Воскресенье. День клонится к вечеру, город неспешно сбрасывает с себя усталость, накопленную за неделю. Меня обдает тяжелой волной раскаленного воздуха, едва открываю дверь своего автомобиля. Я всего в нескольких минутах ходьбы от Шуховской башни, где назначена встреча, на часах – без семи четыре, телефон в моей руке начинает нетерпеливо вибрировать.

Александра Фару я замечаю не сразу — опознавательного чоппера, на котором я надеялась прокатиться, на месте нет.

— Я сам не вожу. Боюсь. У меня и прав-то нет, - предугадывает мой вопрос Саша.

Идея создания мототакси для Краснодара не нова. В 2010 году за похожий проект взялись два бизнесмена – Владимир Дербенев и Роман Чупахин. Продержались два сезона, так и не реализовав своих амбиций. Чем обернется попытка команды «МотоЭкспресс», судить рано: пилоты рассекают по транспортным артериям города первый сезон.

Беспечные ездоки

— Несколько лет назад в Краснодаре уже создавали службу мототакси. Но бизнес, судя по всему, не пошел, - говорю я, чтобы начать разговор.

— Да, я узнал об этом, уже когда открыл «МотоЭкспресс». Один из предпринимателей — мой знакомый. Мы поговорили с ним, он рассказал, с какими проблемами сталкивался.

— И с какими же?

— Ну, не проблемами даже… Есть свои нюансы. Он с партнером хотел свой мотопарк создать, мотоциклы купить. Не получилось. Ничего этого, как мы видим, нет. Можно купить мотоцикл, но нельзя купить байкера.

Когда я поделился идеей с друзьями, они мне сказали: «Фара, это не пойдет. Это уже было, это никому не нужно». Меня это зацепило. По-мужски зацепило: у них не пошло, а у меня пойдет.

— То есть это мальчишество?

— Можно и так сказать. Да, я хочу потешить свое эго. Мне интересно.

Беспечные ездоки

А «у них не пошло» по нескольким веским причинам, которые должны были если не остановить, то как минимум навести на серьезные размышления. Меня, журналиста, во всяком случае, навели. Я нашла того самого Романа Чупахина, который пять лет назад основал первое в Краснодаре мототакси. Он рассказал мне многое из того, что я хотела услышать от Александра. Но так и не услышала.

— Так получилось, что в какой-то момент все, что мы зарабатывали, стали тратить на свою же рекламу, - начал разговор в фейсбуке Роман. — Когда энтузиазм спал, работа только ради работы перестала нас устраивать. И с байкерами тяжело было, потому что все они где-то работали. Мы позиционировали себя как служба, которая подает байк всего за пять минут. Но часто было так: нужны пять-шесть байков, а на линии всего два-три. Вот и приходилось гонять с Гидростроя на «Красную площадь». Потом мы приобрели для своего мотопарка три макси-скутера Suzuki Skywave 400, стало полегче. Но людям хотелось драйва на крупнокубатурных байках.

— А со стороны ГИБДД, например, к вам не было вопросов?

— Нас несколько раз вызывали в ГИБДД и «изучали». Но поскольку мы действительно не нарушали закон о такси, отпускали с напутствием «Будьте аккуратны!»

— А что все-таки стало последней каплей?

— Нашей главной проблемой стали наши внутренние несостыковки. Мы не смогли организовать все должным образом. Да и жены были против. А когда и без того тяжело да еще и жена пилит постоянно, приходится выбирать. Мы с Вовчиком (Владимир Дербенев — основатель компании – Прим. ред.) выбрали семьи.

Беспечные ездоки

Краевой закон «О такси» мотоциклисты в этом случае действительно не нарушают. Согласно документу, легковое такси – «оборудованное и сертифицированное на территории РФ автотранспортное средство, относящееся к категории «В», используемое на коммерческой основе для осуществления перевозки пассажиров и ручной клади (багажа) с наибольшими удобствами». То есть формально таксистов на байках просто не существует.

К тому же, как утверждает, в частности, Александр Фара, служба мототакси, которую он сейчас развивает, это не основной вид деятельности. Это скорее развлечение, а не дело, которое бы приносило доход.

Беспечные ездоки

Когда я спрашиваю Сашу, чем, помимо мототакси, он занимается, он неохотно, после короткой паузы отвечает: «Строительством… И ставки делаю». Я понимаю, что он не готов говорить о себе. Разговор принимает нарочито вежливый и несколько напряженный характер.

Ситуацию спасает Алексей – пилот на том самом чоппере, который я выискивала глазами вначале. Он в мотоциклетной «черепахе», кожаной ветровке поверх защиты, со шлемом «Хищник» в руках. Спрашиваю, во сколько обходится такая экипировка.

— «Черепаху» полтора года назад брал за тринадцать с половиной. Хороший шлем - от пяти тысяч. У меня их три. Этот – Алексей кивает головой в сторону черного шлема с дредами – самый дорогой. В Краснодаре такой же «Хищник» есть еще только у одного байкера, а вообще это почти эксклюзив.

Беспечные ездоки

В России мототакси появилось примерно семь лет назад. Утверждают, что все началось с Питера: в 2008 году по улицам города на Неве стали курсировать 20 мотоциклов Suzuki. Днем услугами мототакси пользовались бизнесмены и люди, дорожащие каждой минутой, ночью – романтики, желающие открыть для себя город с другой стороны. Появились и мотоэскорты для свадебной церемонии, курьерская служба, мототерапия. Последняя новация вызвала ряд вопросов.

— Мототерапия с профессиональным психологом – это ни с чем не сравнимая методика, - объясняет Александр. — Мотоцикл сам по себе уже дает всплеск эмоций. То есть если у человека какая-то апатия, депрессия, ему достаточно просто прокатиться на мотоцикле, это даст заряд бодрости. А потом, после прогулки, наш психолог Дмитрий Трефилов проведет с клиентом беседу. Важно то, что этот разговор будет проходить не в офисе, а на открытом воздухе.

— И сколько это будет стоить?

— С психологом – 5 тысяч рублей, без него – 2,5 тысячи. Но нужно понимать, что сразу после обычной прогулки на мотоцикле человек, скажем, с неуравновешенной психикой, может наделать кучу глупостей. Вот в таких случаях и нужна помощь психолога: он немного «притормозит» клиента, даст ему «почувствовать землю».

— Мы лишь даем понять человеку, что жизнь на самом деле прекрасна, - включается в разговор Алексей. — Мы заряжаем адреналином, «лечим» упаднические настроения, отвлекаем от проблем.

Беспечные ездоки

Основная задача мототакси, впрочем, не отвлекать от проблем, а проблемы решать. Уехал в аэропорт, но забыл билет-документы; вернулся домой и понял, что свой экземпляр ключей оставил утром жене; выехал на встречу, но не рассчитал время. Для каждой ситуации есть своя услуга: перевозка людей, курьерская доставка, прогулка на байке по городу, организация мотоэскорта.

— Был случай, - рассказывает Лёша, — когда нам позвонила девушка, которая уже ехала в такси по Школьной, но сильно опаздывала на важную встречу. Выглядело это забавно: я подъехал к машине, которая стояла в пробке, из салона выскочила девушка, села ко мне, и мы поехали. На встречу она не опоздала.

В «МотоЭкспресс» действует одно важное правило: время доставки пассажира до пункта назначения не превышает двух часов. Если пилот опоздал, то поездка за его счет. Мототакси, в отличие от обычного, нужно вызывать заранее – желательно за 30-40 минут. Срочный заказ с подачей байка за десять минут — дороже. Если обычная посадка стоит 300 руб./5 км, дальше по 30 рублей за километр, то срочная – 450 руб./5 км, дальше – по тарифу.

Беспечные ездоки

— Хорошо, а с какой скоростью вы обычно передвигаетесь по городу и по трассе? – спрашиваю я. Спрашиваю неслучайно. Когда в стране появилась первая служба мототакси, ее владелец – тот самый бизнесмен из Санкт-Петербурга – поставил на каждый байк ограничитель скорости. Пилоты могли развить скорость не больше 70 км/ч. Во всяком случае, так писали в прессе. – Клиенты контролируют вашу скорость?

— Провокационный вопрос… - начинает Алексей.

— Сколько положено, столько и едем, - перебивает его Саша.

— Положено 60 и 90. Вы действительно едете 60 по населенному пункту? - не отступаю я.

— Нет каких-то строгих ограничений, - Лёша делает короткую паузу, обдумывая свой ответ. Саша снова не дает ему договорить.

— Пойми, мы ездим всегда по правилам. Ведь водитель в этом случае отвечает не только за себя, но и за постороннего человека. Я запрещаю пилотам превышать скорость. Не важно: есть возможность разогнаться, нет.

— Но по трассе в любом случае больше ста идете, так? – не успокаиваюсь я.

— Нет, больше ста никто не идет, - Саша на мою провокацию не поддается. — Тем более, сто на автомобиле и сто на мотоцикле – это разные вещи. Скорость воспринимается совсем по-разному. Ты сейчас прокатишься, сама все поймешь.

Беспечные ездоки

Прежде чем я занимаю пассажирское место, Алексей проводит короткий инструктаж: как правильно сесть на мотоцикл, как изменить положение во время движения, если понадобится, как контролировать свое тело на поворотах. Я надеваю шлем и усаживаюсь на его Honda VTX1300. Мы едем от «Галереи» в сторону «Авроры». На первом же светофоре я замечаю, с каким интересом смотрят на нас прохожие. Уже после пятисот-шестисот метров я понимаю, о чем мне говорил Саша, когда я спрашивала про скорость. Ты действительно прилипаешь к спинке сиденья, стоит пилоту только начать разгонять свой чоппер. На спидометре сорок, ощущение, что все семьдесят.

Пока еду, я улыбаюсь. Предзакатное солнце освещает пропитанную запахом асфальта дорогу, пепельно-серые листья деревьев, зеленый газон, который блестит от вечернего полива. Мне становится понятно, почему для многих всё это – вкус настоящей свободы.

Или иллюзии свободы.

Беспечные ездоки

UPD

За то время, пока я работала над материалом, к команде «МотоЭкспресс» присоединились еще трое пилотов - теперь их девять. Каждый раз, когда в пробке мимо меня на хорошей скорости проезжает чоппер, я думаю, что как минимум одним опаздывающим человеком в Краснодаре стало меньше.

У каждого своя свобода.

Первая полоса

Бизнес

Юрий Коровкин, YGroup, SILVERSTREAM: Нас ждут «Яндекс» и 600 000 пользователей

За четыре года он запустил два успешных бизнеса и получил сотни миллионов инвестиций в коттеджные поселки и десятки миллионов инвестиций в свой венчурный проект. Каждый день он начинает в 5.30 и считает Сочи лучшим городом мира. Он эффективно управляет как объектами недвижимости делюкс-уровня, так и своей жизнью. И специально для "Югополиса" рассказал, почему его компании доверяют строить элитные виллы, когда продаст приложение гиганту рынка и по каким критериям берет в свою команду

Люди

Верный путь к успеху – любимое дело

Швейное ремесло всегда было занятием не только прибыльным, но и престижным. Сейчас мастера своего дела помогают джентльменам выглядеть солидно и безукоризненно, а леди – изысканно, уникально и женственно. Мастером своего дела на этом поприще стала Лариса Гаврилова, хозяйка собственной сочинской швейной мастерской «Глорена».

Люди

Сергей Ситников: моя цель - воспитывать сильных и добрых людей, которые будут любить и развивать Россию

Общественному активисту, волонтеру Сергею Ситникову 32 года, за плечами у него служба во ФСИН, создание собственного спортивного клуба и даже выход на льготную пенсию. Активный, спортивный и инициативный Сергей, как говорится, никогда не сидит на месте: ведет спортивный образ жизни и прививает любовь к этому всем окружающим.
Иван Сергеев
Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми