Материал опубликован в Дзен-канале "Социолог".

Короновирусная истерия и объективная медицинская необходимость заставили политический бомонд страны, тунеядцев, интеллектуалов и прочих кандидатов начать активную борьбу в социальных сетях и мессенджерах за внимание периодически очень сильно уважаемого электората.

К 2020 году половина российского рекламного рынка ушла в интернет, при помощи социальных сетей штаб за выход Англии из ЕС победил на референдуме, Трамп стал президентом США, но... очевидно, влиятельные соцсети ранее не являлись определяющей площадкой итогов губернаторских выборов в Краснодарском крае. В данном электоральном цикле ситуация в корне изменилась. Ограничения массовых мероприятий, нежелание общаться с агитаторами, брать на улице флаеры, газеты и листовки вытеснили предвыборную борьбу в сеть, не спрашивая, хотят этого участники банкета или нет...

... половина электоральной базы в среднем от 5 до 7 раз в сутки заходит в социальную сеть, что существенно упрощает задачу агитации. Оставалось только "прийти, увидеть и победить".

Традиционно интернет пространство воспринимается площадкой, на которой доминирует оппозиция - данный перекос случился из-за невозможности подчас оппозиции транслировать свое мнение через традиционные СМИ (о причинах уважаемый читатель догадывается сам), но... в каждом правиле есть свои исключения:

губернатор Кондратьев к старту избирательной кампании имел внушительную базу подписчиков на собственные аккаунты:

Как нас агитировали в эпоху пандемии

Даже если посчитать подписчиков в наиболее популярные сетях в Instagram, ВК и ОК - получается: 358 527 человек. Это 8,5 % избирателей региона. Согласитесь, немало!

Легионы губернатора!

Не одними личными сетями главы пополнялось региональное информационное пространство...

Для жителей краевой столицы совершенно незамеченным прошел поистине тектонический сдвиг в районах края. Большинство муниципалитетов и глав районов обзавелись официальными аккаунтами с качественной целевой аудиторией, десятки из них имеют аудиторию больше 10 тыч. человек, а общее число подписчиков данной сетки превысило 700 тыс пользователей. Отметим, что если Вы не живете в Кореновске или Темрюке - то точно не станете подписываться на паблики района, правда? Таким образом появилась сеть из аккаунтов с отлично сегментированной целевой аудиторией по территориальному признаку. Эти аккаунты традиционно цитируют и репостят информацию о деятельности главы региона, выступая незаметной сетью агитации, если не видеть "картину целиком".

Ведущие СМИ края за последние два года совершили заметные успехи в росте аудитории в социальных сетях. К примеру, на аккаунты "Кубань 24" в Instagram подписано 270 тыс пользователей, в "ВК" - 64 тыс, "ОК" - 52 тыс. Телеканал «Краснодар» в Instagram собрал аудиторию в 78 тыс, газета "Кубанские Новости" в "ВК" - 55 тыс. Есть успехи у многих муниципальных СМИ, к примеру, газета "Анапское Черноморье" в Instagram - 20 тыс., "Новороссийский рабочий" - 24 тыс., "Туапсинские вести" - 13 тыс.

Как нас агитировали в эпоху пандемии

Но... это далеко не весь использованный арсенал агитации!

Если внимательно проанализировать инфополе региона в соцсетях, то можно заметить, как 60-70 популярных неофициальных пабликов в разных муниципалитетах края репостят информацию с аккаунтов краевых СМИ. Примерно число подписчиков подобных пабликов - 4 млн пользователей. Таким образом, контент из пабликов СМИ получает максимальный охват. Почему так происходит, наверное писать не стоит...

Как нас агитировали в эпоху пандемии

Отметим, что за пару месяцев до выборов критика пропала во многих популярных аккаунтах региона, произошло это как по взмаху дирижерской палочки. Наверное, этот процесс не случаен. Паблики - это коммерческие проекты, которым хочется кушать.

Таким образом, к выборам была создана эффективная сетка доставки информации как в крупных городах, так и в станицах с максимальным охватом аудитории по всему региону. Конкурировать с этой невидимой машиной за внимание и количество "информационных касаний" к избирателю было невозможно! Кто-то хитрый и большой заранее отлично подготовился. Осталось только создавать контент и заливать его по отлаженным каналам доставки информации. Губернатор изначально был непобедим на информационном фронте в соцсетях.

Талантливо и креативно

Интересной и нестандартной получилась агитационная кампания в сети у Александра Сафронова (кандидат от "КПРФ"). Он фактически ввел в политическое пространство региона многие формы агитации, использовав их впервые, став пионером.

Кандидат несколько раз провел, ставшие из-за пандемии крайне популярными, прямые эфиры. Александр не отказывал в диалоге районным пабликам, популярным блогерам, журналистам.

Как нас агитировали в эпоху пандемии

Настоящий фурор вызвало появление Сафронова в одном из городских чатов Геленджика, куда политик пришел обсудить сложившиеся проблемы с водой. Пользователи были поражены подобной открытостью и не могли поверить в происходящее, постоянно задавая один и тот же вопрос:

- Александр, это правда Вы?

Впервые кандидат в губернаторы Краснодарского края дал интервью федеральному YouTube-каналу. Беседу Александра Сафронова и Максима Шевченко на его авторском канале посмотрело 148 тысяч пользователей, чему способствовал посев ссылок на видео в пабликах КПРФ и союзных левых политических движений.

К финишу кампании Александр заболел и был ограничен в коммуникации с избирателями, он продолжил активную агитацию на своем проекте в YouTube: "Красный политобзор", кандидат регулярно высказывался по различным вопросам.

Как выяснилось в ходе бесед с товарищами по информационному фронту - каждый лайк имеет значение! Некоторые решили голосовать за молодого коммуниста просто за лайк или комментарий к их аполитичному посту.

Это была новаторская для региона кампания в сети, но... ограниченный ресурс в подписчиках не позволил кандидату по-настоящему переключить информационную повестку дня в сети, силы были изначально не равны.

Как нас агитировали в эпоху пандемии
Подписчики А. Сафронова в соцсетях на 10 сентября 2020

Зажег, правда, всего раз за кампанию кандидат в губернаторы Денис Хмелевской! Действующий депутат Законодательного собрания края записал музыкальный клип, бодро зачитав рэп на фоне гор и рабочего места. Краевые паблики одарили талант массой репостов и просмотров, возросшей узнаваемостью кандидата.

...пока страдают люди, кто-то вечно тупит... (огонь, рекомендуем)

Как нас агитировали в эпоху пандемии

Самый интересный околовыборный проект в сети запустили директора 5 ведущих краевых СМИ, предложив в мессенджерах через чат-бот написать действующему губернатору свои обращения, проект назвали #напишикондратьеву. Впервые в регионе один и тот же контент транслировался одновременно в прямом эфире на аккаунтах пяти СМИ в YouTube, Instagram, ВК, ОК, Facebook. Редакторы рассказывали о наиболее популярных тематиках поступивших сообщений избирателей, а также выделяли наиболее проблемные моменты и анонсировали приезд журналистов в районы с целью разобраться в ситуации. Совокупно прямые эфиры смотрело более 10 тыс. пользователей, в последнем эфире появились стаканчики из Starbucks. Возможно, новый формат общения с аудиторией приглянулся рекламодателям?

Избирательная кампания в интернете была интересной и многое, что использовалось впервые на Кубани в агитации в сети в 2020 станет постоянным набором политтехнологов в будущем, так что привыкаем.

Главный вывод - оппозиция оказалась структурно не готова к борьбе за электорат, не хватило лояльных и дружественных пабликов по всему региону, которые бы транслировали повестку кандидатов. В 40 муниципалитетах края есть свое крупное интернет-сообщество, с каждым необходимо налаживать коммуникацию, если серьезно бороться за победу. Пока выстроить подобную систему получилось только у власти.

Нам бы хотелось воздать должное одной из партий, выдвинувшей кандидата в губернаторы, а именно "Партии Роста", она в своих социальных сетях выбрала уникальную стратегию агитации за своего кандидата: внимание на дату последнего поста в паблике!!! Это караул...

Как нас агитировали в эпоху пандемии

... сентябрь 2019 год, феноменально!

Уверен, даже если этот пост наберет тысячи просмотров, в группе ничего не изменится. Ребята, ставьте лайки, может они заметят, ну надо дать шанс людям!

Первая полоса

Город Люди Бизнес Спорт

Прокачай мотивацию персонала

Пандемия коронавируса нанесла серьезный урон фитнес-индустрии. Самые слабые игроки ушли с рынка. Оставшиеся же предлагают эксклюзивные условия, равных которым не было многие годы.
Люди Ситуация Бизнес

Скандалисты от мировых автоконцернов проиграли в Верховном Суде

Краснодарские общественники, ранее огульно обвиненные лоббистами иностранных компаний в мошенничестве со взысканиями компенсаций за автомобильный брак, прошли проверку правоохранительными органами и в очередной раз отстояли права потребителя уже в Верховном Суде РФ.
Ибрагим Чумнов
Город Люди Ситуация Бизнес

СтРОительный комплекс

Польза делу, ответственность, знания Таковы принципы работы СРО Ассоциация «КубаньСтройИзыскания

Люди Ситуация Бизнес

Создатель юрфирмы «Золотое правило» Инна Арендаренко: «Триада наших требований — интеллект, знания, характер»

​Десять лет назад в Краснодаре была основана юридическая фирма «Золотое правило», которая стремительно вышла на этот рынок, постепенно став очень солидным игроком