Город Люди Ситуация

Школа: 30 лет спустя

Вместе с директором краснодарского лицея № 90, председателем профильного комитета городской Думы Краснодара Владимиром Белоусовым «Югополис» определил 10 отличий между школой сегодняшней и советских времен.

31 авг 2016, 14:10 Валентина Артюхина

Время и форма обучения


Было

10 лет обучения с разбивкой на начальную и среднюю школу. Программа обучения для всех школ страны была одинаковой, учебники выдавались бесплатно, родители покупали лишь необходимую канцелярку, тетради — простые и общие, в линию и в клетку, а также контурные карты и альбомы для рисования.

Стало

11 лет обучения, пребывание в начальной школе увеличено на год. Программа может разниться даже в каждой параллели одной школы, ее определяет учитель по согласованию с администрацией учреждения. Это приводит к путанице, особенно когда в классе меняется учитель. Учебники детям выдаются по-прежнему бесплатно, но практически для каждого предмета требуются рабочие тетради, которые родители приобретают самостоятельно. Их стоимость далека от затрат родителей советских времен.


Владимир Белоусов
Директор краснодарского лицея № 90, заслуженный учитель Кубани

— Я имею опыт работы и в советской школе, и в современной, и уверен, что вариативность образования лучше единого стандарта. Долгое время было принято считать, что советская система образования — лучшая в мире, многие и до сих пор так полагают. Этот миф родился в те времена, когда наша страна была отгорожена от всего мира железным занавесом.

Когда в начале девяностых я начал бывать за границей, то был поражен тем, что практически во всех западных странах очень гибкая система обучения: детям где-то не ставят оценки до седьмого класса, где-то уже с четвертого класса вводится профориентационная программа и так далее. Сегодня в российской школе вариативность вполне допустима, существует она и в нашем лицее, а смена учителя в классе редко нарушает целостность получаемых знаний, так как главное здесь – уровень профессионализма педагога. Но отмечу, что по сравнению с экспериментами девяностых годов современная российская школа все больше становится похожа на советскую — все систематизировано и подводится под единый стандарт.


Контроль образования


Было

Четвертные оценки выставлялись с 1 класса, а в 9-10-м — по полугодиям. Экзамены ученики сдавали после 8 класса, выпускные — после 10-го. Полученные школьниками золотые и серебряные медали давали им льготы при поступлении в вузы.

В ходу были бумажные дневники, куда учителя выставляли оценки, одновременно занося их в школьный журнал. Домашние задания в дневник ученик записывал сам. Родители должны были расписываться в дневниках каждую неделю.

Стало

В первом классе оценки ставить запрещено, чтобы не травмировать психику детей. Со второго класса школьники проходят бесконечные тестирования, пишут проверочные работы, спущенные выше и составленные без учета тех программ, по которым занимаются дети. Вместо экзаменов введены ГИА (после 9 класса) и ЕГЭ. По сути, начиная с 8 класса, учеба превращается в натаскивание детей на сдачу экзаменов.

Уже несколько лет в школах действует система электронных журналов. Подразумевается, что учителя ежедневно выставляют в них оценки и указывают задания на дом. Таким образом родители могут контролировать успеваемость детей с помощью своего мобильного телефона. На практике зачастую система электронных дневников работает с постоянными сбоями, из-за высокой нагрузки у педагогов нет времени на ежедневную работу с электронным журналом. Оценки в него в лучшем случае выставляются раз в неделю, а задания не совпадают с реальными.


Владимир Белоусов

— Я сторонник системы ЕГЭ, в которой, бесспорно, есть слабые стороны, но плюсов больше, чем минусов. В советское время школа по сути принимала экзамен сама у себя. Ни для кого не секрет, как за уши тянули на пятерки медалистов, помогали им сдавать выпускные экзамены. Кроме того, выпускникам приходилось переживать за короткий период сразу два стресса — сначала сдавать экзамены в школах, потом — при поступлении в вуз. Теперь, для того чтобы стать студентом, достаточно направить в вуз информацию о полученных баллах ЕГЭ и ждать решения вопроса о поступлении. «Натаскивание на ЕГЭ» - это заблуждение, прежде всего со стороны СМИ, так как невозможно готовить детей к итоговой аттестации, не отработав программный материал, не закрепив его, не проведя контроль уровня знаний по той или иной теме. Считаю, что учитель обязан (и большинство так и работает) подготовить ученика к экзамену, а натаскивание это или грамотная подготовка – судить надо по результатам.

Что касается электронных дневников — это мощный инструмент для совместной работы учителей, учеников и родителей. Как налажена эта работа в каждой школе — зависит от усилий администрации. В нашем лицее, например, в месяц электронный журнал фиксирует до 40 тысяч посещений. Говорить о целесообразности электронного школьного журнала — это как сравнивать проводной телефон с айфоном последнего поколения.

Alt

Загруженность школ


Было

Количество учеников в классах доходило до сорока человек, но в параллелях было, как правило, не более трех классов. Школы строились по типовым проектам, которые подразумевали большую прилегающую территорию.

Стало

В этом году Краснодар, например, побил очередной рекорд — в школе № 71 сформировано 20 первых классов. Власти пытаются решить проблему с помощью возведения модулей-пристроек.


Владимир Белоусов

— По существующим нормам Роспотребнадзора заполняемость класса, будь то первый или одиннадцатый, не должна превышать 25 человек. На практике в одном классе оказывается от 30 до 35 ребят. На это приходится закрывать глаза, потому что дети должны учиться. В нынешнем году в наш лицей набрано 8 первых классов, это своеобразный рекорд, но по сравнению с другими школами города он выглядит очень скромно. Замечу, что 80% наших нынешних первоклассников — дети из семей, которые переехали в Краснодар за последние 10 лет. И, поверьте, быстровозводимые пристройки на территориях краснодарских школ — это на сегодня едва ли не единственный выход из ситуации.


Иностранный язык


Было

Английский, французский и немецкий языки школьники начинали изучать с 4 класса, и только в языковых школах (их было крайне мало) — со 2 класса. В языковых школах с 4 класса вводился второй иностранный язык.

Стало

Иностранный язык сегодняшние школьники изучают со второго класса, в гимназиях с пятого класса вводится второй иностранный. Из-за большой текучести педагогических кадров меняются языковые программы и методы преподавания, что сказывается на качестве образования.


Владимир Белоусов

— Выскажу на данный счет мнение непопулярное, но честное: выучить в совершенстве иностранный язык в школе при наличии всего двух-трех уроков в неделю невозможно (языковые гимназии в расчет не берутся), даже при отсутствии текучки кадров. Для этого нужно больше времени, разговорная практика. Многие родители это понимают и начинают разными способами организовывать для детей дополнительные занятия. Сегодня практически во всех школах города (кроме языковых) остался только английский язык. Дело в том, что востребованности во французском и немецком у родителей нет, они категорически против их изучения, поэтому педагоги меняют работу.


Новые предметы


Было

Кубановедение в краснодарских школах советского времени ученики изучали в рамках курса географии — в течение одной четверти в старших классах. В 9-10 классах в школах преподавали НВП, в школьной программе были черчение и астрономия. Физкультура во всех без исключениях классах значилась в расписании 2 раза в неделю.

Стало

Уроки труда заменили «технологией», природоведение превратилось в «окружающий мир», астрономия исчезла из программы, а кубановедение преподается с 1 по 11 класс. Физкультура в начальной школе значится в расписании 3 раза в неделю, а с 5 класса — 4 раза. В 4 классе в обязательном порядке в школах дается факультативный курс, связанный с религией. Вместо НВП детям преподают ОБЖ.


Владимир Белоусов

— Нужно понимать, что стандарты школьной программы формируются на уровне Министерства образования РФ, есть обязательные предметы, они включены в учебный план и должны изучаться в любой школе, но часть предметов, таких как кубановедение, астрономия, черчение, каждая школа добавляет по своему усмотрению из часов школьного компонента. Здесь главную роль играют заинтересованность и наличие специалистов. Бывают перегибы, но бороться с ними, если честно — это потеря времени. Увеличение уроков физкультуры в школе — бесспорно, хорошая идея. Но в типовых краснодарских школах, которые сегодня принимают гораздо больше учеников, чем в советское время, порой просто не хватает площадей, чтобы проводить такие уроки.

Что касается НВП — этот предмет преподавался во времена, когда угроза холодной войны волновала общественность. Сейчас в школах читают курс ОБЖ, и это правильно, этот предмет помогает детям адаптироваться в сложных жизненных ситуациях, учит элементарным правилам безопасности. Кстати, в программе старших классов есть разделы, куда включены темы знакомства со службой в армии, с современным оружием. Не вижу в этом ничего плохого, ведь многие мальчишки увлекаются этим и готовы поступать в военных училищах. У нас в лицее только в этом году поступили в военные заведения 6 выпускников.


Идеология


Было

В первом классе школьников принимали в октябрята, в 3-4 классах — в пионеры, а с 14 лет — в комсомольцы. Это происходило в обязательном порядке — за редким исключением, когда речь шла об отпетых хулиганах или безнадежных двоечниках. Школьников воспитывали в дух идей КПСС. Два раза в неделю в средней школе проводились политинформации. В каждом классе был создан пионерский отряд или комсомольская организация. Обязательным для старшеклассников было участие в демонстрациях 1 мая и 7 ноября, комсомольцы платили членские взносы — 2 копейки ежемесячно.

Стало

Пионерские отряды сейчас действуют лишь в немногих школах. На смену им постепенно приходят казачьи классы. Политинформации детям по собственному желанию проводят некоторые учителя, черпая сведения для них из передач главных общенациональных телеканалов. В школах идет постепенное насаждение религиозных и казачьих ценностей — на линейки и торжественные собрания приглашаются представители РПЦ и ККВ.


Владимир Белоусов

— Школа не может жить обособленно от общества, быть отдельным государством. Процессы, происходящие в современной России, затрагивают всех без исключения — и учителей, и родителей. Просто одни черпают информацию из новостей Первого канала, другие ищут ее на интернет-сайтах оппозиционной направленности. В общении педагогов с детьми на внеучебные темы должен преобладать здравый смысл, но иногда случаются перегибы. Поэтому родителям очень важно выстраивать конструктивные диалоги с учителями, ведь у нас с вами одна благая цель — вырастить детей образованными и трезвомыслящими.

Что касается церкви, Россия — светское государство, а не религиозное. Это в большей мере относится к школе, где учатся дети разных конфессий, где должно изучаться культурное и историческое наследие разных народов и религий, в том числе и православной.

Alt

Внешкольная работа


Было

Cоветские школьники в обязательном порядке собирали макулатуру и металлолом, навещали ветеранов, ездили по инициативе учителей на экскурсии. Дети принимали активное участие во всевозможных субботниках, сами убирали классы и территорию школы. Старшеклассники каждое лето отправлялись в трудовой лагерь, а в осенью школьников зачастую вместо уроков отправляли на уборку яблок, помидоров. Примечательно, что никто из родителей против этого не возражал.

Стало

Бумагу и старое железо уже никто давно не собирает. Зато в Краснодарском крае активно возрождается движение тимуровцев, которым за уход за стариками платят деньги. Чтобы организовать школьную экскурсию, нужно получить столько согласований, что дети ездят на них неофициально. Также никто принудительно не ездит на уборку урожая. Современные родители придерживаются позиции: наши дети не обязаны ничего убирать, мыть, собирать, дышать краской и т.д.


Владимир Белоусов

— В каждой краснодарской школе есть заместитель директора по воспитательной работе. Если этот человек на своем месте, то никаких проблем с занятостью учеников во внеурочное время нет. Например, в нашем лицее действуют около 20 кружков и секций, большая часть из них работает бесплатно. Во многих школах работают ученические театры, созданы команды КВН. У нас есть договоренность с центром занятости — старшеклассники могут оформить документы и трудиться на ремонтных работах в школе, получая деньги. Ветеранам наши лицеисты помогают бесплатно — в рамках взятого над ними шефства. И экскурсии с выездом тоже организуются, а то, что существуют строгие правила в отношении оформления документов, не вижу в этом ничего плохого.

Необходим строгий контроль в целях безопасности детей; если все делать своевременно, никаких сложностей нет.


Безопасность


Было

В советских школах с утра до вечера были открыты двери. Помимо уроков здесь проходили различные мероприятия, работали бесплатные кружки и секции. Родители могли прийти пообщаться с учителями в удобное для себя время.

Стало

Сегодня в каждой школе на входе сидит охранник, установлены камеры видеонаблюдения и тревожная кнопка. Во многих школах пройти в учреждение можно только через турникет и после предъявления документов. Родителей в школы не пускают, зато кое-где с разрешения администрации вход открыт для многочисленных коробейников, которые показывают детям (в основной начальной школы) платные кукольные спектакли, фотографируют их в спецкостюмах и раздают рекламные флаеры.


Владимир Белоусов

— Строгие меры безопасности — это дань времени, а не прихоть руководства школ. За охрану, отмечу, родители не платят, на это выделяются бюджетные деньги. Родители должны приходить в школу для общения с учителями во внеурочное время, чтобы не отвлекать их от работы с детьми. Коробейники же в школе появляются исключительно по согласованию с администрацией. Лично я уже давно распорядился — распространителей чего бы то ни было на порог школы не пускать.


Школьная форма


Было

Форма продавалась в каждом магазине одежды и была типовой: костюм для мальчиков, коричневое платье и черный/белый фартуки для девочек. Фартуки разрешалось шить самостоятельно. Форму покупали родители, индивидуально. На платье необходимо было пришивать белый воротничок и манжеты. Любая косметика в школах исключалась. Не разрешался также и маникюр.

Стало

Несколько лет после развала Советского Союза дети ходили в школы в свободной одежде. В настоящее время школьная форма обязательна, ее цвет и фасон прописаны в уставах школ. Как правило, форма покупается или заказывается централизованно в тех магазинах или ателье, название которых озвучивает директор школы. В некоторых школах форму родители приобретают сами.


Владимир Белоусов

— Школьная форма дисциплинирует, не вижу смысла дискутировать по этому вопросу. Какой она должна быть — прописано в уставе школы. Как правило, централизованно форма шьется или закупается только для начальной школы. В старших классах придерживаются правила: светлый верх, темный низ. Остальное зависит от лояльности администрации. Я не вижу ничего страшного в том, что старшеклассники-юноши носят длинные волосы, единственное требование — прическа должна выглядеть аккуратно. Девушкам рекомендовано собирать в хвостик или прическу длинные волосы, обходиться минимумом косметики, отказаться от яркого маникюра. Но никто старшеклассниц не гонит в туалетную комнату умываться.


Финансовые вопросы


Было

Деньги на классные нужды в советских школах собирались раз в год, сумма была фиксирована и определялась учителем. Также родители оплачивали школьное питание, от которого практически невозможно было отказаться. Все внешкольные мероприятия проводились бесплатно, за исключением оплаты проезда в то или иное место.

Стало

Собирать с родителей деньги в школах сейчас запрещено, кроме оплаты питания. Но собирают все и везде. Если находится родитель, который пишет жалобы в контролирующие органы, сбор средств выносится за пределы школы. Деньги сдаются на уборку класса, на кулеры с водой, на туалетную бумагу, подарки учителям, организацию праздников, украшение классов и т.д. В некоторых школах сборы доходят до 7-10 тысяч рублей в четверть, в других ограничиваются тысячей рублей за тот же период. Кроме того, родителей просят профинансировать смену окон в классах, линолеума, ламп освещения и проч.


Владимир Белоусов

— В подавляющем большинстве случаев сбор денег на школьные нужды — это инициатива, исходящая от родителей. Считаю, родители вправе решать бытовые проблемы класса, идет ли речь об установке кулеров, мытье окон, приобретении канцтоваров или о поездке на природу. Действительно, официально родители оплачивают только питание детей в школе. Все остальные сборы денег могут быть оспорены. Как директор лицея, я требую от учителей, чтобы родительские собрания во всех классах проводились под запись, а потом знакомлюсь с их протоколами, чтобы исключить лишние поборы. Подчеркну, что сдача денег родителями в школах - абсолютно добровольное дело. Здесь каждому решать — сдавать или нет, и на что именно.

1 комментарий

avatar
scaramouche 31 авг 2016, 17:22
Исчерпывающе. Пример, для подражания в такой сложной работе. Все схемы и методики даны полностью . Там , где голова работает, и руки спокойно лежат.

Читайте также

Люди

Грамотный подход

Снизилась ли грамотность населения России со времен СССР и с чем связаны последние изменения в русском языке — на эти и другие вопросы «Югополису» ответил главный редактор интернет-портала «Грамота.ру» Владимир Пахомов.
Сабина Бабаева

Первая полоса

Последние новости

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».
Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.