Даже при наличии желания позабыть о приближающемся 85-летнем юбилее первого и последнего президента СССР Михаила Горбачёва, сделать это нам не позволила бы целая куча его записных оппонентов и прямых политических ненавистников. И, конечно же, одним из первых не преминул кинуть на днях в экс-президента сами знаете, что, - глава Союза кинематографистов Никита Михалков, по-совместительству наша бессонная православная совесть и бесогон.

Как и подобает в истинной стилистике юбилейного поздравления, он призвал признать на государственном уровне преступной политику Михаила Горбачёва и Бориса Ельцина, которая привела к распаду СССР.

Такое вот получилось поздравление юбиляру.

Понятно, что Михалковым движет при этом не только справедливое личное негодование — уже четверть века прошло после тех событий, а до сих пор кушать не может, как вспомнит. Необходимо ведь и в публичном тренде оставаться, быть, так сказать, притчей на устах у всех, — «киношной»-то притчей выступать уже, как когда-то, не получается.

Но вот тут логическая неувязка у нашего спикера выходит: утверждая, что «ничего невозможно построить, не расчистив площадку», то есть не осудив Горбачёва и Ельцина, он позабыл, что следовало бы для начала расколупать и отгрести в сторону фундамент, на коем, по его же терминологии, эта стройплощадка зиждется.

Alt

Иными словами: не пора ли сперва на государственном уровне признать преступными, тянущими на полновесную геополитическую катастрофу, политику и практику большевистского государства, основанного Лениным и успешно достроенного Сталиным, чтобы затем эксплуатироваться последующими советскими вождями?

И тогда уж, просчитав и взвесив до последней капли крови человеческие жертвы и экономические последствия семидесятилетней истории страны, сравнить две геополитические катастрофы XX века и решить, какая из них главнее: та ли, что создала бесчеловечный, жесточайший режим власти, оплатив его строительство десятками миллионов жизней, — или та, что привела к его бескровному разрушению и попытке перестройки по более гуманным чертежам?

При этом могу согласиться, что метафора с чертежами не совсем точна.

Признаюсь: для меня — как и, могу поручиться, для большей части сограждан, одним из самых сильных эмоциональных символов середины 80-х была песня Виктора Цоя «Мы ждем перемен». Похоже, что написанная в 1986 и ставшая широко известной стране в 1987, после показа соловьёвской «Ассы», она могла стать — а возможно и стала - эдакой эстетической «загогулиной» века, безобидным камешком, толкнувшим два-три других, и ставшим началом сокрушительной лавины.

«В нашем смехе, и в наших слезах, и в пульсации вен — перемен! Мы ждём перемен!...»

В любом случае, подобное допущение годится, как рабочая версия. Тем более, что есть известное признание Сергея Соловьёва о включении песни в саундтрек его фильма: «Получилось так, что я с первой «Ассой», верьте или нет, послужил таким козлом-провокатором. То есть непростое, конечно, дело — орать: «Перемен!», не зная, чего именно ты хочешь...»


Но не слишком сильно ли сказано - не зная, чего хочешь? Не станем вдаваться в многочисленные исторические причины происходившего тогда с нами, но как же забыть беспросветные зимы 1984 и 1985 годов, в которые жизнь и экономика страны были уже практически на грани паралича, когда начался энергетический кризис с его фрустрациями бесконечных веерных отключений, когда стало буквально на глазах разбалансироваться и умирать производство, а призрак голода заявил о себе небывалыми для последней трети XX века продовольственными проблемами?

И куда денутся из памяти уже многолетняя к тому времени, пожирающая колоссальные ресурсы война в Афганистане, а также вовсю раскручиваемый маховик ракетно-ядерного соревнования с Западом, получившего зловещее название «звёздных войн»?

И что говорить о гнетущем чувстве безысходности, когда не только малочисленные интеллектуалы и многочисленные аппаратчики, но уже всё более и более широкие слои простых людей стали отдавать себе отчёт о посредственных качествах управляющих нами поочерёдно старцев из Политбюро?

Мы с ужасом перешёптывались на кухнях о том, что вряд ли кто-то из них откажется от своего места в этой очереди: каждый постарается пережить предшественника и успеть, «порулив» страной напоследок, войти в анналы.

Не упомню, чтобы какой-то иной период истории не только СССР, но и дореволюционной России, был ознаменован такой нарастающей чехардой смертей её правителей, способной породить лишь ощущение трагикомедии и неизбежную народную реакцию в виде огромного количества анекдотов «по случаю»...































Конечно, будь Горбачёв психологически другим человеком, он мог бы не торопить событий, а тихо отсиживаться на своём непыльном месте, ожидая естественной убыли конкурентов на пост генсека, готовясь рано или поздно прийти к абсолютной власти. Возможно было скрасить ожидание созданием некоей тайной группы разработчиков плана будущих реформ, - вот они где, чертежи-то пресловутые и были бы изготовлены!

И не только протянуть время, но изменить его качество, постараться увидеть мир в новом ракурсе — ракурсе преобразования и развития. Ведь два десятилетия брежневского правления не просто разорили страну, они заморозили саму возможность обмена идеями общественного прогресса, погрузив нас в сон разума.

...как в анекдоте о паровозе, который вперёд летит, а в Коммуне у него — остановка. Брежнев в своём купе задёргивает занавеску и говорит: — Ну, вот и хорошо, вроде бы едем...

Но в том-то и дело: тогдашний Михаил Сергеевич, обладая звериным чутьём человека из ставропольской глубинки, вознесённого силою обстоятельств и помощью неких высокопоставленных людей, видящих ситуацию на два-три шага вперёд (тут называют имя Андропова и ставят точку), понимал, что время приближает катастрофу и нужно бросаться в ледяную воду руководства страной не медля.

И он распахнул шторки на окнах брежневского купе.

Нельзя сказать, что он не был готов увидеть то, что открылось. В свои студенческие годы, практически все пять лет учёбы в МГУ, он делил комнату в общежитии с Мерабом Мамардашвили, признанным к концу века одним из крупнейших философов современности. По признанию его коллег и учеников, в последних выступлениях философа на рубеже 90-х есть удивительное сравнение актуальной ситуации СССР и ситуации, сопровождавшей крушение Австро-Венгерской империи. И это звучало тогда уже не как научное предсказание или интуитивное прозрение, но как прямая констатация факта.

Мог ли Миша Горбачёв ничего не слышать и не знать в пору своего студенчества о некоторых тогдашних «крамольных» идеях и взглядах Мераба, возможно не столь четко отрефлексированных, как к концу 80-х, но, тем не менее, прорабатываемых мощным аналитическим аппаратом соседа и приятеля?

Любого, кто в тот сакральный момент, как Горбачёв, был готов взять власть в свои руки, ожидало то, о чём почти пятьсот лет назад сказал гениальный флорентиец Макиавелли: «Нет ничего труднее, ничего, вызывающего больше сомнений в успехе, ничего опаснее в осуществлении, нежели возглавить введение новых порядков». Причина тому одна: врагами реформатора становятся все те, кому было хорошо при прежней власти, а слабыми защитниками - те, кто вероятно мог бы получить выгоду при новом раскладе сил.

Он пришел дать нам волю

Так и случилось: державники, сторонники сильной руки, сдавливающей узду на шее общества, прокляли Горбачёва как могильщика империи, либералы — как несостоявшегося крутого реформатора. Так что, куда ни кинь — всюду клин. Объективной, хладнокровной оценки его как исторического деятеля ждать рано, - слишком мало времени прошло, слишком всё болит и кровоточит...

Тем не менее, мне ближе сегодняшние, уже более или менее устоявшиеся оценки Горбачёва — сокрушителя сталинской административно-командной системы управления, разрушителя душившего страну в своих объятиях военно-промышленного комплекса, создателя новой стратегии отношений с Западом, основанной на истинном партнёрстве во имя мира, а не на вооружённом противостоянии.

Не его вина в том, что ставшая крылатой фраза из песни Цоя «Перемен! Мы ждём перемен...» уже изначально несла в себе национальную родовую травму пассивного отношения к действительности, ожидания чего-то, никак не зависящего от нашей воли, генетически заложенного в каждом из нас страха стать жертвой репрессий, которые в том или ином виде были постоянным бытовым фоном народной жизни в течении нескольких десятилетий.

Точнее всех после Цоя эту мысль выразил в одной из своих реприз Михаил Жванецкий в самом начале перестройки: «Страна поставила палатки, разожгла костры и села возле них греться, ожидая перемен...»

Мне импонирует история отношений Горбачёва с женой и близкими, которых он с гордостью и достоинством предъявлял обществу. И представляются абсолютно негодными сплетни о его положении подкаблучника при Раисе Максимовне: при всех её, иногда вызывавших улыбку, усилиях стать первой леди СССР — она реально оттеняла и облагораживала мужа, так и не сумевшего избавиться от некоторого косноязычия сельского уроженца. Впрочем, его это нисколько не портило, придавая речи Горбачёва своеобразный южнорусский колорит.

Он всегда мог легко соорудить такую вот, к примеру, синтаксическую конструкцию: «Говорю то, что думаю. Точно так же, когда обо мне говорят, что думают, а даже не думая, говорят. Почему же я, думая, не могу сказать?» И самое смешное — смысл того, о чём говорится, никуда не девался, всего лишь обретя некоторое кудрявое своеобразие.

Сам он однажды так и сказал: «Я вам отвечу по-горбачёвски. Вы знаете, что это будет сложнее, чем простой ответ».

И, полагаю, что в случае провокационного вопроса во времена своего давнего президентства: «Советуетесь ли вы с женой по вопросам политики?», Михаил Сергеевич вполне мог ответить так, как сформулировал это однажды муж Маргарет Тэтчер, Дэнис: «Цезарь приходил в шатёр Клеопатры не для того, чтобы разговаривать».

Ибо, что ни говори, всегда была и есть в Горбачёве настоящая мужская честь и закваска, - дай ему бог и дальше здоровья и сил.
Alt

Использованы фотоматериалы:
iconicauctions.com, amherst.edu, Wikimedia Commons, washtimes.com, euromag.ru.

8 комментариев

avatar
Лидия 02 мар 2016, 06:45
Почему-то авторы "творений"всякостей про Горбачёва насчёт названий не заморачиваются)))И всё же всех победил Парфенов))После выхода его фильма "Он пришёл дать нам волю" ))) Когда переходила по ссылке,подумала:"О!А чёй-то они про парфеновское кино" ))
avatar
scaramouche 02 мар 2016, 09:21
На перекрестках политической жизни России всегда, за кустами ракиты или в бурьяне за амбаром, надо искать английского посла …. , либо иезуитов … . А.А. Громыко постарел к тому времени и упустил вожжи из рук Екатерина II заметила в своё время интерес английского посланника к своей левретке в будуаре … императрица дурой не была, в отличии от других … В 1917 г ниточка тянулась к Локкарту ... А уж, колхозного простачка Михаила Сергеевича , как колобка, лиса на носу вертела , как хотела …
avatar
elvis 02 мар 2016, 09:34
Не страшно то, что автор мог забыть или вообще не знать о фильме Парфёнова (Вы же, уважаемая, похоже не знаете, что Парфёнов тоже не оригинален: у Василия Шукшина был роман о Пугачёве с названием "Я пришёл дать вам волю", - и это не грех, если знать историю искусства с кучей кочующих сюжетов и названий, в каждом случае выполняющих вполне понятную идейно-художественную задачу). Страшно другое: наше общее беспамятство и неспособность анализировать даже свою недавнюю историю по собственному разумению, а не так, как сказал вчера телевизор. Мне кажется, что истинные масштабы фигуры и личной драмы Михаила Горбачёва будут поняты ещё очень нескоро. Но то, что он великий человек и государственный деятель, на мой взгляд, несомненно.
avatar
scaramouche 02 мар 2016, 11:19
Кодекс бессчестия/// Имя М.С. Горбачева может стоять только в ряду с именем Петра III, просто выбросившим в открытое окно, как смятую бумажку, результаты целого рядя политических конфликтов на общеевропейских театрах политики 18 века- это самая мягкая оценка дел Горбачева. /// Его политика это повторение предательства февраля 1917г …/// Простофильство Горбачева , как у нас в России говорят – простота хуже воровства – вот уже несколько десятилетий аукается всей громадной постимперской территории кровавыми конфликтами. Деяния Горбачева перечеркнули все достижения СССР, достигнутых невероятной ценой! Зачеркнута стратегема государства. Сейчас нас ждет в Средней Азии хорошо проработанный западными государствами сюрприз, на сформированных клубках противоречий; подготовлена почва , которая вот-вот будет вскрыта, как фурункул, умелыми руками. Территория Малороссии и Новороссии превращены Западом в плацдарм «Украина», с далеко идущими перспективами … Готовится война серебряными копьями в Белоруссии … И это не шуточки , придуманные зомбоящиками , а реальные перспективы нашего российского существования … /
avatar
scaramouche 02 мар 2016, 15:09
Кодекс бесчестия / Что касается Мераба Мамардашвили. Выдающийся философ сказал так: «Если Грузия будет против России, то я буду против Грузии !» /// В начале 90-х , когда в Грузии были намечены президентские выборы и были две кандидатуры: Звиада Гамсахурдия – ярого русофоба и Мераба Мамардашвили – человека, который всегда считал Грузию и Россию братьями, скрепленной дружбой Гергиевского трактата ! У Гамсахурдия шансов не было, как оценивали эксперты. На выборы Мамардашивли должен был лететь через Внуковский аэропорт и там же он зашел буфет выпить кофе … С чего бы это у здорового человека вдруг случился приступ острой сердечной недостаточности ? (примечание:тогда все знали , что Москва была просто наводнена агентами западных спецслужб) … Наверное, точно так же, как и Анна Дурицкая масло разлила ? /// А что случилось с Грузией, видят теперь всё …- схватка за «Тифлисский коридор», антирусская политика с пеной у рта ///
avatar
scaramouche 02 мар 2016, 15:50
Кодекс бесчестия/ Что касается некоторых биографических фактов, то здесь тоже есть некоторое передёргивание, как за исписанным мелом ломберным столом при свете свечей. Доцентом философского факультета была Раиса Максимовна Горбачева, она действительно разбиралась в вопросах социологии, философии, и была человеком высочайшей культуры, даже судя по её безупречному вкусу. Именно она, скорее всего, внесла изменения в повестку дня попытку примирения с французской и итальянской компартиями по вопросу «еврокоммунизма» (Сартр, Камю, французская историческая школа и т.д.), но было поздно. Была даже мысль, как мне кажется, которая коснулась и «способа производства». Но сам М.С. Горбачев в силу своей недалекости, как политика, которого лишь случай вынес на олимп политики государства, не понимал и не было у него чуйки, твердости, которые должны присутствовать в таких случаях. Его раскрутили, как поца в одесском заведении …Мы всей страной выпили из чаши дьявола … Жесткое геостратегическое давление НАТО полностью на совести М.С. Горбачева
avatar
Умник 02 мар 2016, 19:08
Горби на 100 процентов характеризует то, что он отвалил жить в Европу как только его время кончилось. Этим все сказано. Можно себе представить, чтобы экс-президент США или экс-премьер Британии так себя повел?Жалко Россию и стыдно, что у нее такие "правители" через одного.
avatar
m.zagr@yandex.ru 17 мар 2016, 09:19
Он пришёл не дать нам волю,а наоборот закабалить нас такой жизнью.Ему не СССР управлять,а комбайнёрами Ставропольского края.

Читайте также

Первая полоса

Последние новости

Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.