«…Про бойца без начала и конца»

Исторический контекст ленты действительно можно назвать реальным. События разворачиваются зимой 1941 года. Выходя из немецкого окружения в районе города Вязьма, небольшой отряд советских солдат вынужден сделать привал в заброшенной деревне. Однако в том же месте останавливается и немецкое военное подразделение, командир которого (Вольфганг Черни) желает расправиться с таинственным Красным призраком (Алексей Шевченков) – снайпером-одиночкой, штабелями убивающим фашистских захватчиков.

Кто такой этот самый Красный призрак – вопрос, на который создатели фильма не дают ответа, поскольку он в данном случае и не требуется. Таинственный герой со снайперской винтовкой наперевес – этакая метафора или, как признается сам режиссер, попытка осмыслить подвиг советских воинов во время Великой Отечественной войны. Здесь виден отчасти фольклорный мотив: в картине показывают, как образ неизвестного советского солдата стал нарицательным. Сценаристы создают легенду, отказываясь при этом от натужного пафоса, свойственного большинству военных лент последнего десятилетия.

В этом отношении «Красный призрак» - картина, которая абсолютно честна со своим зрителем. Режиссер Андрей Богатырев не пытался снять «Иди и смотри» или «А зори здесь тихие». Его лента – притча, сказка про удалого бойца. Она никак не оскорбляет памяти храбрых воинов, отдавших жизнь за мирное небо, но на смену привычной зрителю атмосферы победы «со слезами на глазах» приходят клише и заимствования из абсолютно чуждых, казалось бы, военному фильму жанров. Вот беременная женщина (Полина Чернышова) прячется в доме, полном фрицев, прямо как в открывающей сцене «Бесславных ублюдков» Квентина Тарантино. Вот мудрый пожилой солдат (Владимир Гостюхин) отбивается от десятка немцев, словно герой «Великолепной семерки» Джона Стёрджеса. А вот и сам Красный призрак, которому, как и Клинту Иствуду в «Хорошем, плохом, злом», нужно всего по одной пуле на каждого вооруженного до зубов фрица.

И все же несмотря на такое заигрывание с разными жанрами на грани фола, «Красный призрак» не скатывается в откровенный треш. При всем своем юношеском задоре картина наглядно показывает, что победа, которую советские солдаты непременно одержат, достается кровью и смертью. Более того, Богатырев в своей ленте демонстрирует, что война – это страшное обстоятельство, в которое многие были поставлены против своей воли. Наряду с карикатурными фашистами, избивающими женщин и детей, в фильме показаны и обычные мальчишки, до конца не понимающие, за что они воюют.

«Немец был силен и ловок…»

Техническая и художественная составляющая фильма заслуживает отдельной похвалы. Картинка выглядит насыщенной, а сочетание средних и общих планов помогает оператору-постановщику Никите Рождественскому показать батальные сцены максимально зрелищно. За время перестрелок проливаются литры бутафорской крови, а орудием убийства могут стать все подручные средства от стула до косы.

Хореография и постановка, к слову, - еще одна сильная сторона картины. Особенно запоминающейся оказалась финальная схватка Красного призрака и гауптштурмфюрера Брауна, которая, похоже, была вдохновлена одновременно и знаменитой «Дуэлью» из «Василия Теркина», и режиссерским работами Серджио Леоне.

Несложно определить и источник музыкального вдохновения создателей. Композиции, написанные Сергеем Соловьёвым, очевидно, отдают дань мелодиям великого Эннио Морриконе и задают нужный тон для событий ленты, будь то бой русских и немецких солдат или завершающая сцена ухода «советского супергероя» куда-то вдаль.

Таким образом, кинокартину Богатырева можно назвать этаким guilty pleasure. Все происходящее на экране буквально кричит публике: «Смотрите, мы сделали, как Тарантино!» Подобная деконструкция жанра, конечно, может показаться особо впечатлительным людям неуместной. Но, как бы там ни было, отрицать тот факт, что «Красный призрак» смотрится свежей большинства ура-патриотических лент, выходящих из года в год, сложно. Это фильм, в котором война – сеттинг, а боевые действия - поле для творческого эксперимента молодого и явно амбициозного режиссера. Он не претендует на культовый статус, но имеет все шансы найти своего зрителя.

Первая полоса

Последние новости

Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.

Бизнес

Юрий Коровкин, YGroup, SILVERSTREAM: Нас ждут «Яндекс» и 600 000 пользователей

За четыре года он запустил два успешных бизнеса и получил сотни миллионов инвестиций в коттеджные поселки и десятки миллионов инвестиций в свой венчурный проект. Каждый день он начинает в 5.30 и считает Сочи лучшим городом мира. Он эффективно управляет как объектами недвижимости делюкс-уровня, так и своей жизнью. И специально для "Югополиса" рассказал, почему его компании доверяют строить элитные виллы, когда продаст приложение гиганту рынка и по каким критериям берет в свою команду