Громада органа на сцене муниципального концертного зала, если подойти к ней вплотную, тихо урчит электромоторчиками воздухонагнетательного механизма внутри корпуса: когда органист за кафедрой (она же — игральный стол) жмет на клавиши двух клавиатур-мануалов, они открывают и закрывают клапаны внутри труб, чтобы те звучали.
«Голос» краснодарского инструмента — это именно трубы, а не полупроводники и транзисторы, как в электронных органах. И наш орган, как автомобиль, заводится ключом — тогда на пульте игрального стола начинают светиться огоньки над кнопками регистров: каждый из них пронумерован и подписан. Внизу кафедры — педали и вытертая по центру, где сидит музыкант, скамья.
— Михаил Иванович, органы стареют, как фортепиано, или от времени звучат лучше, как скрипки и рояли?
— Если сравнивать с историческими органами времен Баха, а краснодарский орган по устройству - классический, как в храмах Европы, что такое 24 года жизни инструмента? Закрыв глаза, можно сказать: он почти как новый. Будь орган марки попроще, уже были бы проблемы: вспомогательные механизмы изнашиваются.
Органы тоже стареют, как фортепиано и скрипки: разбивается механика. Одно дело, когда инструмент все время в пользовании, а другое - эталон Страдивари, Амати и Гварнери, на котором играют раз в год. Так что ни органы, ни рояли, ни скрипки от возраста лучше не делаются.
— У органиста должна быть координация космонавта? Вы же играете еще и ногами.
— Это так, потому что
орган — не только самый большой музыкальный
инструмент, но и единственный из
существующих, на котором играют и руками,
и ногами. Педали, они же басовые клавиши,
- это две с половиной октавы. Как
классическая фуга исполняется? Она
четырехголосная: три голоса играются
руками, четвертый — ногами. Или другой
пример: токката ре-минор Иоганна
Себастьяна Баха, где такое выдержанное,
басовое, рычащее «ре» - вот оно и играется
ногой.
— Дубовый корпус нашего органа как-то влияет на его звук?
— Почти никак, разве что не дает звуку «разбегаться» по пространству зала. Зато дуб «сожрал» третий мануал, а чем больше мануалов, тем богаче «голос» органа. Кто-то посоветовал основателю Краснодарского творческого объединения «Премьера» Леонарду Гатову, что орган в дубе будет лучше звучать. Но на звук влияет не корпус, будь он хоть из опилок, а акустика зала!
Немцы из гамбургской фирмы «Рудольф фон Беккерат» предложили отличный трехмануальный орган чуть ли не в полтора раза больше, чем этот. А на дворе 1993-1994 годы, сами понимаете, какая была финансовая ситуация, хотя мэр города Валерий Самойленко «Премьеру» во всем поддерживал - вот дубовые панели и «съели» третий мануал. Когда одумались и стали слать факсы, процентов на 70 инструмент уже был готов…
Немцы все
сделали в Гамбурге, а в зале только
собирали орган. Знаете, из чего сделана
его задняя стена? Из красного знамени,
что висело над сценой — здесь же раньше
был зал заседаний горкома КПСС. Вот из
знамени и решили сделать «спину» органа,
чтобы дать вторую жизнь материалу.
— В 1994 году ради этого ездил стажироваться в Гамбург на «Беккерат», где, признаться, были удивлены уровнем владения предметом: думали, что у нас в России медведи по улицам с балалайками бегают… Есть запасные части, но пока они без надобности: «Беккерат» не зря одна из самых дорогих, если не самая дорогая, фирма в мире — все качественно сделано.
В органе больше тысячи труб из специального сплава и разных пород дерева — от дуба до сосны, у каждой свой тембр: настроить все с нуля займет больше пяти часов.
— Неужели за четверть века ничего не ломалось?
— Не ломалось, а ломали. Таких музыкантов стараемся второй раз не приглашать ни с концертами, ни на Международный фестиваль органной музыки, чтоб не остаться без органа. Как-то приезжал небезызвестный советский органист, наша звезда, с женой-ассистентом с очень зацепучими руками: она провернула включающий орган ключ так мощно и по-свойски, что он вылетел из игрального стола с проводами. Пришлось на будущее сделать табличку: «Включать, не прилагая усилий».
— Краснодарский орган выдерживает сравнение с «соседями» в Сочи и Пицунде?
— В Пицунде орган стоит там, где надо, — в храме IX века: после снятия звука эхо звучит еще пять-семь секунд. Он сделан добротной фирмой «Александр Шуке» из ГДР, но наш «Беккерат» выше классом. И в Сочи чешский орган неплохой, но один из лучших в России инструментов — тот, который в Краснодаре. Наш инструмент интонирован настолько здорово, что на нем любая музыка любой эпохи звучит отлично. Органы ведь тоже разные — окраской «голоса»: французского или немецкого барокко, романтизма, современные. В Краснодаре универсальный, но ближе к «немцам».
— А если сравнить наш инструмент с органами Европы?
— Инструмент-то не
уступит, а вот акустика… На Западе
органный концерт в концертном зале — полный абсурд. В прошлом году у меня
было два концерта в Германии и один в
Польше. Фестиваль в городе Крефельде
под Дюссельдорфом, после реставрации
открывают орган фирмы «Кляйс» (большущий
орган в международном Доме музыки в
Москве — это тоже «Кляйс»: в общем,
эталонная, как и «Беккерат», марка). Где
концерт? В церкви. Второй концерт в
Бремене на летнем мини-фестивале. Где
выступаю? В церкви. И Международный
органный фестиваль в Варшаве проходил
в кафедральном соборе.
…В каждом боку краснодарского органа есть две дверцы: верхняя и нижняя. Нижняя скрывает механическую часть, влагомер (инструменту нужно от 20 до 98 градусов влажности, и меняться она должна плавно) и раскладную лестницу, чтобы подниматься наверх. За верхней дверцей - играющая часть: группы труб разных регистров разделены деревянными створками. Когда створки закрыты, орган звучит глуше, открыты - громче. Настраивается инструмент по основному регистру специальным ключом: внутри каждой трубы стоит язычок, который бьет по мембране, - от его длины и местоположения зависит высота звука. Когда язычок проседает, органист поднимает его специальным приспособлением.
— Михаил Иванович, а когда вы впервые услышали орган?
— В детстве. Я родился и вырос в Эстонии — в Тарту, где старейший в Европе университет, который заканчивали Пирогов, Бурденко, Даль и еще много кто. У меня в крови гремучая смесь: литовцы, поляки, немцы и русские — получается, что и в лютеранских, и в католических храмах как у себя дома находишься.
Мы жили рядом с храмом, где звучал орган: сначала слушал и слушал, а потом заинтересовался. Основы местный органист заложил, потом стал два раза в месяц ездить в Ригу к солистке Рижского Домского собора Евгении Лисицыной.
— Вы же были первым выпускником Санкт-Петербургской консерватории по классу органа, правильно?
— Учебные планы создавались на моей шкуре. Прежде консерватория выпускала пианиста, дирижера или теоретика со второй специальностью — орган. Прекрасный аккомпаниатор, заслуженная артистка России профессор Нина Оксентян, у которой я учился, разработала специальную программу на фортепианном факультете для органистов — это сейчас есть отдельная кафедра.
Хотя поначалу меня впихнули сдавать
концертмейстерский класс на рояле
вместе с пианистами - играть арии из
опер. Комиссия услышала и, конечно,
обалдела: у пианистов же другие требования.
А госэкзамены были уже на органе.
— Какую музыку нельзя сыграть на органе?
— Технически возможно все: хоть джаз, хоть «Собачий вальс», но выглядеть это будет, словно советская чиновница венчает вас в православной церкви. Зачем изобретать? Органной музыки хватает: от Баха, не любить которого за совершенство нот невозможно, до Макса Регера, чья музыка — с ну очень своеобразным языком, и ее нельзя представить в исполнении другого инструмента, кроме органа.
Для органа
писали весь ХХ век — и Шостакович, и
Свиридов, и другие русские, советские
и западные композиторы. Писали даже
краснодарцы, и талантливо: наш Вадим
Малюченко сочинил очень симпатичную
вещь «Постскриптум» — я играл ее во
многих городах России, в Абхазии,
Германии, Польше и Финляндии.
— У вас есть ученики?
— Я преподавал во второй половине 1990-х в Краснодарском музыкальном училище им. Н. А. Римского-Корсакова, но эта затея немножко попахивала профанацией. В училище зал все время занят, приходилось студентов таскать сюда, в муниципальный концертный зал.
Допустим, кто-то действительно хочет заниматься, но во вкладыш к его диплому о среднем специальном образовании впишут: факультативно прослушал курс органа. Что ничего не дает - ни права поступления в консерваторию по классу органа, ни работу.
Платили копейки, а за каждый час урока надо отчитаться целой поэмой, отрывая время от своих репетиций.
— С далекого 1994 года вы каждое воскресенье играете в Сочи: как все начиналось?
— После консерватории меня распределили на Западную Украину в город Ровно, где я проработал три года, пока не узнал, что в Краснодаре будет орган, не прошел собеседование и не привез сюда в октябре 1993 года трудовую книжку.
Инструмент еще строили и я, чтоб
не болтаться без дела, пошел к заместителю
Леонарда Гатова Александру Наконечному:
«Может, куда сосватаете?» — «В Сочи нет
органиста». Наконечный созвонился с
директором сочинского зала органной и
камерной музыки Алисой Дебольской, она
пригласила дать концерт, потом еще один,
потом долго присматривалась, как у меня
сложатся отношения с коллективом, и
предложила работать у них. А потом мы
нашли такую формулу — еженедельные
концерты в Сочи по договору...
6 мая будет ровно 23 года, как я играю в сочинском органном зале, который носит теперь имя Алисы Федоровны. Иногда я не могу понять, где я живу: в Сочи, Краснодаре или в поезде — по-моему, в поезде. Сейчас я в интернете билеты беру, а раньше все кассирши на вокзале знали меня в лицо, проводники Адлерского вагонного депо — тоже.
Теперь потихоньку начинают узнавать проводники не только западносибирских, но и восточносибирских поездов — Красноярск, Хабаровск: «Что-то у вас лицо знакомое» — «Так я две недели назад с вами ездил».
— Сочинская публика
отличается от краснодарской?
— В Краснодаре, где не без моего участия сложилась органная культура, своя постоянная публика. И если я вдруг позволю себе (чего быть не может в принципе) сыграть здесь чуть расслабленно, меня мои слушатели поймут и простят: музыкант не в настроении.
А
в Сочи этого делать категорически
нельзя, потому что ты не знаешь, кто в
зале: сочинцы или профессора консерватории
на отдыхе. Там нужно играть точно так
же, как в Москве, Питере и Европе — как в
последний раз в жизни.
1 комментарий
Ohsher 21 мар 2016, 18:38
Последние обсуждения