Охотник за разумом
Mindhunter
США / 10 серий
Драма

Исполнительные продюсеры: Дэвид Финчер, Шарлиз Терон
В ролях: Джонатан Грофф, Холт Маккаллани, Анна Торв

В октябре на сервисе Netflix вышел 10-серийный «Mindhunter» — «Охотник за разумом». Теперь за маньяками можно наблюдать в их естественной среде обитания: немалая часть сериала проходит в диалогах агентов ФБР с главными серийными убийцами Америки прямо в тюрьмах.

Автор идеи — сценарист Джо Пенхолл, адаптировавший для сериала книгу «Охотники за умами» (русское название, оригинальное — «Mind Hunter: Inside FBI’s Elite Serial Crime Unit») агента ФБР Джона Дугласа и Марка Олшейкера. В 70-х, когда термина «серийный убийца» еще не существовало, Дуглас был одним из первых профайлеров бюро — специалистов по составлению профиля преступников. Он и его коллеги из поведенческого отдела ездили по тюрьмам, беседовали с маньяками, записывали эти разговоры и, анализируя их, пытались понять психологию убийц, чтобы расследовать подобные преступления.

Маньяки и что с ними делать: главный сериал осени

Первые две и последние две серии «Охотника за разумом» поставил Дэвид Финчер — он также в числе исполнительных продюсеров шоу, и все это можно описать так: наконец-то Финчер сделал сериал на главную свою тему. Хотя особенность «Охотника» — в сочетании финчеровского кино со сценарием сильного британского драматурга Джо Пенхолла: диалоги начинающего психолога с заслуженными психопатами увлекательны не меньше детективной линии с поиском новых убийц.

Но после нетленки со звездами «Семь» 1995 года, тягучего депрессивного «Зодиака» 2007-го и стремительной, отточенной «Девушки с татуировкой дракона» шестилетней давности Финчер получил время и место для производственной драмы, и это сегодня главное его кино. Не зря две недели назад режиссер резко высказался о студии Marvel с ее нескончаемыми фильмами о супергероях в противоположность ресурсу Netflix, предоставляющему возможность рассказывать «взрослые, вдумчивые и непростые истории», для которых нужно время.

На Netflix Финчер начинал с «Карточного домика» — как исполнительный продюсер и режиссер пилотного эпизода, и этот эпизод порядком отличается от остальных, снятых другими режиссерами, примерно как первая серия «Подпольной империи», поставленная Мартином Скорсезе, на фоне последующих. В «Охотнике за разумом» Финчер срежиссировал почти половину сериала, но и остальные шесть эпизодов отсняты точно в его стилистике. Ближе всего сериалу атмосфера «Зодиака», в котором фигуры детективов, ведущих расследование, и приметы времени важнее физического результата поисков. И Финчер обожает расставлять цитаты, связывающие его кино.

В 2011 году девушка с татуировкой дракона Лисбет (Руни Мара) возвращалась в свою неуютную квартирку в Стокгольме и садилась к компьютеру вести расследование против Веннерстрема, в 2013 году то же самое делала в Вашингтоне против Андервуда журналистка Зоэ (Кейт Мара, сестра Руни) в первом эпизоде «Карточного домика», в 2017-м домой в первом эпизоде «Охотника» возвращается агент Холден Форд после неудачного дня.

Освещение сцен, тишина и одиночество маленькой чужой квартиры, она лезет в холодильник за вином, он — за молоком, даже музыкальное сопровождение почти идентичное: легкие тревожные звуки в сценах с журналисткой и агентом дублируют щелканье микроволновки, в которой шведская охотница за маньяками разогревала свой доширак.

Alt

В том-то и дело, что у Финчера убийц всегда ищут в поисках самих себя — этим его кино о маньяках интереснее всего. Теперь, когда можно не спеша послушать, что они расскажут о своей маме и своем детстве, — особенно. Кто же не начнет доставать давние воспоминания, не станет сравнивать ради болезненного узнавания, настораживаясь или облегченно вздыхая? Возможно, поэтому в «Охотнике за разумом» детективы вымышлены — то есть их образы основаны на прототипах из книги Дугласа, — а маньяки настоящие — реальные серийные убийцы Эдмунд Кемпер, Ричард Спек, Джерри Брудос, с которыми встречался реальный Джон Дуглас, один из первых криминальных психологов, — и неоднократно упоминается Чарльз Мэнсон, к которому «Охотник», скорее всего, подбирается.

Кроме того, в отличие от всех остальных работ Финчера, здесь нет ни одной звезды. В роли Холдена Форда 32-летний Джонатан Грофф: его персонаж с сэлинджеровским именем едва ли мог быть еще моложе. Классический взрослый напарник Билл Тенч — Холт Маккаллани из «Бойцовского клуба». Доктор психологии Венди Карр — мало кому известная, но поразительно похожая внешне на Кейт Бланшетт актриса Анна Торв. Такой состав — незвездных, хотя и первоклассных актеров, на которых не отвлекаешься, — работает на историчность сериала, разбирающего истоки зрительской страсти до маньяков под предлогом проработки деталей эксперимента, который привел к становлению криминальной психологии в США. «Почему вы это смотрите, почему вам это интересно?» — Под завесой «Почему так происходило, давайте разберемся».

Так что здесь все то, ради чего смотрят и читают, будут смотреть и читать рассказы о серийных убийцах: много и с удовольствием выкладывают детали преступлений, совершенных с особой жестокостью, часто и увлеченно подглядывают за личной жизнью сотрудников поведенческого отдела, любого персонажа заставляют подозревать в чем-то этаком.

Но у Финчера есть феноменальное умение не просто делать абсолютно свое кино, основанное на чужом материале, а материал использовать точно тот, который интереснее всего именно сейчас. Он мог бы продолжить работу над трилогией Стига Ларссона, выпустив еще два успешных детективных триллера. Однако, в отличие от Томаса Альфредсона, чей «Снеговик», еще даже не дойдя до наших экранов, почти растаял под огнестрельной очередью западных критиков, Финчер послал к черту скандинавскую меланхолию и первым взялся за всех маньяков сразу.

Недавно вышел сериал «Охота на Унабомбера» (Manhunt: Unabomber), тоже рассказывающий о серийном преступнике, правда, террористе, и тоже о рождении нового метода, благодаря которому ФБР удалось поймать Унабомбера, — речь о методе раскрытия личности преступника при помощи лингвистического анализа его текстов. В роли агента ФБР — суперзвезда Сэм Уортингтон, Унабомбера — суперзвезда Пол Беттани. Ровно то же разрушительное для детектива увлечение личностью преступника. Но неплохой сериал, срежиссированный Грегом Яйтансом, прошел почти незамеченным, как и новая костюмная ТВ-экранизация Маргарет Этвуд «Она же Грейс», также снятая в жанре диалогов следователя с заключенной.

Финчер делает то, что сейчас мало кто умеет — из мейнстримных тем в кинематографе создавать авторское умное кино, неважно, для большого экрана или малого. В этом смысле потрясающе кинематографичного «Охотника за разумом» можно сравнить только с первым сезоном «Настоящего детектива» и отчасти со вторым «Фарго». Поэтому так трудно, посмотрев первый сезон «Охотника», тут же не начать его пересматривать. Тем более что продолжение обещают лишь через два года и будет ли над ним работать Дэвид Финчер, еще неизвестно.

1 комментарий

avatar
andy2000 07 ноя 2017, 13:14
Сериал, конечно, не идеальный (особенно по Финчеровским стандартам), многое прям бесит. Но чувствуется заложенный масштаб. Да и учитывая, что этого усача, который в начале каждой серии тусуется, реально поймают только через 30 лет, там задел сезонов на 5, не меньше
Авторизуйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии.

Читайте также

Weekend

Что смотреть осенью: главные кинопремьеры

«Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнева, «Убийство священного оленя» Йоргоса Лантимоса, «Снеговик» Томаса Альфредсона, «Матильда» Алексея Учителя, фильмы Франсуа Озона, Михаеля Ханеке, Стивена Содерберга, Джорджа Клуни и другие важные премьеры этой осени.
Сабина Бабаева
Weekend

Премьера недели. «Бегущий по лезвию 2049»

Кинообозреватель «Югополиса» Сабина Бабаева о продолжении культового фильма 1982 года — одном из самых удачных перезапусков в истории экранизаций научной фантастики.
Сабина Бабаева

Первая полоса

Город Люди Ситуация Бизнес

Размагничивание

16 февраля 2018 года стало известно, что основатель ритейлера «Магнит» Сергей Галицкий покидается компанию. «Югополис» вспоминает историю успеха одной из крупнейших частных компаний России.

Weekend

Премьера недели. «Призрачная нить»

Новая картина Пола Томаса Андерсона с Дэниелом Дей-Льюисом в главной роли и шестью номинациями на «Оскар»: Сабина Бабаева о фильме, который нельзя пропустить.

Люди Ситуация

Ад в раю

Как в тридцатые годы на Кубани голодали и погибали тысячи людей: материал Нины Шилоносовой.