Дом, который построил Джек
The House That Jack Built
Дания, Франция, Германия, Швеция / 155 мин. / 18+
Триллер

Режиссер: Ларс фон Триер
В ролях: Мэтт Диллон, Ума Турман, Райли Кио, Бруно Ганц, Шиван Фэллон, Софи Гробёль

В прокате с 6 декабря

«Дом, который построил Джек» — самый прямолинейный фильм Триера, вывернувшего наизнанку жанр психологического триллера: серийный убийца рассказывает о себе сам, его Кларисса Старлинг — большую часть картины незримый Публий Вергилий Марон, или просто Вердж. Дело происходит в Америке 70—80-х. Джек (Мэтт Диллон) и Вердж (Бруно Ганц) демонстрируют друг другу ад: Джек — ад, которого он исчадие и создатель, а Вердж — как и положено Верджу, классический ад. Главное, о чем нельзя забывать, придя смотреть «Дом, который построил Джек», — что Триер по своей воле в сознательном возрасте принял католичество. Второе, о чем нужно помнить весь сеанс, — что Триер экранизировал сказку и ответы на вопросы об этом фильме — в его заголовке.

Alt

Сказка Триера о Джеке и его доме — в некотором роде эпилог для творчества режиссера, который так любит делить свои картины на несколько частей — здесь их пять — и обязательный эпилог. Над эпилогом эпилога он подшучивает, называя его катабасисом (сошествие в ад). Над частями картины он тоже подшучивает, называя их инцидентами. Он подшучивает над зрителями, которым его картина покажется комедией — но не божественной, а черной. В «Антихристе» Триер изображал мир, созданный дьяволом. В «Догвилле» — население этого ада. В «Меланхолии» — конец мира. В «Нимфоманке» и «Рассекая волны» — самопожертвование. В «Доме, который построил Джек» Триер собирает воедино свои главные вещи, а в одном из отступлений показывает нарезку кадров из всех этих лент.

Не уставая вслух повторять, что его Джек — психопат, убивший не менее шестидесяти человек и неизвестное число утят, Триер между строк помещает идею самопожертвования Джека. Это по меньшей мере эпизоды с героиней Турман и косцами из детства садиста, оказавшегося потерянным Элизием, и это лучшие эпизоды картины. Ясно, однако, что режиссер ходит кругами, используя снафф и утрирование для выражения своей главной идеи о том, какой ад этот мир. В «Нимфоманке» и «Антихристе» инструментом служило порно, в «Джеке» и «Антихристе» — насилие. В «Идиотах» «нормальные люди» притворялись идиотами, в «Джеке» под личиной нормальных скрываются идиоты.

Alt

Получается, что каждый из пяти инцидентов из истории Джека посвящен разным проявлениям идиотизма. В перевернутом наизнанку триллере фон Триера охоту ведут не на психопата, потому что до него, как и до его жертв, никому в этом чертовом городе, в этой чертовой стране, в этом чертовом мире нет дела. Он то и дело ходит отстреливать глупых овец, которые сами лезут к нему в руки. Эта идея развивается с каждым новым инцидентом, и в последнем режиссер уже не утруждает себя подробностями о том, как очередные жертвы Джека стали его жертвами. Вместо этого он концентрируется на отчаянии Джека, усиливающемся после каждого следующего разочарования в умственных способностях и душевных качествах людей.

Триер, будучи новообращенным католиком, Триер, соавтор «Догмы-95», и Триер, от которого постоянно требуют оправданий, каждый его новый фильм называя самым шокирующим, в этот раз преподносит публике ровно то, чего она ждет, лицемерно бубня обратное. Лапка утенка, слезинка ребенка, уродование красотки — публику легко шокировать, особенно если она этого хочет, особенно каннскую, которая или падает в обмороки, или аплодирует стоя. Между тем все это сюжеты истории христианства, которыми публика любуется в галереях, включая бесконечное смакование классическим искусством легенды о святой Агате с ее отрезанной язычниками грудью.

Снобистское, с одной стороны, и популистское — с другой — решение взять в качестве психоаналитика Вергилия (снова отсылка к «Антихристу») Триер компенсирует ехидной вставкой о том, что главный эпос «Верджа», на котором базируется европейская культура, оказался госзаказом и партнерским материалом больше, чем искусством. Тогда и сопровождаемый Вергилием поэтизировавший насилие «Данте», земную жизнь пройдя до половины, уродует Беатриче, убивает ее и уж затем спускается в ад — где ему между тем уготовано не самое пекло, не самый низкий круг. Кому уготован самый — в интервью Триера, высказавшегося о таких, как homo trumpus.

Alt

Возможно, потому он, будучи гражданином «этого чертового мира», перенес действие своей сказки о Джеке и доме, который он построил, в Америку и переломное и послепереломное для истории ее криминальной хроники время — 70—80-е, на стыке которых сильно изменился облик убийц, из бандитов ставших политиками. Не зря с иронией отмечается «вербальное превосходство» психопата Джека над собеседниками, а квинтэссенция этого превосходства — диалог с копом в инциденте с убийством вдовы. Вербальное превосходство, правда, начинает раздражать, сопровождая закадровым голосом совершенно излишнюю в своей очевидности кинохронику с преступлениями нацистов. Пассаж Верджа с Гете и его деревом, оказавшимся в двадцатом веке в гуще земного ада, Бухенвальде, раздражает не меньше.

Но Триер, как ребенок, с изумлением рассказывающий взахлеб о жестокости и бессердечии мира, быстро меняет фокус, оставаясь верным своей догме честности: у нас история о Джеке, который очень хотел стать архитектором, а стал только сотрудником департамента архитектуры. Не каждый прочувствует разницу, но для Джека она критична.

2 комментария

avatar
Bdfy 15 мар, 01:41
И чё? Очередное модное кино для зарабатывания бабла? Cколько их уже понаснимали. Стоит вспомнить, что данный персонаж снял по сути обычное порно под названием "Нимфоманка". Любой нормальный человек после подобного "кино" перестал бы его смотреть. Но пипл, считающий себя интеллигенцией, схавает. Да и деньги кому-то принесёт немалые:) Вот бы так Моцарта или Бетховена рекламировали:)
avatar
Bdfy 15 мар, 01:44
И просьба к модераторам удалить спам, а то достали эти клоуны в комментариях.
Авторизуйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии.

Первая полоса

Последние новости

Weekend

Премьера недели. «Власть»

Сабина Бабаева об одном из главных фаворитов «Оскара-2019» — истории политика Дика Чейни с Кристианом Бейлом в главной роли.

Люди Ситуация

Бунт на тонущем корабле

Колумнист «Югополиса» Илья Обломов — о том, кто подогревает «мятеж» в Усть-Лабинском районе Кубани и чем он закончится для его участников.