Обещание
The Promise
США, Испания / 132 мин. / 16+
Историческая драма

Режиссер: Терри Джордж
В ролях: Оскар Айзек, Кристиан Бейл, Шарлотта Ле Бон, Анджела Сарафян, Марван Кензари, Шохре Агдашлу, Кеворк Маликян, Джеймс Кромвелл, Жан Рено, Том Холландер, Раде Шербеджия

Турция 1915 года, сын деревенского аптекаря армянин Микаель Богосян (Оскар Айзек) вынужден обручиться с дочерью богатого соседа, чтобы на деньги тестя выучиться на врача в Константинополе. Дав обещание невесте, в столице Османской империи он тем не менее влюбляется в гувернантку своих кузин, французскую армянку Ану (Шарлотта Ле Бон), которая живет с американцем, репортером из «Ассошиэйтед Пресс» Крисом Майерсом (Кристиан Бейл). Если вы еще не запутались в армянах, французах, турках и американцах, вот вам режиссер — Терри Джордж, британец ирландского происхождения, которого сделал знаменитым оскаровский номинант «Отель «Руанда» — тоже кино на тему геноцида. Интернациональный состав не случайность, когда речь о кино, призванном объединять.

Фильм снят компанией Survival Pictures, на сайте которой говорится, что основал ее Кирк Керкорян (американский миллиардер, при жизни владелец чуть не половины отелей и казино Лас-Вегаса, Национальный Герой Армении, наст. имя — Григор Григорян, 1917—2015), среди продюсеров фильма — Эрик Эзраилян, а логотип студии украшает незабудка — символ памяти жертв геноцида армянского народа.

Шансов на зрительский неуспех у 90-миллионного монументального полотна просто нет: в центре фильма любовный треугольник, разыгрываемый суперзвездами (правда, в роли прекрасной армянки маловразумительная француженка Ле Бон); война, история, стрельба, парижские шляпки, турецкие танцовщицы, морские виды, Гранд-базар, великолепный Стамбул, много крови и страсти. Размах, некоторые сюжетные повороты и эпоха сильно роднят «Обещание» с «Титаником». Финал — тоже.

Alt

Создатели «Обещания» решили сделать большое кино, чтобы рассказать сразу много и напомнить миру о том, чего забывать нельзя: геноцид армян — первый геноцид ХХ века и масштабное преступление, оставшееся безнаказанным. Обидно, что высокая цель авторов фильма чище и точнее, чем в самой картине, выражается в финальных титрах, когда напоминание о злодеяниях турецких властей идет в качестве подписи к историческим фотографиям. «Обещание» теряется в суете происходящего вместе с самим обещанием главного героя, как будто доказывая, что выжить — важнее, чем хранить благородство и клятвы. Этого не делает и героиня, этого не делают и многие другие. В результате перед нами кино, в котором единственный по-настоящему благородный и всегда честный персонаж — второстепенный, да еще и турок (Марван Кензари в роли Эмре).

Неблаговидным поступкам традиционно придается меньшее значение, когда в фокусе история большой любви: любовь становится все больше, проступки кажутся все мельче, и вот уже от неудобных персонажей легко избавиться, заодно вспомнив самые жуткие детали массовых убийств — подробности, которые теперь неизменно лидируют в поисковых запросах на тему геноцида. Такова человеческая природа, и фильм Терри Джорджа все списывает на нее, мельком пролистывая историко-политическую подоплеку событий и много говоря о роли американцев в спасении человечества от любого геноцида.

Alt

Здесь в амплуа такого спасителя Кристиан Бейл — погодите, но он играл ровно то же самое (нет, не Бэтмена) несколько лет назад в «Цветах войны» Чжана Имоу, только там вместо красивых армянок были красивые китаянки, а вместо американского журналиста — американский гробовщик. Схема приблизительно та же: где-то не в Америке есть два соседских народа — японцы и китайцы, турки и армяне, — сильно похожие друг на друга, и тот, что посильнее, истребляет того, что послабее. Противоречивому (в обоих случаях — сильно пьющему), но смелому американцу в гуще событий нужно выжить, чтобы поведать миру о происходящем, иначе все это не остановить. И, хотя в чем-то такой расклад справедлив, плохо, когда у сценаристов он превращается в привычку. «Отель «Руанда» того же Терри Джорджа потому и фильм отличный, что во всех смыслах бежит прочь от этой схемы.

Alt

Но, несмотря на спорный сценарий и общий пафос, «Обещание» — кино важное и нужное. Ладно, американцев пустили в ход, чтобы фильм смотрели в США. Французов во главе с адмиралом Жаном Рено, шляпки и абсент — чтобы смотрели во Франции. Благородных турок — чтобы и в Турции, возможно, не слишком плевались.

А все вместе — чтобы как можно большему числу людей в мире рассказать о тех днях и напомнить главное: в 1915 году турецкие власти, армия и чиновники уничтожили полтора миллиона армян и потом жили долго и счастливо.

Читайте также

Weekend

Премьера недели. «Живое»

Сабина Бабаева посмотрела «Живое» — сай-фай-хоррор с Джейком Гилленхаалом в роли астронавта.
Сабина Бабаева
Weekend

Премьера недели. «Призрак в доспехах»

Скарлетт Йоханссон и мир будущего: в прокат вышел киберпанк «Призрак в доспехах» по мотивам одноименной манги. Кинообозреватель «Югополиса» Сабина Бабаева о том, почему эту премьеру никак нельзя пропустить.
Сабина Бабаева

Первая полоса

Люди Ситуация

Вернувшиеся из ада. Воспоминания узников концлагерей

На Кубани проживают 9000 бывших узников фашистских концлагерей, в том числе около 600 — в Краснодаре. «Югополис» попросил двоих из них воскресить похороненные в памяти воспоминания о страшных годах, проведенных на «фабриках смерти».

Город Weekend

Опять «25»: юбилей Молодежки

6-9 июля Молодежный театр вечером «25» завершит свой 25-й по счету сезон. О круглой дате, спектакле внутри шкафа и артистах на курорте «Югополису» рассказали главный режиссер Молодежки Даниил Безносов, главный художник Настя Васильева и директор театра Николай Табашников.

Люди Бизнес

Имитируй это (18+)

«Югополис» съездил в станицу Полтавскую Красноармейского района, в которой расположена фабрика интим-аксессуаров компании Lovetoy, увидел, как делаются секс-игрушки от одного из трех крупнейших российских производителей товаров для взрослых, и попросил руководителя компании Вадима Канунова рассказать о предприятии.