Мария Тернавская, директор муниципального концертного зала:
— Приобретения этого щипкового инструмента Кубанский симфонический оркестр ждал давно. Когда арфа появилась, у нас с Денисом Валерьевичем Ивенским возникла идея: почему бы не сделать камерный концерт-презентацию арфы с оркестром и не пригласить, например, яркую московскую арфистку Анну Шкуровскую? Она много гастролирует по России и странам Европы, у нас выступала в составе камерного трио: Анна — солистка оркестра Ad Libitum, постоянная участница Московских арфовых фестивалей, международных фестивалей «Музыка для арфы десяти столетий», «Московская осень» и др.
Мы обратились к ней с вопросом о репертуаре, Анна предложила несколько сочинений на выбор, мы с Денисом Валерьевичем обсудили их. И вот уже 25 мая в 19.00 новая арфа впервые будет солировать в камерном концерте Кубанского симфонического оркестра.
Денис Ивенский, главный дирижер Кубанского симфонического оркестра:
— Большинство концертов с солирующей
арфой — для камерного состава оркестра:
наверное, потому что арфа не такой
громкий инструмент. В первом отделении
вместе с Анной Шкуринской мы сыграем
Два танца для арфы и струнных К. Дебюсси
и Концертино для арфы и струнного
оркестра Ж-М. Дамаза, не самого часто
исполняемого французского композитора
ХХ века. Во втором отделении будет
звучать очень интересная симфония №
21 Моцарта, мы ее никогда не играли: она
исполняется сокращенной струнной
группой оркестра — тем же составом
инструментов, что и во времена Моцарта,
— и всего лишь четырьмя духовыми, двумя
флейтами и двумя валторнами.
Наша
новая арфа родом из Санкт-Петербурга,
хорошей, хоть и не самой редкой модели.
У фабрики музыкальных инструментов им.
А. Луначарского, которая перестала
существовать в «нулевые», была одна
очень удачная модель: питерская фирма
доработала ее и стала выпускать. Мы свою
арфу ждали, как минимум, полгода: нам
периодически присылали фото ее готовности,
потом мы выбирали цвет и рисунок на деке — это я предоставил нашей Арине, ей же
играть — в итоге у арфы и рисунок скромный,
и цвет темный, благородный, а не рыжий,
жженый.
Арфу везли в контейнере, мы ее в МКЗ встретили, распаковали и оставили на сутки в покое для акклиматизации. На следующий день пришла Арина и стала ее потихоньку настраивать: арфе нужно время, чтобы разыграться, струны у нее постоянно «ползут» — и еще примерно полгода она будет так себя вести, пока не наберет форму. И весь следующий месяц наша арфистка каждый день приходила, чтобы настраивать инструмент.
Арина Логинова, арфистка Кубанского симфонического оркестра:
— Я никогда не думала так: арфа - такой красивый инструмент, стану арфисткой. Арфа меня выбрала сама: я начинала заниматься фортепиано, и лет с двенадцати в школе искусств № 10 оно было моей специальностью, а арфа — вторым инструментом, потому что его преподавала замечательный педагог моего брата Вера Васильевна Богатырева. Потом с фортепиано не сложилось, я даже хотела бросить музыку, но мама — она у меня не из тех, кто верит в миф, что арфа портит осанку — меня уговорила: ну, может, мы попробуем? И как-то пошло: мне было интересно и хорошо, нравился сам процесс.
Я поучилась в нашем музыкальном училище им. Римского-Корсакова, а после первого курса перевелась в Санкт-Петербург, тоже в училище Римского-Корсакова, проучилась там три года, но диплом получила здесь. Когда вернулась перед началом прошлого сезона, мой училищный педагог Марина Петровна Чернолихова «сосватала» меня в оркестр.
Арфа — один из самых старых инструментов: считается, что ее прародитель — лук, точнее его тетива. Еще арфа — символ Ирландии. Есть разные виды арф: ирландская без педалей меньше, со специфическим тембром и больше используется в народной музыке, а классическая педальная арфа — в симфоническом оркестре. У классической арфы семь педалей, и у каждой три положения: они — как черные клавиши фортепиано, так что у арфистов все бемоли, диезы и прочая альтерация переключаются ногами. Арфа, конечно, — лучший «тренажер» для координации: руки у тебя играют одним образом, ноги — абсолютно по-другому, а сам ты должен еще успевать смотреть на дирижера.
Старые
советские арфы, которым лет по 40-50, все
сделаны на ленинградской фабрике
музыкальных инструментов им. Луначарского.
Арфы — не скрипки, которые с возрастом
становятся лучше, все совсем наоборот:
с годами механизм изнашивается, дерево
устает. Оркестровую арфу, на которой я
прежде играла в оркестре, в принципе
можно было отремонтировать, и она бы
даже стала лучше, но «старушечкой» быть
бы не перестала. Новая арфа тоже этой
питерской фабрики — буквально несколько
лет назад она возобновила производство
арф: в Петербурге арфы делают лучше, чем
в Москве.
Новый
инструмент прежде всего надо обыграть:
и струны сначала тугие, и по звуку наша
новая арфа поначалу тоже глуховата — где-то месяц-два уйдет, чтобы разыграть
ее: чтобы весь диапазон зазвучал,
достаточно играть даже просто гаммы,
но — каждый день.
Арфа не такой уж удобный инструмент, не скрипочка, которую под мышку взял аккуратненько и пошел. Чтобы перенести ее, ты должна найти двух или трех мальчиков — арфа весит 36-37 кг. Она коварна не только в смысле размеров и переноски — арфа очень капризна и моментально реагирует на изменения влажности и температуры: строй начинает «плыть». А поскольку за настройку и уход за арфой в оркестре отвечает арфистка, то есть я, нужно приехать задолго до репетиции, чтобы все 47 струн звучали чистенько-чистенько — их все надо успеть проверить, пока не набежала толпа других музыкантов.
Бывает,
настроишь струну — я играю на жильных:
они звучат лучше нейлоновых, но быстрее
изнашиваются — а она через двадцать
минут опять «поплыла» и соседние за
нею. Вроде как ты в этом не виновата, но
чтобы такое дело не произошло во время
концерта, приходится постоянно над
арфой дрожать.
Читайте также
Первая полоса
Последние новости
-
На «Радио 107» вышел эфир с депутатом ЗСК и благотворителем Галиной Головченко 15:39
-
Председатель ЗСК и начальник краевого УФСИН обсудили проблему социальной реабилитации бывших заключенных 15:34
-
В Анапе построят стадион и легкоатлетический манеж на земле, находившейся в частной собственности 15:21
-
В Краснодаре родители обивают пороги школ и ночуют на улице, чтобы записать детей в первый класс 15:08
-
О работе волонтеров и поддержке бойцов СВО рассказала депутат Очкаласова 15:03
-
На базе электротехнического завода в Армавире создали первый промышленный технопарк 14:38
-
В Краснодаре вновь заработают эвакуаторы и штрафстоянки 14:29
-
Депутат гордумы принял участие в высадке деревьев в Краснодаре 14:23
-
В больнице умер еще один пострадавший в "Крокусе". Число погибших в результате теракта – 144 человека 14:20
-
Новым главой Росморречфлота назначен Андрей Тарасенко 14:11
-
Депутат ЗСК Виктор Тепляков рассказал о своем участии в очередной сессии краевого парламента 13:52
Комментариев еще нет
Последние обсуждения