краснодара постоянно декларируют, что платные парковки — это социальный проект, ссылаясь на опыт Москвы, - возмущается депутат Госдумы от Краснодарского края Сергей Обухов. — Но в Москве парковками занимается не частный инвестор, а принадлежащее властям предприятие, поэтому вся выручка идет в бюджет. Я обращался в региональную контрольно-счетную палату, в прокуратуру, которая нашла нарушения в инвестиционном соглашении об организации частных парковок. Я считаю, что существующий договор надо подвергнуть ревизии и переписать, кроме того, при существующей в Краснодаре системе платных парковок нарушается фундаментальный принцип нашей жизни — принцип справедливости. Нельзя с людей, особенно в кризис, драть деньги, фактически ничего не давая им взамен. Ведь по сути паркоматы ставятся там, где парковочные места были организованы ранее, в основном за счет бюджетных средств.

Остановка по требованию

— Действительно, по заключенному инвестсоглашению пропорция распределения средств между администрацией Краснодара и инвестором составляет 10% на 90%, - комментирует Владимир Архипов. — Такое соотношение сохранится до возмещения инвестором своих затрат, потом оно будет изменено, а вся инфраструктура (парковочное оборудование, программно-аппаратные комплексы, программное обеспечение) перейдет в собственность заказчика. Деятельность парковок за последний год проверяли 13 раз. Прокуратура дошла до суда, но не смогла оспорить заключенное инвестсоглашение. С точки зрения закона претензий к нам нет. Уточню, что противники парковок при расчетах возможной выручки оперируют данными о предполагаемой 100%-процентной загрузке парковок, а на самом деле прибыль складывается из реальной их заполняемости.

Претензии есть и у простого краснодарского водителя, который 10 лет свободно парковал свою машину в «кармане» на улице Красной, а на одиннадцатый год обнаружил, что должен платить за это.

Люди называют такое положение вещей деньгами из воздуха, и их возмущение можно понять. Но вопросы здесь, как мне кажется, нужно адресовать не инвестору, который за год вложил в развитие проекта 220 млн рублей и рассчитывает на окупаемость своих затрат, а чиновникам, ставившим свои подписи под возмутившим всех — от депутата до прокуратуры — документом.

К тому же, если бы система штрафов за неоплаченную парковку заработала сразу, проект для городского бюджета окупился бы уже в первый год — убедиться в этом можно даже без калькулятора.


Вопрос №4

Почему парковки появляются в спальных районах?

— Я живу в обычной пятиэтажке на Шоссе Нефтяников, - рассказывает краснодарец Александр Сафронов . — Возле дома, построенного еще в советские времена, испокон веков была парковка на 7 мест. Жильцы ставили машины, как придется, но все помещались. Представьте наше удивление, когда однажды утром мы выглянули в окно и обнаружили у себя под домом платную парковку! Раньше я, например, ездил на работу на общественном транспорте, теперь — на автомобиле, чтобы не платить за его парковку под окнами своего же дома.

Такое же возмущение высказывают жильцы многоэтажек на ул. Зиповской, Красных Партизан, Ставропольской, Бургасской и многих других.

— Места расположения платных муниципальных парковок определяются постановлением главы Краснодара от 1 октября 2013 года, — рассказывает Алексей Бердников. — Наша фирма занимается их благоустройством и обслуживанием. Поэтому вопрос о парковках в спальных районах нужно задавать не нам. К тому же, давайте посмотрим — можно ли назвать спальным Шоссе Нефтяников на участке в районе «Касторамы», ул. Бургасскую в районе онкодиспансера, ул. Зиповскую в районе «КраснодарЭКСПО», ул. Ставропольскую, где после оборудования платных прибордюрных парковок для движения транспорта освободилась целая полоса? Понятное дело, что местные жители привыкли ставить машины под окнами своих квартир бесплатно, но что делать людям, которые приехали по своим делам в учреждения, расположенные здесь же?

Планируется, что в ближайшее время количество платных парковочных мест в Краснодаре вырастет до 8 тысяч. Где будут размещены новые парковки, можно узнать на сайте. Справедливости ради отметим, что спальных микрорайонов типа Комсомольского, Гидростроителей, Московского, Юбилейного в этом плане нет.

Alt

Немало споров вызывает и ситуация с оборудованием платных парковок у городских больниц. Краснодарцы возмущаются, что теперь приходится платить за стоянку тем, кто приехал на прием к врачу. Чиновники парируют, что с введением платы, напротив, увеличилась проходимость таких парковок: если раньше они с утра до вечера были заняты машинами тех, кто работает неподалеку, то сейчас клерки, торговцы и сотрудники других предприятий предпочитают экономить и…

...тут так и просится добавить — пересели на общественный транспорт. Но нет, состояние большинства трамваев, троллейбусов и отчасти маршруток Краснодара настолько удручающе, что горожане предпочитают парковать свои машины сикось-накось в близлежащих к месту работы дворах.

По сути дела, первоначальный замысел организаторов платных парковок в не дал нужного результата: автомобильных заторов в Краснодаре меньше не стало. И, наверное, это главный показатель эффективности работы в заданном направлении.


Вопрос №5

Что будет дальше?

После того как градус народного возмущения достиг определенной точки кипения, а чиновники, отвечающие за развитие и благоустройство города, стали героями нескольких передач и публикаций в местных СМИ, на ситуацию с платными парковками в Краснодаре обратил внимание губернатор Кубани. Назвав некоторые парковки в центре города обдираловкой, Вениамин Кондратьев потребовал создать специальную группу, которая проверит организацию этого проекта в целом.

– Выгода от работы платных парковок должна быть, прежде всего, у городского бюджета, она не может быть только у инвестора, — заявил губернатор, словно забыв о том, что изначально идея платных парковок была направлена на транспортную разгрузку города, а не на извлечение прибыли.

Такой подход жителям Краснодара хорошо знаком. Достаточно вспомнить волевое решение прежнего губернатора, который осенью 2014 года под покровом ночи принял волевое решение о закрытии выделенной полосы на ул. Северной, не просуществовавшей и двух недель.

Отметим, что пробки на Северной как были, так и остались.

Что до краснодарских чиновников, то наступать на одни и те же грабли давно уже вошло в их привычку. Сценарий всегда один и тот же: ввязаться в новую идею, не сделав расчеты, не проанализировав, не просчитав риски, не особо представляя пути реализации и конечный продукт.

Так было с проектом велодорожек в центре города, с идеей высадить на улице Красной разноцветные деревья, построить на Старокубанской развязку, положить и переложить плитку на Северной, заставить город одноцветными заборами…

Я вполне допускаю, что после поручения Кондратьева будет пересмотрено инвестсоглашение о платных парковках, может быть, некоторые из них даже закроют, возможно, когда-нибудь начнет работать система жестких штрафов. Но зачем думать категориями будущего, если сегодняшний Краснодар задыхается от пробок?

Тем временем, городские власти начали осуществлять новый проект — перехватывающие парковки. По словам Владимира Архипова, каждая парковка будет вмещать от 5 до 10 тыс. машиномест. По задумке чиновников, парковки должны быть расположены на всех въездах в Краснодар. Конкретно речь идет об участках в районах станицы Елизаветинской, поселка Березового, 1317 км трассы М-4 «Дон», станицы Старокорсунской, аула Тлюстенхабль, поселков Яблоновского и Новая Адыгея.

Идея, бесспорно, хороша. Если одновременно с поиском парковочных мест чиновники задумаются о том, какими способами можно будет пересадить водителей въезжающих в город автомобилей на общественный транспорт. Пока таких алгоритмов нет.

2 комментария

avatar
Донской 24 фев 2016, 11:51
Проблему платных парковок и уменьшения количества автотранспорта в Краснодаре уже не возможно решить. Время упущено. Необходимо было раньше думать головой чиновникам, которые кинулись бездумно привлекать инвесторов в развитие краевой столицы. Застройка города, которая продолжается до сих пор приводит к отсутствию пространства, увеличению пробок и в целом транспортного калапса. Даже, продолжая строительство и освоение земель за городом ничего не предусматривается на 50 лет вперед. Узкие дороги, отсутствие парков, школ, предприятий уже сейчас делают эти районы проблемными. Будет продолжаться недовольство народа властями. А расширение платных пврковочных мест необходимо остановить на достигнутом уровне и запретить дальнейшее их расширение.
avatar
Алексей А 25 фев 2016, 09:11
Полностью согласен, Донской! А зачем им думать на 50 лет??? Чиновники Краснодара, приходят к власти, только для того, чтобы "нажиться". И работают они в последнее время ради застройщиков, которые на любой свободный участок (неважно для чего планируемый, для школы, или дороги, или парка) пытаются притулить очередной жилой многоэтажный дом.
Авторизуйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии.

Читайте также

Первая полоса

Последние новости

Люди Ситуация

Золотов в ударе

Колумнист «Югополиса» Анжелика Гюрза впадает в ажитацию от внезапного приступа бретёрства со стороны главы Росгвардии.

Город Weekend

Звуки музыки

21 сентября обновленный Муниципальный концертный зал — улучшенные акустика и свет, кресла как в Мариинке — откроется концертом Кубанского симфонического оркестра: билет, увы, уже не достать. Зато в МКЗ еще можно послушать…

Weekend

Кинопросмотр: осенние премьеры

«Человек на Луне» от автора «Ла-Ла-Ленда» Дэмьена Шазелла, «Веном» с Томом Харди, «Братья Систерс» с Джейком Гилленхаалом и Хоакином Фениксом, продолжение «Девушки с татуировкой дракона» и еще 15 фильмов, которые нужно видеть этой осенью.

Ситуация Бизнес

На безрыбье

Азовское море, считавшееся самым продуктивным, таковым быть перестало. Половина рыбы и рыбопродуктов поступает на прилавки Краснодарского края из других регионов России и зарубежья. Причин несколько, основная – уникальные Азово-Кубанские лиманы больше не «родильный дом» для водных биологических ресурсов.