«Поле чудес» по-кубански

В прошлом году Краснодарский край отметился в скандале с мировыми автоконцернами. Гиганты высказали свои претензии и подозрения кубанскому правосудию, которое якобы потворствует юристам-авантюристам и помогает им взыскивать компенсации по тем или иным страховым случаям, связанными с ненадлежащим техническим состоянием купленных автомобилей. В результате проведена масштабная проверка служителей Фемиды с целью вскрытия мошеннических схем.

Однако подобные вопросы к нашему региону возникают не только у автоконцернов. Опять-таки в прошлом году Кубань вышла в национальные лидеры по случаям страхового мошенничества. В первом полугодии 2019 года в регионе подано 1115 заявлений о подобного рода действиях. Это составило шестую часть от всех заявлений на территории России.

Эти цифры и впечатляют, и настораживают. Они заставляют задуматься каждого из нас.

На Кубани мошенники обычно действуют организованными группами, тем самым создавая видимость легальных компаний. Чаще всего они фальсифицируют документы с завышенной стоимостью запчастей транспортного средства. В этом им помогают «свои» специалисты из профильных организаций. Классикой жанра является инсценировка ДТП. Если мошенники имеют номер вашего полиса, данные по автомобилю и копию ПТС, то могут оформить на вас столько аварий, сколько им потребуется.

Кроме того, сейчас актуально мошенничество с электронными полисами ОСАГО. Закупая их в регионах с низким коэффициентом, они изменяют этот коэффициент, потом подделывают документы и продают клиенту, серьезно зарабатывая на разнице.

Недобросовестные автоюристы имеют и полулегальные, но не менее вредоносные схемы получения прибыли. Например, покупка права требования к страховой компании (через договор цессии или оформление доверенности).

Все эти схемы являются незаконными, и к уголовной ответственности могут быть привлечены как сами мошенники, так и их клиенты.

Быстро и заманчиво – чаще обманчиво

Заметьте, за пять месяцев 2020 года одна только компания «Ингосстрах», которая дорожит репутацией и заинтересована в качественном оказании своих услуг, предотвратила в регионе 117 попыток страхового мошенничества на сумму более 77 миллионов рублей. Львиную долю заявок составили попытки получения выплат по убыткам, в которых четко прослеживались признаки страхового мошенничества. Более того, по 36 случаям мошенничества с моторным страхованием правоохранительные органы проводят проверки и по части из них возбуждены уголовные дела.

Эксперты утверждают, что именно в Краснодарском крае особенно широко распространена схема, которая позволяет недобросовестным автоюристам злоупотреблять правом и использовать нормы закона «О защите прав потребителей» в целях личной наживы в ущерб автовладельцам. Результаты их деятельности сказываются на формировании объективной ценовой политики и предложениях по полноценной страховой защите.

Страховое мошенничество становится опасным явлением. Оно вредит не только отрасли, но и гражданам. И борьба с этим злом – это прерогатива не только страховых компаний, но и нас с вами. Криминальные автоюристы зарабатывают деньги, забирая часть выплат, предназначенных страхователям, которая закладывается в тариф и приводит к его повышению. То есть задача таких дельцов в обогащении за счет граждан, а отнюдь не защита интересов своих клиентов. Если дело доходит до суда, недобросовестные автоюристы присваивают себе компенсацию, а потерпевший получает гораздо меньшую сумму в сравнении с той, которую ему бы выплатила страховая компания напрямую.

Предупрежден - значит вооружен

Благодаря тому, что законодательство в последнее время все больше меняется в пользу потребителя, интересы гражданина помогает защитить финансовый омбудсмен, крупные и легитимные страховые компании выступают на стороне потребителя. В таком случае нет смысла обращаться к недобросовестным автоюристам или связываться с мошенниками, ведь страховщик выполняет свои обязательства в соответствии с законодательством.

- Гражданин, который не согласен с решением страховой компании и размером возмещения, может рассчитывать на бесплатное и независимое рассмотрение его требования финансовым уполномоченным. Если же он передает право требования посреднику, то лишается такой возможности. Нужно отметить, что уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг (финансовый омбудсмен)- институт, созданный в интересах добросовестных страхователей и для защиты их прав, - подчеркивает директор юридического департамента СПАО «Ингосстрах» Татьяна Комарова.

Что же советуют делать эксперты, чтобы обезопасить себя от мошенников? Вот подробный чек-лист:

  • На месте ДТП никогда не подписывайте пустые бланки или заявления – все строки должны быть заполнены, а в пустых графах должен стоять прочерк.
  • Никому кроме официальных представителей страховой компании и сотрудников органов внутренних дел не сообщайте номера своего полиса, иначе им могут воспользоваться мошенники. Если произошла авария, не спешите признавать своей вины и не предпринимайте никаких действий до приезда ГИБДД или аварийного комиссара.
  • Если Вам предлагают на месте оформить доверенность, договор на переуступку прав или на оказание помощи, знайте, что вы можете потерять часть полагающегося Вам возмещения.
  • Если вы не согласны с размером выплаты, полученной от страховщика, обратитесь бесплатно к Уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг (Финансовый уполномоченный) любым удобным для вас способом: почтой или посредством электронной связи.
  • Если информация по вашему автомобилю, ДТП или страховому полису попадет третьему лицу, существует вероятность оформления несуществующих ДТП, где Вы будете признаны виновным. Это, естественно, приведет в последующем к значительному росту стоимости страховки ОСАГО.
  • Если вам предлагают «заработать» на страховании, не соглашайтесь, потому что умышленное увеличение ущерба расценивается как мошенничество, за которое предусмотрена уголовная ответственность.
  • Не соглашайтесь на оформление полиса заведомо меньшей стоимости, чем Вам рассчитали на официальном сайте страховой компании или в офисе, особенно это касается ОСАГО и Е-ОСАГО. С большой долей вероятности это будет поддельный полис.
  • Обратите внимание, что полисы, например, СПАО «Ингосстрах» не могут быть рукописными, в них не допускается исправление ошибок, а все надписи и печать должны быть читаемыми.
  • Если вам поступает звонок о пролонгации договора и вас просят предоставить информацию по страховому полису, не передавайте свои данные, настаивайте на встрече в офисе, потому что вся необходимая информация должна быть у агента или сотрудника компании.
  • Будьте аккуратны при покупке и продлении полисов. Проверяйте и уточняйте фамилию страхового представителя, требуйте предоставить оригинал агентского договора и доверенность, проверяйте бланки, на которых оформляются договоры. При необходимости обратитесь в представительство компании для подтверждения информации.

Чтобы не попасть на крючок к недобросовестным юристам, лучше действовать максимально открыто и обращаться к ответственным представителям страховых компаний, которые выступают на стороне клиента и выполняют свои обязательства в соответствии с законом. Например, удобная система урегулирования убытков есть у «Ингосстраха». В Краснодарском крае у компании для удобства клиентов предусмотрены мобильные точки, а выплаты по заявленным убыткам совершаются быстро и качественно.

В любом случае, каждый будет решать сам за себя. Главное, не наступать на одни и те же грабли, забывая, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Первая полоса

Город Люди Бизнес Спорт

Прокачай мотивацию персонала

Пандемия коронавируса нанесла серьезный урон фитнес-индустрии. Самые слабые игроки ушли с рынка. Оставшиеся же предлагают эксклюзивные условия, равных которым не было многие годы.
Люди Ситуация Бизнес

Скандалисты от мировых автоконцернов проиграли в Верховном Суде

Краснодарские общественники, ранее огульно обвиненные лоббистами иностранных компаний в мошенничестве со взысканиями компенсаций за автомобильный брак, прошли проверку правоохранительными органами и в очередной раз отстояли права потребителя уже в Верховном Суде РФ.
Ибрагим Чумнов
Город Люди Ситуация Бизнес

СтРОительный комплекс

Польза делу, ответственность, знания Таковы принципы работы СРО Ассоциация «КубаньСтройИзыскания

Люди Ситуация Бизнес

Создатель юрфирмы «Золотое правило» Инна Арендаренко: «Триада наших требований — интеллект, знания, характер»

​Десять лет назад в Краснодаре была основана юридическая фирма «Золотое правило», которая стремительно вышла на этот рынок, постепенно став очень солидным игроком