Weekend

Человек с бульвара Капуцинов

Кинообозреватель «Югополиса» Алексей Двоеглазов оценил реверанс Тарантино в сторону спагетти-вестернов.

22 янв 2013, 21:25 Алексей Двоеглазов

Кинообозреватель «Югополиса» Алексей Двоеглазов оценил реверанс Тарантино в сторону спагетти-вестернов.

Большой знаток и любитель жанрового кино Квентин Тарантино  в своём новом фильме «Джанго  освобождённый», как Мистер Фёст из картины Аллы Суриковой, демонстрирует непросвещённым зрителям синематограф. На этом сеансе он крутит спагетти-вестерны. Билли, заряжай!

Спасибо киноакадемии за то, что на российских трекерах «Джанго» вышел  на 10 дней раньше в гнусавой озвучке  – это явилось немаловажным поводом посмотреть фильм в кинотеатре на большом экране. Ведь подход к дубляжу тарантиновских диалогов должен быть фундаментальным, любой другой попросту испортит впечатление от просмотра.

А что можно сказать об одноголосом переводе некоего Дольского, который немецкий традиционный пивной тост: Prost! (что-то вроде нашего «Ваше здоровье») – переводит просто как «тост»? При чём здесь оскаровские киноакадемики, спросите вы? Скорее всего, именно они, члены жюри, слили в сеть копию фильма с лаконичной надписью: For your consideration (для личного просмотра). Продажная индустрия…

«Джанго освобождённый» (англ. Django Unchained) — художественный фильм режиссёра Квентина Тарантино в жанре спагетти-вестерн. Главную роль исполняет Джейми Фокс, в образ его ключевого напарника перевоплотился Кристоф Вальц. Картина, повлиявшая на Тарантино при создании «Джанго освобождённого» — итальянский вестерн «Джанго». Заглавную роль там исполнил Франко Неро, который ненадолго появляется и у Тарантино. Мировая премьера состоялась 25 декабря 2012 года. Ещё до официальной премьеры некоторые критики, уже увидевшие новый проект Тарантино, включили его в собственные списки лучших фильмов года.

Как говорит сам Тарантино, «Джанго освобождённый» – это часть трилогии, которая берет начало в фильме «Бесславные ублюдки». Что между ними общего?»

Как говорит сам Тарантино, «Джанго  освобождённый» – это часть трилогии, которая берет начало в фильме «Бесславные ублюдки». Что между  ними общего? Оба они о веховых исторических событиях – Второй мировой и прелюдии к гражданской войне в США, оба повествуют об униженных и оскорблённых, но восставших против гнёта. В «Ублюдках» ими были евреи, в «Джанго» – негры (как и Тарантино, будем использовать это неполиткорректное слово ровно столько, сколько потребуется, к тому же «меня в школе учили, что в Израиле живут евреи, а в Африке – негры»).

Какой будет заключительная часть трилогии, сам Квентин ещё не решил. Но, учитывая неординарность режиссёра, не стоит удивляться, если этим фильмом окажется феминистическая сага, снятая в традициях итальянского жанра – джалло, который сочетает в себе все элементы триллера и море секса.

Как и Тарантино, будем использовать это неполиткорректное слово ровно столько, сколько потребуется, к тому же «меня в школе учили, что в Израиле живут евреи, а в Африке – негры»

«Джанго», в свою очередь, – это  оммаж именно спагетти-вестернам, особенному поджанру, который снимали макаронники в Испании. Его отличает то, что ленты, сделанные в этой традиции, сварены не на крепком бульоне, а скорее являются пародией на традиционный вестерн, переосмыслением и иронией над штампами с созданием новых. Для этих картин характерна тяга к пиршеству красок, граничащая с безвкусицей.

Человек с бульвара Капуцинов

Исключением, пожалуй, является Серджо Леоне, выведший на новый – изящный – уровень истории про бесцеремонных ковбоев, умеющих метко стрелять в городе, в котором есть только одна улица с салуном/борделем, где на завтрак подают бобы. Его лавры не давали спать многим современникам и последователям. Не дали они спать и Тарантино, который решил замутить свой вестерн. Однако он его предпочитает называть саузерном (южным), так как действие картины происходит на юге Америки, а именно «где-то в Техасе». Как бы автор «Криминального чтива» ни назвал жанр, в котором он снял свой постмодернистский хит-парад, обозначить его иначе как квестерн язык не повернётся. Авторское кино чистой воды.

Несмотря на то, что любимым спагетти-вестерном режиссёра является «Хороший, плохой, злой» Леоне, который входит и в топ просто любимых фильмов Тарантино, за основу своей новой картины режиссёр взял образ, а скорее просто имя героя – Джанго из одноимённого фильма Серджио Корбуччи 1966 года выпуска. Как взял и заглавную песню, дизайн титров, а также резкие увеличения крупности плана. А Джанго для спагетти – как Затойчи для самурайского кино, практически имя нарицательное. Это герой «себе на уме», появившийся в двух десятках фильмов с середины шестидесятых по сей день.

Человек с бульвара Капуцинов

Предпоследний раз был в 2007-м, тогда в небольшой роли снялся и сам Тарантино. Речь идёт о таком же реверансе в сторону Корбуччи японского режиссёра Такаси Миике («Сукияки Вестерн Джанго»). В эту мифологию он внес свою лепту, обронив в финальных титрах фразу о том, что, мол, несколько лет спустя после описанных в картине событий мальчик Хейкачи ухал в Италию, где его знали под именем Джанго. Тарантино не мог позволить себе оставаться в стороне и предложил свою версию образа: в его понимании Джанго непременно должен быть негром.

Мифотворец Тарантино подчёркивает «правдоподобность» своего кинематографического высказывания именно тогда, когда Дантист, сыгранный Кристофом Вальцем, произносит сакраментальное, что, мол, Александр  Дюма был иной расы, нежели думают все. Интересно, что и борьба мандинго до смертельного исхода, которую так любит Кэлвин Кэнди (Леонардо ДиКаприо), не существует как таковая, а существует в фильме «Мандинго» 1975 года. Из этого фильма будет взято не только вымышленное единоборство, но и метод наказания, когда провинившегося негра голым за ноги подвешивают к потолку. Купюр не будет, миф об афроамериканских размерах Квентин также всесторонне поддерживает.

Человек с бульвара Капуцинов

Все гиперссылки можно долго  и упорно высматривать. Первое же, что  бросается в глаза, - это внешнее сходство Джанго освобождённого с Босом ниггером из одномённого американского фильма, относящегося к жанру blaxploitation, паразитирующему на «чёрных» темах. Та же шляпа, та же растительность на лице… И даже эпизод, когда белые люди неподдельно удивляются негру в седле, взят, скорее всего, оттуда. Из «Наёмника» того же Корбуччи прилетел выстрел в центр цветка на лацкане пиджака. Даже сам Франко Неро, исполнитель оригинальной роли Джанго в фильме 1966 года, засвидетельствует своё почтение, когда спросит у Джанго молодого: «Как тебя зовут?»

Увенчает же ленту заглавная музыкальная композиция из фильма «Меня зовут Троица» – второго по популярности спагетти-вестерна, поставленного Энцо Барбони в 1970-м. Будет и музыка Эннио Морриконе (какой же вестерн без неё?), позаимствованная из других фильмов. Безудержная компиляция цитат – благодатная среда для фанатского разгадывания ребусов.

Человек с бульвара Капуцинов

Поклонников может разочаровать только отсутствие знаменитой нелинейности мастера  в изложении истории, которая изредка разбавляется флэшбеками. По сути же, это вариация на тему «Настоящей любви» – фильма, который был снят Тони Скоттом по сценарию романтика Тарантино. Своеобразная, надо отметить, получилась и в этот раз любовь. Невольного африканца Джанго покупает охотник за головами – немец по кличке Дантист, который презирает рабство, но вынужден им пользоваться в своих целях. Он предлагает Джанго помочь ему в поимке очередных негодяев в обмен на свободу. Предложение, от которого нельзя отказаться.

Поклонников может разочаровать только отсутствие знаменитой нелинейности мастера в изложении истории, которая изредка разбавляется флэшбеками»

И Джанго становится мистером «убивать белых за деньги» с большим удовольствием. К тому же, по истечении срока условного контракта доктор Шульц предлагает помочь освободить жену Джанго – Брумхильду (взыграли патриотические чувства сентиментального головореза). И тут начинается вереница прекрасных эстетских убийств и диалогов. Омрачает происходящее ощущение, что фильм делится на отдельные эпизоды, связанные между собой лишь формально, и расчленённые, как этот текст, на законченные абзацы, которые можно поменять местами в любой последовательности. Так, собственно, раньше и делал режиссёр. Но перестал. Случись такое с Михалковым, он непременно создал бы сериал на основе фильма для «Первого канала».

Человек с бульвара Капуцинов

Все персонажи в заботливых руках  режиссёра «Джанго освобождённого»  стали  марионетками, но такими прекрасными! Некоторые действия героев вызывают недоумение, хотя режиссёр и пытается их объяснить. Так, например, зачем Дантист и Джанго морочат голову Кэлвину Кэнди с покупкой дорогого бойца мандинго за 12 тысяч долларов, если им нужна Брумхильда за 300? Ответ прост: не было бы этой перипетии, не было бы фильма. Как не было бы его без отборных актёров, под которых Тарантино и писал роли. Если актёр не мог по каким-то причинам попасть на съёмочную площадку, Квентин просто вычёркивал эту роль из сценария.

Но здесь речь идёт о второстепенных героях. На главную же роль изначально был приглашён Уилл Смит, однако из-за работы над фильмом «Люди в чёрном 3» ему пришлось отказаться от съёмок в квестерне. От этого фильм не только не потерял, а скорее, приобрёл… пронзительного Джейми Фокса, который добавил драматизма и надрыва. Излишне комично смотрелся бы лопоухий Смит в этой роли.

ДиКаприо порадовал долгожданной ролью откровенного негодяя и серыми прокуренными зубами. Снежок Сэмюэл Л. Джексон рассмешил до коликов, изображая негроненавистника. Австриец Кристоф Вальц настолько органичен в роли добродушного Дантиста-головореза, что кажется – он им всегда и был. Том Савини – секс-машина из «От заката до рассвета» – появится в нескольких секундах фильма, которых хватит восторженным зрителям для того, чтобы опознать его. Ну и, конечно, камео самого Тарантино, так метафорически завершившего свою короткую роль.

Человек с бульвара Капуцинов

Фильм не претендует на историческую достоверность. Тарантино по барабану, что Динамит и Ку-клукс-клан появились позже 1858-го. У него, как всегда, своё представление об историческом процессе, достаточно вспомнить финал «Бесславных ублюдков». Ну и не надо. В конце концов, какому идиоту придёт в голову идти на фильм Тарантино как на историческую драму? Фильм ценен не этим. Каждый кадр в нём настолько продуман и эстетизирован, что при просмотре всё остальное может уйти на второй план. Банальная сервировка стола в доме работорговца под композицию Ancora Qui выглядит балетом с чётко выверенными движениями.

Фильм ценен не этим. Каждый кадр в нём настолько продуман и эстетизирован, что при просмотре всё остальное может уйти на второй план»

К фильму «Джанго освобождённый» стоит  относиться именно как к спагетти-вестерну, со всеми оговорками и допущениями. Это ирония и кинематографическое  пижонство человека с бульвара Капуцинов  или из видеопроката – бальзам  на душу синефилу, который за время просмотра способен будет испытать множественный оргазм. А по выходе из кинозала начнёт с упоением интерпретировать события, благо почва для рассуждений есть.

Ну, например, что это приквел к корбуччиевской ленте 1966 года, в которой позже герой неожиданно побелел. Что мистер Шульц-Дантист - это ангел-хранитель Джанго, который внезапно появился в его жизни и так же внезапно исчез, как Элвис Пресли в «Настоящей любви». Так уже было с «Криминальным чтивом», где фанаты нашли ссылки (которые вызывали улыбку у самого Тарантино) на то, что Марселлас Уоллес был не кем иным, как Дьяволом, о чём свидетельствовали якобы заклеенные лейкопластырем три шестерки на его затылке.

Приятного просмотра, и не берите с  собой тех, кто про Тарантино знает понаслышке.

13 комментариев

avatar
oxxx 23 янв 2013, 00:02
за что вы там награды получаете ? примитивный пук больного тарантино восхваляется, а нормальные фильмы обгажены типа гуру в кинематографе ? что полезного вынесут из данного фильма ваши же дети-подростки ? их заботит судьба негров 200 лет назад ? щас! а вот такие прикольненькие брызги крови и куча трупов оседает в мозгу как нормальное явление... или ваши дети имеют иммунитет к пропаганде насилия, жестокости и античеловечности ? как можно ЭТО похвалить ? это больное тарантиновское гуано для тупейших из тупых 100% про жизнь пи и невозможное какую то лабуду напишите.. типа непрофессионально, неоригинально и т.д., хотя эти фильмы вычищают мозг от тарантиновской мерзости
avatar
Димка-Невидимка 25 янв 2013, 10:55
Спасибо, Алексей! Всегда с интересом читаю ваши материалы)
avatar
wikikras 25 янв 2013, 11:08
"как можно ЭТО похвалить ? это больное тарантиновское гуано для тупейших из тупых" +1
avatar
vertgalant 26 янв 2013, 19:45
как-то сторона "-оххх" ближе. Полюбились нам конечно "тарантиновцы" в школьные годы, было, да. Но уж точно не врезались в сердце, точно идола тут не из чего делать. Тоже считаю, что хвалить и показывать нужно поучительные фильмы, или хотя бы проблемные.
avatar
efk 30 янв 2013, 15:10
Фильм вовсе не должен обладать поучительным воздействием. Не стоит применять ко всякому явлению рациональный подход, выясняя его полезность и обоснованность. Почему многие не допускают, что может быть действие ради действия, самодовлеющее и ни к чему не отсылающее, на себе замыкающееся? По-моему, такое действие как раз является объектом эстетики - чистое наслаждение образами и не обязательно положительными. Алексей очень точно написал: «Каждый кадр в фильме настолько продуман и эстетизирован, что при просмотре всё остальное может уйти на второй план». Чего стоит образ доктора, прекрасно сочетающего в себе цинизм с умением сопереживать и решимостью оказать помощь. Его манеры общения, поведения, стиль приковывают взгляд зрителя, вызывая симпатию персонажу, несмотря на регулярно совершаемые им кровавые убийства. Черный на коне, ведущий охоту за головами белых в эпоху расцвета негритянского рабства – настоящий сюрреализм, заставляющий испытывать приятную ломку сформированных историей образов восприятия. Ди Каприо, распиливающий человеческий череп и рассказывающий о френологических выводах о рабском мышлении негров – являет собой торжество западного рационализма и просвещения. Сделать мерзкое привлекательным, произвести изменение категорий из безобразного в прекрасное у Тарантино получается отменно. Это игра образов, и за ней нужно просто наблюдать. Если же мышление посредством стереотипов мешает восприятию картины, то она может послужить хорошим подспорьем, чтобы научиться гибкости в восприятии фильма и действительности в том числе. Иногда полезно разрывать представления об обыденном.
avatar
Ekaterinodarman 31 янв 2013, 17:11
Я вот что-то не пойму, у нас что, по "игровому" кино жизни и истории учатся? Ну-ну...
avatar
Ekaterinodarman 31 янв 2013, 17:13
А я вот поржал, киноха не плохая. Тарантино в своём стиле...
avatar
Sluchayniy prohojiy 07 фев 2013, 19:30
1. Если ваш мозг очищает такой примитив, как "Жизнь "Пи", зачем возмущатся? Живите с очищенным сознанием, смотрите киношку про тигра с зеброй, зачем вам Тарантино? Никто же не заставляет читать.
avatar
vertgalant 09 фев 2013, 10:34
Если фильм обладает воздействием, его надо контролировать. Поверьте. Люди без контроля над собой (понимай: он давно утерян, читай: над ними) вернутся в первородное состояние. Особливо, если речь идет не о взрослых людях со сформированной психикой и системой ценностей, а о детях и подростках, которые - странно, что этому удивился Краснодарман - еще как учатся по игровым фильмам. И уж самым высоким мастерством я считаю умение делать фильмы наставительными и в красивую игру актеров вкладывать нотки нравоучений. Это истина, открытая еще мольеровским театром под лозунгом "Разлекать и наставлять". А вот сделать мерзкое привлекательным - знаете ценность сомнительная. И как-то эстетизм с фамилией Тарантино мне больше кажутся антонимами. КРАСНОДАРМАН - если уж по компьютерным играм учатся, то кино можно вообще университетом считать)
avatar
Персик 09 фев 2013, 11:48
Фильмы пора контролировать? Я смотрю, весеннее обострение стартовало с опережением. Задолбали своими нравоучениями, без вас разберемся, что можно смотреть, а что нельзя.
avatar
vertgalant 09 фев 2013, 12:06
о! Живой пример)
avatar
vertgalant 09 фев 2013, 13:04
Вобще-то речь шла о том, чтобы контролировать НЕ ФИЛЬМЫ, а воздействие. Разные, занаете ли вещи. А там хоть выключенный телефизор пусть разбираются смотреть. Уверен, отличное занятие для весны.
avatar
Персик 09 фев 2013, 13:49
Воздействие фильмов контролировать? Вы здоровы?
Авторизуйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии.

Читайте также

Первая полоса

Город Ситуация Бизнес

Иконки без образов

Журналист Нина Шилоносова — о новом бренде Краснодарского края, в создании которого прослеживается если не конфликт интересов, то этическая напряженность.

Город Люди Weekend

С чистой стены

В Анапе в культурно-оздоровительном центре «Премьера» завершился Всероссийский фестиваль стрит-арта «Арт-Премьера».

Город Weekend

Каникулы в Тбилиси: имена, пароли, явки

К открытию прямого авиасообщения между Краснодаром и Тбилиси «Югополис» попросил краснодарцев, которые любят столицу Грузии, рассказать, что посмотреть, куда пойти и что есть в Тбилиси.

Город Weekend

Тяжелая лира

В Кубанском симфоническом оркестре — новая арфа.