Чужой: Завет
Alien: Covenant
США, Австралия, Новая Зеландия / 122 мин. / 18+
Научно-фантастический триллер

Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Майкл Фасбендер, Кэтрин Уотерстон, Билли Крудап, Дэнни Макбрайд, Демиан Бишир, Кармен Эджого, Калли Эрнандес, Джусси Смоллетт, Эми Саймец, Гай Пирс, Джеймс Франко

В прокате с 18 мая

С выхода последнего фильма из серии о Чужом, «Прометея» Ридли Скотта, прошло пять лет, а с событий на планете LV-223, когда из всего экипажа космического корабля «Прометей» в живых остались только доктор Шоу и андроид Дэвид, — десять. Колониальный корабль «Завет» с двумя тысячами спящих пассажиров и тысячью эмбрионов на борту направляется на планету Оригае-6, но происходит непредвиденное, и андроид Уолтер (Майкл Фасбендер) выводит экипаж из криосна. Несколько человек погибают; новый капитан корабля (Билли Крудап), после того как во время ремонта экипаж получает сигнал с неизведанной планеты, судя по данным компьютера, более пригодной для жизни, чем Оригае-6, направляется туда с большей частью экипажа.

«Чужой: Завет» — непрямое продолжение «Прометея» и, таким образом, вторая часть приквела к «Чужому»; это шестой фильм серии (четыре «Чужих» и два приквела). Перед режиссером стояла довольно трудная задача — делая продолжение «Прометея» и показывая события, предшествовавшие появлению Чужого на корабле «Ностромо», оттолкнуться от собственной задумки с холодным, интеллектуальным и полным иносказаний «Прометеем» и приблизиться к своей же, классической версии «Чужого» 1979 года, но так, чтобы сохранить глубину фильма-приквела, избавившись от его расплывчатости и недосказанности, а Чужой бы при этом выглядел по-новому.

Alt

Все это Ридли Скотту прекрасно удалось, и даже больше: новый «Чужой» — кино для снобов, не нашедших в космическом жанре ничего лучше со времен эпоса Стэнли Кубрика, и для семейного просмотра с восторженно орущими подростками, незаметно пролезшими в зал.

Никогда еще «Чужой» не был так нашпигован цитатами — «Космическая одиссея» Кубрика, задающая фон, музыка Вагнера; культурология из Байрона, Шекспира, Библии и древних — и, при такой плотности воздуха «Завета», здесь вовсе нет клаустрофобии, которой пугал, например, недавний триллер «Живое», внебрачное дитя «Чужого».

Скорее, тяжелый апокалиптический сон третьего, финчеровского «Чужого», вместо головокружительной простоты первого фильма — мрачная атмосфера космических оков, в которые экипаж попадает по собственному легкомыслию. Но больше всего новый «Чужой» заставляет думать о «Лабиринте Фавна» Гильермо дель Торо: Чужой выглядит как-то иначе? — о да, как Бледный человек или Сатурн с картины Гойи, прячущийся в лабиринте взбесившегося андроида Дэвида.

Alt

Актерский состав «Завета» отлично иллюстрирует желание сохранить баланс между высоколобостью «Прометея» и нового космического кино и старым добрым хоррором с крутой героиней и сексистскими шутками. Здесь нет места неоднозначной Нуми Рапас с ее талантом к триллерам, в которых она и жертва и мучитель в одной роли. Есть новая Рипли — Кэтрин Уотерстон, по-прежнему в окружении фантастических тварей, но настроенная гораздо более решительно и с красноречивой короткой стрижкой. Есть идеальный Билли Крудап — за ним наблюдать так же интересно, как за бесчеловечным Фасбендером. Есть комедийный актер Дэнни Макбрайд, который в роли пилота Теннесси напоминает Яфета Котто из первого «Чужого». Почти нет Джеймса Франко, сокращенного до одной фразы и двух фотографий, — и это самая смешная шутка нового «Чужого».

Alt

Но все же чаша склоняется не в пользу хоррора, как-то потихоньку, с «Прометеем» и «Заветом», серия о Чужом перестала быть серией о Чужом и превратилась в космический спектакль с монологами героя нашего времени, разрываемый Чужим вместе с чьей-нибудь грудной клеткой.

Когда Майкл Фасбендер, совершенно никуда не торопясь, беседует с еще одним Майклом Фасбендером, — на это можно смотреть долго, очень долго, но это уже не «Чужой», даже не «Прометей», это новый завет 79-летнего Ридли Скотта, которому, очевидно, теперь плевать, что все они скажут. Оттолкнувшись и оторвавшись от собственной идеи, Скотт в этом космическом пространстве довольно сильно приблизился к «Бегущему по лезвию», в продолжении которого он только продюсер, — но, разумеется, это совпадение не совпадение: по новому трейлеру грядущей осенью премьеры ясно как день.

Мифологичность «Чужого» была основана на принципах трагедии — в основе «Прометея» и тем более «Завета» мифологичность эпоса, в котором тон спокойнее и отстраненность повествования заметнее. Рипли по законам сиквелов возрождалась от фильма к фильму, пока сама не принесла себя в жертву чудовищу, погибнув вместе с ним. Приквел сосредоточен на Дэвиде, рассказчике, центральном персонаже и чудовище в одном лице, и оно принадлежит не человеку — люди в этой серии «Чужого» интересуют Скотта куда меньше умных и/или агрессивных тварей.

Доверяя Фасбендеру две роли, Ридли Скотт решает не только задачу развязки (к сожалению, слишком предсказуемой), но и другую, важнее, — чье на самом деле творение — Чужой, если учесть, чье на самом деле творение — Дэвид. Так Скотт вновь задает тон ближайшему будущему в жанре космического кино (хоррора — все-таки во вторую очередь), так он, как ему и хотелось, возвращается к первому своему «Чужому», ничуть его не повторяя.

3 комментария

avatar
Denli 21 мая, 17:18
фильм лажа, тупая фантастика
Евгенй Соколов 21 мая, 18:04
Судя по полу-пустому залу, воздуха действительно оказалось мало.
JC вчера, 09:50
Мы потратили годы на изучение планеты куда мы на протяжение семи лет должны лететь, наш корабль "завет", был создан для атмосферы этой планеты. Но стойте, я нажал на кнопку и за секунду узнал, что Планета которую мы ранее не видели гораздо лучше. Естественно летим туда, я че дурак в безопасном анабиозе находиться! Удивила подборка команды космонавтов, старые, толстые, с шаткой психикой и самое главное, полно семейных пар ( то-есть вариант что в дали от земли и родных, в случае трагедии с близким, человек не спятит, даже не рассматривался). Надо заметить, что с появлением компьютерных технологий чужой стал юрким и тупым. К сожаление, я ждал логичного продолжения Прометея, и ответов на многие вопросы которые были заданы пять лет назад, хотя бы беседы с прародителями, если они вообще такими являются. Но с выходом "завета" вся логическая цепочка "Прометея" рушится. Вообще последнее время не логики, и спонтанного продолжения, не обращая внимания на предыдущие сценарии, были положены ещё при последней части "обитель зла: последняя глава". Надо отдать должное, фильм наредкость получился жутким, и это не смотря на то что я обожаю ужасы, и у меня сложно вызвать чувство страха фильмом. Очень красивый фильм (если это слово применимо). Надеюсь
Авторизуйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии.

Первая полоса

Люди Ситуация

«Действия власти вызывают у студентов настороженность»

Декан факультета управления и психологии КубГУ Александр Ждановский рассказал «Югополису» о том, как студенты реагируют на действия власти, в чем ошибки молодежной политики и каких знаний не хватает абитуриентам.

Город Люди Weekend

«Когда мы только начинали, на один из наших концертов пришли 23 человека»

Британские электронщики The Prodigy выступят в Краснодаре 23 мая. Накануне концерта «Югополис» связался с создателем и участником группы Лиамом Хоулеттом, который ответил на несколько вопросов.

Люди Ситуация

Беспамятство

Колумнист «Югополиса» Сабина Бабаева о том, что не так с празднованием в России Дня Победы.

Город Люди Ситуация

Перемена мест слагаемых

Бурлачко вместо Бекетова и судьба вице-губернаторов: вокруг выборов в Законодательное собрание Краснодарского края разворачивается интрига.