Локомотив
«Наземка» призвана сократить время в пути для пассажиров общественного транспорта и дать автолюбителям альтернативу в виде маршрутных электропоездов из пригородов через весь Краснодар с раннего утра до полуночи с интервалами 20 минут в часы пик и 40 минут - в остальное время.
Эффективность подобных решений многократно проверена опытом мегаполисов: части Лондона связывают легкая (Docklands) и наземная (Overground) железные дороги, центр Парижа с Версалем и Диснейлендом — сеть наземных скоростных поездов RER, Берлин с Бранденбургом, Потсдамом и другими «спутниками» — городская железная дорога S-Bahn. Легкорельсовые транспортные системы есть в Тель-Авиве, Таиланде, Сингапуре, Южной Корее, Малайзии и т. д.
— «Наземка» — результат совместного
творчества с активистами общественного
движения «Городские решения». Мы
обнаружили общие интересные идеи борьбы
с пробками с помощью железных дорог: у
них было свое видение роли железнодорожного
транспорта в решении дорожных проблем
города и Краснодарской агломерации, у
меня — свое. Сложили идеи, потом много
спорили, думали, решали, рисовали и
наконец произвели на свет совершенно
новый проект. «Наземка» — проект более
организационный, чем инвестиционный:
железнодорожные пути есть, вагонный
парк и 18 платформ тоже, нужно лишь
заинтересовать власти и построить еще
12-14 новых платформ с перехватывающими
парковками и инфраструктурой.
Предварительная цена платформ 100 млн
рублей, - говорит Евгений Змиев, член
совета директоров ОАО «Кубань
Экспресс-Пригород», отвечающего за
пригородные перевозки в регионе.
От декабрьской презентации «Наземки» в культурном центре «Типография» («После нее ростовчане тоже заговорили о наземном метро для себя, а их губернатор и мэр Ростова-на-Дону вместе с «РЖД» начали активно действовать: будет обидно, если у них первых получится», - говорит Змиев) до объезда ее потенциальных маршрутов руководителями «РЖД» и администрации Краснодара во главе с вице-мэром Евгением Зименко не прошло и двух месяцев.
Затем перспективы проекта обсудили в комитете ЗСК по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи, и его председатель Владимир Чепель назвал «Наземку» «одним из способов значительно облегчить» проблему пробок в Краснодаре.
Сейчас вместе со Змиевым и «Городскими решениями» над претворением «Наземки» в жизнь трудится рабочая группа администрации Краснодара, скоро такая же должна сформироваться в краевом министерстве транспорта и дорожного хозяйства. Первая в дополнение к 18 имеющимся утвердила места строительства 14 новых платформ и 12 перехватывающих парковок, к которым «подвинут» остановки общественного транспорта и организуют автобусные маршруты.
Дальше специалисты «РЖД»
выдадут техусловия на строительство
платформ, а город сформирует и зарезервирует
в Генплане земельные участки под киоски,
кофейни, торговые точки и прочее, выведет
стоимость работ и начнет искать источник
финансирования - и так для каждой новой
станции.
— Если «Наземка» заработает, город получит скоростной антипробочный сервис и регулярные электропоезда, а этот опыт можно будет расширять и тиражировать дальше. К тому же наш проект станет примером, как должны решаться глобальные проблемы: власть — администратор, она должна уметь осуществлять решения, а вот предлагать идеи — не только их компетенция, но и горожан. На встрече в ЗСК я предлагал в подобных случаях объявлять конкурс для общественности с фондом в несколько миллионов: в результате либо находится наилучшее решение, либо призовой фонд не расходуется. Чтобы подобные механизмы работали и Краснодарская агломерация развивалась, а наземное метро как можно быстрее появилось, я участвую в праймериз депутатов ЗСК, выборы которых будут осенью, - добавляет Евгений Змиев.
Подвижной состав
За проектом «Наземка» стоит четырехлетняя подготовительная работа активистов «Городских решений». В группе движения читаем: «Мы за конструктивный диалог с управляющими городом чиновниками, за то, чтобы в их деятельности максимально учитывались потребности горожан. Мы категорически против вредных для города проектов. Против решений, делающих город неудобным для жизни. Мы не критикуем ради критики. Не боремся за политические очки. Мы всегда предлагаем конструктивную повестку и альтернативы непродуманным решениям».
Там
же находим расчеты, на которые опираются
авторы «Наземки»: «Еще несколько лет
назад Краснодарская агломерация
официально насчитывала более 1,6 млн
жителей. Сейчас, скорее всего, эта цифра
находится в районе 2 млн. Кроме того, в
Краснодар ежедневно въезжает 150-250 тысяч
автомобилей. 43 тысячи человек ежедневно
приезжают на работу со стороны станицы
Северской, 16 тысяч — со стороны
Новотитаровской, 15 тысяч — Динской, 10
тысяч — Васюринской. Если хотя бы половина
этих людей пересядет из собственного
автомобиля на метро — а в машине, как
правило, едет один-два человека, — это
сократит поток на въезд и выезд на 20-30
тысяч машин».
Ближний радиус «Наземки» предполагает запуск электропоездов по шести линиям Краснодарской агломерации: Новотитаровская - Северская, Новотитаровская - Динская, Новотитаровская - Васюринская, Динская - Северская, Васюринская - Северская, Динская – Васюринская. Каждая из них будет проходить под первым или вторым путепроводом по улице Северной, где можно будет пересесть на общественный транспорт, но и не только там. Время в пути пассажира «Наземки» с одного края города в другой составит от 25 минут до часа, по сегодняшним тарифам билет может обойтись в 22 рубля за десять километров. На втором этапе «Наземка» дальним радиусом «дотянется» до Кореновска, Усть-Лабинска, Горячего Ключа, Крымска и Тимашевска.
На
самое тонкое место «Наземки» указал
Анатолий Мокроусов, главный архитектор
Краснодарского края в 1991-1999 годах. По
его мнению, чтобы ее поезда держали
интервал в 20-40 минут, краснодарскому
узлу СКЖД придется перекроить график
движения, что невозможно с учетом
однопутных линий и задачи увеличить
трафик. В своем блоге ему парировал соавтор
проекта Дмитрий Воронов: «РЖД» поставлена
задача увеличить грузопоток не через
Краснодар, а к черноморским и крымским
портам, для чего строится объезд…,
который завершится постройкой ветки
Кореновск — Тимашевск к 2019 году. После
этого транзитные грузовые поезда будут
следовать в обход города. Что касается
пассажирских поездов, то…половина их
проходит через город ночью, когда
«Наземка» не работает».
Подъездные пути
Александр Кузнецов, главный архитектор Краснодара в 2004-2009 годах, в связи с «Наземкой» вспоминает, что в свое время в одном из петербургских НИИ была разработана схема транспортного развития города, «математически просчитывавшая тринадцать-четырнадцать пунктов — мероприятия по выводу Краснодара из транспортного коллапса». Одним из них был «прокол» узкого центра — строительство многополосного тоннеля под узким центром, другим вариантом, на порядок дешевле, — легкий наземный монорельс или скоростной трамвай из четырех-пяти вагонов, разгоняющийся на длинных прямых участках пути до скорости поезда.
— Альтернатив «Наземке» я не вижу: наш город растянут по площади, и ничем другим, кроме движущегося по прямой скоростного электротранспорта, его районы не связать. Даже если использовать существующие железнодорожные ветки, все равно предстоит решить комплекс проблем: линии не везде подходят к основным транспортным артериям, а чтобы сделать удобные и безопасные платформы на три-четыре вагона с проходами к ним, потребуется жертвовать существующей застройкой. А это не так уж мало сносов, так что с учетом проектирования процесс может растянуться на несколько лет. И, конечно, финансовый вопрос: будут ли вливания из городского и краевого бюджетов, инвестиции частного бизнеса взамен преференций — скорее всего, все вместе, — считает Кузнецов.
Основные расходы «Наземки» как таковой — строительство новых двенадцати-четырнадцати платформ первой очереди большей частью в черте города Краснодара вдобавок к имеющимся 18 станциям. Авторы проекта подразумевают, что часть будет возведена на государственные средства, а другая заинтересует инвесторов возможностью притока новых посетителей.
По оценкам
Евгения Змиева, их может быть «и три, и
пять миллионов человек в год», если речь
идет о станциях рядом с Вишняковским
рынком, ТРК «СБС Мегамолл» и «Сити
центр», рынком «Кормилица» или «оформленной
в корпоративном стиле» станцией у
стадиона «Краснодар».
Уже существующую станцию «Пашковская» авторы проекта видят вокзалом «Краснодар-III»: здесь имеются ветки, по одной из которых мог бы ходить аэроэкспресс в аэропорт.
Однако большой бизнес пока осторожен в оценках: «Руководители компании «Базэл Аэро» приняли участие в нескольких рабочих встречах по реализации проекта «Наземка» в Краснодаре. Пока мы можем говорить только о достигнутых договоренностях о сотрудничестве в рамках строительства нового терминала международного аэропорта «Краснодар» и организации подъездных путей к нему», — говорит официальный представитель «Базэл Аэро» Анна Шалимова.
Пока единственная новая платформа «Наземки», у которой есть инвестор, — мегацентр «Красная площадь»: ее строительство в самом простом исполнении организует «РЖД». Остановка свяжет с путепроводом по улице Северной поселок Жукова, Немецкую деревню, Баскет-холл, конец улицы Московской: она станет первой построенной в Краснодаре за последние 26 лет. Северо-Кавказский филиал ОАО «РЖД», администрация Краснодара и разработчики «Наземки» уже подписали акт о выборе места для платформы к югу от автомобильной развязки и с западной стороны железнодорожных путей. Платформа длиной 130 метров и шириной четыре сможет принимать шестивагонный электроподвижной состав.
В пресс-службе группы компаний
«РАМО-М», управляющей сетью ТРК «Красная
площадь», затруднились с ответом об их
возможном участии в строительстве здесь
станции наземного метро.
Читайте также
Первая полоса
Последние новости
-
Зарезал и пытался сбросить в колодец: жителя Выселок обвиняют в убийстве подруги 20:41
-
Hewlett-Packard прекратила работу в России 20:11
-
В парках Краснодара запретят передвижение на электросамокатах 20:05
-
В течение месяца электрички Аэропорт – Сочи будут ездить по измененным маршрутам 19:37
-
Подсчитана стоимость демонтажа старого Яблоновского моста в Краснодаре 19:18
-
Задержан еще один подозреваемый по делу о теракте в «Крокусе» 18:55
-
В Крыму упал военный самолет 18:43
-
К месту гнездования на крыше здания Банка Уралсиб в Уфе вернулись сапсаны 18:26
-
В Краснодаре в доме купца Лихацкого могут открыть филиал Третьяковки 18:12
-
В игорной зоне «Красная Поляна» ждут гостей из арабских стран 17:38
-
Сочинец Дмитрий Жеуров, которого искала дочь, погиб в «Крокус Сити Холле» 17:09
11 комментариев
DV 29 мар 2017, 13:12
Юрий Кириенко 29 мар 2017, 14:32
scaramouche 29 мар 2017, 18:17
Пассажир 29 мар 2017, 19:34
Инкогнито 29 мар 2017, 22:56
DV 30 мар 2017, 02:35
рядовой налогоплательщик 30 мар 2017, 07:47
scaramouche 30 мар 2017, 07:54
Евгений Польский 30 мар 2017, 19:09
Ohsher 30 мар 2017, 20:38
RuV 30 мар 2017, 23:24
Последние обсуждения