Гоголь. Начало
Россия / 100 мин. / 16+, 18+
Мистический детектив

Режиссер: Егор Баранов
В ролях: Александр Петров, Олег Меньшиков, Евгений Сытый, Таисия Вилкова, Артем Ткаченко, Юлия Франц, Евгений Стычкин, Ян Цапник, Сергей Бадюк, Марта Тимофеева, Павел Деревянко

1829 год, Полтавская губерния Российской империи. Таинственный всадник убивает местных девушек. Дело приезжают расследовать знаменитый сыщик из Петербурга Яков Петрович Гуро (Олег Меньшиков) и его молодой помощник, писарь с талантом ясновидца Николай Гоголь (Александр Петров). Их встречают хлебом, солью и недоверием представители здешней элиты, делающие попытку препятствовать следствию.

«Гоголь. Начало» — первая часть тетралогии, сценарий которой основан частично на биографии классика, частично на цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки», принесшем ему первый громкий успех. Еще три фильма выйдут на большие экраны этой осенью. Кроме того, все четыре фильма разделят на восемь серий и покажут на российском телевидении в виде сериала. Идея сериала о Гоголе принадлежит продюсеру Александру Цекало, решившему снять мистический детектив и сделать легендарного русского писателя — сыщиком.

В эстетическом смысле ему и режиссеру Егору Баранову этот замысел удался — то есть именно образ молодого Гоголя, который совмещает талант литератора и дар провидца с попытками разобраться в мистических вещах, а еще больше — в себе самом, ищущем пока свое предназначение и темы творчества.

Здесь нужно сказать, что кастинг у фильма отличный. 28-летний Александр Петров 20-летнего Гоголя играет легко и ясно, Олег Меньшиков в роли петербургского Шерлока Холмса бодр и хорош, как не был давно, девушки свежи как розы, персонажи второго плана в исполнении Евгения Стычкина, Евгения Сытого и Яна Цапника спокойно разыгрывают смешную комедию. Разве только сорокалетний Павел Деревянко в эпизодической роли Пушкина уже на десять лет пережил своего персонажа — но спасибо и на том, что не Безруков.

Alt

Вопрос этического смысла, скорее всего, не заставит себя ждать, особенно когда выйдет телевизионная версия, которую по российской традиции посмотрит больше народу, чем кино. Можно ли из русской классики делать хоррор-детектив в стиле Бертона, и как у авторов поднялась рука на Николая нашего Гоголя, и чего больше в эксперименте продюсерской компании Цекало — смелости или наглости. Зная российских депутатов-киноманьяков, слава богу, если не бросятся организовывать молебны против картины в поисках повода для бурных дискуссий не о том. (Кстати, в фильме есть прекрасная сцена с православным батюшкой из той самой диканьковской элиты, пытающимся запретить эксгумацию трупа убитой, — эпизод как нельзя более на злобу дня.) Однако это действительно вопросы не о том: у фильма есть проблемы покрупнее «этической» ерунды.


Главная из них — сценарий. Рассказывая хрестоматийную историю из биографии Николая Гоголя — как он в юношеском возрасте соорудил вторичного «Ганца Кюхельгартена», заслуженно получил разгром от критиков и маялся, пока не понял, что должен писать о вещах, хорошо ему известных (Гоголю это рекомендовал то ли Плетнев, то ли Жуковский, а в фильме ожидаемо романтизировали этот эпизод, вложив совет в уста возлюбленной героя), — рассказывая эту историю, создатели картины тем не менее совершают ту же ошибку, что сам пробующий перо литератор.

В «Гоголе. Начало» свежий взгляд на вещи отсутствует напрочь — фильм вторичен от начала до конца, от завязки, в которую намешали «Сонной лощины», «Игры престолов» и «Властелина колец», превратив гениальный гоголевский текст в визуальный гоголь-моголь, до предсказуемого — для тех, кто знал еще о трех грядущих частях — финала со злодеем на вершине холма.

Alt

К сожалению, авторы фильма не пошли дальше детективной эврики и хорошего кастинга. Порой кажется даже, что о Гоголе и его наследии вспомнили, задумав сделать какой-нибудь неизбитый отечественный детектив или хоррор, а не наоборот. Шутки, когда они есть, действительно смешные. Но текст — ладно нам показывают переводное кино по Ирвингу, но по русскому писателю? — слишком поверхностный и по-плохому голливудский. Ведьмы, утопленницы, черти, да. Но главная нечисть подозрительно смахивает на толкиновского назгула, скрывающего за широким плащом человеческий умысел в стиле ирвинговского всадника, — Гоголь здесь уже до обидного похож на красивый предлог. Атмосфера его произведений, или, как сейчас принято говорить, вселенная Гоголя почти узнаваема, но как раз почти: примитивного объективизма и карикатурности в изображении страстей губернских жителей в ленте намного больше, чем сверкающего гоголевского юмора.

И уж точно обошлось без смеха сквозь невидимые миру слезы: второго слоя в первом «Гоголе» просто нет, мистический детектив таинствен не более планов его создателей снять «российское кино не хуже западного». Другое дело, что российского в этом кино — лишь имя и трактовка образа классика да обрывки его творчества, но так часто происходит с попытками сделать не хуже.

3 комментария

avatar
scaramouche 03 сен 2017, 20:25
Вообще это невероятный пасквиль на всю русскую литературу.))) парафраз или какая-то реминисценция ,причём, глупая , на " Сонную лощину"
avatar
Роузи Ю 04 сен 2017, 09:19
А мне понравился. Не на 5, но на 4. Детектив+мистика. Побольше бы чертовщины))
Kubanik 05 сен 2017, 10:42
Подобного рода картины уже хороши тем, что построены на отечественном материале и территории, а также инициируют интерес пакемонов к великому Гоголю. Книги Николая Васильевича сейчас в топе поисков в Яндекса и гугле

Первая полоса

Последние новости

Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми
Люди

Миру – театр!

Сегодня – Международный день театра
Нелли Тен-Ковина
Ситуация

Трагедия в “Крокус Сити Холле”: убийцы, жертвы и герои

Пожарные еще не закончили разбирать завалы сгоревшего “Крокус Сити Холла” в Подмосковье, оперативники еще не завершили работу с подозреваемыми в совершении преступления, но уже с уверенностью можно сказать, что трагедия, произошедшая вечером 22 марта 2024 года, стала одной из самых масштабных в новейшей истории России

Ситуация

Хамить иль не хамить - таков вопрос

Распространен тезис о том, что хамство проникло во все сферы жизни россиян и чуть ли не является частью менталитета. Социологическое агентство "Вебер" узнало у россиян, как часто они сталкиваются с хамством и какие качества характеризуют воспитанного человека.

Люди

Дорога начинается с проекта

Старейшая проектно-изыскательская организация дорожной отрасли Кубани ООО «Краснодаравтодорпроект» отмечает 65-летний юбилей.
Иван Прытыка
Люди

Выборы на Кубани. День третий

Краснодарский край всегда отличался активностью граждан, высокой явкой на выборах. Для этого приложили усилия и депутаты.