Стрит-арт в Краснодаре: украшение каменных джунглей или самовольная порча муниципальной собственности?
Помните, несколько десятилетий назад напротив парка «Городской сад» на территории детской краевой клинической больницы, возле бывшей водолечебницы им. Софьи Бабыч, чудаковатый дядька создал из найденного в окрестностях строительного мусора целый детский городок с обитателями?
Такие объекты вкупе с забавными граффити и уличной скульптурой из арматуры и есть стрит-арт. С точки зрения горожанина, он украшает каменные джунгли и заставляет улыбаться, с точки зрения закона - является самовольной порчей муниципальной собственности и банальным хулиганством. Как цивилизованно вписать стрит-арт в облик города? Этот вопрос мы адресовали экспертам.
Райтер и художник Александр Масло:
— Со стрит-артом не надо бороться, его нужно легализовать. Как в поговорке: не можешь победить - возглавь. У нас он пока еще не вышел из «детсада», но это очень органичное для города искусство: по большому счету наскальные росписи в пещерах - тоже стрит-арт.
Как художник граффити могу предположить, что по ним когда-нибудь будут судить об историческом, социальном и даже духовном пласте нашего времени. Обществу надо лояльней к нему относиться, а властям - выделять под него фасады, согласовывать рисунки, ставить леса со строительной сеткой и приглашать грамотных райтеров, хотя их у нас мало.
Талантливые граффити - не березы и золотые купола, а абстрактные рисунки а-ля Бэнкси - могут существовать и в старом фонде, и на торцах новостроек-многоэтажек без окон. Те же серые бетонные или жуткие зеленые заборы в промышленных зонах могут быть украшены художественной росписью с видами города. Граффити могут быть на проезжей части улицы, на крышах - видимые только с высоты птичьего полета: такие наносят, подсвечивая рисунок проектором и прорисовывая контуры.
Дизайнер архитектурно-строительного бюро «АрхиLine» Инна Брагина:
— В первую очередь обществу пора поменять обывательское отношение к стрит-арту: он — не мазня на стенах и не праздная забава, а новый вид современного искусства. Повсюду в мире его используют там, где надо отвлечь внимание, например, от стройки.
Стрит-арт — не мазня на стенах и не праздная забава, а новый вид современного искусства»
Главное - адекватный, концептуальный проект и талантливое его воплощение. За образец стоит брать опыт культурных столиц, где стрит-арт встречается всюду: как городская и парковая скульптура, как украшение мегаполисов.
Стрит-арт в виде граффити или панно может выполнять рекламные функции или функции социального информирования: ведь надпись на перинатальном центре «Здесь рождается счастье» - это тоже стрит-арт.
В конце концов, стрит-арт может быть городской изюминкой, достопримечательностью: в Рио-де-Жанейро есть «вертикальная комната» братьев Габриэля и Тиаго - расположенные на стене одного из домов кровать, пуфик, комод и граммофон, по которым люди могут карабкаться, с которыми фотографируются.
Автор памятников «Собачкина столица» и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» скульптор Валерий Пчелин:
— Граффити и другие виды стрит-арта - искусства, пришедшие в мир из промышленных мегаполисов США, - обыгрывают и делают живой и человечной холодную и антигуманную урбанистическую среду. Созданные из железных конструкций объекты — это альтернатива бетонной плоти города: предметы, что еще недавно были мусором, могут облагородить те же промышленные зоны.
Стрит-арт-скульптура — произведение искусства, сделанное из отходов, - может органично вписаться в парки, использоваться при оформлении детских или спортивных площадок: если ее повредят - не беда, починить легко. Другое дело, что нужно серьезно подходить к вопросу как таковому: должны отбираться толковые, талантливые работы. Дорогу надо давать объектам, сделанным с фантазией, а не по принципу «собрались и почудаковали».
Искусствовед Людмила Бондаренко:
— Хотя я против агрессивного введения искусства в городскую среду, стрит-арт может внести в нее своеобразие и колорит, удивительным образом дополнить архитектурный облик Краснодара. Место для таких объектов и композиций, как и их проекты, нужно выбирать, советуясь с художниками, архитекторами, краеведами, - это большая и серьезная работа. На мой взгляд, стрит-арт нуждается в государственном регулировании.
На мой взгляд, стрит-арт нуждается в государственном регулировании»
Одно время в кубанской столице был проект по размещению на стендах на остановках и на рекламных лайтбоксах не только информационных постеров, но и репродукций шедевров русской и мировой живописи. Они не менялись годами: висели и выцветали, пока не начинали напоминать по цвету грязь. А ведь такой стрит-арт-проект можно было бы сделать на материале Краснодарского художественного музея им. Ф. А. Коваленко: можно, например, выполнить граффити-репродукции полотен из его коллекции на стенах каких-нибудь складов или завода.
Запретами порядка не добьешься
Исполняющий обязанности директора департамента архитектуры и градостроительства администрации Краснодара Сергей Кузнецов:
— Самый распространенный вид стрит-арта граффити - бич современных городов. Молодежь расписывает цоколи и фасады зданий, в том числе в историческом центре Краснодара, нанося урон архитектуре и облику города. И не все такие «опыты» можно отмыть или закрасить: рисунки выгорают на солнце и подобрать оттенок и текстуру покрытия в тон, чтобы скрыть следы граффити, практически невозможно.
Граффити - бич современных городов. Молодежь расписывает цоколи и фасады зданий, в том числе в историческом центре Краснодара, нанося урон архитектуре и облику города»
Запретами эту ситуацию не изменить, но ее можно взять под контроль. Когда строительная корпорация «Девелопмент-Юг» крепко стояла на ногах, она проводили конкурсы среди художников граффити на право расписать отведенные места: ребята, среди которых было много выпускников художественных школ и вузов, приходили с домашними заготовками: рисунки прорабатывались, отбирались жюри и реализовывались, а их авторов ждал призовой фонд.
Под легальные граффити в городе есть подходящие площади: заборы силовых и водозаборных подстанций, стройплощадок, стены котельных. Потенциальные места для них есть в Городском саду, на подпорной стене у Затона, в парке им. 30-летия Победы.
«Белые» граффити могли бы появиться на бетонной ограде вокруг трамвайно-троллейбусного депо и на ограждениях стройки по улице Рашпилевской. Было бы неплохо, если бы в этом вопросе подрядные или строительные организации помогли городу: взяли бы на себя инициативу и проводили конкурсы среди художников с последующей реализацией их проектов.
Цитата в тему
В. Маяковский, Д. Бурлюк и В. Каменский, декрет № 1 «О демократизации искусств (заборная литература и площадная живопись)», 1918: «Мы, вожди российского футуризма, объявляем: пусть самоцветными радугами перекинутся картины (краски) на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз (вкус) прохожего. Художники и писатели обязаны немедля взять горшки с красками и кистями своего мастерства разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов. Пусть улицы будут праздником искусства для всех».
Читайте также
Первая полоса
Последние новости
-
Инвестор готов вложить 8 млрд рублей в строительство премиум-отеля в Туапсинском районе 09:51
-
В Новороссийске вечером 25 апреля пройдет внеплановое учение со стрельбами 09:38
-
Творческий мастер-класс для детей с ограниченными возможностями здоровья прошел в Сочи перед Пасхой 09:09
-
ТАСС: глава Минобороны Шойгу отстранил Тимура Иванова от должности, все его счета и активы арестованы 08:19
-
На трассе Краснодар — Верхнебаканский ограничат движение грузовиков 21:12
-
В Краснодаре «серых» мусорщиков лишают автомобилей 20:58
-
В Ростовской области задержана главный архитектор Азова 20:31
-
В Краснодаре экс-сотрудника ФСИН будут судить за должностные преступления 20:05
-
В Краснодаре парада Победы 9 Мая не будет, в Новороссийске он пройдет без зрителей 19:39
-
В ростовском селе страшной смертью погибли два человека, предполагаемый убийца объявлен в розыск 19:23
-
Галина Головченко представила депутатам ЗСК Кубани свой проект «Тимуровцы» 19:09
Комментариев еще нет
Последние обсуждения