Обозреватель «Югополиса» Алексей Двоеглазов заклевал новый фильм Ридли Скотта «Прометей».
Трудно выдумать абсолютно новую фантастическую историю: путешествия во времени – вчерашний день; межгалактические турпоездки – как поход в продуктовый магазин; мутации и генная инженерия… да разве можно ими удивить человека, выросшего на черепашках-ниндзя? «Прометей» хотя бы попытался.
Еще до выхода в прокат фильма «Прометей» пиарщики окружили его ореолом таинственности и обнадежили зрителя потенциальной возможностью получить ответ на глобальный вопрос о происхождении человечества (или хотя бы приблизиться к нему). Был обещан такой месседж, от которого голова должна была пойти кругом.
А произошло это от долгого воздержания Ридли Скотта от работы в фантастическом жанре, шутка ли – тридцать лет целомудрия после «Бегущего по лезвию». И в новом проекте его творческий зуд должен был сублимироваться в нечто невероятное – Скотт пообещал перепрыгнуть самого себя как отца-основателя франшизы о монстрах с двумя ротовыми полостями через голову и еще совершить финт в воздухе.
Однако из идеи приквела к «Чужим» родилась совсем иная история, а ксеноморфы остались на десерт.
Действительно, основное действие фильма разворачивается за несколько десятилетий до первой серии «Чужих», в 2093 году. Как водится, ученые-археологи, усматривают в наскальной живописи, обнаруженной в какой-то богом забытой дыре, очередное доказательство-карту, мол, это, вероятно, наши то ли предки, то ли создатели ее нам оставили тысячи лет назад – надо лететь и завалить их вопросами. Конечно, есть компания, желающая спонсировать экспедицию в далекую галактику.
Корабль метафорически называют «Прометей», поминая всуе миф о титане, который пожертвовал собой ради человечества, спустив с Олимпа огонь для него, чем разгневал своих коллег-небожителей, приковавших его к скале для терзания хищными птицами – известная всем печёночная история. В итоге экипаж из 17 человек, находящихся в анабиозе, за два с лишним года долетает до намеченной цели.
И тут начинается кутерьма. Рядом проносятся голограммы огромных существ, перед входом (пока непонятно куда) лежит труп человекоподобного гиганта о двух ногах, о двух руках. Умный андроид, который следил за анабиотическим сном команды, подбирает код и открывает дверь. На пороге лежит отделенная от пришельца (не знаю, уместно ли его так назвать в данном контексте) голова. Почему он погиб, не станет известно даже в конце фильма.
Вход в «непонятно куда» оказывается входом в космический корабль, представляющий собой гигантский фаллообразный зародыш, согнутый в несомкнутое кольцо. На борту корабля тысячи напольных свинцовых ваз, наполненных похожей на нефть жидкостью, и этот первородный суп, очевидно, – колыбель не только человечества, но и множества других цивилизаций.
Вопросы – кто авторы этих сосудов? зачем они создали человечество по своему образу и подобию (к такому выводу ученые приходят, проанализировав ДНК обезглавленного туловища, в совокупности частей тела похожего внешне на лемурийцев из псевдонаучных книг Эрнста Мулдашева)? и, самое главное, зачем теперь эти создатели хотят вернуться на Землю и уничтожить человечество? – остаются без ответов.
Майкл Фассбендер, сыгравший одну из главных ролей в фильме – андроида Дэвида, говорят, придумал пластику своего персонажа-робота, наблюдая за походкой олимпийского чемпиона по прыжкам в воду Грегори Луганиса. Но человек, видевший в детстве многосерийный художественный фильм по Киру Булычеву «Гостья из будущего», сразу заметит, что двигается Дэвид, как робот Вертер… Ха-ха-ха, Алиса!
Вообще андроид – ключевая фигура фильма, расставляющая нужные акценты в нужное время. Например, он задает вопрос, зачем люди создали его, и получает от человека невразумительный ответ, который его как робота не устраивает: «Мы тебя создали, потому что имели возможность тебя создать». То есть появилась технология и человек на потеху собирает себе подобного робота. На это Дэвид отвечает: «Задай вы этот вопрос своим создателям, вас бы такой ответ не удовлетворил». И это была, пожалуй, единственная острόта, прозвучавшая более чем за два часа экранного времени.
Более того, мыслительные способности Дэвида не вызывают сомнений, он электромеханическое существо высшего порядка: нарушая первый закон робототехники – подвергая смертельной опасности человека, подмешав в шампанское ученому нефтеподобной жидкости, – он наглядно демонстрирует это. По собственной воле он это делает или будучи запрограммирован свыше, непонятно.
Ученый, инфицированный первородным супом, сожительствует с коллегой женского пола, в результате этой связи зарождается жизнь в ранее бесплодном чреве. Непростая жизнь, чужая. Тут сразу напрашивается аналогия с фильмом Романа Полански «Ребёнок Розмари». Демонический плод, использующий человеческую плоть для начала своего физиологического пути с целями, далекими от радужных чаяний Homo sapiens. Отважный научный работник абортирует себя, но плоду до этого уже нет никакого дела.
Так ученая Элизабет Шоу, роль которой исполнила Нуми Рапас, становится матерью первого Чужого, или, по научно-ридлискотовски, – ксеноморфа. Учитывая внешнее сходство и руководствуясь мыслью о том, что «Прометей» все-таки приквел к Alien, можно предположить, что Шоу станет матерью и сержанта Рипли, которая свою жизнь положит на борьбу с Чужими. Вот так, из одного чрева – добро и зло.
Учитывая внешнее сходство и руководствуясь мыслью о том, что «Прометей» все-таки приквел к Alien, можно предположить, что Шоу станет матерью и сержанта Рипли, которая свою жизнь положит на борьбу с Чужими»
Вопросов фильм оставляет великое множество, так ни на один толком и не ответив. Поклонников творчества швейцарского художника-сюрреалиста Ганса Руди Гигера, создателя образа Чужого, фильм порадует новыми открытиями. Только вот 3D лоска этому пиршеству биомеханики не прибавит – выглядит оно, как конвертация, «Аватарами» и не пахнет.
Самое главное, что «Прометей» уходит в свою сторону, наметив себе новый вектор развития. Поп-философский – о происхождении человечества, о достижении бессмертия. Ведь если отбросить все умные измышления по поводу предыдущих «Чужих», то станет ясно, что там все было проще – экшен-хорроры, где ксеноморфы представляли интерес для милитаристски настроенных владельцев корпораций исключительно как оружие массового поражения.
В «Прометее» больше поверхностного смысла, фильм нетороплив и не удерживается от рифмы с началом шедевра Стэнли Кубрика «Космическая Одиссея: 2001». Продолжение у него, конечно, будет, только вот какую очередную обсосанную идею нам предоставят в виде чего-то абсолютно нового и невиданного, можно только предполагать. Например, создателей создали другие создатели; раньше была курица, а не яйцо; раньше было яйцо, а не курица; бог есть, но его никто не видел; Вселенная бесконечна... Много интересных вариантов – будем ждать продолжения новой франшизы.
И «Прометей» еще раз попытается придумать все заново.
Читайте также
Первая полоса
Последние новости
-
На базе электротехнического завода в Армавире создали первый промышленный технопарк 14:38
-
В Краснодаре вновь заработают эвакуаторы и штрафстоянки 14:29
-
Депутат гордумы принял участие в высадке деревьев в Краснодаре 14:23
-
В больнице умер еще один пострадавший в "Крокусе". Число погибших в результате теракта – 144 человека 14:20
-
Новым главой Росморречфлота назначен Андрей Тарасенко 14:11
-
Депутат ЗСК Виктор Тепляков рассказал о своем участии в очередной сессии краевого парламента 13:52
-
Shot: патриарх криминального мира Шакро Молодой вышел из колонии на Кубани 13:39
-
Глава Минфина РФ Силуанов: прибыль туристической отрасли в 2023 году составила почти 280 миллиардов рублей 13:36
-
Ведущие государственные вузы Кубани переходят на отечественные платформы для видеоконференций 13:13
-
Напротив Анапского индустриального техникума произошла массовая драка 13:10
-
В Анапе с высокого обрыва упал мужчина 13:03
1 комментарий
Баламут 24 июн 2012, 20:21
Последние обсуждения