Не Бетховен

«Звук металла» – режиссерский дебют Дариуса Мердера, ранее написавшего сценарий успешного триллера «Место под соснами». Будучи впервые показанным в сентябре 2019 года на кинофестивале в Торонто, фильм получил поддержку и признание. Позднее национальный совет кинокритиков США признал картину одной из лучших в 2020 году. А уже в 2021 лента боролась за «Оскар» сразу в 6 номинациях, включая категорию «лучший фильм».

Картина рассказывает историю Рубена (Риз Ахмед) – барабанщика металл-группы Blackgammon, которую он создал со своей девушкой Лу (Оливия Кук). У обоих за плечами история преодоления: Рубен уже несколько лет как завязал с наркотиками, а Лу — с селфхармом (сознательным причинением себе физических страданий с помощью увечий, - прим. авт.). Вся их жизнь – сплошное путешествие. Музыканты перемещаются в доме на колесах из штата в штат, дают концерты в местных андеграунд-клубах и поддерживают друг друга как физически, так и морально. Однако «сумбурный still life» Лу и Рубена неожиданно прерывается. После одного из концертов Рубен начинает ощущать стремительное ухудшение слуха: музыка из проигрывателя теперь звучит едва различимым эхом, а ударные вместо зубодробительного ритма выдают неясный гул.

Alt

Безусловно, напрашивается сравнение с «Одержимостью» Дэмьяна Шазеля – еще одним фильмом о барабанщике, жаждущем успеха. Его герой Эндрю, равно как и Рубен, движим паническим страхом окончательно все потерять. В «Одержимости» Шазель все время подталкивает своего персонажа за пределы человеческих возможностей. Рубен же по состоянию здоровья без предупреждения оказывается сразу за этой гранью, не совместимой с музыкальной карьерой. Дариус Мердер обманывает своего зрителя, предвкушающего историю успеха современного «Бетховена», творившего музыку даже несмотря на глухоту. «Звук металла» - кино не об этом.

Актуальность – залог успеха?

Узнав о том, что потерянные 80% слуха могут уже не вернуться, Рубен отправляется в особый реабилитационный центр, в котором всем руководит ветеран Вьетнама Джо (Пол Рэйси). Все обитатели коммуны живут одним негласным правилом: глухота – не недостаток, а особенность. Понять это придется и Рубену, для которого с данного момента начинается долгий и сложный путь осознания себя в непривычном мире звенящей тишины. Герой, словно ребенок, снова обучается жизни: ходит в школу для глухонемых, учит язык жестов и живет надеждой на дорогостоящую операцию, способную вернуть слух.

Alt

Описания общей сюжетной канвы уже достаточно для того, чтобы объяснить возникший вокруг ленты ажиотаж. «Звук металла» - очень своевременная для 2021 года работа, поскольку философия полноценности, на которой строится картина, является основополагающим аспектом современной новой этики. Дариус Мердер намеренно ставит своего персонажа в рамки инклюзивной неопределённости, рассуждая таким образом на тему общественного положения людей с ограниченными возможностями и глухих людей в частности.

Удивительно, но порой «Звук металла» перекликается и с триумфатором минувшего «Оскара» - «Землей кочевников». Рубен и Лу, подобно героине Френсис Макдорманд, оставляют тяготы прошлого за дверью своего трейлера и отправляются по одноэтажной Америке в путешествие, обладающее неким шармом, который полностью понятен, впрочем, только жителям США, но прочувствовать атмосферу мы можем благодаря режиссёрским усилиям.

И все же актуальность – важный, но не основополагающий плюс фильма. Настоящей находкой стала актерская игра Риза Ахмеда. Его Рубен – очень человечный персонаж, разрываемый внутренними противоречиями. В глазах его видны искренность и неподдельный ужас, вызванный внезапной переменой будущих перспектив. Готовясь к роли, Ахмед научился играть на барабанах (пускай и ради нескольких сцен), а также снимался c заткнутыми ушами, чтобы лучше вжиться в роль теряющего слух человека. Такая неподдельная актерская энергетика и энтузиазм вперемешку с естественностью привели Риза к соответствующему результату: артист претендовал сразу на несколько призов, от премии гильдии киноактеров до "Оскара".

Alt

Однако не всем актерам пришлось учиться играть глухонемых, поскольку многим из них помогал личный бэкграунд. Например, жители рехаба – в основном непрофессионалы, действительно лишенные слуха. А Пол Рейси, сыгравший Джо, является кодой (CODA), то есть ребенком, выросшим в семье слабослышащих людей. Помимо прочего, Рейси – также переводчик и толкователь жестов, что позволило ему безупречно справиться с ролью этакого ментора для Рубена.

Звуковой вакуум

Особенным образом картину дополняет грамотный саунд-дизайн, отмеченный не одной профессиональной премией. На стадии постпродакшена авторы потратили около 20 недель, работая над звуком, в результате чего он стал не просто отличительной особенностью, а полноценным персонажем. Режиссер предлагает физически войти в мир своего героя. Громыхание барабанов в открывающей сцене постепенно сменится то глухим эхом, то скрежетом, отдаленно напоминающем привычное звучание. Однако в конечном счете Рубен вместе со зрителем останется в окружении звукового вакуума, вытеснившего все прочее аудиосопровождение ленты.

Alt

К финалу «Звук металла» обрастает новыми смыслами. Результат долгожданной операции, ради которой Рубен продал буквально все, что у него было, оказался для него неутешительным.И именно этот, казалось бы, уже сокрушительный удар приводит героя к окончательному смирению со сложившейся ситуацией. Отныне Рубена ждёт новая жизнь, и некоторым зрителям может показаться, что где-то за рамками финальных титров мы можем увидеть недосказанное будущее – с новой музыкой и новыми выступлениями. Но, как мы уже отмечали ранее, «Звук металла» - не история нового Бетховена. А потому главный акцент режиссер делает на другом моменте — том, где парень впервые по-настоящему погрузился в свою глухоту и понял её.

«Звук металла» - это мелодраматичная, пронзительная и репрезентативная история о падении и последующем поиске смирения. В универсальный сюжет о заложнике непредвиденных обстоятельств режиссёр привносит толику почти документального реализма, благодаря которому духовный переход главного героя из состояния смятения к просветлению кажется таким трогательным и естественным. Дариус Мердер говорит со зрителем о принятии недуга и об осознании себя «нормальным», поэтому его режиссерский дебют является достаточно весомой причиной посетить ближайший кинотеатр.

Читайте также

Город Люди Weekend

Пьющие, но красивые

Как Рената Литвинова создала волшебную и при этом достаточно мрачную сказку о надежде, борьбе за близких и ожидании любви в доме на фоне России, в которой сменяется власть.
Люди Weekend

«Пугало» и якутский феномен

Картина якутского режиссёра Дмитрия Давыдова «Пугало» взяла гран-при «Кинотавра», а приз за лучшую женскую роль достался сыгравшей главную героиню певице Валентине Романовой-Чыскыырай.
Ситуация Наука и техника Weekend

«Голубой огонек» киноакадемии

В минувший понедельник в Лос-Анджелесе завершилась 93-я церемония вручения наград Американской киноакадемии «Оскар», прошедшая в этом году без особых сюрпризов и скандалов. Чем запомнилась первая после череды локдаунов кинопремия и почему главным триумфатором стала драма о современных кочевниках?
Город Люди Weekend

12 главных фильмов лета 2021

После долгого и тяжелого застоя индустрия кинопроката постепенно возвращается в норму: люди готовы прийти в кинотеатры. Но готовы ли прокатчики удовлетворить зрительский спрос? Этим летом на экраны выходят долгожданные блокбастеры, продолжения успешных франшиз, хорроры и комедии, а также несколько примечательных авторских проектов для тех, кто считает, что кино – это нечто большее, чем просто развлечение.

Первая полоса

Последние новости

Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.