Первое, что увидит зритель, решивший посмотреть «Аннет» - фигуру француза Леоса Каракса, сидящего за пультом управления на студии звукозаписи. Он, словно дирижер, командует сидящему напротив дуэту братьев Sparks (Рон и Расселл Маэл выступили полноценными соавторами картины) начать играть бодрую композицию в духе начальной сцены «Ла-Ла Лэнда». Через 2 минуты на экране появляется весь немногочисленный актерский состав, скандирующий «So may we start?» и приглашающий зрителя окунуться в эту пока еще бодрую и кажущуюся притягательной историю. Но готов ли зритель к тому, что последует дальше?

Каждая работа Каракса – нечто сугубо личное. Это фильмы, герои которых – концентрация сомнений, вопросов, страхов постановщика. За долгую карьеру кинематографиста режиссер научился вглядываться в феерию окружающей его действительности, находя в ее бурном течении удивительные коллизии и сюжеты. Одним из таких сюжетов и является «Аннет». Лента рассказывает историю влюбленной пары: провокационного стендап-комика Генри (Адам Драйвер) и оперной дивы Анн (Марион Котийяр). Их роман закручивается настолько бодро и стремительно, а совместная жизнь, проходящая под эгидой песни We love each other so much, кажется такой чарующей и красивой, что в подсознании невольно возникает мысль о каком-то подвохе. И он здесь, конечно же, есть. С рождением дочери Аннет любовь Генри и Анн постепенно оборачивается насилием, абьюзом и трагедией, которая отныне всегда следует за ними.

Alt

На протяжении двух с лишним часов зритель наблюдает за стремительным извержением глубоких чувств персонажей, совершающих порой нелогичные и пугающие поступки. Впрочем, все происходящее может показаться зрителю абсурдным. Почему любовь повлекла за собой смерть? Почему в сюжете фигурирует деревянная кукла? Почему Адам Драйвер не всегда попадает в ноты? Это же мюзикл! «Аннет» действительно способен возмущать, раздражать, утомлять и в конце концов доводить до слез.

Разгадка такого биполярного эффекта требует погружения в контекст – знакомства с достаточно трагичной биографией автора картины, который лучше многих знает, какие коррективы жизнь способна внести в любовные отношения. В 2011 году супруга постановщика Екатерина Голубева ушла из жизни, оставив его вдовцом с дочерью Настей на руках (которой и посвящен фильм). Отсюда и множество деталей, указывающих на то, что Генри – тревожная проекция авторского «Я». Герой Адама Драйвера, как некогда и сам режиссер, не в силах себя простить за загадочную гибель его музы, не в силах полюбить свою дочь, так напоминающую ушедшую жену. Все, что происходит в «Аннет» - тяжелая, глубокая, бурлескная рефлексия собственной жизни Леоса Каракса. И если держать эту мысль в голове, то все становится на круги своя. Ответы на возникшие выше вопросы приходят в голову сами собой. Режиссер деконструирует мюзикл как жанр, подчиняя его своим сугубо личным целям. Он не пытается понравиться зрителю или как-то его развеселить. За этим актом душевного эксгибиционизма стоит попытка найти прощение и отпустить прошлое.

Alt

Как у всякого большого художника, и особенно художника кино, техническая сторона у Каракса неразрывно связана с мировоззрением. Будучи традиционалистом, придерживающимся основ, на которых строились работы основоположников французской новой волны кино, постановщик прибегает к устоявшимся и уже старомодным визуальным приемам. Стилистика картины подчеркнуто искусственна и чем-то напоминает театральную постановку, местами очаровательную. Встречаются в фильме и абсолютно прекрасные технически сцены. Таковым, к примеру, является эпизод вальса на палубе корабля, раскачиваемого морскими волнами. Между танцующими в каплях дождя Драйвером и Котийяр создается почти физически ощущаемое напряжение, от которого становится неуютно. Постановщик то и дело наполняет пространство ленты множеством визуальных метафор, будь то морская бездна, перекликающаяся с финальной композицией Sympathy for the abyss, или же деревянная кукла-ребенок, предназначение которой становится понятным только в конце.

Alt

И все же поскольку фильм является мюзиклом (пусть и далеко не традиционным), главной его изюминкой является музыка, полностью сочиненная группой Sparks. Слегка легкомысленные на первый взгляд композиции создают фактурное звуковое полотно, поддерживающее нужную атмосферу. Тут необходимо пару слов сказать о русском переводе, а точнее - о его неоднозначности. С одной стороны, локализаторам нужно отдать должное за проделанную работу. Все песни адаптированы и озвучены актерами дубляжа, что позволяет практически каждому желающему прикоснуться к фестивальному кино. С другой же стороны, музыкальные номера, звучащие на русском языке, теряют свою мелодичность, ритмику и порой рифму. После прослушивания официального саундтрека напрашивается вывод о том, что в оригинале картина сияет совсем иными красками, поэтому зрителю, не испытывающему проблем с английским языком, стоит поискать сеансы с субтитрами.

Таким в итоге стал первый за последние девять лет фильм Леоса Каракса – мрачной сказкой об утрате, сочиненной одновременно для всех и ни для кого. Просмотр «Аннет» сравним с прочтением романов Сартра или Камю: большинство такой необычный мюзикл утомит, вымучает и расстроит. Однако это совсем не повод не погрузиться на два часа в бездну экзистенциализма. Главное – успеть вынырнуть обратно.

Читайте также

Город Люди Weekend

12 главных фильмов лета 2021

После долгого и тяжелого застоя индустрия кинопроката постепенно возвращается в норму: люди готовы прийти в кинотеатры. Но готовы ли прокатчики удовлетворить зрительский спрос? Этим летом на экраны выходят долгожданные блокбастеры, продолжения успешных франшиз, хорроры и комедии, а также несколько примечательных авторских проектов для тех, кто считает, что кино – это нечто большее, чем просто развлечение.
Город Люди Weekend

В звенящей тишине

Несмотря на то, что 93-я церемония вручения премии «Оскар» состоялась уже два месяца назад, главные ее номинанты все еще добираются до российских кинотеатров. Сейчас на экранах – «Звук металла», драма о теряющем слух барабанщике, в активе которой имеются 2 статуэтки американской киноакадемии: за лучший монтаж и звук.
Weekend

Женская бондиана «Черной вдовы»

В самый разгар летнего киносезона в российском прокате стартует «Черная вдова» — новый фильм в киновселенной Marvel и по совместительству первая полнометражная лента студии за два года. Рассказываем, какой получилась долгожданная премьера со Скарлетт Йоханссон, Флоренс Пью и Дэвидом Харбором.
Люди Weekend

Хтонь в тумане

В цифровом прокате ещё одна громкая якутская премьера – фильм «Иччи» режиссёра Костаса Марсана. И это, в отличие от оказавшегося более социальным, чем мистическим «Пугала», настоящий ужастик. Со своими в том числе этническими особенностями. Но вместе с тем – повод чуть ли не в отдельный поджанр выделить якутский хоррор.

Первая полоса

Последние новости

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».
Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.