Прибытие
Arrival
США / 116 мин. / 16+
Научная фантастика

Режиссёр: Дени Вильнев
В ролях: Эми Адамс, Джереми Реннер, Форест Уитакер, Майкл Сталберг, Марк О’Брайен, Эбигейл Пневски, Ци Ма

В прокате с 11 ноября

Когда на Землю прибывает двенадцать инопланетных кораблей, севших в разных местах — от США до Китая и России (здесь целых два объекта: на Черном море и в Сибири), американские власти, ЦРУ и военные снаряжают спецгруппу для контакта с пришельцами. Наладить его поручают ученому-физику Иэну Доннелли (Джереми Реннер) и ученому-лингвисту Луизе Бэнкс (Эми Адамс), у которой от тяжелой болезни умерла дочь-подросток. Параллельно с Америкой общаться с пришельцами пытаются в других государствах, например в Китае, и это грозит всемирной катастрофой, если в какой-нибудь из стран прибывших поймут не так.

Картина канадского режиссера Дени Вильнева («Пленницы», «Убийца») снята по сценарию, основанному на повести «История твоей жизни» (1998) американского фантаста Теда Чана. Научно-фантастическая повесть о женщине-лингвисте, изучающей язык пришельцев, была удостоена множества наград и на русском языке опубликована в 2000 году.

Alt
«Прибытие» — фильм года, фильм-предчувствие и фильм-утешение, истоки которого нужно искать в «Космической одиссее» Кубрика, а еще больше — в «Солярисе» Тарковского.

Многое роднит ленту Вильнева с «Интерстелларом» Нолана, с которым «Прибытие» находится на одной космической ступени в смысле визуального воплощения и уровня режиссуры, но много выше — по простоте мысли, ясности идеи и глубине рассказа.

В привычную для себя оболочку кино об одиночестве, разобщенности людей, непонимании человеческого языка и доверии лишь языку силы Вильнев вкладывает очень важные вещи, без усвоения которых людскому роду приходится туго и будет еще хуже. В этом смысле «Прибытие» значительнее своей литературной основы, как важнее рассказа Артура Кларка фильм Стэнли Кубрика и романа Лема — картина Тарковского. Все-таки поймут или не поймут идею режиссера больше людей, чем будут разбираться в прочитанном: кино — искусство массовое, и самую глубокую мысль можно преподнести красиво и увлекательно, как Вильнев. Его «Прибытие» на изумительно звучащем языке говорит о вещах, необходимых для сохранения человеческого, гуманного. Не напрасно длинный акцент сделан на первом слове лингвиста Луизы Бэнкс, адресованном неведомым пришельцам, — «human», человек.

Alt

Одна из этих вещей — ученые нужнее военных, образование и работа мозга в любом деле, включая спасение мира от катастрофы, важнее агрессии и силы. Снобистскую профессию ученого-физика отдали Джереми Реннеру, актеру с внешностью строителя или шахтера, сделав его персонажа самым интеллигентным и добрым во всей истории. Не менее высоколобая ученый-лингвист — нежная Эми Адамс, воплощение мягкой женственности. Причем здесь, как в «Гравитации» Куарона, главнее героев — героиня, а ее эмоциональность имеет чуть ли не большее значение, чем профессионализм.

То есть ведь мы знаем, что культура — понятие не мужественное, а женственное, она смягчает и облагораживает, усложняя жизнь и делая ее многограннее. Чуть ли не половину ленты на экране глаза Эми Адамс, которая хочет понять, усвоить, разгадать, достичь, сделать почти невозможное — своим, как говорили на заседаниях интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?», собственным умом. А не силой, как не менее благородный персонаж Фореста Уитакера, или хитрыми изысканиями, как цээрушник в исполнении Майкла Сталберга.

Из этого следует другая вещь, которую хорошо бы усвоить не только американцам, эта вещь актуальна в любой стране: развитие личности нужнее квасного патриотизма. Но оно — труднее. Перед лицом катастрофы, которую устроили сами люди в разных странах, не понимающие друг друга и не желающие понять, чего хотят пришельцы, следует не кричать «смерть!», бить стекла и сжигать машины, а сесть за книги и планшеты, подаренные нам цивилизацией, чтобы постичь непостижимое, еще не изведанное, — вот для чего они, оказывается.

Alt

В этом канадский режиссер не первый и не последний среди создателей фильмов-катастроф и фантастики на тему космоса. Но никогда еще акцент не делался на буквальном воплощении неведомого человечеству языка. Раньше в кино человек замирал перед звездным ужасом, сам превращаясь в неизвестное, или говорил на смешном выдуманном языке, который теперь используют персонажи «Теории большого взрыва», чтобы пугать родственников свадебными приглашениями. Но писать на гулкой космической оболочке щупальцами в виде морской звезды сразу во все стороны, выражая одним взмахом тысячу вещей, потому что совсем иначе, не как люди, воспринимаешь пространство и время, — это надо видеть.

Наконец, Вильнев, как во всех своих программных фильмах, — за объединение. У него всегда истина кроется где-то рядом в жизненном аду, и нужно пройти через много кругов, чтобы сложить дважды два. Награда за это — огромна: ее озвучила героиня «Пожаров» Наваль. «Нет ничего прекраснее, чем быть вместе». Луизе Бэнкс из «Прибытия» способность видеть будущее, которую обретешь, познав другую природу времени, нужна не для того, чтобы воспользоваться ею и привести к возможному удобному и счастливому для себя финалу, а чтобы оставить все как есть, быть вместе с близкими, хоть и недолго, и разобраться в себе, ответив, в конце концов, на мучительные вопросы.


Благодарим за приглашение на предпремьерный показ фильма «Прибытие» сеть кинотеатров «Киномакс».

Читайте также

Weekend

Премьера недели. Доктор Стрэндж меняет профессию

Сабина Бабаева посмотрела первый фильм о персонаже кинематографической вселенной Marvel докторе Стрэндже, роль которого здесь исполнил новейший британский Шерлок — Бенедикт Камбербэтч.
Сабина Бабаева

Первая полоса

Бизнес

Юрий Коровкин, YGroup, SILVERSTREAM: Нас ждут «Яндекс» и 600 000 пользователей

За четыре года он запустил два успешных бизнеса и получил сотни миллионов инвестиций в коттеджные поселки и десятки миллионов инвестиций в свой венчурный проект. Каждый день он начинает в 5.30 и считает Сочи лучшим городом мира. Он эффективно управляет как объектами недвижимости делюкс-уровня, так и своей жизнью. И специально для "Югополиса" рассказал, почему его компании доверяют строить элитные виллы, когда продаст приложение гиганту рынка и по каким критериям берет в свою команду

Люди

Верный путь к успеху – любимое дело

Швейное ремесло всегда было занятием не только прибыльным, но и престижным. Сейчас мастера своего дела помогают джентльменам выглядеть солидно и безукоризненно, а леди – изысканно, уникально и женственно. Мастером своего дела на этом поприще стала Лариса Гаврилова, хозяйка собственной сочинской швейной мастерской «Глорена».

Люди

Сергей Ситников: моя цель - воспитывать сильных и добрых людей, которые будут любить и развивать Россию

Общественному активисту, волонтеру Сергею Ситникову 32 года, за плечами у него служба во ФСИН, создание собственного спортивного клуба и даже выход на льготную пенсию. Активный, спортивный и инициативный Сергей, как говорится, никогда не сидит на месте: ведет спортивный образ жизни и прививает любовь к этому всем окружающим.
Иван Сергеев
Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми