Законопроект «Об ограничении розничной продажи товаров, содержащих сжиженный углеводородный газ, и о внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об административных правонарушениях» обсуждался еще на летнем заседании Законодательного собрания региона. Внесен он был губернатором Краснодарского края Вениамином Кондратьевым. Тогда законопроект приняли в первом чтении, во втором – на сессии в конце октября. Как пояснили депутаты, в последнее время полицейские все чаще фиксируют в подростковой среде проявления новой формы токсикомании, получившей название «сниффинг» (от английского sniff – нюхать). Так, только с 2018 года на Кубани от новой напасти погибли 18 детей, а по всей России счет идет на сотни.

По новому закону бороться предлагается с продажей в продуктовых и хозяйственных магазинах изделий с углеродным газом несовершеннолетним. Штраф за продажу такого товара детям отныне составит 5 тысяч рублей для физических лиц, от 9 до 15 тысяч рублей для должностных лиц и от 20 до 50 тысяч рублей для юридических лиц.

Правда, пандемия коронавируса и четвертая ее волна и так отнимают у контрольных органов слишком много сил: нужно проверять ношение масок, а теперь еще и QR-коды. До зажигалок ли в таком случае? Поэтому вдвойне бдительными нужно быть родителям: развивающаяся у ребенка зависимость имеет свои признаки, и важно вовремя их заметить.

Газовая «рулетка»

Видимо, современные дети не смотрели популярный диснеевский мультик о супергерое Черном плаще, который преследовал преступников с газовым пистолетом. «Коронная» его фраза «Нюхни газу, злодей!» не вызывала у злоумышленников никакого удовольствия. Да и сам Плащ, пару раз по неосторожности выстреливший в самого себя, эйфории не испытал. Знали бы дети этот мультик, возможно, десять раз подумали: вдыхать газ из зажигалки или нет.

Сниффинг – затея не новая. Случаи отравления детей и подростков в России и в СНГ фиксируют с начала 2010-х годов, но с 2018-2019 годов токсикомания начинает набирать обороты, смертельных случаев все больше. Как всегда, проблема в легкодоступности тех веществ, которые могут выступить в качестве дурманящего зелья. И газ тут всего лишь приходит на смену клею, бензину и прочим полезным субстанциям, которые люди (и не только молодые) учатся применять не по назначению. Так и с пропанобутановой смесью – к наркотикам она никакого отношения совершенно не имеет. Углеводороды тут служат единственной цели – горению.

«В составе газовых зажигалок и туристических баллончиков обычно содержится пропан, бутан, изобутан, которые при вдыхании действуют как нейротропные яды. При этом газ быстро испаряется при комнатной температуре, - объясняет медицинский психолог Центра общественного здоровья и медицинской профилактики министерства здравоохранения Краснодарского края Ирина Бабкина. – Сначала подросток ощущает легкость в теле и душевный подъем, через время они исчезают,а на смену приходят сильная слабость, головная боль, тошнота и рвота».

Если продолжать вдыхать газ, развивается делирий, сопровождающийся зрительными и слуховыми галлюцинациями. Так, например, в Белоруссии 16-летний подросток после сниффинга вышел прямо в окно шестого этажа.

Чем сильнее интоксикация организма, тем серьёзней последствия. По словам специалистов, даже однократное вдыхание может привести к летальному исходу, потому что смертельная доза для каждого человека индивидуальна. Ребенок может погибнуть от удушья, паралича дыхательного центра, токсического отека головного мозга или легких.

"Как и при любом опьянении, сначала страдает кора полушарий головного мозга, затем мозжечок и в самую последнюю очередь – продолговатый мозг. Если опьянение доходит до продолговатого мозга, это может нарушить дыхание. Если сниффинг длится на протяжении года или двух, в головном мозге и органах больного происходят необратимые изменения.Подростки-токсикоманы становятся слабоумными", - предупреждает Ирина Бабкина.

Вовсе удручающей выглядит картина в контексте того, что опасное увлечение снискало основную популярность именно среди детей в возрасте от 10 до 15 лет, которые таким образом обрекают себя на пожизненное нарушение работы мозга, ещё не успев начать жить. А также, по некоторым данным, лишают себя возможности восстановиться, даже завязав с пагубной привычкой.

Запрет проблему не решит?

Новый закон не является кубанским ноу-хау. Это общефедеральный тренд. В июне 2020 года первыми в стране такую законодательную инициативу внедрили в Москве. Штрафы там чуть поменьше: от 4 до 5 тысяч рублей - для физических лиц, от 5 до 10 тысяч рублей - для должностных. Предусмотрена также и отдельная санкция для родителей, не убравших зажигалки куда подальше, - 5 тысяч рублей.

В прошлом году запрет на продажу газовых зажигалок установили в Саратовской области, в Камчатском и Приморском краях, в Рязанской области и в Башкирии. Сейчас о принятии аналогичного закона думают на Кузбассе. Всего на данный момент законодательную инициативу одобрили более чем 20 регионах России. Однако сами парламентарии признаются, что проанализировать правоприменительную практику и эффект от нее пока затруднительно из-за небольшого срока действия законов.

Общественники, знакомые с ситуацией, говорят, что запрет на продажу газовых зажигалок пробивал себе дорогу очень тяжело. На федеральном уровне он обсуждался несколько лет кряду. Изначально инициативу продвигали в Следственном комитете РФ, сотрудникам которого приходилось расследовать многочисленные смерти юных токсикоманов. Затем к вопросу подключились депутаты Мосгордумы и Госдумы, организовавшие обсуждение проблемы с региональными парламентами. Но официальные лица и ведомства разделились на два лагеря и никак не могли прийти к единому решению. Одни говорили о том, что газовая токсикомания привлекает подростков низкой стоимостью источника «кайфа». Те же «соли», с которыми Россия борется уже десяток лет, они себе позволить не могут. Оппоненты напоминали, что нельзя запретить в стране абсолютно все, а газовые зажигалки - один из самых распространенных в быту предметов.

«Как социальная мера новый закон хорош. Но доля смысла в словах оппонентов есть, - говорят в Антинаркотической комиссии Краснодарского края. – Та же проблема с лекарственной наркоманией. Была идея сделать все препараты исключительно рецептурными, но это значительно усложнит жизнь обычным гражданам, которые зашли в аптеку купить лекарство от головной боли».

Понятно, что в случае с новым законом недовольны будут любители туристических походов, зашедшие в магазин за необходимым оборудованием и не взявшие с собой паспорт.

"Но ведь клей в России не продают по паспорту? – недоумевает мать студентки-первокурсницы Наталья Иванова. – Повезло депутатам, что токсикоманам клей «разонравился». Дети, к сожалению, всегда найдут выход из положения. Недавно дочь призналась, что однокурсницы попросили ее купить в магазине алкогольные коктейли: им еще по 17 лет, а ей 18 исполнилось. Вот так и с зажигалками будет".

Тем временем Ирина Бабкина успокаивает, что Краснодарский край, по её данным, не самый неблагополучный по токсикомании регион. И обращает внимание на то, что следить в первую очередь необходимо не за продавцами в розничных магазинах, а за своими детьми.

Токсикомании и другим способам изменения сознания в раннем возрасте, по её словам, подвержены дети, обладающие определёнными чертами характера: инфантилизм, эмоциональная неустойчивость, демонстративность, пассивность и зависимость от других (когда пробуют «за компанию» и «потому что не слабо»). На дурное чаще тянет тех, у кого много свободного времени, кто не умеет занять себя нужным делом и мается от скуки.

В Антинаркотической комиссии с этим полностью согласны и говорят, что основной упор надо делать на информировании родителей школьников. Когда в семье рождается ребенок, взрослые всегда закрывают розетки и убирают с пола бытовую химию, чтобы малыш не добрался и не отравился. Почему же родители расслабляются, когда дети достигают подросткового возраста? Не лучше ли продолжать прятать алкоголь, лекарства и те же зажигалки?

Что касается реализации нового закона, то по этому поводу затрудняются говорить даже в тех регионах, где он уже действует некоторое время. А беглый опрос работников как частных торговых точек, так и крупных сетей в Краснодаре, показал, что те и не слышали о новых нормах. Накладывает свой эффект и распространённость тех предметов, которые становятся сейчас для школьников запретными. Многие, кто не знал о таком способе отравить себя, даже и не представляют, что баллон для газовой горелки можно использовать иным способом. Потому спускаемая из федерального центра мера кажется достаточно декоративной, если не фиктивной: никакой запрет на клей и газ не заменит работы с трудными и не очень подростками.

Проверяющий в магазине шаговой доступности не исполнит роли ни родителей, ни органов опеки. А вода, как известно, всегда себе путь находит. Только недавно родители всей страны учили ещё одно новое для себя слово – снюс, а законодатели запрещали торговать им среди несовершеннолетних. Теперь – сниффинг. Никто не говорит, что ограничение продажи опасных для детей веществ не нужно. Но тут можно вспомнить и ранее «модную» среди детей игру в «собачий кайф» - получение ещё одного сомнительного удовольствия путём асфиксии. Что нужно запретить в этом случае?


Справка

Как распознать зависимость?

Это, сразу скажем, не просто, ведь признаки сниффинга быстро исчезают, от подростка ничем не пахнет. Нужно обращать внимание на поведение ребенка, а главное – на то, как сильно оно изменилось.

В списке подозрительных симптомов: резкие перепады настроения за короткий период времени, нарастающая раздражительность, скрытность, замкнутость, подавленность и беспокойство, изоляция от семьи и отказ обсуждать с родителями свои проблемы, новые знакомства со странными людьми. Должна насторожить и резкая смена поведения, увлечений.

Наблюдайте за вашим чадом! Сниффинг могут выдать мутный взгляд или, наоборот, нездоровый блеск глаз, невнятная речь, изменения слюноотделения, обмороки, нарывы и болячки вокруг ноздрей, сухость во рту, повышенная потливость, изменения в походке и движениях, изменения цвета и состояния кожи, потеря веса.

Читайте также

Первая полоса

Последние новости

Люди

Дорога начинается с проекта

Старейшая проектно-изыскательская организация дорожной отрасли Кубани ООО «Краснодаравтодорпроект» отмечает 65-летний юбилей.
Иван Прытыка
Люди

Выборы на Кубани. День третий

Краснодарский край всегда отличался активностью граждан, высокой явкой на выборах. Для этого приложили усилия и депутаты.
Люди

Выборы на Кубани. День второй

Наше издание продолжает рассказывать о депутатах, которые приходят на голосование за президента России и приглашают избирателей последовать их примеру.

Ситуация

Выборы на Кубани. День первый

Наше издание собрало информацию о том, как проходили президентские выборы на Кубани при активном участии народных избранников.
Ситуация

Победа России – Победа народа!

Более 500 тонн гуманитарной помощи получили защитники Отечества и жители новых российских территорий от Краснодарского регионального отделения Общероссийского Народного Фронта (ОНФ) в прошлом году.
Weekend

Бедная-несчастная собака, финал «Барбигеймера» и мечты о переменах: каким получился «Оскар-2024»?

Премиальный сезон устроен таким образом, что его финальное и главное событие мало удивляет кинолюбителей. Но всё-таки 96-й церемонии вручения наград Американской киноакадемии удалось привлечь внимание зрителей и «Югополиса». Каким получился в этом году «Оскар» – читайте в нашем обзоре.

Ситуация

«Кино» с «Утесовым»

В Арбитражном суде Краснодарского края рассматривается дело о передаче земли под элитным отелем в Анапе в федеральную собственность. Этого решения с большой надеждой ждут обманутые дольщики в Краснодаре.

Бизнес

Инна Арендаренко. Технология партнерства

Адвокат, кандидат юридических наук, эксперт по бизнес-партнерствам Инна Арендаренко уверена, что большие деньги создаются в правильных партнерствах. Инна разработала авторскую технологию, которая помогает предпринимателям лучше понимать ожидания от бизнес-партнерства, осознанно и безопасно вступать в партнерские отношения и выходить из них с минимальными потерями. Слово Инне
Бизнес

Максим Манахов: как риэлтору и застройщику построить отдел продаж

Повысить продажи с 30 до 300 домов в месяц и увеличить общий объем сделок в 4 раза за полгода — таких результатов Максим Манахов добился, когда стал коммерческим директором в строительной компании. На базе своего опыта эксперт вывел 5 главных ошибок, которые найдутся почти в каждом sale-отделе, и рассказывает о способах решений. Эксклюзивно в ЮП и специально для бизнеса в сфере недвижимости