В январе 2018 года зоозащитники стали сообщать о массовых убийствах бездомных животных в России перед ЧМ-2018. В СМИ появилась информация, что российские регионы потратят 110 млн рублей на убийство собак и кошек накануне чемпионата.

8 февраля Брижит Бардо попросила Владимира Путина прекратить убийства бездомных животных. Кинозвезда в письме призвала российского президента перейти к гуманным способам решения проблемы. Актриса добавила, что в преддверии ЧМ-2018 «глаза международного сообщества обращены к России». Бардо выразила обеспокоенность в связи с истребление бездомных животных во многих российских городах. Она обратилась к Путину с просьбой запретить убийства и отметила, что провести кампании по стерилизации животных, гораздо более эффективно, дешево и гуманно.

«Югополис» поговорил с зоозащитницей, сооснователем благотворительной общественной организации «Центр защиты животных» Екатериной Гонтаревой, а также провел собственное расследование того, как администрация Сочи решает проблему бездомных животных.

Об отстреле животных на улицах Сочи

Екатерина Гонтарева
Сооснователь благотворительной общественной организации «Центр защиты животных»

— Работы по отстрелу собак в городе идут непрерывно. Возможно, это наша, зоозащитников, недоработка. Мы больше времени уделяем сиюминутному — выхаживанию животных. Это очень выматывающая работа, которая отнимает много сил. Общению с властями мы уделяем меньше времени, а надо быть, конечно, с ними более активными. Проблема в том, что даже если отставить моральную сторону вопроса, метод отстрела не дает результата. Эта работа ведется десятилетиями, а бездомных животных на городских улицах столько же, если не больше.

Главные точки отстрела — центральные улицы, территории возле администраций районов. То есть власти убирают проблему с глаз и думают, что она решена.

Стоимость отстрела по районам Сочи разная. В среднем это 1,5 тысячи рублей за животное. Сейчас, чтобы несколько раз один и тот же труп не носили, отстрельщиков заставляют фотографировать животное на фоне чего-то примечательного.


ООО «СЛУЖБА БАСЯ — компания, занимающаяся отловом бездомных животных в Ростовской области, Ставропольском и Краснодарском краях. Она — главный исполнитель госконтрактов по отлову животных в Сочи. По данным СПАРК, в 2017 году компания выиграла у администраций сочинских округов 9 госконтрактов на общую сумму 8,6 млн рублей.


Сочинские догхантеры: «У собак нет прав»

— Отстрельщики — хитрые люди, — говорит Гонтарева. Они не стреляют средь бела дня, стараются работать незаметно. Я знаю несколько случаев, когда отстрельщики буквально убегали от возмущенных их работой людей. Так что собак они стараются к себе приманивать.

Трупы животных везут в Дагомыс. Там у компании «Бася» есть арендованные холодильники. Несколько раз в месяц «Бася» оформляет документы и увозит трупы на утилизацию.


Госконтракты на отлов животных, заключенные между администрациями округов Сочи и ООО «СЛУЖБА БАСЯ» в 2017 году


Стоимость за одно животное

Число отловленных животных по контракту

АДМИНИСТРАЦИЯ АДЛЕРСКОГО РАЙОНА

Контракт 3231701505617000057

1508 руб.

399 голов

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛАЗАРЕВСКОГО ВНУТРИГОРОДСКОГО РАЙОНА ГОРОДА СОЧИ

Контракт 3231801280517000030

1405 руб.

1098 голов

АДМИНИСТРАЦИЯ МОЛДОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ОКРУГА АДЛЕРСКОГО ВНУТРИГОРОДСКОГО РАЙОНА ГОРОДА СОЧИ

Контракт 3231702292017000006

1508 руб.

177 голов

АДМИНИСТРАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВНУТРИГОРОДСКОГО РАЙОНА ГОРОДА СОЧИ

Контракт 3232005251617000065

1450 руб.

1378 голов

Контракт 3232005251617000048

1450 руб.

890 голов

Контракт 3232005251617000003

1445 руб.

1350 голов

Администрация Верхнелооского сельского округа города Сочи

Контракт 3231801497917000007


1405 руб.

106 голов

МКУ Администрация Хостинского внутригородского района города Сочи

Контракт 3231902184117000067


1516 руб.

164 голов

Контракт 3231902184117000008

1517 руб.

416 голов

Итого

5978 голов


«Зоозащитники, я считаю, это пятая колонна, которая перед всевозможными мероприятиями международными начинает раскачивать ситуацию в стране, дестабилизируя ее, внося сумбур в голову граждан. Они подняли хай, что увеличили финансирование, отстрелы. Вранье, вранье, вранье. Все мероприятия, которые проводятся нашей организацией, проводятся в рамках законодательства РФ, без нарушений. У собак нет прав, потому что они по закону приравнены к вещи. Если есть права, должны быть еще и обязанности. У собак не может быть ни прав, ни обязанностей. Есть право собственности. Если это животное не является чьей-то собственностью, следовательно, оно вне закона. И регулирование закона происходит таким образом, каким происходит», - утверждает в разговоре с «Югополисом» директор ООО «СЛУЖБА БАСЯ» Алексей Сорокин.


О законности отстрелов

— В регионе действует постановление губернатора Краснодарского края № 300 и правки к нему в постановлении № 903 и №1005. Там написано, что животных разрешено умерщвлять только в случае бешенства, сверхагрессивности и болезни, чтобы избавить от страданий. Но перед этим должна быть соблюдена определенная процедура. Животное должно быть отловлено, перевезено в пункт передержки, где ветеринар должен собаку осмотреть, принять решение о ее состоянии. «Или стерилизовать и привить, или усыпить строго под наркозом», - говорит Гонтарева.





5 978

бездомных животных

было убито в Сочи в 2017 году

Ранее если животное не было востребовано, но при этом оно не агрессивно, его полагалось выпустить в среду обитания стерилизованным (с 21 декабря 2017 года это предписание отменено). Но если внимательно вчитаться в текст постановления, получается, что вся нынешняя деятельность по отстрелу бездомных животных противозаконна, так как не соответствует его духу и букве. В постановлении даже прописан запрет на убийство животных в присутствии других животных. Есть предписание о возврате животного хозяину, если у собаки есть явные признаки, что она не бездомная.

Это, кстати, важный момент, потому что отстрелы ведутся в 5-6 часов утра, отстрельщики не видят, есть ли на собаке ошейник или нет. Зачастую под отстрел попадают и собаки-потеряшки. Если у вас пропало животное, то вас вряд ли пустят в холодильники в Дагомысе, чтобы проверить, нет ли там вашей собаки. Потому что, если вы ее там обнаружите, будет большая проблема. Животные по закону — имущество. Если убита домашняя собака, то получается, что нанесен имущественный ущерб, за который кто-то должен отвечать.

То есть, законодательные нормы правильные, но они массово нарушаются.

В приложении № 3 к муниципальному контракту № 0118300018717001501_135329 от 20 сентября 2017 г. сказано, что «бригады по отлову безнадзорных животных должны быть укомплектованы средствами для отлова, включая устройства и средства для иммобилизации животных». Здесь же говорится о том, что «специалист, производящий иммобилизацию, должен удостовериться в наступлении смерти животного».

Отстрелы ведутся в 5-6 часов утра, отстрельщики не видят, есть ли на собаке ошейник или нет. Зачастую под отстрел попадают и собаки-потеряшки

«Трупы иммобилизированных безнадзорных животных подлежат утилизации на ветсанутильзаводе, в инсинераторных установках, крематорах или биотермических ямах». Полный текст приложения можно увидеть по ссылке. Иммобилизация - это ограничение подвижности. То есть это не синоним умерщвления.

Однако в технической документации к госконтрактам подразумевается именно умерщвление на месте. При этом используется технология «летающий шприц». Ее можно использовать как для дистанционно вакцинации и усыпления животного, так и для умерщвления, в зависимости от препарата. Это уже нарушает постановление губернатора, так как в нем ясно сказано, что умерщвление животного возможно исключительно при предварительном наркозе.


Сочинские догхантеры: «У собак нет прав»

— Постановление № 300 предполагает новое видение решения проблемы бездомных животных. Действительно, прежде всего надо заниматься стерилизацией. И для этого нужны пункты передержки, государственные приюты. Часто отстрельщики говорят, что они собак всего лишь временно усыпляют и везут в приют для осмотра. Но нет ни одного приюта в Сочи, где бы принимали у компании «БАСЯ» животных. По закону на каждое животное, сданное в приют, должна составляться документация. Этого просто нет.

По поводу государственных приютов. Все, что сделали власти Сочи, — четыре года назад выделили 5 га земли под приют для собак. Но отдали эту землю не существующим зоозащитным организациям, а благотворительной организации инвалидов «Добромир». За четыре года эта организация мало что сделала. По данным на начало февраля нынешнего года там содержится 90 собак (1,5% от общего числа животных, отловленных в Сочи в прошлом году. Видя, что большая часть земли пустует и не используется по назначению, зооактивисты самостоятельно открыли на участке свои приюты - «БИМ», «Поводог», «Право на жизнь». В них находятся 300, 230 и 17 собак соответственно.

Сочинские догхантеры: «У собак нет прав»
Мэр Сочи Анатолий Пахомов — не самый лучший пример борца за права животных

Но руководство «Добромира» заявляет, что это самозахват земли. То всех выгоняет, то требует деньги за аренду. Всячески мешает работе. Зоозащитники требуют у мэрии, чтобы участок у «Добромира» забрали и отдали тем, кто там реально создал большие работающие приюты.

На днях в ходе совещания в администрации Сочи с представителями приютов было принято решение благоустроить весь участок, провести к нему дорогу и позволить работать там всем приютам при условии, что они выполнят предписания ветнадзора.

Приют «Поводог» в Сочи

О безответственности заводчиков и хозяев собак

— Глобально мы решим проблему безнадзорных животных только тогда, когда изменим законодательство, введем налог на животных. Они оказываются на улице, потому что их выбрасывают. В России нет стай диких животных, как в странах Африки или Азии. И налогообложение должно быть разным в зависимости от того, стерилизованное у владельца животное или нет. Если стерилизованное — плати, например, 500 рублей в год, а если нет — 10 тысяч рублей. Государство получило бы средства на развитие и содержание системы приютов, ветеринарии, вместо того, чтобы тратить деньги на отстрелы.

Животные на улице — это результат деятельности человека. У меня живут три собаки, еще двух я взяла на зиму. При том, что я пенсионерка, я готова за каждую в год платить 500 рублей, они все кастрированы.

Alt

Из-за своих убеждений я у многих заводчиков самый главный враг. Весь собачий и кошачий бизнес сегодня фактически не облагается налогом. Лицензий нет чуть ли не у 90% заводчиков.

Люди себе особняки отстраивают на этом бизнесе. Живут безбедно десятилетиями. Разводят много животных, продают их недорого, иногда по 1-2 тысяче рублей. Половина этих собак и кошек тут же оказывается на улице. Если мы введем налоги, то заводчики, которые содержат по 30 собак и бесконечно их плодят, моментально попадают под налог и теряют выгоду.

Но для этого нужен строгий учет. Опять-таки, будут деньги в бюджете, можно позволить себе содержать специалистов, следящих за тем, чтобы работа по содержанию питомцев велась в рамках закона. Сейчас заявления о жестоком обращении с животными часто некому рассматривать.

Конечно, это проблема не краевого уровня, это работа Госдумы. Было бы здорово, если бы не только зоозащитники выходили с такими требованиями, а, например, муниципалитеты. Или почему бы ЗСК не выступить с такой инициативой? Это будет умно, грамотно. Пусть лучше деньги, которые сегодня идут на убийство животных, будут потрачены на искоренение проблемы их безнадзорности. А налоги от заводчиков пойдут на строительство приютов.

Разводят много животных, продают их недорого, иногда по 1-2 тысяче рублей. Половина этих собак и кошек тут же оказывается на улице

Германия — один из лучших в мире примеров государственного регулирования числа бездомных животных. В стране действуют системы налогообложения для владельцев животных, строгой регистрации питомцев и значительные штрафы в отношении недобросовестных хозяев. Все отловленные собаки обязательно доставляются в приюты. Они частично субсидируются государством, ведут масштабную работу по поиску новых хозяев для отловленных собак, и это помогает значительно уменьшить количество усыпленных животных.

Еще один хороший пример — Австралия. Там существует система обязательной платной регистрации животных. При этом дешевле регистрировать стерилизованное животное. Кроме того, на владельца накладывается крупный штраф в случае, если животное было обнаружено за пределами его участка. Приюты в Австралии оказывают спектр платных услуг, в том числе по отлову животных. Усыпляются агрессивные животные, для большинства находят новых хозяев.

— Большие налоги на нестерилизованных животных заставят 90% владельцев хорошенько подумать, стоит ли их заводить просто для развлечения. Сейчас люди наотрез отказываются стерилизовать животных. Мы предлагаем тем, у кого они живут во дворе, бесплатную стерилизацию. Ответ всегда один: «Нет». Хозяева часто держат собак во дворе без привязи. В результате в стаях на улицах до 50% — это домашние собаки. Когда кобель чует течную суку, он просто убегает со двора. Кобели в таких стаях очень агрессивны. И если кого-то такая собака покусает, то никакой ответственности хозяин не несет. Он просто говорит, что это не его собака.

Вот такая ситуация сейчас. С одной стороны, люди разводят животных, помогают им бесконтрольно плодиться, с другой - их отстреливают.

Надо так построить законодательство, чтобы человек думал сто раз, прежде чем завести животное. У нас вышел закон о чипировании, но нет системы его поддерживающей, и он не работает.

Я помню во времена СССР не было счетчиков на воду. И куда ты ни зайдешь, везде у людей текли туалеты, краны. Все было некогда их чинить. А потом, когда счетчики появились, внезапно у всех появилось время. И нигде уже не увидишь, как течет кран. Это и есть работа государства — так построить всю систему, чтобы человеку было выгодно по ней жить.

8 комментариев

avatar
nickola777 20 фев 2018, 09:13
Как удобно для человека приравнять законодательно собаку, живое существо которое умеет также как и мы любить, грустить и радоваться, к вещи, т.е грубо говоря к чемодану или зонтику и назвать ее собственностью у которой соответственно нет прав, а потом мы говорим что человек существо разумное, тогда в чем его разум?
Michel de Nostredame 20 фев 2018, 14:51
На прошлой неделе в Махачкале бродячие псы загрызли ребенка и подобные случаи очень часто происходят именно там где "собака друг..., мы в ответе.., стерилизация..., отловы не помогаю" и прочий бред. Правильно сказано - бродячая собака -опасное имущество и его не должно быть на улицах, ну и владельцев тоже нужно наказывать за нарушение правил регистрации животных и выпуск на самовыгул. Такие контракты заключаются не только в Сочи, а по всему краю и в Ростовской области и в Воронежское и в други, прямо расследование, Америку открыли. Не нужно писать статьи так как будто отлов собак это что-то плохое, эта услуга - одна из немногих, которую нам еще оказывает государство бесплатно. Скоро и этого не будет стараниями экоэкстремистов.
avatar
Hush 20 фев 2018, 18:48
А может людей бездомных тоже отлавливать нужно, а, subsriber? Или пьянчуг? Последние частенько прибегают к насилию над теми же детьми, если почитать криминальную хронику. Только разница в том, что (очень часто) люди сами себя до такой жизни доводят, а животные оказываются на улице по воле тех же людей и вины их в этом нет. Случаи нападения по всей стране единичные. Да, и если меня или моих близких это каснётся, я мнение не изменю. Причина одна: отсутствие в нашем обществе культуры ответственности за наших братьев меньших и отсутствие элементарной эмпатии к ним.
Michel de Nostredame 20 фев 2018, 23:10
Преступников отлавливает полиция, разве не так? Про вину животных никто не говорит, её нет и быть не может, они не субъекты права. Случаи нападения массовые, покусы исчисляются десятками тысяч. Животные на улицах прекрасно размножаются половым путем, а не выкидыванием. Насчёт ответственности согласен, её нет и не будет, не братья они нам.
avatar
Hush 21 фев 2018, 00:48
Subsriber, приведи мне не десятки тысяч, а хотя бы сто случаев покуса людей животными, скажем, за последний месяц. По всей стране даже. На улице они оуа
avatar
Hush 21 фев 2018, 00:51
На улице они оказались не потому, что сношались, а потому, что их выкинули люди за ненадобностью или просто потому, что "они не братья нам"
avatar
Генерал Фэйлор 21 фев 2018, 06:52
Интересно, какой смысл топить за отстрел, если на популяцию это влияет чуть меньше, чем никак?
avatar
1skat3l 14 мар 2018, 10:45
the subscriber is unavailable, а мне вот всегда было интересно: почему люди становятся такими... как ты? В чем причина абсолютной циничности и ненависти: детская травма, болезни психики или просто извращенное мировосприятие?

Читайте также

Первая полоса

Последние новости

Бизнес

Юрий Коровкин, YGroup, SILVERSTREAM: Нас ждут «Яндекс» и 600 000 пользователей

За четыре года он запустил два успешных бизнеса и получил сотни миллионов инвестиций в коттеджные поселки и десятки миллионов инвестиций в свой венчурный проект. Каждый день он начинает в 5.30 и считает Сочи лучшим городом мира. Он эффективно управляет как объектами недвижимости делюкс-уровня, так и своей жизнью. И специально для "Югополиса" рассказал, почему его компании доверяют строить элитные виллы, когда продаст приложение гиганту рынка и по каким критериям берет в свою команду

Люди

Верный путь к успеху – любимое дело

Швейное ремесло всегда было занятием не только прибыльным, но и престижным. Сейчас мастера своего дела помогают джентльменам выглядеть солидно и безукоризненно, а леди – изысканно, уникально и женственно. Мастером своего дела на этом поприще стала Лариса Гаврилова, хозяйка собственной сочинской швейной мастерской «Глорена».

Люди

Сергей Ситников: моя цель - воспитывать сильных и добрых людей, которые будут любить и развивать Россию

Общественному активисту, волонтеру Сергею Ситникову 32 года, за плечами у него служба во ФСИН, создание собственного спортивного клуба и даже выход на льготную пенсию. Активный, спортивный и инициативный Сергей, как говорится, никогда не сидит на месте: ведет спортивный образ жизни и прививает любовь к этому всем окружающим.
Иван Сергеев
Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми
16+

Дизайн Worksterdam