Архив

Не верьте рекламе, здоровье сулящей

Ежедневно мы подвергаемся атаке рекламы: она льется с телеэкранов, газетных страниц, уличных билбордов и с бортов транспорта. И если слепая вера рекламе, к примеру, бытовой техники или обуви, может отразиться только на нашем семейном бюджете, то излишнее доверие рекламе лекарственных средств — еще и на здоровье.

06 апр 2010, 00:13 Наталья Галацан

Ежедневно мы подвергаемся атаке рекламы: она льется  с телеэкранов, газетных страниц, уличных билбордов и с бортов транспорта. И если слепая вера рекламе, к примеру, бытовой техники или обуви,  может отразиться только на нашем семейном бюджете, то излишнее доверие рекламе лекарственных средств - еще и на здоровье. 


Закон - не указ

На телеэкране – прогноз погоды,  спонсором сюжета диктор называет медпрепарат, очищающий сосуды от холестерина. Крупным планом - упаковка лекарства. Закадровый текст обещает укрепление сосудов, уменьшение тромбообразования и т. п. Учитывая, что смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в России стоит на первом месте, продажи препарату обеспечены. Что ж, лекарство, может быть, и не плохое, вот только рекламодатели заведомо обманывают потенциальных покупателей, а также нарушают статью 24 Закона «О рекламе»: в рекламе препарата нет ни слова о том, что у него имеются противопоказания и что необходима консультация с врачом. 

Реклама на радио. Некой барышне рекомендуют принять таблетку, которая сразу же избавит ее от молочницы. Вранье чистой воды! Любой врач скажет, что за один раз можно лишь убрать симптомы заболевания и то ненадолго. Мало того, что рекламодатели чудо-препарата вводят слушателей в заблуждение, так еще и нарушают несколько пунктов Закона «О рекламе». В нем черным по белому написано, что реклама лекарственных средств не должна создавать впечатление ненужности обращения к врачу и гарантировать положительное действие препарата, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных явлений. 

Реклама на радио. Некой барышне рекомендуют принять таблетку, которая сразу же избавит ее от молочницы. Вранье чистой воды!»

Следующий рекламный ролик. На этот раз стоматолог рассказывает о свойствах зубной пасты, которая избавит от кариеса, несвежего дыхания и заодно убережет эмаль. Ничего страшного, на первый взгляд, нет - ведь зубная паста к лекарственным средствам не относится. Тем не менее и здесь надувательство налицо. Европейская конвенция по защите прав человека, к которой наша страна присоединилась 15 лет назад, не допускает появления в рекламе фигуры врача. За это человек в белом халате может поплатиться работой. По крайней мере за рубежом. 

Реклама в газете на полстраницы. Расхваливают некую биологически активную добавку, применение которой «эффективно» при сердечно-сосудистых заболеваниях, головной боли, диабете и даже болезни глаз. Рекламодатель предупреждает о том, что препарат имеет противопоказания, требуется изучение инструкции по применению и консультация с врачом. Как будто все по-честному. Однако в рекламе приводятся истории болезни и исцеления людей, применявших данный БАД. А это запрещено законом.  

Лекарство становится ядом

Против рекламы лекарственных средств в СМИ резко выступают врачи. Именно им потом приходится расхлебывать последствия самолечения пациентов, поверивших ее посулам.

— На мой взгляд, реклама медпрепаратов должна размещаться только в специализированной медицинской литературе, а никак не в СМИ, доступных каждому, - говорит заместитель главврача поликлиники СКАЛ горбольницы № 2 (КМЛДО) Надежда Ромашок. - К сожалению, люди сегодня охотнее идут в аптеку, чем к врачу. А потом получают обострение заболеваний вплоть до госпитализации. В нашей больнице, кстати, такие пациенты не редкость. 

— Обыватели, не имеющие отношения к медицине и фармацевтике, не понимают, что реклама лекарств - это чистой воды бизнес, приносящий огромные деньги, - говорит заведующий кафедрой фармакологии Кубанского государственного медуниверситета, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Российской академии меднаук (РАМН) Павел Галенко-Ярошевский. - Поэтому производители этого товара нередко идут на нарушение закона: продажи восполнят убытки сторицей. А ведь применение даже самого, казалось бы, рядового препарата может привести к необратимым последствиям. Например, парацетамол содержится в нескольких десятках лекарственных средств, применяемых при простуде и гриппе. Если принимать их бесконтрольно, лекарство превратится в яд. Ведь парацетамол имеет серьезные побочные действия. Он влияет на желудочно-кишечный тракт и почки. Если у человека эти органы здоровы, то лекарство нанесет минимальный ущерб. Если же они больны, усугубление сопутствующих заболеваний гарантировано. Вплоть до летального исхода. 

Штрафы никого не пугают

Сегодня ряд СМИ распространяет рекламу «лекарственного препарата» агибсол, применяемого при лечении стенокардии, варикозного расширения вен и других сосудистых заболеваний. Несмотря на то что средство якобы является медпрепаратом, а значит, должно распространяться через аптечную сеть, приобрести его можно только через посредника - фирму-представителя. Стоимость - порядка 18 000 рублей, однако желающих купить этот препарат хватает: агрессивная реклама делает свое дело. На самом деле агибсол медпрепаратом не является, так как не значится в Государственном реестре лекарственных средств. Мало того, он не зарегистрирован ни как биологически активная добавка, ни как пищевой продукт. Но кого это останавливает?

Надежда Ромашок

заместитель главврача поликлиники СКАЛ горбольницы № 2

— На мой взгляд, реклама медпрепаратов должна размещаться только в специализированной медицинской литературе, а никак не в СМИ, доступных каждому. К сожалению, люди сегодня охотнее идут в аптеку, чем к врачу. А потом получают обострение заболеваний вплоть до госпитализации. В нашей больнице, кстати, такие пациенты не редкость.

— Это происходит потому, что ответственность за рекламу в СМИ несет рекламодатель, - считает заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю Нина Гассий. - Штрафы за рекламу, нарушающую законодательство, накладываются на юридическое или физическое лицо, разместившее ее. 

Однако они не настолько велики, чтобы раз  и навсегда научить рекламодателя следовать букве закона. Так, предприятие штрафуется на сумму от 40 000 до 500 000 рублей, должностное лицо - от 4000 до 20 000 рублей, физическое лицо  - от 2000 до 2500 рублей. 

Сложность заключается еще и в том, что выявить рекламодателя довольно сложно. Чаще всего оказывается, что ту или иную рекламу медпрепарата разместил агент фирмы-производителя , который не зарегистрирован даже как частный предприниматель. Расплатился наличными, координат не оставил. Как его отыскать? Можно, конечно, позвонить по телефону, указанному в рекламе. Но по нему возможно лишь заказать доставку препарата. 

Надежда Губриева

начальник Краснодарского краевого аптечного управления

— Всякий раз, когда вижу в СМИ рекламу какого-либо «лекарства», сулящего стопроцентный эффект и не имеющего побочных действий, проверяю его наличие в Государственном реестре лекарственных средств. В половине случаев рекламируемый препарат в нем отсутствует. Это значит, что на территории России его распространение запрещено. Но рядовой гражданин этого не знает. И часто покупается на рекламу.

За 9 месяцев 2009 года краевое управление ФАС рассмотрело 37 дел о недоброкачественной рекламе лекарственных средств, медицинской техники и медицинских услуг. По 27 из них рекламодатель получил предписание об устранении нарушений, 8 рекламодателей были оштрафованы. Но это капля в море. 

Чаще всего Закон «О рекламе» нарушают частные медклиники, которые «забывают» добавить в рекламу своих услуг предупреждение о возможных противопоказаниях и рекомендацию проконсультироваться с врачом. Второе место по нарушениям занимают сетевики, рекламирующие БАДы или препараты, которые распространяются с рук, а не через аптеку. Однако кубанские СМИ также грешат рекламированием услуг народных целителей. И хотя их деятельность по закону не запрещена, реклама должна предупреждать о возможном нанесении вреда здоровью. 

— Я настоятельно рекомендую кубанцам не верить на слово рекламе медицинских препаратов, техники и медуслуг, - говорит Нина Гассий. - Лекарство, каким бы хорошим оно ни было, может как помочь, так и навредить. Не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом. Помните, что наше здоровье - в наших руках.

За 9 месяцев 2009 года краевое управление ФАС рассмотрело 37 дел о недоброкачественной рекламе лекарственных средств, медицинской техники и медицинских услуг.

Первая полоса

Последние новости

Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми
Люди

Миру – театр!

Сегодня – Международный день театра
Нелли Тен-Ковина
Ситуация

Трагедия в “Крокус Сити Холле”: убийцы, жертвы и герои

Пожарные еще не закончили разбирать завалы сгоревшего “Крокус Сити Холла” в Подмосковье, оперативники еще не завершили работу с подозреваемыми в совершении преступления, но уже с уверенностью можно сказать, что трагедия, произошедшая вечером 22 марта 2024 года, стала одной из самых масштабных в новейшей истории России

Ситуация

Хамить иль не хамить - таков вопрос

Распространен тезис о том, что хамство проникло во все сферы жизни россиян и чуть ли не является частью менталитета. Социологическое агентство "Вебер" узнало у россиян, как часто они сталкиваются с хамством и какие качества характеризуют воспитанного человека.

Люди

Дорога начинается с проекта

Старейшая проектно-изыскательская организация дорожной отрасли Кубани ООО «Краснодаравтодорпроект» отмечает 65-летний юбилей.
Иван Прытыка
Люди

Выборы на Кубани. День третий

Краснодарский край всегда отличался активностью граждан, высокой явкой на выборах. Для этого приложили усилия и депутаты.