Бизнес

Мало. Дорого. Неуютно

Эти три слова в полной мере характеризуют ситуацию в гостиничном бизнесе Краснодара.

24 ноя 2011, 17:45 Светлана Журавлева

Краснодар неоднократно занимал лидирующие места в различных рейтингах по привлекательности для бизнеса. Бизнес – значит, связи. Связи – значит, командировки. Готовы ли краснодарские гостиницы переварить возросшую деловую активность города? 

Дороже, чем на Лазурном берегу

В последнее время гостиницы для командировочных в Краснодаре растут как грибы после дождя. Но по своим суточным ценам они заткнут за пояс, пожалуй, даже знаменитый «Негреско» в Ницце.

Недавно мне понадобилось разместить человек десять гостей, приехавших на выходные из разных городов нашего региона. Ну и намучилась, скажу я вам.

Хотелось подобрать вариант размещения по следующим параметрам: вблизи от центра, не слишком дорого, в среднем ценовом сегменте, с завтраком и хорошим обслуживанием. Именно это и предпочитают большинство деловых людей, приезжающих в Краснодар в командировку.

Первое, что бросается в глаза, вернее, ударяет в нос — это запах. Старых, давно не видавших ремонта стен, подранного линолеума, ковровых дорожек, парикмахерской»

Начала я свой поход с типовых крупных гостиниц, находящихся в центре города, так сказать, «осколков советского прошлого». Как правило, это категория «2 звезды». Первое, что бросается в глаза, вернее, ударяет в нос — это запах. Старых, давно не видавших ремонта стен, подранного линолеума, ковровых дорожек, парикмахерской. Строгий портье, который суровым окриком: «Вы куда?» - преграждает дорогу.

И при этом цена 2200 руб. в сутки за номер, даже без завтрака. Интернет платный. Общежития бывают лучше. Я тут же поворачиваю к выходу: нет, в этот «парк советского периода» селить я своих гостей не буду.

Ладно, гулять так гулять. Попробуем крупные гостиницы нового поколения. Некоторые из них предлагают эксклюзивные услуги: например, если вы постоянный клиент, то ваше имя вышьют на халате. Все сияет чистотой и мрамором, персонал посовременней, правда, тоже «через губу не переплюнет». Но как-то все очень пафосно. Канделябры, ламбрекены… Цыганщина какая-то. А-ля итальянский или французский стили – зачем? Мебель в стиле «И я Собакевич!»

Мало. Дорого. Неуютно

И главное, что останавливает, — цены! Начинаются от 7-9 тысяч рублей за сутки.

Дело даже не в том, что очень дорого. А в том, что это столько не стоит. Остаются мини-гостиницы. Их сегодня в Краснодаре больше всего. И, судя по отзывам, командировочный народ в основном их и предпочитает.

Но здесь тоже цена кусается: от двух до четырех тысяч за номер. Для сравнения: в очень деловом городе Милане цена за номер в отеле категории «3 звезды», как правило, не превышает, в пересчете на российские купюры, 2500-3500 рублей. Известные цепочки чуть подороже: «Новотель» — 4000 рублей, «Холидей инн» — 3900 руб., «Хилтон» — 5700 руб.

Чуть дешевле эти же отели во французской Ницце. В немецком Ганновере, куда наши бизнесмены любят ездить на международные выставки, отели категории «3 звезды» начинаются от 2300 руб. за номер, «4 звезды» — от 3200 руб. В Швейцарии средняя суточная цена за номер в «трешке» составляет 3120 рублей.

Как видим, наши мини-гостиницы по ценам впереди Европы всей.

Их плюсы: это, как правило, новые частные особнячки. Хозяева очень стараются. Включают завтрак в стоимость. На ресепшен научились улыбаться, быстро вызывать такси и выполнять желания клиента. Любые. При этом среди комплекса услуг почему-то сходу предлагают сауну.

А вот бесплатный Интернет есть не везде, как и карта города. И другие атрибуты, необходимые деловому человеку в командировке.

— К нам часто приезжают деловые партнеры. Когда мы их селим в гостиницы, первый вопрос: а парковка там есть? – рассказывает генеральный директор консалтинговой группы Владимир Артеменко. — В основном, у командировочных такие требования к краснодарским гостиницам: наличие парковки, завтрак, бесплатный Интернет, хорошая звукоизоляция номеров. Еще очень важный момент: комната для переговоров.

Сегодня в Краснодаре работают 108 отелей, гостиниц, мини-отелей и гостевых домов. Общий номерной фонд – 3160 номеров, ориентировочное количество койко-мест – 6320
Мало. Дорого. Неуютно

Эту роль могут выполнять лобби-бары. Но, как правило, их в наших мини-гостиницах нет. Вместо этого есть кафе, где витает запах еды, что не способствует деловым переговорам. Службы размещения недотягивают до высокого уровня. Ведь очень важно, чтобы тебя хотя бы встретили правильно. Должен быть некий фирменный стиль. Вместо этого сидит ключница. Не надо китайских брелоков по полтора рубля штука. Я понимаю: дорого содержать портье. Но уж потратиться на хорошего ресепциониста сам бог велел. Еще нюанс — деловые люди не должны попадать в «отели на час». А их у нас тоже немало.

Как начинаются выставки — вы нигде не поселитесь, - радостно сообщили мне»

Наконец, я нашла пристанище для своих гостей. Все новенькое, чистенькое. Халаты-тапочки-шампуни-гели. Недалеко от центра. Вкусный, почти домашний завтрак. И цена приемлемая — 3500 руб. в сутки за номер. Атмосфера настолько семейная, что девушка с ресепшн стала рассказывать о похоронах своей тети, на которых она вчера побывала… Но на это я уже закрыла глаза.

— И скажите спасибо, что у нас сегодня выставок нет. А то бы все места в городе в мини-гостиницах были заняты. Как начинаются выставки — вы нигде не поселитесь, - радостно сообщили мне.

Спасибо. 

С неба звездочка упала

Ситуация со столь высокими ценами и неадекватным сервисом сложилась у нас еще и потому, что нет в гостиничном бизнесе города законодателя мод.

Нет хорошего международного оператора, который принес бы сюда не только уютные красивые номера, но и новые технологии ведения гостиничного бизнеса. Ведь посмотрите, что произошло с кафе и ресторанами: пришли в Краснодар крупные региональные или московские сети – и появился новый уровень обслуживания. И главное – упали цены.

Мало. Дорого. Неуютно

— Будут скоро в Краснодаре и такие операторы, - заверяет Владислав Серый, директор департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей администрации города. — Сегодня у нас строятся порядка 20 отелей. В их числе: гостиничные комплексы «Marriott» — 22-этажное здание отеля уровня «5 звёзд» на 262 номера и «Hilton» — 7-этажное здание категории «4 звезды» на 165 номеров.

— Хватает ли сегодня Краснодару гостиниц?

— Средняя загрузка по городу составляет 51%. Однако в период проведения в Краснодаре крупных мероприятий мест в гостиницах хватает не всем. Так, например, во время проведения матча за «Суперкубок России» между футбольными командами «ЦСКА» и «Зенит» город посетили более семи тысяч болельщиков из Москвы и Санкт-Петербурга. Конечно, был ажиотаж с размещением.

— Как отделить гостиницы для бизнесменов от гостиниц на час?

— Это, в первую очередь, вопрос имиджевой политики самих отелей. В городе открылось значительное количество мини-отелей и гостевых домов на 4-5 номеров, ориентированных на краткосрочное пребывание посетителей. Это их выбор, определенный потребительским спросом.

— В городе нет обязательной классификации гостиниц. И, тем не менее, есть ли тенденция к тому, чтобы сами гостиницы все чаще обращались в соответствующие службы за получением «звезд»?

— Пока у нас официально классифицированы лишь 12 средств размещения. Ещё 5 предприятий подали заявки на прохождение официальной процедуры классификации. Но, безусловно, более интенсивное и качественное развитие гостиничного комплекса Краснодара начнется после введения с 2012 года обязательной классификации на всей территории Краснодарского края.

Самый дешевый номер в Краснодаре — в хостеле «100 друзей» (700 рублей в сутки). Самый дорогой номер предлагает отель «Genoff», его стоимость — 45 000 рублей в сутки
Мало. Дорого. Неуютно

Это особенно важно в преддверии Олимпиады 2014 года в Сочи и чемпионата мира по футболу 2018 года, несколько этапов которого пройдут непосредственно в Краснодаре.

— Как вы думаете, почему наши гостиницы так неохотно продвигают услуги по онлайн-бронированию? На крупных букинговых сайтах я нашла всего штук пять наших отелей.

— Пока далеко не все менеджеры и владельцы отелей являются активными интернет-пользователями. Но, думаю, это временное явление. Нарастающая конкуренция расставит свои акценты в борьбе за клиента. Сегодня нами разработана и проходит процедуру согласования муниципальная целевая ведомственная программа по развитию туризма в городе Краснодаре, в мероприятия которой включены обучение и повышение квалификации персонала гостиничного и туристического бизнеса. Однако одних административных мер недостаточно для выхода отрасли на более качественный уровень. Владельцам средств размещения и туристическим фирмам необходимо регулярно обучать обслуживающий персонал.

Об ужесточении требований к персоналу при обязательной классификации отелей говорит и генеральный директор ОАО «Курорт экспертиза» Ирина Пожидаева.

— Парадокс: сегодня проще, наверное, выполнить все необходимые технические требования, а вот перестроить мозги менеджера, выучить персонал - более длительная и сложная задача. Необученность персонала – основная проблема многих отелей.

Захотел бывший эротик-клуб на улице Северной превратиться в отель – и превратился. Да еще и повесил вывеску в «4 звезды»

Ирина Пожидаева рассказала такой случай из практики. Захотел бывший эротик-клуб на улице Северной превратиться в отель – и превратился. Да еще и повесил вывеску в «4 звезды». На робкий вопрос клиентов и контролирующих органов: а кто их вам присвоил? - менеджеры отеля отвечают: никто, захотели и повесили. А что — нельзя?

— Очень жаль, что эта процедура для всех городов края, кроме Сочи, пока добровольная, - говорит Ирина. — И если ответственный менеджер в хорошем отеле понимает, что получить официально свои звезды — это вопрос и престижа, и рекламы, то находятся и такие, которые сами себе «выписывают» звезды.  

Эффект домино

Краснодар неплохо развивается в сфере жилой, торговой и офисной недвижимости. Почему же отстали гостиницы? На этот вопрос ответил  эксперт, генеральный директор консалтинговой компании «Macon Realty Group» Илья Володько:

— Краснодар сегодня — достаточно сильный экономический центр с очень высокой деловой активностью, гостиничная недвижимость «не успела» за этим развитием. Когда спрос превышает предложение, мы всегда имеем высокие цены. Все прошлые годы наши девелоперы отдавали предпочтение другим сегментам, поскольку они были более высокодоходными. Торговый центр окупается за три года, жилой дом — за полтора-два года, бизнес-центр — от трех до пяти лет. А окупаемость гостиничного объекта — не менее 7-10 лет. Заниматься сложной гостиничной недвижимостью и такими долгими проектами девелоперам было неинтересно. Сегодня, когда рынок в этих сегментах «перегрет», гостиничная недвижимость стала более привлекательной. Могу утешить: уже стали строить гостиницы, и довольно активно. Завтра мы увидим другую картину.

— Какую?

— У нас появятся два международных оператора, Хилтон и Марриотт, с достаточно высоким объемами номерного фонда. Плюс еще максимум пара объектов. На самом деле этого хватит.  В течение 3-5 лет рынок перейдет в сбалансированное состояние.

Илья Володько

генеральный директор «Macon Realty Group»

Окупаемость гостиничного объекта — не менее 7-10 лет. Заниматься сложной гостиничной недвижимостью и такими долгими проектами девелоперам было неинтересно.

Мало. Дорого. Неуютно
Строительство гостиницы Marriott в Краснодаре

— А что будет с ценами?

— Международные операторы выйдут на рынок с определенным ценовым уровнем. Он не будет превышать имеющийся в Краснодаре. Им понадобится заполняемость. Чтобы проект работал, цены должны быть вполне приемлемыми. А услуг эти отели будут давать больше. И это будут качественные услуги. Соответственно, публика, которая до этого останавливалась в наших местечковых отелях, перетечет туда. Для того, чтобы продолжать конкурировать, мини-отели начнут снижать цены. Пойдет волна падения цен до самого нижнего уровня. Эффект домино. И вот тогда цены на не очень качественные объекты станут справедливыми.

"Краснодарские известия"

2 комментария

avatar
vertgalant 25 ноя 2011, 11:16
прочел на одном дыхании. А мы еще этих буржуев ругать изволим в предвыборных гонках и около них. Остается повисшим вопрос - в каких таких кафе упали цены с появлением крупных игроков? С радостью их посещу и... посоветую родне. А советские осколки все-таки жалко. Они в себе пережитки не своей родной эпохи сохранили. Тогда не было запаха и было-таки уютно... Я не говорю о "клоповниках", конечно. И цены кусаются только отчасти. А портят их пережитки скорее не союзные, а лихих 90х... Тогда все запустевало... И традиция эксплуатировать до последнего без вложений появилась скорее тогда же
avatar
Парий Дима 29 ноя 2011, 00:10
Согласен с автором, что пока не откроются Марриотт и Хилтон, ситуация в Краснодарских гостиницах будет продолжаться: "мало, дорого, неуютно".

Читайте также

Бизнес

Под ключ

«Югополис» выяснил, что будет построено в Краснодаре в 2011 году.
Марина Аванесова

Первая полоса

Бизнес

Юрий Коровкин, YGroup, SILVERSTREAM: Нас ждут «Яндекс» и 600 000 пользователей

За четыре года он запустил два успешных бизнеса и получил сотни миллионов инвестиций в коттеджные поселки и десятки миллионов инвестиций в свой венчурный проект. Каждый день он начинает в 5.30 и считает Сочи лучшим городом мира. Он эффективно управляет как объектами недвижимости делюкс-уровня, так и своей жизнью. И специально для "Югополиса" рассказал, почему его компании доверяют строить элитные виллы, когда продаст приложение гиганту рынка и по каким критериям берет в свою команду

Люди

Верный путь к успеху – любимое дело

Швейное ремесло всегда было занятием не только прибыльным, но и престижным. Сейчас мастера своего дела помогают джентльменам выглядеть солидно и безукоризненно, а леди – изысканно, уникально и женственно. Мастером своего дела на этом поприще стала Лариса Гаврилова, хозяйка собственной сочинской швейной мастерской «Глорена».

Люди

Сергей Ситников: моя цель - воспитывать сильных и добрых людей, которые будут любить и развивать Россию

Общественному активисту, волонтеру Сергею Ситникову 32 года, за плечами у него служба во ФСИН, создание собственного спортивного клуба и даже выход на льготную пенсию. Активный, спортивный и инициативный Сергей, как говорится, никогда не сидит на месте: ведет спортивный образ жизни и прививает любовь к этому всем окружающим.
Иван Сергеев
Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми