Weekend

С чистого листа

Кинообозреватель «Югополиса» Алексей Двоеглазов оценивает «велосипед», который изобрел новозеландский режиссер «Хоббита».

24 дек 2012, 16:50 Алексей Двоеглазов

Кинообозреватель «Югополиса» Алексей Двоеглазов оценивает «велосипед», который изобрел новозеландский режиссер «Хоббита».

Кинематограф начался с прибытия поезда – движущейся картинки, потом появились звук и цвет, и все эти этапы воспринимались публикой неоднозначно. Вот и Питер Джексон решил подпилить ещё одну ножку стула Великому немому, сняв первую серию предыстории о «Властелине колец» с частотой 48 кадров в секунду и тем самым попытавшись изменить представление о восприятии кино.

Весь ажиотаж вокруг «прорыва» в кинематографе и изобретения его заново напоминает детскую считалочку: «Мыло и мочало – начинай сначала» или более взрослое: «Всё новое – хорошо забытое старое». Кому как больше нравится. Какой велосипед изобрёл новозеландский режиссёр, мы сейчас посмотрим.

Весь ажиотаж вокруг «прорыва» в кинематографе и изобретения его заново напоминает детскую считалочку: «Мыло и мочало – начинай сначала»

Начнём с того, что Питер Джексон уже давно задумал вслед за Джеймсом Кэмероном развивать зрительский кинематограф, в частности, новомодный формат 3D, у которого всегда существовал один большой минус – сниженная яркость изображения. Нужно всё это было в первую очередь для того, чтобы выгодно отличаться от телевидения, домашних кинотеатров и видеохостингов. Эта игра в совершенствование и привела к диковинным 48 кадрам в секунду на большом экране.

Увидеть это чудо кинематографической мысли можно далеко не во всех российских (и отнюдь не во всех зарубежных) кинотеатрах. Прокат у HFR-версии (High Frame Rate в пер. с англ. – высокая частота кадров) ограниченный и эксклюзивный. Дело в том, что фокус-группы показали: не все зрители готовы смотреть приквел, начало начал «Властелина колец» – «Хоббита», с отличной от привычной частотой кадров. Даже на сайте краснодарского кинотеатра «Аврора» угрожающе красовалось предупреждение: «Впечатления могут быть настолько яркими, что возможны приступы головокружения и тошноты». Кинотеатр-экспериментатор, одобренный студией Warner для проката фильма, перестарался – рвоты ни у кого не открылось. Напротив, открылись рты у многих зрителей. Практически в полном зале они сидели затаив дыхание, то и дело обрывая чьи-то, как им казалось, неуместные, разговоры и шелест.

Даже на сайте краснодарского кинотеатра «Аврора» угрожающе красовалось предупреждение: «Впечатления могут быть настолько яркими, что возможны приступы головокружения и тошноты»

Но настолько ли всё это революционно, чтобы не шелестеть? Обратимся к  истории кино. С чего вообще привычные 24 кадра в секунду оказались  стандартом? На заре «важнейшего из искусств» опытным путём было установлено, что для комфортного восприятия непрерывного движения достаточно 16 кадров в секунду. С приходом в кинематограф звука на той же плёнке стали размещать оптическую звуковую дорожку. Однако для качественного воспроизведения звука 16 кадров оказалось недостаточно. В связи с этим потребовалось увеличить их количество, но так как плёнка – удовольствие дорогое, то с экономической точки зрения довольно произвольно было выбрано число 24.

С чистого листа

И с тех самых пор кино мы видим именно с такой частотностью кадров. Стоит ли говорить о том, что реальный мир, на который мы смотрим, идёт непрерывным потоком, и уж точно он не фрагментируется на отрезки времени, равные 1/24 секунды. Поэтому мы с легкостью отличаем кинотеатральную проекцию от вида из окна и принимаем эту меру условности за норму. Привычка – вещь фундаментальная.

Что же касается телевидения, то там совсем иная история. Воспроизведение  там идет с частотой 25 кадров в  секунду. Но этот 25-й кадр, как бы того ни хотели поклонники теории заговора, необходим не для промывания мозгов, он обусловлен «конструкцией» самого телевидения и напрямую зависит от частоты переменного тока в сети. Частота кадров равна половине частоты тока. Так, в Европе и России эта частота составляет 50 Гц, в Америке – 60 Гц. Из чего видно, что на американском телевидении есть не только 25-й, но и 26-й, 27-й и даже 30-й кадры, но вот только по этому поводу почему-то никто не паникует.

Можно смело сказать: Питер Джексон придумал сейчас то, что было уже  давно изобретено на телевидении. Ведь недаром картинка из HFR-«Хоббита» своей плавностью хода так похожа на новостную или сериальную. А всё потому, что видеокамеры для большей достоверности и документальности уже давно снимают с повышенной частотой кадров (в них прикрутить эту функцию было совсем не накладно). Опустив технические подробности о возможностях ультрасовременных телевизоров и приходе высокой чёткости в вещательные сети, скажем, что записанные с повышенной частотой программы и телефильмы даже на «обычных» телевизорах распознаются невооруженным глазом.

Однако суть задумки режиссёра  «Хоббита» состояла в том, чтобы  не только снять, но и воспроизвести  фильм с частотой 48 кадров. С технической  точки зрения для кинотеатров с возможностью цифровой проекции переход  на новую частоту воспроизведения не требует глобальной модернизации оборудования – достаточно обновить программное обеспечение.

Так что же увидели зрители, которым  удалось попасть на сеанс с удвоенным количеством кадров? Неоспоримо более яркое изображение и  детализацию даже в тёмных сценах. Повышенную чёткость и самое главное…Они испытали недоумение. С первых кадров завораживают непривычные для просмотра на большом экране ощущения, но через десять минут приходишь к вопросу: а зачем? Зачем нужна такая документальность в вымышленном мире? Почему персонажи двигаются неестественно или, по меньшей мере, непривычно? Почему пролёты камеры над Эребором субъективно кажутся убыстренными?

Почему персонажи двигаются неестественно или, по меньшей мере, непривычно? Почему пролёты камеры над Эребором субъективно кажутся убыстренными?»

Ответ прост: технология пребывает в состоянии бета-тестирования, а современный зритель находится в ситуации, похожей на ту, когда люди вскакивали со стульев и выбегали из зала, завидев выезд поезда со стены с натянутой на неё белой простынёй. Непривычно – мягко сказано. Естественно, что эксперименты продолжатся. Правда, говорить о том, какую частоту кадров примут за стандарт, пока ещё рано. Вот потирающий ладони в сторонке Джеймс Кэмерон, наблюдающий за приготовлением первого блина, который, как известно, комом, собрался снять вторую часть «Аватара» с частотой уже 60 кадров в секунду.

В сложившейся ситуации, как уже было отмечено исследователями, с учётом технологии необходимо пересматривать подход к игре актёров. Чтобы движения не казались то излишне быстрыми, то неоправданно замедленными. Новый подход равносилен переходу от пантомиммной игры немого кино к психологическим конвульсиям звукового. И здесь работает та же схема, что и с конвертацией двухмерного фильма в трёхмерный. Точнее, не работает – нельзя сопоставить по качеству оттридэшенный фильм с фильмом, снятым сразу двумя объективами. Просто нажать на кнопку 24 x 2 и снимать, как снимал Хичкок, не получится. Надо долго думать, что с этим бесформенным самородком делать.

С чистого листа

Совершенно очевидно, что зритель, пришедший на фильм «Хоббит: Нежданное  путешествие» с частотой 24 кадра в секунду, увидит совсем другое кино. И ему расстраиваться по поводу того, что он не посмотрел фильм таким, каким его задумал автор, не стоит. Проекция 24 кадра – она и привычней, и способна одарить аплодисментами, несопоставимыми с теми жиденькими рукоплесканиями, которые прозвучали под финальные титры HFR-версии фильма.

В сухом остатке мы видим Мартина Фримана, потрясающе комично исполнившего роль Бильбо Беггинса, от лица которого, собственно, и ведется повествование. Рассказ свой он прилежно записывает для племянника Фродо, который в эпизоде всё-таки появляется. Как всегда, это кино сделано неповзрослевшим мальчишкой для единомышленников, коих тьма тьмущая. В фильме есть всё, что не может не радовать поклонников Толкина и трилогии Джексона.

Есть старые знакомые: упомянутый Фродо, капитан Очевидность Гэндальф («Дождь перестанет идти тогда, когда он закончится»), которому не сидится на месте, Голлум, который на этот раз с ещё большей проработанностью мимики насмешит и напугает зрителя. Также засвидетельствует своё почтение пока ещё не злющий Саруман.

Новые же персонажи – это 13 эксцентричных  беспардонных гномов, которые и собрались отвоёвывать своё у супостата. Гэндальф же, у которого шило в одном месте, под это дело подписывает закопавшегося  в закатках и соленьях хоббита  Бильбо. Тот сопротивляется как может. Но в итоге соглашается идти в нежданное путешествие. И тут начинается двухчасовое роуд-муви по Средиземью – прямолинейное, как посох волшебника. Странствие, в котором никому не придётся стоять перед сложным выбором. Сборы же в этот поход проходят немногим менее часа экранного времени. С танцами и песнями гномов, весёлыми и не очень.

С чистого листа

Дорожное приключение начинается на коняшках, но позже путники спешиваются и идут своим ходом. Глупо пересказывать  все перипетии – схватки то с гоблинами, то с орками, то с еще какой средиземной нечистью. Благо, Джексон по старой доброй традиции даёт поклонникам насладиться воссозданным миром, растягивая повествование в бесконечность. Длинные диалоги плавно перерастают в не менее длинные батальные сцены.

К слову сказать, большинство главных персонажей в фильме совершенно неполиткорректно курят, и явно не табак. «Попробуй старого доброго Тоби – успокаивает». Респект и уважуха Джексону за наплевательское отношение к социальным трендам»

Фильм создан с дотошной любовью  к фэнтезийным деталям, заставляющим совершенно забыть про современность. И только одна шутка возвращает нас с небес на землю тогда, когда гном, закапывая сундук с сокровищами, приговаривает: «Это наше долгосрочное вложение». К слову сказать, большинство главных персонажей в фильме совершенно неполиткорректно курят, и явно не табак. «Попробуй старого доброго Тоби – успокаивает». Респект и уважуха Джексону за наплевательское отношение к социальным трендам.

По прошествии почти трёх часов экранного времени осознаёшь, что в первой из задуманных трёх серий рассказано больше половины оригинальной истории, и что снимать дальше – непонятно. Будем надеяться, что Питер Джексон не подкачает и в третьей части дофантазирует черновики автора и замутит самую грандиозную финальную битву, которой не знал кинематограф. Но и, конечно, к этому времени совладает с новорождённым форматом, ведь, начав историю Средиземья с чистого листа, он как самовыдвиженец по технической части просто обязан заново придумать кинематограф. Пусть придумывает, может, что и хорошее из этого получится.

4 комментария

avatar
Many 26 дек 2012, 13:17
"Пусть придумывает, может, что и хорошее из этого получится." -Ну тебе то вряд ли угодит конечно. Какой же занудный автор пишет рецензии на фильмы.
avatar
maru 27 дек 2012, 09:36
автор, ну признайтесь честно, вы просто завидуете, потому что ваша фантазия скудна? написано с такой желчью, с трудом читается. будто вы сняли какое-то суперпупер кино, а хоббит так, г.. на палке. вам вообще лучше не писать, имхо, обсер ваш не по существу.
avatar
Negodyai 27 дек 2012, 11:13
Это полный пи…ц! Фильмы должны анализировать только те, кто сам что-то снял? По вашей обывательской логике получается, что обсудитькино Питера Джексона может только Джеймс Кэмерон или Спилберг? У них конечно есть на это время. Еба…сь что ли? Кино и должны критиковать люди со стороны. А из этого долгого текста виддно, что автору интересна технология и он огульно, как это делают некоторые не обсерает 48-ми кадровую проекцию, а верит в ее светлое будущее. И если это называть обсером, то вам стоит задуматься над вашим психическим здоровьем. Хорошо что он не поставил себе цель угодить всем слепо поклоняющимся культу Толкиена и это правильный подход. А если один, мягко говоря, не умный человек говорит, что вам лучше не писать, то ему можно ответить - вам лучше не читать. Восхищайтесь творчеством трэшевика-затейника Джексона на фанатских форумах, там вам и место, а на уважаемый ресурс носа своего не суйте. А Хоббит очень затянут и с этим трудно спорить. Какой фильм такая и рецензия.
avatar
maru 27 дек 2012, 11:17
- Negodyai нормально разговаривать учись

Читайте также

Первая полоса

Последние новости

Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.

Бизнес

Юрий Коровкин, YGroup, SILVERSTREAM: Нас ждут «Яндекс» и 600 000 пользователей

За четыре года он запустил два успешных бизнеса и получил сотни миллионов инвестиций в коттеджные поселки и десятки миллионов инвестиций в свой венчурный проект. Каждый день он начинает в 5.30 и считает Сочи лучшим городом мира. Он эффективно управляет как объектами недвижимости делюкс-уровня, так и своей жизнью. И специально для "Югополиса" рассказал, почему его компании доверяют строить элитные виллы, когда продаст приложение гиганту рынка и по каким критериям берет в свою команду