Наука и техника

Почему Facebook победит «Вконтакте»

Пользователям не нужна хорошая социальная сеть — они готовы довольствоваться самой лучшей.

29 авг 2010, 18:05

Бурный рост «Вконтакте» закончен, тогда как если Facebook продолжит расти в России так же, как и в последний месяц, то «Одноклассников» он обгонит через 12—13 месяцев, а уровня «Вконтакте» достигнет через два года.

Сравнение «Вконтакте» с Facebook напоминает мне парный тест Lada 2118 и Volkswagen Golf — тот же цвет кузова, те же четыре колеса плюс одна запаска, тоже разгоняется, ездит, и даже есть кондиционер. Вся разница в том, как это выглядит, насколько это притягательно по дизайну и насколько качественно сделано. Разница в этих сравнениях одна — если «Гольф» стоит в четыре раза дороже, то социальные сети — одинаково бесплатны. Что выберете вы? Если у кого-то есть сомнения, то ответ на вопрос, что выберут ваши дети, которые с пяти лет будут разбираться в новых сотиках и соцсетях лучше вас, очевиден.

Загрузить 59 фотографий из поездки в фотоальбом в «Вконтакте» потребовало от меня смекалки и нескольких попыток. Особенно раздражает, когда приходится из 300 фото в который раз выбирать те самые 59, которые хочешь загрузить. Тот же фотоальбом Facebook проглотил и разместил, не скрипя от перенапряжения серверов, не жалуясь на размеры и количество, — закачал, сжал, расставил, рассказывая по пути, что происходит, и не дал мне шансов нажать не ту кнопку, чтобы пришлось делать всё сначала. Таких мелких примеров не меньше, чем зазоров в кузове «Лады».

Загрузить 59 фотографий из поездки в фотоальбом в «Вконтакте» потребовало от меня смекалки и нескольких попыток. Тот же фотоальбом Facebook проглотил и разместил, не скрипя от перенапряжения серверов, не жалуясь на размеры и количество»

Два года назад, навсегда покинув свою страницу в совсем уж деревянных «Одноклассниках», я оставил на двери лицевой страницы сообщение: «Тут не бываю. Ищите меня «Вконтакте». Теперь, похоже, очередь за «Вконтакте».

После того как посидел за рулём «Гольфа», обратно в «Ладу» уже не хочется. Это сокровенное знание приходит не ко всем и не сразу, но бесплатность и общедоступность интернета сделают такой переход быстрее, чем падает доля АвтоВАЗа. А что будет, когда основной поток в социальные сети польётся через мобильные телефоны, где красота, интерфейс и надёжность ценятся ещё выше?

И главное: современный пользователь не хочет просто хороший продукт — он хочет лучший. А если лучший продукт — бесплатный, то тут всё предопределено.

Больше не социальная сеть

А если вдуматься, то битва соцсетей за одного конкретного человека — меня — «Фейсбуком» уже выиграна. Недавно я осознал, что «Вконтакте» для меня лично больше не социальная сеть, теперь это просто удобный музыкальный плеер и один из четырёх-пяти мессенджеров наряду с ICQ, Skype, Facebook и «Mail.Ru Агентом». И я всё реже и реже открываю этот сайт.

Данные статистических сервисов Webomer и TNS Web-Index подтверждают — не я один: пока у соцсетей отечественной сборки наблюдался летний спад, Facebook рос. С 5 июля по 5 августа — всего за один месяц — рост Facebook составил 13%! Построив простую модель экстраполяции, легко подсчитать, что при сохранении таких темпов Facebook обгонит «Одноклассников» (если их аудитория не упадёт) через 12—13 месяцев, а «Вконтакте» догонит примерно через два года.

Почему Facebook победит «Вконтакте»
С 5 июля по 5 августа — всего за один месяц — рост Facebook составил 13%

Ситуация же у «Вконтакте» весьма грустная. И если падение (равно как рост) по количеству пользователей за последний год не так заметно, то количество просмотров страниц за последний год «Вконтакте» упало примерно в три раза.

Чего ждать от проекта, который в качестве стартовой страницы загружает одну и ту же вашу анкету?»

Пожалуй, это свидетельство того, что «Вконтакте» всё меньше и меньше играет роль социальной сети и интерес к проекту падает в пользу других сетевых развлечений или конкурентов. Что, впрочем, неудивительно — чего ждать от проекта, который в качестве стартовой страницы загружает одну и ту же вашу анкету?

Первоначальный капитал «Вконтакте»

Спасательный круг «Вконтакте» — это кущи нелегального контента, в которых легко затеряться или даже с вожделением или отвращением наткнуться на то, что даже и смотреть-то уголовно наказуемо.

Но тут, кроме бонусов, кроются и серьёзные правовые риски. Кроме того, видеохаляву с успехом заменила халява-конкурент — качественные и даже HD-копии фильмов с торрентов.

Френдов заменить сложнее. «Первоначальный капитал» в количестве порядка 14—15 млн активных российских пользователей (не стоит обольщаться счётчиком количества регистраций «Вконтакте», постепенно приближающихся к 100 млн) — это огромный надувной спасательный круг с мелкой дыркой. За летний месяц — с 5 июля по 5 августа — «Вконтакте»» стали посещать на 500 тыс. пользователей меньше (охват аудитории уменьшился с 48,7 до 47,1%). Сдуваться он если и будет, то не так быстро, и уж конечно никогда не сдуется до нуля.

Шансы против остального мира

Биться с мировым лидером на просторах интернета, не имея пошлинных заграждений и акцизных редутов, — задача не из лёгких. Да что там говорить, этот вопрос — из той же серии, что и «Есть ли шанс у Lada против Volkswagen, если бы все машины в мире были бесплатными?». Или у Rover Book против Apple? Да, впрочем, практически любой массовый потребительский продукт, сделанный руками (а не выкачанный из недр) в России, проигрывает в абсолютной мировой конкуренции. Традиционные «кто виноват?» и «что делать?» — темы для другого очерка, пока же мы — о будущем интернет-лидеров в России.

Нет, «Вконтакте», конечно же, не умрёт и не будет убыточным проектом. Это вопрос доли рынка. Просто Facebook в России рано или поздно станет гораздо более заметным.

График же роста Facebook в мире впечатляет даже за последний год. Впечатляет и всё продолжающийся рост глубины просмотра, которая теперь в 10 раз выше, чем у «Вконтакте».

За один летний месяц — с 5 июля по 5 августа — «Вконтакте»» стали посещать на 500 тыс. пользователей меньше (охват аудитории уменьшился с 48,7 до 47,1%)

Как заметил в интервью «Часкору» основатель венчурного фонда Runa Capital, компаний Rolsen, Parallels и многих других Сергей Белоусов, у мировых лидеров бесконечные ресурсы для постоянного улучшения сервиса, бороться с ними сложно. Он же заметил, что Facebook уже выиграл конкурентную борьбу в нескольких странах с изначально сильными «родными» соцсетями.

Теперь у социальных сетей новый вызов — в обозримом будущем основной контакт с соцсетями будет происходить через мобильные устройства (в США это «будущее» уже в полном разгаре). Facebook, запустивший мобильный сервис Facebook Zero, к этому будущему подготовился. Видимо, следует ожидать от «Вконтакте» по традиции сервис-клон. И название может оказаться в тему: «Вконтакте-ноль».

Максим Кудеров, обозреватель портала Chaskor.ru

1 комментарий

avatar
Lux 31 авг 2010, 18:25
:) на моей "двери" в "Одноклассниках" тоже болтается табличка "я ушла в Facebook"

Читайте также

Первая полоса

Последние новости

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».
Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.