«Поле чудес» по-кубански

В прошлом году Краснодарский край отметился в скандале с мировыми автоконцернами. Гиганты высказали свои претензии и подозрения кубанскому правосудию, которое якобы потворствует юристам-авантюристам и помогает им взыскивать компенсации по тем или иным страховым случаям, связанными с ненадлежащим техническим состоянием купленных автомобилей. В результате проведена масштабная проверка служителей Фемиды с целью вскрытия мошеннических схем.

Однако подобные вопросы к нашему региону возникают не только у автоконцернов. Опять-таки в прошлом году Кубань вышла в национальные лидеры по случаям страхового мошенничества. В первом полугодии 2019 года в регионе подано 1115 заявлений о подобного рода действиях. Это составило шестую часть от всех заявлений на территории России.

Эти цифры и впечатляют, и настораживают. Они заставляют задуматься каждого из нас.

На Кубани мошенники обычно действуют организованными группами, тем самым создавая видимость легальных компаний. Чаще всего они фальсифицируют документы с завышенной стоимостью запчастей транспортного средства. В этом им помогают «свои» специалисты из профильных организаций. Классикой жанра является инсценировка ДТП. Если мошенники имеют номер вашего полиса, данные по автомобилю и копию ПТС, то могут оформить на вас столько аварий, сколько им потребуется.

Кроме того, сейчас актуально мошенничество с электронными полисами ОСАГО. Закупая их в регионах с низким коэффициентом, они изменяют этот коэффициент, потом подделывают документы и продают клиенту, серьезно зарабатывая на разнице.

Недобросовестные автоюристы имеют и полулегальные, но не менее вредоносные схемы получения прибыли. Например, покупка права требования к страховой компании (через договор цессии или оформление доверенности).

Все эти схемы являются незаконными, и к уголовной ответственности могут быть привлечены как сами мошенники, так и их клиенты.

Быстро и заманчиво – чаще обманчиво

Заметьте, за пять месяцев 2020 года одна только компания «Ингосстрах», которая дорожит репутацией и заинтересована в качественном оказании своих услуг, предотвратила в регионе 117 попыток страхового мошенничества на сумму более 77 миллионов рублей. Львиную долю заявок составили попытки получения выплат по убыткам, в которых четко прослеживались признаки страхового мошенничества. Более того, по 36 случаям мошенничества с моторным страхованием правоохранительные органы проводят проверки и по части из них возбуждены уголовные дела.

Эксперты утверждают, что именно в Краснодарском крае особенно широко распространена схема, которая позволяет недобросовестным автоюристам злоупотреблять правом и использовать нормы закона «О защите прав потребителей» в целях личной наживы в ущерб автовладельцам. Результаты их деятельности сказываются на формировании объективной ценовой политики и предложениях по полноценной страховой защите.

Страховое мошенничество становится опасным явлением. Оно вредит не только отрасли, но и гражданам. И борьба с этим злом – это прерогатива не только страховых компаний, но и нас с вами. Криминальные автоюристы зарабатывают деньги, забирая часть выплат, предназначенных страхователям, которая закладывается в тариф и приводит к его повышению. То есть задача таких дельцов в обогащении за счет граждан, а отнюдь не защита интересов своих клиентов. Если дело доходит до суда, недобросовестные автоюристы присваивают себе компенсацию, а потерпевший получает гораздо меньшую сумму в сравнении с той, которую ему бы выплатила страховая компания напрямую.

Предупрежден - значит вооружен

Благодаря тому, что законодательство в последнее время все больше меняется в пользу потребителя, интересы гражданина помогает защитить финансовый омбудсмен, крупные и легитимные страховые компании выступают на стороне потребителя. В таком случае нет смысла обращаться к недобросовестным автоюристам или связываться с мошенниками, ведь страховщик выполняет свои обязательства в соответствии с законодательством.

- Гражданин, который не согласен с решением страховой компании и размером возмещения, может рассчитывать на бесплатное и независимое рассмотрение его требования финансовым уполномоченным. Если же он передает право требования посреднику, то лишается такой возможности. Нужно отметить, что уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг (финансовый омбудсмен)- институт, созданный в интересах добросовестных страхователей и для защиты их прав, - подчеркивает директор юридического департамента СПАО «Ингосстрах» Татьяна Комарова.

Что же советуют делать эксперты, чтобы обезопасить себя от мошенников? Вот подробный чек-лист:

  • На месте ДТП никогда не подписывайте пустые бланки или заявления – все строки должны быть заполнены, а в пустых графах должен стоять прочерк.
  • Никому кроме официальных представителей страховой компании и сотрудников органов внутренних дел не сообщайте номера своего полиса, иначе им могут воспользоваться мошенники. Если произошла авария, не спешите признавать своей вины и не предпринимайте никаких действий до приезда ГИБДД или аварийного комиссара.
  • Если Вам предлагают на месте оформить доверенность, договор на переуступку прав или на оказание помощи, знайте, что вы можете потерять часть полагающегося Вам возмещения.
  • Если вы не согласны с размером выплаты, полученной от страховщика, обратитесь бесплатно к Уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг (Финансовый уполномоченный) любым удобным для вас способом: почтой или посредством электронной связи.
  • Если информация по вашему автомобилю, ДТП или страховому полису попадет третьему лицу, существует вероятность оформления несуществующих ДТП, где Вы будете признаны виновным. Это, естественно, приведет в последующем к значительному росту стоимости страховки ОСАГО.
  • Если вам предлагают «заработать» на страховании, не соглашайтесь, потому что умышленное увеличение ущерба расценивается как мошенничество, за которое предусмотрена уголовная ответственность.
  • Не соглашайтесь на оформление полиса заведомо меньшей стоимости, чем Вам рассчитали на официальном сайте страховой компании или в офисе, особенно это касается ОСАГО и Е-ОСАГО. С большой долей вероятности это будет поддельный полис.
  • Обратите внимание, что полисы, например, СПАО «Ингосстрах» не могут быть рукописными, в них не допускается исправление ошибок, а все надписи и печать должны быть читаемыми.
  • Если вам поступает звонок о пролонгации договора и вас просят предоставить информацию по страховому полису, не передавайте свои данные, настаивайте на встрече в офисе, потому что вся необходимая информация должна быть у агента или сотрудника компании.
  • Будьте аккуратны при покупке и продлении полисов. Проверяйте и уточняйте фамилию страхового представителя, требуйте предоставить оригинал агентского договора и доверенность, проверяйте бланки, на которых оформляются договоры. При необходимости обратитесь в представительство компании для подтверждения информации.

Чтобы не попасть на крючок к недобросовестным юристам, лучше действовать максимально открыто и обращаться к ответственным представителям страховых компаний, которые выступают на стороне клиента и выполняют свои обязательства в соответствии с законом. Например, удобная система урегулирования убытков есть у «Ингосстраха». В Краснодарском крае у компании для удобства клиентов предусмотрены мобильные точки, а выплаты по заявленным убыткам совершаются быстро и качественно.

В любом случае, каждый будет решать сам за себя. Главное, не наступать на одни и те же грабли, забывая, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Первая полоса

Люди

Дорога начинается с проекта

Старейшая проектно-изыскательская организация дорожной отрасли Кубани ООО «Краснодаравтодорпроект» отмечает 65-летний юбилей.
Иван Прытыка
Люди

Выборы на Кубани. День третий

Краснодарский край всегда отличался активностью граждан, высокой явкой на выборах. Для этого приложили усилия и депутаты.
Люди

Выборы на Кубани. День второй

Наше издание продолжает рассказывать о депутатах, которые приходят на голосование за президента России и приглашают избирателей последовать их примеру.

Ситуация

Выборы на Кубани. День первый

Наше издание собрало информацию о том, как проходили президентские выборы на Кубани при активном участии народных избранников.
Ситуация

Победа России – Победа народа!

Более 500 тонн гуманитарной помощи получили защитники Отечества и жители новых российских территорий от Краснодарского регионального отделения Общероссийского Народного Фронта (ОНФ) в прошлом году.
Weekend

Бедная-несчастная собака, финал «Барбигеймера» и мечты о переменах: каким получился «Оскар-2024»?

Премиальный сезон устроен таким образом, что его финальное и главное событие мало удивляет кинолюбителей. Но всё-таки 96-й церемонии вручения наград Американской киноакадемии удалось привлечь внимание зрителей и «Югополиса». Каким получился в этом году «Оскар» – читайте в нашем обзоре.

Ситуация

«Кино» с «Утесовым»

В Арбитражном суде Краснодарского края рассматривается дело о передаче земли под элитным отелем в Анапе в федеральную собственность. Этого решения с большой надеждой ждут обманутые дольщики в Краснодаре.

Бизнес

Инна Арендаренко. Технология партнерства

Адвокат, кандидат юридических наук, эксперт по бизнес-партнерствам Инна Арендаренко уверена, что большие деньги создаются в правильных партнерствах. Инна разработала авторскую технологию, которая помогает предпринимателям лучше понимать ожидания от бизнес-партнерства, осознанно и безопасно вступать в партнерские отношения и выходить из них с минимальными потерями. Слово Инне
Бизнес

Максим Манахов: как риэлтору и застройщику построить отдел продаж

Повысить продажи с 30 до 300 домов в месяц и увеличить общий объем сделок в 4 раза за полгода — таких результатов Максим Манахов добился, когда стал коммерческим директором в строительной компании. На базе своего опыта эксперт вывел 5 главных ошибок, которые найдутся почти в каждом sale-отделе, и рассказывает о способах решений. Эксклюзивно в ЮП и специально для бизнеса в сфере недвижимости