Обошли Moët&Chandon

«Абрау-Дюрсо» завоевал золотую и серебряную медали в Великобритании на международном дегустационном конкурсе Champagne & Sparkling Wine World Championships – 2021. Расскажите, что это за напитки?

Высшую награду, золотую медаль, получило наше игристое вино Victor Dravigny Brut 2018. Серебро – у Brut d’Or Blanc de Blancs 2018.

Золотой медалист Victor Dravigny Brut – классический брют, представитель именной линейки, названной в честь французского винодела Виктора Дравиньи. В 1905 году он стал главным шампанистом императорского винного дома «Абрау-Дюрсо».

Также мы сенсационно стали мировым чемпионом в номинации Rising Star («Восходящая звезда»), в которой каждый год отмечают самого многообещающего производителя. В этом году в конкурсе принимали участие более 170 виноделен из 19 стран мира. Игристые и шампанские вина представили такие легендарные представители категории, как Moët & Chandon, Veuve Clicquot, Dom Ruinart, Louis Roederer, Ferrari Trento, Cantina Settecani и многие другие.

Победили французов нашим игристым

Что значит такая победа для бренда, для региона, для страны?

Победа значит, что мы наконец-то встали в один ряд с великими мировыми производителями игристых вин, с нами уже можно считаться. Значит, наше качество не уступает даже таким большим Домам, как Moët&Chandon, которых мы по очкам обогнали в этом конкурсе. Очень приятно быть оцененными на уровне производителей из Шампани, понимая, что моду в игристых винах задает именно этот французский регион.

Для бренда победа означает, что мы преуспеваем в соотношении «цена–качество». И в целом это большая честь – считаться высококачественным игристым вином на глобальной арене.

Есть ли два этих брюта в продаже?

Да, их можно купить и попробовать. Victor Dravigny Brut 2018 года выпущен тиражом почти в 1,5 миллиона бутылок и довольно широко представлен в продаже.

Brut d’Or Blanc de Blancs 2018 года произведен в количестве всего 150–200 тысяч бутылок. К слову, для некоторых производителей из Шампани это максимум. Для наших объемов цифру можно считать лимитированной. Тем не менее, всегда рекомендую в региональных столицах заходить в наши «Ателье вина Абрау-Дюрсо». Также коллекция есть в некоторых премиальных торговых сетях.

Еще одна громкая новость осени: два ведущих рейтинговых агентства АКРА и «Эксперт РА» впервые включили ПАО «Абрау-Дюрсо» в свои обновленные релизы, присвоив компании рейтинг A (RU) со стабильным прогнозом. О чем говорит это достижение?

Присвоение кредитного рейтинга уровня A сразу двумя агентствами со столь сильной репутацией стало для нас приятной и вместе с тем ожидаемой новостью. Получив этот статус, наша компания выходит на новый уровень ведения бизнеса. Прежде всего, он открывает дополнительные возможности на рынке ценных бумаг и существенно расширяет финансовый инструментарий. Тот факт, что мы первыми среди всех винодельческих компаний были отмечены присутствием в рейтингах, подтверждает лидерский статус «Абрау-Дюрсо» и усиливает ее позиции в индустрии.

И третья новость, связанная с брендом, недавно взбудоражила светскую общественность. На церемонии Michelin гостей угощали игристым «Абрау-Дюрсо». Каким именно?

Я не был на церемонии, не могу сказать точно, но, по-моему, там был наш традиционный Victor Dravigny Brut. Мы не были спонсорами, выбор напитка – абсолютно решение организаторов. Они захотели поставить российские игристые на российскую премию, и мы очень рады, что они сделали выбор в нашу пользу. Это большая честь.

Пионеры отечественного энотуризма

Вы рассказывали о том, как начинали путь в Абрау, как из «сухого финансиста» превращались в поклонника бренда. А как в этот период складывались ваши отношения с регионом? Насколько часто вы приезжали в Абрау-Дюрсо?

Конечно, для меня было откровением заходить в русский проект финансистом, на то время работающим в Великобритании. Кубань – регион прекрасный, но не без своей специфики. Когда я учился азам винного бизнеса, то проводил достаточно много времени в Абрау-Дюрсо, жил здесь месяцами. Регион всегда был мне приятен, поскольку климат и природные красоты располагают к спокойной, взвешенной жизни. Понятно, что не все уголки Краснодарского края одинаковы, но нам в этом смысле повезло. Мы находимся в черте Новороссийска, в самом красивом месте, в Абрау-Дюрсо, и я быстро влюбился в здешние места, особенно когда начал познавать их не только по работе и открывать секретные уголки… Таманский полуостров с его красотами, Черное море, историческая Фанагория – это уникальная земля.

Потом к Олимпиаде быстро начал менять свой облик город Сочи. Появились горнолыжные курорты. Для меня вообще открылся новый формат времяпрепровождения. Растут и развиваются Краснодар, Новороссийск, Геленджик. Города становятся очень комфортабельными. Поэтому Кубань хороша и для работы, и для отдыха.

Победили французов нашим игристым

Десять лет назад вы встали во главе компании, правильно ли я считаю?

Большая часть моего знакомства с проектом произошла до 2011 года. Но затем, когда отца назначили уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей, он должен был отойти от бизнеса. И я возглавил Группу компаний «Абрау-Дюрсо».

Что за это время принципиально поменялось в вашем понимании бренда?

Вы знаете, на самом деле для успеха проекта нужны хорошая стратегия и хорошая команда. Не могу сказать, что были какие-то неожиданные открытия. Мы воплощали стратегию, которую задумали очень давно. Но понимать, что проект получается именно так, как мы планировали, было приятно. Речь не только о виноделии, но о потенциале самого места для энотуризма. Когда люди к нам стали приезжать, когда россияне начали поворачиваться лицом к отечественной отрасли, когда стали разбираться в российских винах, вот тогда мы чуть выдохнули. До тех пор жили в подвешенном состоянии. Были мелкие победы, но стратегия рассчитывалась в долгую, и мы томились в ожидании.

В общем, все шары упали в свои лузы. С 2015 года мы поняли, что делаем все правильно и кроме мелких побед еще бывают крупные. Что наша узнаваемость не просто очень широкая, но и очень положительная. Пройти тот психологический рубеж было важно.

Что вам помогало пройти пять лет ожиданий?

Признаюсь честно, не могу сказать, что мы сидели и мучились, у нас все-таки бизнес достаточно веселый. Помогала вера в свой продукт – в вина игристые и тихие, в наши туристические предложения. Мы храним место, в котором работаем, и глубоко верим в него. Все годы мы занимались самосовершенствованием, улучшали качество продукции. Нам было чем заняться.

С точки зрения прибыльности энотуризм – это бизнес?

Никогда не было первостепенной задачей окупить затраты на развитие туристического направления. Мы его воспринимаем как ключевой инструмент продвижения основного продукта. И в этой части работа весьма эффективна. Сейчас к нам приезжают около 500 тысяч туристов в год. Постепенно мы даже выходим в небольшой плюс.

А вы сами любите энотуризм?

Я большой любитель этого вида отдыха. Сейчас мы разговариваем, а я еду в аэропорт, чтобы вылететь в Тоскану. Там очень красиво и есть чему поучиться в смысле предложений в энотуризме.

Также один из моих любимых регионов – долина Напа в Калифорнии, оттуда, мне кажется, мы многое взяли по концепту: виноделие + гастрономия + спа. Конечно же, великолепны Бордо и Бургундия. Но я всегда ищу еще какие-то новые интересные места. И езжу уже больше как профессионал, встречаюсь с коллегами, знакомлюсь с их делом, их местом, перенимаю опыт.

2,7 миллиардов налогов

Что в 2021 году «Абрау-Дюрсо» значит для региона?

Мы один из крупнейших налогоплательщиков, наши отчисления составляют большую часть бюджета налогов в Новороссийске – 2,7 миллиарда рублей в год. Мы поддерживаем регион и достаточно много вкладываем в локальную инфраструктуру. Более того, для краснодарцев Абрау-Дюрсо стал традиционным местом отдыха. Всего три часа от Краснодара, и можно попасть в нашу идиллию.

Весь локдаун 2020 года мы с семьей провели в Абрау. Помогали региону решать проблемы с нехваткой аппаратов, медикаментов, тестов, поддерживали Новороссийск и часть краснодарских больниц.

В целом наш вклад в благополучие и репутацию Краснодарского края существенный. Хочется думать, что мы были пионерами движения виноделов и винных туристических объектов. Сейчас это даже вопросов не вызывает, это одна большая часть имиджа региона, но когда-то все начиналось с инициатив «Абрау-Дюрсо».
Победили французов нашим игристым

И у вас еще проходит саммит виноделов.

Ну, это не только к региону относится. Действительно, раз в год мы собираем в нашем доме всех виноделов России. Саммит стал традиционным, уже культовым съездом, на котором можно посмотреть друг на друга, обсудить, кто чем живет, проанализировать важные новые законодательные и отраслевые моменты, встретиться со старыми друзьями.

Вот, кстати, на последнем саммите министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев озвучил цифру: в текущем году в рамках «стимулирующей» субсидии на развитие виноградарства направлено более 1,6 млрд рублей. Это даже меньше, чем вы платите налогов.

Есть этот нюанс. Чтобы брать те темпы, которые заложены в новой винодельческой стратегии России, особенно по высадке виноградников, нужно намного больше поддержки. Например, мы получаем в качестве субсидии примерно 300 тысяч рублей на гектар (мы и этому, конечно, рады). Но нашим соседям государства субсидируют до 100% от стоимости высадок. В Болгарии в свое время для ускоренного развития виноделия субсидии доходили до 1000 евро за гектар. Такие цифры несоизмеримы с нашими. Кроме того, нам нужно больше питомников и посадочного материала, который сам не вырастет. На данный момент субсидии сильно ограничены, если смотреть по существующим проектам Кубани. Работа здесь предстоит долгая.

Сколько вина сейчас производится из своего винограда?

Как только в прошлом году вступил в силу новый закон (ФЗ №468 – Прим. ред.), мы полностью перешли на российское сырье.

Сократился ли объем выпускаемой продукции из-за этого? Российских виноматериалов явно не хватает.

Теперь это будет практически постоянная баталия. Однако объем пока не сокращался, хотя мы живем в условиях регулярного дефицита, так как последние два года не очень радует урожай. Еще один плохой сезон, и вопрос встанет достаточно серьезно. Это трепетный момент для всей отрасли. Тут мы можем прийти к тому, что российские вина могут сильно подорожать.

Как же удалось не сократить объем выпуска?

Ключевую роль в сохранении объема и в благополучном переходе на производство из отечественных виноматериалов сыграла покупка винодельни «Юбилейная». До этого у нас только 20–30% российского виноматериала использовалось, а «Юбилейная» позволила нам быть самодостаточными на 70%. Это ключевая сделка, самая, наверное, крупная в истории российского виноделия.

Как в компании строится работа по запуску новинок? И что было интересного за последние пару лет?

Работа над новинками строится следующим образом – мы точно понимаем, в какие ниши хотим попадать, и прицельно работаем над этим, пока не добьемся 100-процентного удовлетворения продуктом.

Из крепких новинок можно упомянуть настойку «7 овощей», которая пользуется большим спросом, и коньяк «Абрау-Дюрсо 1870». Чуть больше чем два года назад состоялась презентация наших традиционных тихих вин. Вышел обновленный Abrau Light – новый слабоалкогольный продукт, с яркими маркетинговыми активностями. Очень интересный запуск – Abrau Durso Reserve. У нас была цель сделать лучшее игристое вино, произведенное резервуарным методом. Причем выпустили вино премиального качества, которое показало бы все возможности метода Charmat и смогло конкурировать с лучшими образцами категории просекко в качестве. Нам это удалось, потому что на последнем саммите виноделов Abrau Durso Reserve Brut Rose получило высшую награду – «Кубок СВВР-2021».

Безусловно, заслуживает внимания новинка Brut D’or Blanc de Noirs – белое игристое, изготовленное из красного винограда. Это другая технология отжима и перспективная винодельческая дисциплина. Я думаю, со временем линейка может многое показать.

Если говорить про ниши, мы планируем серьезно развивать крепкие напитки и сидры. Еще мы пошли в направление субпродуктов: поскольку косточек у нас хватает, начали производить виноградное масло. Ниша небольшая, но, тем не менее, это масло интересно и в кулинарии, и в косметике.

В любом случае запуск новинок – это вопрос доведения качества продуктов до того уровня, который мы хотим.

Сколько длится цикл запуска?

Очень по-разному. Выпуск резервуарных вин занимает 5–6 месяцев, классических игристых - от трех до пяти лет. Чтобы продавать новую «классику» сегодня, ее надо заложить три года назад. В крепких напитках цикл не такой большой: всего около 2–3 месяцев.

Российское игристое на китайском Tmall

Как распределяется объем выпускаемой продукции: сколько идет на экспорт, сколько на внутренний рынок?

Экспорт, конечно, чуть-чуть пострадал за эти годы, но, тем не менее, более миллиона бутылок ежегодно мы экспортируем. Для понимания: это достаточно значимое число для среднего, например, европейского винного дома, а на уровне наших тиражей (десятки миллионов бутылок) – не очень много.

В какие страны экспортируете?

В 24 страны мира. Крупнейшие из СНГ – Казахстан и Белоруссия. Очень хороши продажи в Израиле, в Восточной Европе, возобновились поставки в США, у нас свой торговый дом в Китае. Как видите, широкая палитра регионов, в которые мы поставляем продукцию. Но из самых интересных по темпам роста – Китай и США.

В каком-то интервью вы говорили, что с Китаем сложно работать. Ситуация изменилась, если там продажи идут в рост?

Отчасти из-за сложности рынка мы и открыли в Китае собственный торговый дом. Чтобы быть ближе к потребителю. Концепт российского вина глобально достаточно неизвестный, китайцы до сих пор считают, что вино производится только во Франции, Италии и сейчас еще чуть-чуть в Чили. Когда им предлагаешь российское вино – они удивляются. А если это еще и игристое, которого на самом деле в Китае пока сравнительно мало… В общем, мы приняли решение реализовывать следующую стратегию: все, что касается вина, должно ассоциироваться в первую очередь с нами. Поэтому, кроме торгового дома в Китае, мы запустились на e-commerce-платформе Tmall, потихоньку заходим в четыре провинции, включая Шанхай и Гуанчжоу. Продажи планомерно увеличиваются, хотя задача эта не самая простая.

Какой напиток из ассортимента «Абрау-Дюрсо» ваш любимый?

Это сложный вопрос. У меня нет понятия «любимое вино» вообще. Есть настрой на красное вино – пей красное. Хочется игристого – значит, это новый фаворит. Любимые вина зависят от настроения, сезона, от года их урожая. Я считаю, что игристое 2017 года у нас недурно получилось. Также люблю вина из легендарной винодельни «Ведерниковъ» с «цимлянским чёрным». Но ситуация может поменяться буквально со следующим урожаем. Зачем себя ограничивать в выборе?

Павел Титов в Instagram.

Первая полоса

Последние новости

Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.