Ту-154Б-2 223-го летного отряда Минобороны (бортовой номер RA-85572) вылетел с подмосковного аэродрома Чкаловский и должен был приземлиться на дозаправку в Моздоке, но по погодным условиям аэродром дозаправки был изменен на Сочи. После дозаправки и вылета лайнер пропал с радаров в 05:27, проведя в воздухе около двух минут.

Всего на борту лайнера находились 92 человека: 8 членов экипажа и 84 пассажира, среди которых были 8 военнослужащих, 64 участника ансамбля имени Александрова, которые летели поздравлять с Новым годом авиагруппу ВКС РФ на авиабазу Хмеймим в Сирии, девять журналистов — съемочные группы Первого канала, НТВ и телеканала «Звезда» — а также глава фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка (Доктор Лиза) и двое федеральных госслужащих. Управлял самолетом летчик первого класса Роман Волков.

Лайнер был произведен в 1983 году на Куйбышевском авиазаводе и практически все время эксплуатировался Министерством обороны. Последний раз борт ремонтировалcя в декабре 2014 года, а в сентябре 2016 года прошел плановое обслуживание. Общий налет самолета за годы эксплуатации составил 6689 часов — всего 11 процентов летного ресурса. Для сравнения: назначенный ресурс борта составлял 37500 часов (16000 посадок).

Alt

Среди основных версий падения самолета — неисправность техники, ошибка пилотирования и террористический акт. Приоритетная версия специалистов — техническая неисправность самолета. Также рассматривается версия попадания в двигатель птицы.

Версия теракта рассматривается и в Федеральной службе безопасности (ФСБ), об этом «Югополису» сообщил источник в Минобороны. Сотрудники ФСБ проверяют тех, кто мог подходить к самолету в аэропорту Чкаловский или в в Адлере.

Некоторые СМИ сообщили о том, что одной из причин трагедии могли стать непростые погодные условия в сочетании с особенностями взлета-посадки в сочинском аэропорте, который якобы является очень проблемным для пилотов. «Югополис» поинтересовался у эксперта, так ли это на самом деле.

Иван Дурнев, бывший командир летного отряда авиакомпании «Кубань», заслуженный работник транспорта Кубани, почетный ветеран труда, отличник воздушного транспорта:

— Сейчас многие начинают рассуждать о том, что причиной катастрофы Ту-154 могли стать сложные условия для взлета самолета в сочинском аэропорту. Находятся и такие, кто заявляет, что аэропорт Сочи — самый сложный и опасный среди всех воздушных гаваней России. Я категорически не согласен с подобными заявлениями. Как человек, имеющий за плечами 40 лет работы летчиком, отмечу, что ничего особо сложного в сочинском аэропорте нет. Да, с одной стороны аэродрома расположены горы, с другой — море. Но десятки аэропортов в мире построены примерно в такой же географической локации. Все это учитывается при составлении схемы захода самолета на взлет и посадку. Например, в Сочи взлет самолетов производится только с одной стороны — со стороны гор, а посадка, соответственно, со стороны моря.

В сочинском аэропорту ежедневно приземляются и взлетают десятки лайнеров, что подтверждает мои доводы о его безопасности. У каждого аэропорта в России, Европе, мире есть свои особенности, но в это же время все они примерно одинаковы. Главная задача экипажа – четко следовать инструкциям.

Мне сейчас трудно судить, что произошло в небе над Сочи рано утром 25 декабря. Создана специальная комиссия для расследования трагедии, она же и озвучит выводы. Можно отметить, что экипаж разбившегося самолета не подал сигнал SOS, это может свидетельствовать о том, что катастрофа произошла мгновенно. Это косвенно свидетельствует о технической причине ЧП, но окончательные выводы делать еще очень рано.

Сейчас звучат и нарекания в адрес самого самолета Ту-154. Да, это устаревшая модель лайнера, никто не спорит. Но я со стопроцентной уверенностью считаю, что это мощный и надежный самолет с прекрасным двигателем и системой управления. Да, возможно, он не так нашпигован электроникой, как современные модели, но отмечу, что практически во всех нештатных ситуациях с Ту-154 в России был виновен человеческий фактор, а не сбои в техническом оснащении воздушного судна.

Разбившийся Ту-154 был выпущен в 1983 году, но имел всего 6 тысяч часов налета — это крайне мало, таким образом, рассуждения об изношенности самолета не выдерживают критики.

Десятки аэропортов в мире построены примерно в такой же географической локации
Alt
Аэропорт Сочи

Напомним, аэропорт в Сочи был образован в ноябре 1945 году. За все время его работы с аэропортом связано несколько катастроф.

28 июля 1962 года неподалёку от села Орехово в Гагрском районе Абхазии потерпел катастрофу Ан-10А компании «Аэрофлот. Самолет выполнял рейс 415 (Львов—Симферополь—Сочи), когда при заходе на посадку в сочинский аэропорт Адлер в двух десятках километров от него врезался в гору. Погибли все находящиеся на борту 81 человек.

1 октября 1972 самолёт Ил-18, следовавший рейсом Сочи — Москва, потерпел крушение с 109 людьми на борту (выживших нет): самолёт разбился о воду на скорости около 300 км/ч и затонул на глубине 600 метров в расщелине в устье реки Мзымты (расстояние от места крушения до береговой линии около 2 км). Вероятные причины катастрофы: выход из строя топливной системы, двигателей или сердечный приступ у пилота.

3 мая 2006 Airbus A320 авиакомпании Армавиа, направлявшийся в Сочи из Еревана, выполняя заход на посадку, разбился в нескольких километрах от берега. Все 113 человек, находившиеся на борту, погибли.

Читайте также

Первая полоса

Люди Ситуация

Вернувшиеся из ада. Воспоминания узников концлагерей

На Кубани проживают 9000 бывших узников фашистских концлагерей, в том числе около 600 — в Краснодаре. «Югополис» попросил двоих из них воскресить похороненные в памяти воспоминания о страшных годах, проведенных на «фабриках смерти».

Город Weekend

Опять «25»: юбилей Молодежки

6-9 июля Молодежный театр вечером «25» завершит свой 25-й по счету сезон. О круглой дате, спектакле внутри шкафа и артистах на курорте «Югополису» рассказали главный режиссер Молодежки Даниил Безносов, главный художник Настя Васильева и директор театра Николай Табашников.

Люди Бизнес

Имитируй это (18+)

«Югополис» съездил в станицу Полтавскую Красноармейского района, в которой расположена фабрика интим-аксессуаров компании Lovetoy, увидел, как делаются секс-игрушки от одного из трех крупнейших российских производителей товаров для взрослых, и попросил руководителя компании Вадима Канунова рассказать о предприятии.