Дюнкерк
Dunkirk
США, Великобритания, Франция, Нидерланды / 16+
Военно-историческая драма

Режиссер: Кристофер Нолан
В ролях: Фионн Уайтхед, Анайрин Барнард, Том Харди, Джек Лауден, Кеннет Брана, Джеймс д'Арси, Том Глинн-Карни, Марк Райленс, Киллиан Мерфи, Барри Кеоган, Гарри Стайлс

В прокате с 20 июля

На фоне панорамы кружевных домиков полуфранцузского, полуголландского городка, напоминающей инстаграм-кадр с винтажным налетом, удаляются шестеро солдат второй мировой в шинелях и с заплечными ранцами. Дальше — перестрелка, еще чуть дальше — уже никакого городка: море, воздух, песок, корабли, самолеты, вода и огонь. Так начинается и продолжается один из самых (если не самый) впечатляющих фильмов года — «Дюнкерк» Кристофера Нолана, история спасения более чем трехсот тысяч британских, бельгийских и французских солдат в ходе Дюнкеркской операции в начале Второй мировой войны.

Фильм основан на реальных событиях, и это первый фильм Кристофера Нолана, снятый на основе исторических событий. Дюнкеркской операцией называется эвакуация морем войск Союзников, блокированных у французского города Дюнкерк немецкими войсками после Дюнкеркской битвы в 1940 году (сражение между войсками Союзников и Германии, произошедшее 26 мая — 4 июня 1940 года во время Французской кампании вермахта).

Alt

Эпическая драма кинокомпании «Уорнер Бразерс» снята Ноланом по его собственному сценарию, и режиссеру пришлось постараться, чтобы убедить голливудскую студию сделать кино о британцах на войне — то есть действительно никаких американцев: они вступили в войну в конце 1941 года и в битве у Дюнкерка не участвовали. Получилось британское кино с американским бюджетом — 150-миллионным. Нолан выиграл свою битву за «Дюнкерк», сделав ставку на саспенс.

И на пленку. (Хотя российская прокатная версия фильма представляет собой цифровую репродукцию.) «Дюнкерк» — это полное погружение в реальность. На оборот каждого кадра, как на открытку, просится подпись растекшимися от воды чернилами «Дюнкерк, Франция, июнь 1940-го». Компьютерной графики нет вовсе. Гражданские яхты — из ближайшего портового города. Полторы тысячи статистов. Съемка с корабля ручной камерой, сам Нолан в воде вместе со своими «солдатами».

Музыка его постоянного композитора Ханса Циммера — чистый саспенс. Воздух картины так и вибрирует энергией легендарных «Спитфайров», атакующих немецкие истребители: главной из британских машин управляет Том Харди, чье лицо уже во втором фильме Нолана почти полностью скрывает кислородная маска. Харди спасает соотечественников с неба. За море отвечает коммандер Болтон — интеллигент сэр Кеннет Брана в самой красивой из своих ролей.

Alt

Зато все главные роли отданы Ноланом мальчишкам. Фионн Уайтхед, Анайрин Барнард, Том Глинн-Карни, Барри Кеоган и Гарри Стайлс из группы One Direction — свежие лица британского кино, которых вы нигде или почти нигде еще не наблюдали. Как безымянные солдаты, 400 тысяч, в безвыходном положении на дюнкеркском песке в самом начале долгой мировой войны. Имя есть только у одного, но чужое, а враг и вовсе невидим: Нолан показывает основы страха и поведение людей в критические минуты, а не ум или мощь врага.

Двадцать лет вынашивавший идею фильма о спасении сотен тысяч солдат второй мировой Нолан поспел вовремя: мысль о национальном и даже межнациональном единении перед лицом невидимого врага актуальна не меньше стилизации под пленочные фотокарточки. И это объединение действительно, как того явно хотел режиссер, имеет мало общего с политикой, беспримесный гуманизм и его обязательная часть — умный патриотизм. Чего ждал Черчилль? — Спасения хотя бы 30—40 тысяч солдат из всех блокированных в Дюнкерке. Что он получил? — Основание для призывающей к продолжению борьбы пламенной речи: спасены были 300 с лишним тысяч, целая армия. Кто спас эти 300 тысяч и встречал их, сумевших выжить, с цветами в милой Англии? — Обойдемся без спойлеров, но фраза «эвакуация морем войск Союзников» для многих и многих зрителей обернется вдохновляющим и поучительным открытием.

Будет ли хоть капля из этого урока полезной для российских зрителей, немалая часть которых уверена, что и без союзников можно было победить в той войне, будет ли вопрос: но какой ценой? Два года между спасением Британией своих солдат и сталинским приказом № 227 — а какое впечатляющее сравнение преподносят нам история и, скорее всего, сам того не зная, Кристофер Нолан. Он хотел, чтобы фильм о британцах был интересен мировой аудитории — и рассчитывал на саспенс, а получилось намного больше — история о страхе, самопожертвовании, способности выжить и умении жить.

6 комментариев

Kubanik 21 июл, 17:50
Был вчера с семьей на кино. В зале - 10% зрителей Из которых часть ушла не досмотрев до конца. Мрак.... Фильм - супер. редкостный по реализму и колючей правде в кадрах. По ходу не всем охота смотреть эту правду. Она ж мозг напрягает, а народ ходит в кино мозг расслабить ))
avatar
Павел Кисель 22 июл, 09:33
Никто не спорит, что англосаксы умеют даже свой просёр показать красивее, чем мы свои победы. Но должен ли российский зритель искренне сопереживать тем, кто своими руками и довольно подло создал себе и всему миру проблему, а потом судорожно пытался ее решить? Кто знаком с историей не по фейсбуку и ЖЖ, думаю, поймет о чем речь.
Ohsher 22 июл, 13:37
Павлу - российский зритель никому и ничего не должен. Хватит, мы уже подили по шаблону. Дайте людям мыслить и решать самостоятельно. А не так, как хочется кругам, пытающимся снова вернуть нас во времена, когда ходили строем, кричали речевки и стояли в очередях, когда в магазинах что-то "выкидывали".
avatar
scaramouche 22 июл, 21:17
Надо привыкнуть к той мысли, что нам постоянно будут писять в тапки. ... Англичане же не хотят вспоминать "какое впечатляющее сравнение преподносят нам история и, скорее всего, сам того не зная, Кристофер Нолан. Он хотел, чтобы фильм о британцах был интересен мировой аудитории — и рассчитывал на саспенс, а получилось намного больше — история о страхе, самопожертвовании, способности выжить и умении жить. " - например, когда огромный экспедиционный корпус британской армии сдался целиком нескольким сотням японцев в Сингапуре и остальные англичане драпали через Бирму почти до самой Бенгалии и только там корпус индусов-сипаев остановил японцев. Англичане не хотят вспоминать как они дрызнули целым флотом от крейсера "Тирпиц", вышедшего в море из норвежских фьордов . "Данкерк" или "Дюнкерк" , как у нас принято называть, всегда вызывает много вопросов ... 250 дивизий на Восточном фронте , карательные подразделения зачистки, трофейные команды , сборища полицаев и прочих эйнзац-изобретений, тотальная война на уничтожение любых мало-мальских ценностей на территории СССР, геноцид, тотальные массовые казни против жителей СССР и ... цветущий оккупационный Париж, вежливые немецкие офицеры , вспоминающие Франсуа Вийона - "О, Франция, как дороги твои поля ! ... ", прекрасная Прага ... Брюгге ...
avatar
Gemma 24 июл, 09:48
Сильный фильм. Прекрасная рецензия.
avatar
scaramouche 24 июл, 10:33
Небольшая историческая справка для "мужественных" и отважных облизунов европейских ценностей :По состоянию на 21 мая 1940 года, когда 2-я немецкая танковая дивизия (одна дивизия !!!!!) вышла к Аббевиллю и отрезала Северную группу союзных войск, в составе союзной группировки было приблизительно 1 миллион 200 тысяч человек (63 дивизий: 29 французских, 22 бельгийских и 12 британских). Из них спаслось лишь 370 тысяч, из которых 338 тысяч эвакуировали морем. Остальные пленены или погибли. Сражение на севере Франции и в Бельгии длилось с 10 мая по 4 июня 1940 года. Причем британцы спаслись только за счет того, что бросили своих союзников.
Авторизуйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии.

Первая полоса

Город Люди

Свои и чужие. Андрей Лунин (Краснодар — Нью-Йорк)

Бывший краснодарец Андрей Лунин, живущий в Нью-Йорке уже около пятнадцати лет, о том, почему предпочитает этот город всем остальным, о непохожести ньюйоркцев на других американцев, Хиллари и Трампе, «Старбаксе» и астрономических ценах на жилье и медицину.

Город Люди

Не пытайтесь покинуть «Туподар»

«Югополис» побеседовал с создателем самого популярного городского паблика об анонимности, угрозах, монетизации, контактах с правоохранительными органами и соперничестве с традиционными СМИ.

Weekend

Премьера недели. «Бегущий по лезвию 2049»

Кинообозреватель «Югополиса» Сабина Бабаева о продолжении культового фильма 1982 года — одном из самых удачных перезапусков в истории экранизаций научной фантастики.