Бизнес

В пролете

В начале этой недели прекратила свои полеты компания «Авианова». Уход с рынка небольшого (всего 6 судов) игрока, который предлагал дешевые билеты, вызвал массу мнений и споров. Как это отразится на нас, пассажирах? И самое главное — что будет с ценами?

13 окт 2011, 00:05 Светлана Журавлева

В начале этой недели прекратила свои полеты компания «Авианова». Уход с рынка небольшого (всего шесть судов) игрока, который предлагал дешевые билеты, вызвал массу мнений и споров.

— Бесконечные задержки рейсов. Самолеты старые. Персонал не очень. Не может реально билет стоить 500 рублей. Этот дуреж был до поры до времени. Слава Богу, он закончился, - говорят одни пассажиры.

— Благодаря таким проектам, как «Скай Экспресс» и «Авианова», миллионы россиян смогли путешествовать по всей стране. Слетать в Москву или Питер на уникальную выставку или выбраться из Москвы в выходные на сочинские пляжи. Увы, ради выживания «Скай» уже давно покинул сегмент низких цен, а «Авианову» схарчили… Горько и обидно от всего происходящего, - возражают другие.

— Конец бюджетным перевозкам, это начало власти монополистов, - предсказывают третьи. — Среднему и ниже среднего класса пассажирам летать будет не по карману. Конец конкуренции?

Проведенная в начале 90-х годов приватизация авиаперевозок привела к определенной бизнес-модели, когда рядом с крупными перевозчиками появились маленькие, с бюджетными ценами и небольшим парком самолетов.

Правда, специалисты полагают, что осуществленная в ходе приватизации бесплатная передача самолетов мелким компаниям сделала бессмысленным воспроизводство основных фондов и привела отрасль к структурному кризису. Мало кто из маленьких компаний в состоянии заменить свой парк.

Сейчас в Министерстве транспорта готовится проект постановления правительства об ограничениях для авиакомпаний по количеству воздушных судов. Авиакомпания, которая занимается регулярными пассажирскими перевозками, должна будет с 1 января 2012 года иметь не менее 10 однотипных воздушных судов российского производства.

Росавиация в короткие сроки должна сформулировать ограничения на допуск, особенно к международным перевозкам, компаний, обладающих небольшим количеством самолетов.

По словам руководителя Ространснадзора Александра Касьянова, новые правила затронут около 57 процентов из 139 официально зарегистрированных российских авиаперевозчиков. Если это постановление войдет в силу и будут приняты новые правила, то фактически с рынка авиаперевозок постепенно уйдут маленькие компании, или они вынуждены будут кооперироваться с большими.

Бюджетная авиакомпания

Авиаперевозчик, который предлагает крайне низкую плату за проезд в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг. Родина концепции лоу-кост — США, откуда она распространилась в Европе в начале 1990-х и в дальнейшем во многих странах мира. Термин «лоу-кост» заимствован во многие языки мира из английского языка, где первоначально относился ко всем авиакомпаниям с более низкой структурой эксплуатационных расходов чем у их конкурентов. В то время как термин «лоу-кост» часто применяется к любым авиакомпаниям с низкими ценами на билеты и ограниченным набором услуг, независимо от их операционных моделей, лоу-кост авиакомпании не стоит смешивать с региональными авиакомпаниями, которые работают на коротких рейсах без сервиса или с авиалиниями с полным сервисом, но ограничивающими набор услуг.

Если это постановление войдет в силу и будут приняты новые правила, то фактически с рынка авиаперевозок постепенно уйдут маленькие компании»

Сразу возникает вопрос: как это отразится на нас, пассажирах? И самое главное - что будет с ценами? Эти вопросы мы задали самому крупному авиаперевозчику в краснодарском аэропорту — авиакомпании «Кубань».

— Сейчас уже фактически идет укрупнение компании за счет присоединения компании «Скай Экспресс», - сообщила Ольга Трапезникова, директор по внешним связям авиакомпании «Кубань». — Согласно заявленной программе полетов мы будем совместно эксплуатировать до 9 самолетов Боинг-737, три судна Airbus-319. Самолеты отечественного производства Як-42, оснащенные всеми требуемыми Росавиацией системами безопасности полетов, также заявлены в расписании авиакомпании.

— Приведет ли укрупнение к монополизму?

— Крупный игрок с четко выстроенной бизнес-моделью может рассчитывать на экономическую эффективность и финансовую стабильность. Укрупнение не значит монополизация. В России достаточно компаний, чтобы сохранить конкурентным авиационный рынок.

— Что будет с ценами на билеты?

— Они останутся на прежнем уровне. Перевозчики в низкий сезон, как правило, не поднимают цены.

— А с маршрутами?

— Зимние программы уже давно в продаже. Что касается изменения после принятия новых правил, пока рано что-то прогнозировать. Главное, чтобы изменения не коснулись пассажиров, и авиаперевозчики смогли выполнить перед ними все свои обязательства, отлетав заявленные программы от начала до конца периода.

В пролете
Эксперты прогнозируют уменьшение доходности региональных перевозчиков, которые и так еле сводят концы с концами

Государство понять можно. Ему надоело подкидываться, когда у недобросовестных перевозчиков происходит сбой: то бензина не хватает, то долгов выше крыши, то пьяный летчик не на ту кнопку нажал, а в результате оно расхлебывает эту кашу. Многие кивают на Европу и Америку, где две-три крупные компании держат в своих руках практически весь крупный рынок перевозок: так легче управлять и легче спросить.

Но в той же Америке очень развита сеть внутренних авиамаршрутов, где и работают маленькие компании. Наши же «малыши» делают свой бизнес на чартерах или рейсах в Москву, потому что остальные перевозки им невыгодны. Эксперты прогнозируют уменьшение доходности региональных перевозчиков, которые и так еле сводят концы с концами.

И самый главный вопрос: где на всех взять столько отечественных самолетов?

Вот как прогнозирует ситуацию руководитель краснодарского представительства одного из крупных туроператоров «Пегас Туристик» Виталий Пучко:

— Сегодня многие маленькие авиакомпании выживают благодаря чартерным перевозкам, которые им заказывают туроператоры. Если будут приняты новые правила, то они вынуждены будут либо слиться с крупными авиакомпаниями, либо уйти с рынка авиаперевозок. И в самом худшем итоге мы можем получить двух-трех монополистов, которые начнут диктовать на рынке свои условия, так как  не будет конкуренции. И это, естественно, приведет к увеличению цены на туристические путевки.

В самом худшем итоге мы можем получить двух-трех монополистов, которые начнут диктовать на рынке свои условия, так как не будет конкуренции»

Конечно, если у компании всего, например, шесть бортов, и они все находятся в плохом состоянии, то даже хорошо, если такие недобросовестные игроки уйдут. Но если у компании есть Боинги и Эйрбасы и все они в приличном состоянии, то такая компания имеет право на жизнь. Ведь российских новых самолетов мало, а старые Яки и Ту себя исчерпали, парк довольно изношенный. Гиганты таким образом выдавят «малышей» с рынка.

Мы работаем с «Оренбургскими авиалиниями» и имеем собственную авиакомпанию «Норд Винд», которые обладают современными типами воздушных судов Боинг как среднемагистральных, так и дальнемагистральных. Поэтому наши туристы не должны пострадать от введения новых правил. Для туроператора в сотрудничестве с авиакомпаниями важны надежность и разумная цена.

— А для туристов еще кроме цены важно, чтобы их полет проходил как можно безопаснее…

— Вы знаете, судно может быть суперновым, а летный состав неопытным. Поэтому мы всегда в партнеры выбираем ту компанию, которая много летает. Будущее я вижу только за теми авиакомпаниями, которые привлекут в свои ряды наиболее опытный менеджмент и летный состав.

В пролете
Сегодня в аэропорту «Краснодар» работают 28 компаний. Маршрутная сеть аэропорта включает более 50 направлений

По информации, полученной из пресс-службы Базэл Аэро, на сегодняшний день в аэропорту «Краснодар» работают 28 компаний. Маршрутная сеть аэропорта включает более 50 направлений. Сегодня в аэропорту базируются два крупных перевозчика - «Кубань» и «Якутия».

С нового года в Краснодар будет летать венгерская компания «Malev» (сначала три раза в неделю, затем ежедневно), польская авиакомпания LOT (вначале четыре рейса в неделю, затем ежедневно). Со следующего летнего сезона в Краснодар планируются четыре рейса в неделю авиакомпании «Эйр Балтик» из Риги.

Как видим, возможности нашего аэропорта с нового года расширяются. Под эти перевозки туроператоры могут разработать новые интересные туристические маршруты, а деловой мир — бизнес-поездки.

Если только по рукам не ударят.

"Краснодарские известия".

Читайте также

Бизнес

Разбор полетов

Генеральный директор «Базэл Аэро» Сергей Лихарев рассказал «Югополису» о том, когда из Краснодара можно будет улететь в Париж, Лондон и Нью-Йорк.
Анна Шалимова
Ситуация

То взлет, то посадка

Гибель целой спортивной команды - событие резонансное, во много раз усиливает внимание мирового общества к случившейся трагедии. Сколько самолетов должно упасть для приведения в порядок отечественной авиации?

Первая полоса

Бизнес

Юрий Коровкин, YGroup, SILVERSTREAM: Нас ждут «Яндекс» и 600 000 пользователей

За четыре года он запустил два успешных бизнеса и получил сотни миллионов инвестиций в коттеджные поселки и десятки миллионов инвестиций в свой венчурный проект. Каждый день он начинает в 5.30 и считает Сочи лучшим городом мира. Он эффективно управляет как объектами недвижимости делюкс-уровня, так и своей жизнью. И специально для "Югополиса" рассказал, почему его компании доверяют строить элитные виллы, когда продаст приложение гиганту рынка и по каким критериям берет в свою команду

Люди

Верный путь к успеху – любимое дело

Швейное ремесло всегда было занятием не только прибыльным, но и престижным. Сейчас мастера своего дела помогают джентльменам выглядеть солидно и безукоризненно, а леди – изысканно, уникально и женственно. Мастером своего дела на этом поприще стала Лариса Гаврилова, хозяйка собственной сочинской швейной мастерской «Глорена».

Люди

Сергей Ситников: моя цель - воспитывать сильных и добрых людей, которые будут любить и развивать Россию

Общественному активисту, волонтеру Сергею Ситникову 32 года, за плечами у него служба во ФСИН, создание собственного спортивного клуба и даже выход на льготную пенсию. Активный, спортивный и инициативный Сергей, как говорится, никогда не сидит на месте: ведет спортивный образ жизни и прививает любовь к этому всем окружающим.
Иван Сергеев
Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми