Драматическую историю любви на фоне великой войны Федор Бондарчук заменил аляповатым пафосом.
В основе сюжета «драматическая история любви на фоне грандиозной битвы». Повествование ведет русский спасатель, работающий на завалах японского землетрясения 2011 года. Он рассказывает немецкой девушке и ее друзьям, что у него пять отцов.
Осенью 1942 года его мама жила в доме на берегу Волги в Сталинграде. Берег занят немцами. Советские войска отступают. Однако несколько советских военных перебираются сюда, занимают дом, в котором живет Катя, и защищают его от немцев.
Никаких сомнений, что битва грандиозная. Мы и так это знаем из учебников истории, русской и советской литературы и кино. Федор Бондарчук постоянно тыкает в это и не дает переключиться все же на «драматическую историю любви» ни на секунду. О грандиозности сражения кричит не только формат 3D, вопят летящие на зрителя немецкие самолеты, все бесконечно взрывается, стреляет, убивает и проваливается в тартарары. Действие все два часа фильма происходит словно бы в замедленной съемке — чтобы придать сюжету еще больше грандиозности и эпичности. Больше шума, больше грома, больше пафоса.
«Сталинград» — российская военная драма режиссёра Фёдора Бондарчука, снятая в формате IMAX 3D. В ролях — Пётр Фёдоров, Алексей Барабаш, Андрей Смоляков и Томас Кречманн. В сентябре 2013 года российская оскаровская комиссия выдвинула фильм «Сталинград» на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Все, к чему прикасался царь Мидас, превращалось в золото. Любой фильм, к которому имеет отношение режиссер Федор Бондарчук, превращается сразу в три Г»
Вообще, пафос в произведениях о войне понятен. Если они о защитниках родины, как обойдешься без речи о героизме? Но это если пафос таких произведений — интеллигентный. Умный то есть, тихий, разумный. Пафос стихотворения Твардовского «Я убит подо Ржевом». «И во всем этом мире до конца его дней — ни петлички, ни лычки с гимнастерки моей». Великих песен военных лет. Чистого бриллианта советской лейтенантской прозы. Блистательных советских же кинолент о той войне.
К сожалению, пафос нового фильма Федора Бондарчука — другого рода. Он — кричащий, неуместный, смущающий зрителя. Смущает прежде всего формат 3D, превращающий просмотр вроде бы драматического кино в бесконечное внимание стрелялкам-убивалкам: а вот, смотрите, какой страшный немецкий самолет! Какой громкий взрыв! Как красиво все летит, гибнет, как расползается всюду огонь!
К сожалению, пафос нового фильма Федора Бондарчука — другого рода. Он — кричащий, неуместный, смущающий зрителя»
Смущает нарочитость режиссерских приемов вроде построения отряда Кана под портретом Сталина. Смущает некачественный закадровый текст, напоминающий описания к плаксивым картинкам из «Фейсбука», к тому же с плохой стилистикой и ошибками в согласовании частей предложений. Кстати, почему у героя пять отцов? Для круглости? Весь фильм девушку защищали шесть воинов. Или моряк не в счет?
И, наконец, больше всего смущает полное отсутствие за всем этим неуместным и аляповатым пафосом обещанной драматической истории любви. К середине второго часа устаешь наблюдать за отношениями персонажей, засевших в доме на оккупированном волжском берегу. Здесь и не пахнет драматургией: сплошь штампы, подсмотренные в прежних блокбастерах, плюс подражание естественной драматичности отношений героев на войне в советском кино.
Вряд ли в этом скучном, тоскливом взамодействии актеров на съемочной площадке, которое должно бы называться игрой, виноваты сами актеры. Да, понятно, что больше никогда мы не увидим в одном фильме Василия Шукшина, Сергея Бондарчука, Юрия Никулина и Вячеслава Тихонова. Но сценарий все же не менее важен. Умный сценарий, сыгранный в условиях внимания режиссера к актерам и их речам, а не сомнительной важности блокбастерского формата.
Потому что это явное стремление сказать «великое слово о великой войне» — не что иное, как амбиции режиссера, во что бы то ни стало желающего сделать блокбастер. Скорее всего, это Федору Бондарчуку удалось. В зале полно юношей и девушек, наверное, никогда не слышавших о лейтенантской прозе или о «другой войне» в новой военной прозе и не видевших «Батальоны просят огня». При финальных титрах «Сталинграда 3D» они зааплодировали фильму.
Великое кино о великой войне существует. И это не «Сталинград» Федора Бондарчука. Это «Отец солдата». «Чистое небо». «Летят журавли». «Баллада о солдате». «В бой идут одни «старики». «Они сражались за Родину»
И это нормально. Ведь сегодня такая, как новый фильм Федора Бондарчука, — вся «правда» о войне. Каждый тянет ее в свою сторону, одни хотят сделать на ней скандал, другие — принять очередной закон, третьи — соорудить кассовое кино. А получается пшик — символ современной России. Неуместный пафос плюс неумелый текст при звуковой дорожке, написанной иностранцем.
Великое кино о великой войне существует. И это не «Сталинград» Федора Бондарчука. Это «Отец солдата». «Чистое небо». «Летят журавли». «Баллада о солдате». «В бой идут одни «старики». «Они сражались за Родину».
Читайте также
Первая полоса
Последние новости
-
Shot: патриарх криминального мира Шакро Молодой вышел из колонии на Кубани 13:39
-
Глава Минфина РФ Силуанов: прибыль туристической отрасли в 2023 году составила почти 280 миллиардов рублей 13:36
-
Ведущие государственные вузы Кубани переходят на отечественные платформы для видеоконференций 13:13
-
Напротив Анапского индустриального техникума произошла массовая драка 13:10
-
В Анапе с высокого обрыва упал мужчина 13:03
-
При нападении на "Крокус" погиб полковник спецназа ГРУ 12:50
-
Центробанк продлил ограничения на перевод денег за рубеж 12:23
-
На улице им. А.М. Сорока в Краснодаре построили тротуар 12:14
-
Жители Краснодара заявили, что отдали “бизнесмену” из Саратовской области 6,5 млн рублей на открытие автопарка 11:48
-
В Сочи планируют открыть АНО “Порт Семья” для работы с трудными подростками и семьями в тяжелых жизненных ситуациях 11:15
-
Рост числа пациентов из Прикубанского округа стал причиной открытия новой масштабной клиники 11:14
8 комментариев
scaramouche 14 окт 2013, 07:34
Stan_Bylich 14 окт 2013, 12:06
Negodyai 14 окт 2013, 13:49
scaramouche 14 окт 2013, 14:31
Stan_Bylich 14 окт 2013, 15:09
scaramouche 14 окт 2013, 15:44
Ekaterinodarman 15 окт 2013, 10:40
scaramouche 16 окт 2013, 08:40
Последние обсуждения