Главная причина неудач при большинстве попыток постановки «Утиной охоты», как показывают практика и критика, в поверхностном прочтении текста – или, точнее сказать, в предвзятом прочтении. Часто случается так, что неоднозначность образов, противоречивость в поведении действующих лиц становятся слабым местом, провисающим под напором фантазии толкователя. И дело выходит не в переосмыслении, а в потере лиц персонажей. В результате творческих экспериментов многие герои пьесы становятся фанерными, неуместными.
Нежелание вчитываться, размышлять над первоисточником и стремление преподнести свое видение — характерные черты борьбы двух авторских «я»: постановщика и писателя. Это не плохо и не хорошо, это всего лишь особенность творческого процесса, которая приводит к тому, что все, кроме самого автора, спорят о произведении с его первоначальным текстом.
Так случилось и с «Утиной охотой» Безносова. Вроде бы все по тексту, вроде все тот же конфликт, все то же кафе «Незабудка», тот же дождь, но все же что-то не так.
«Я, конечно, не ханжа, но...»
Главной проблемой краснодарской «Утиной охоты» также стала работа режиссера с самым сердцем вампиловского произведения – с его персонажами. Создается впечатление, что Безносов не дал своей труппе полного представления об образах героев, которых им предстояло воплотить. В первую очередь это касается центрального персонажа – Зилова, роль которого режиссёр предложил заслуженному артисту Кубани Арсению Фогелеву. Да, перед нами совершенно очевидная картина распада героя. Вот только дело в том, что она в оригинальном произведении вызывает не только осуждение, но и сострадание по отношению к запутавшемуся герою, чего при просмотре данной вариации «Утиной охоты» не происходит.
Этот вампиловский сюжет имеет ряд экранизаций, однако здесь, конечно, не обойтись без сравнения с дословной киноверсией пьесы - фильмом «Отпуск в сентябре», в котором Олег Даль сыграл Зилова во всей гамме его противоречий: веселым, обаятельным, легкомысленным, циничным, кающимся… Да, нельзя отрицать того, что сыграть и развод, и предательство и самоубийство — непростая задача, посильная настоящим мастерам. Но это же не оправдывает того, что Зилов, придуманный Безносовым и сыгранный Фогелевым, во всех состояниях одинаковый: легкомысленный, самоуверенный и безнравственный человек, так и не сделавший для себя никаких выводов даже после первой неудачной попытки самоубийства. Не хватает эмоционального накала и в чувственной сцене расставания с Галиной (Татьяна Башкова), принявшей решение уехать от мужа.
Неоднозначной переработке со стороны режиссера подверглись и образы второстепенных персонажей пьесы. В «Утиной охоте» Безносова герой по фамилии Кушак (Филипп Душин) – карикатурный простофиля, конвульсивно кричащий на своих подчиненных. «Невеста» Зилова Ирина (Елизавета Варенникова), вооруженная почему-то чупа-чупсом, наряжена, словно набоковская Лолита, в чересчур коротенькое платьице, что придает образу целомудренной молодой советской студентки какую-то излишнюю пикантность и даже развязность. Таким образом, эти персонажи в краснодарской «Утиной охоте» оказались лубочными и вне жанра.
Есть, однако, в спектакле и удачные попадания. Официант Дима, воплощенный артистом Краснодарского академического театра драмы Михаилом Дубовским – ровно такой, каким его описывает Вампилов в своём произведении: спортивный, медленный, рассудительный и деловой человек с тяжелым, монотонным, непробиваемым взглядом. Выразителен также и женский дуэт Анны Ерковой и Олеси Богдановой, исполнивших роль Валерии и молодой любовницы Зилова.
Без героя
Что точно остается в памяти после просмотра «Утиной охоты» Безносова – так это декорации. Песок, вода, утки – все это смотрится свежо и необычно. За происходящим интересно наблюдать как минимум с технической точки зрения. В этом немалая заслуга художников, в том числе — по свету. В особенности художника-постановщика Насти Васильевой, создавшей многоплановое пространство, оригинально и тонко работающее на повествование.
Актеры играют, утопая по щиколотку в песке и постоянно трансформируя сцену, а пелена дождя, стекающего прямо с потолка, визуально разделяет настоящее и прошлое, что даёт возможность зрителю без труда ориентироваться во временных скачках, на которых строится сюжет пьесы. Дополняет созданную художниками депрессивную атмосферу и музыка, написанная краснодарским рэпером Сергеем Трущевым (PLC). Траурная мелодия в его исполнении создаёт определённый эмоциональный накал, расставляет смысловые акценты там, где они требуются.
Однако антураж и атмосфера не могут перекрыть все дыры в восприятии. «Утиная охота», показанная в Краснодарском театре драмы, несмотря на умелое оформление, все же имеет существенный недостаток, не позволяющий назвать ее в полной мере удачной. Спектаклю Безносова не хватает главного — героя, который, увы, теряется где-то на фоне громкого кряканья и раскиданных по всей сцене уток, бутылок и дождя.
Первая полоса
Последние новости
-
Краснодарцы в онлайн-режиме могут выбрать сквер для благоустройства 22:18
-
Спасли животных из ада: в Новороссийске жестокие хозяева издевались над собаками 21:42
-
В Новороссийске подозреваемый в нападении на женщину с ножом стал фигурантом уголовного дела 20:56
-
В центре Краснодара 20 марта ограничат движение транспорта 20:43
-
Расстаться мирно не удалось: в отеле в Сириусе приезжий устроил пьяный дебош 20:15
-
Путин рассказал об альтернативе Крымскому мосту 20:03
-
В Ростове задержан мужчина, пытавшийся расстрелять и взорвать бывшую возлюбленную 19:52
-
СК: на Кубани пожилой ревнивец убил соседа по даче 19:21
-
В Ростове погиб подросток, упавший с большой высоты 18:59
-
В Новороссийске в лифте многоэтажки девушку ранили ножом 18:44
-
Юнцы на дорогих авто без номеров устроили гонки по главной улице Краснодара 18:04
1 комментарий
scaramouche 31 мая 2021, 07:15
Последние обсуждения