Григорий Корнев
Урбанист (Краснодар)

Когда в Краснодаре начались пробки — на этот вопрос у каждого свой ответ. Потому что понятие «пробка» субъективно: для кого-то и 40 км/ч — это медленно. Пробки победить вполне возможно. И не так уж сложно. Просто это требует достаточно кропотливой работы, делается не за месяц и многие шаги будут крайне непопулярны. Заниматься популизмом проще, выгоднее и безопаснее, чем рисковать своей карьерой и трепать нервы, решая проблемы.

Шаги по устранению пробок простые:

а) сделать так, чтобы из пригорода к нам приезжали не на машинах;
б) сделать так, чтобы горожане использовали автомобили по минимуму;
в) сделать так, чтобы не было тупиков, непроезжих улиц, разрывов в городской сетке (повысить связность улично-дорожной сети).

По каждому шагу могут быть разные варианты. Например, чтобы из пригорода на машинах меньше ехали, можно сделать платный въезд в город, а можно создать на границе муниципального образования перехватывающие парковки, наладить движение городской электрички (она может покрыть почти все направления из пригорода) и всем припарковавшимся на перехватывающей парковке давать возможность купить со скидкой или по формальной цене 1 руб. проездной на городской общественный транспорт. Часть людей оставит автомобили на парковках, и город вздохнет свободно.

Чтобы горожане использовали автомобили по минимуму, надо тоже постараться. И здесь тоже могут быть варианты. Можно и нужно сделать так, чтобы общественный транспорт был комфортным, предсказуемым, ходил «как часы» и днем и ночью, возил быстро и был ощутимо дешевле личного автомобиля и в финансовом смысле, и по затратам времени.

Например, можно уйти от практики маршрутов из конца в конец города, создав систему, при которой одни маршруты собирают пассажиров по спальным районам, останавливаясь на каждом квартале (маршрутки, небольшие автобусы, местами большие автобусы и троллейбусы), а другие быстро возят на дальние расстояния (например, трамвай и троллейбусы с автобусами большой вместимости на выделенных для общественного транспорта полосах, городская электричка как суперэкспресс). При этом расписание должно быть согласовано, чтобы на пересадке не надо было терять время. И сама пересадка не должна карать пассажира рублем, как сейчас.

Аналогично многим европейским городам: купил билет на проезд в течение определенного времени или на движение в пределах определенной границы — и катайся, хоть на каждой остановке пересаживаясь из одного транспорта в другой. Перемещение на общественном транспорте надо поощрять. И, конечно, стоит поощрять другие виды транспорта: велосипед, самокаты, ролики.

И хождение пешком. Но это даже само начнет получаться, если заасфальтировать улицы. Ведь сейчас многие за 2–3 квартала за хлебом едут не потому, что так уж любят сидеть в автомобиле, а просто потому, что тротуаров нет, или они плавают в грязи после дождя, или фонарей нет и можно убиться на разбитых тротуарах... Привел в порядок несколько кварталов, и вот уже вместо дополнительных машин на дороге люди взяли своих детей и поехали на роликах проветриться и хлеба по пути купить. Как результат, пробок меньше, семьи здоровее, детство у детей счастливее, продажи булок выросли, все рады.

Чтобы повысить связность улиц, нужно убрать столь любимые краснодарцами бетонные блоки, заборы и шлагбаумы, перегораживающие дороги (особенно в частном секторе); убрать необоснованные тупики и запреты проезда, заасфальтировать улицы (у нас разбитых грунтовок по городу больше половины улиц!), построить путепроводы (много!) над железной дорогой, дав альтернативу ул. Офицерской и Северным мостам.


Иллюстрация: Саша Сайгер для «Югополиса»

25 комментариев

avatar
scaramouche 10 фев 2016, 12:25
Прежде всего надо констатировать , что в современном российском обществе существует проблема в системе управления. Необходимо менять интенциальные парадигмы общества. Эта система сама по себе, и общество в целом, не заинтересованы в каких бы то ни было изменениях. Мало того , власть заинтересована в разграблении общественного богатства и субъекты власти в хищническом обогащении. Общественные институты вообще не работают . Пример - общественное мнение против реконструкции Ростовского шоссе , Власть - упорно требует обратного. Далее, автомобиль является символом свободы предпринимательства , общественный транспорт- символ административного давления , оформления массы , как люмпенизированной толпы. Самый простой вопрос к Власти : "Власть гарантирует в общественном транспорте общую противоинфекционную (эпидемеологическую)безопасность , даже в свете сегодняшних угроз сезонных заражений гриппом ?" ... И ещё есть целая куча вопросов, возражений и мнений к Власти , которая декларирует свою нужность обществу ... Очень большое количество вопросов , как Педров , которых не сосчитают никак в Бразилии ...
avatar
sgorobin 10 фев 2016, 14:46
scaramouche - ой, слишком заумно! Пробки - частный случай фатальной безответственности предателей страны, которые дорвались до власти в 1991 и 1993 году. Плюс стадоподобная модель поведения у народа. И всякие разговоры тут бесполезны - только подход Лаврентия спасет страну.
avatar
Пассажир 10 фев 2016, 17:35
scaramouche, действительно перемудрили. В статье все четко и правильно, именно так комплексно и решается проблема пробок (пусть и не полностью, но заметно эффективнее, чем это делается сейчас, точнее имитируется), а не расширением дорог и развязками. Запад "наелся свободы" в эпоху автомобильного бума в первой половине 20 века, потом долго и упорно восстанавливали разрушенный, в угоду автолобби, общественный транспорт. Трамвайный скандал в США в 50-х годах тому пример. По поводу опасностей общественного транспорта )) Что же побуждает людей во все мире пользоваться этим способом передвижения по городу и за его пределы? Например метро в том же Нью-Йорке, Токио или Лондоне стерильное? И тем не менее им пользуются, ехать надо. Или всем по этой логике нужно в такси или авто сесть, чтобы никакая гадость не прицепилась? Транспортный коллапс неизбежен. В Москве на кварцевание и санобработку составы метро загоняли по несколько раз в день в пик гриппа. И что? После каждого чихнувшего пассажира никто же убирать не будет. Да и потом средства индивидуальной защиты и гигиены никто не отменял. Общество потребления еще диктует толкание по торгово-развлекательным центрам в народных массах. В рабочих коллективах, на предприятиях тоже не стерильно. Так что немного за уши притянута проблема инфекций и общественного транспорта. Вывод - жить по-одиночке на необитаемом острове)
avatar
scaramouche 10 фев 2016, 18:48
Никаких заумных вещей нет. Читать лекции не мой стиль и не тот формат , тем более что его стали теперь ограничивать. Кратко (как говорят церковники – лапидарно): Запад, в отличии от нас, имеет другую общественно-экономическую формацию , а метод размышлений общий , на этом простом основании у них лучше все получается – просто живут для себя . Второе, Краснодар (центр)- старый , военный город , рассчитанный на гужевой транспорт. Третье, все транспортные развязки построены при советской власти и работают исправно до сих пор. За 25 лет пафосного хвастовства можно было бы ( в перерывах между болтовней и воровством) озаботиться хотя об улучшении транспортной логистики. Хотя немного сделал Н.В. Приз , которого нынче охаяли. Четвертое, надо себя избавить от гипертрофированного представления о потреблении. Пятое, (из области фантастики) , надо сменить общую государственную паридигму – способ производства (принцип устройства экономики) и не только пробки будут легко откупориваться , но и исчезнет само понятие (нытье) кризис. Но, судя по сносу ларьков в Москве , будет только хуже …Это крепкий сигнал …Так что , готовьте 20 рублей на билет и нюхайте несвежее белье между стоянками «подскока» …
avatar
Умник 11 фев 2016, 00:31
вот-вот,можно хоть как расчудесно наладить работу общественного транспорта,но вонючих мужиков,скандальных старух, гыгыкающих станичных студентов с их тупыми разговорами на весь салон никуда не денешь, а еще пьяные,шизики и террористы!и вообще,странные предложения у товарища урбаниста,какие-то антисоциальные!что значит убрать блоки,шлагбаумы?чтобы во дворах был проезд или парковка?спасибо,не надо!в городе надо построить парковки,чтобы правые ряды не были забиты и расширить дороги, а для этого надо сносить шанхаи
avatar
scaramouche 11 фев 2016, 09:11
Прежде всего необходимо отметить , что проблема имеет неоспоримое значение для каждого жителя города, будь то пассажир или владелец авто. То, что предлагает Власть , через неких «урбанистов» , это подлог, попытка увести общественное мнение от обсуждения профнепригодности власти в целом. Ведь общественное мнение краснодарцев о деятельности городских властей (исполнительной и административной) резко отрицательное. Путем разного рода манипуляций всё десятилетиями остаётся по-прежнему и в результате этого отрицательно сказывается на всём общественном пространстве. На это никак невозможно повлиять , кроме вот таких вот «месседжей», разных неравнодушных людей к проблемам города. Это первое. Второе, - решение этого есть . Лежит оно в непрерывной работе , прежде всего в области создания общей концепции той же самой урбанистики, понимания смысла качества жизни и создания понятия «экономика» , а не блукания за плетнём простого извочичьего хозяйства казака Василя Нипердухи.
avatar
Насон Грядущий 11 фев 2016, 11:17
Последний , кто реально многое сделал для города это Валерий Александрович Самойленко . Для тех , кто не знает , это он построил путепроводы Северная - Селезнева . А в бытность мэром методом народной стройки , практически без денег , пустил трамвай через Садовый мост . А Приз , если чудом избежал тюрьмы , пусть молит бога и не высовывается .
avatar
vertgalant 11 фев 2016, 11:55
Если перехватывающие парковки будут платными.... Сейчас люди платят за то, чтобы не пользоваться автомобилями. Как можно оставить машину и передвигаться на транспорте, если если по улицам, опоясывающим дом со всех 4 сторон, "оборудованы" платные парковки....
avatar
scaramouche 11 фев 2016, 12:53
Да , действительно, В.А. Самойленко сделал очень много. И три путепровода - Северные и Садовый по факту только они "работают" вкупе с двумя ж/д виадуками. Остальное , так, боковые пристройки. Кстати, насчет Приза - реконструкция Тургенева и Кубанонабережной его ... А насчет "тюрьмы" - всё прекрасно знают, как у нас "стряпают" такие дела... Я его не выгораживаю ...
Донской 16 фев 2016, 15:46
Не малая проблема в пробках скрывается в бездумности продажных чинуш постаравшихся точечно застроить Краснодар. Инвесторы и вложились по полной, чтобы сорвать куш с горожан. Развлекательные центры, многоэтажные офисы и жилые дома. Даже в пустыре строятся дома, а уже не предусмотрено достаточного места для парковок, отсутствуют велодорожки, узкие дороги и наконец полнейшее отсутствие рабочих мест в новых микрорайонах. Народ и ездит в центр на работу. Еще нужно помнить, что каждый депутат или чиновник предлагая какую-то новую концепцию сам должен становиться ее участникам. Если ездить на общественном транспорте, так ездить всем и минимум использовать служебные авто. Вперд с народом на едином гребне волны, господа чинуши!
монархист 17 фев 2016, 15:49
О чём вы спорите уважаемые?! Какие расчистки улиц? Евланов уже 3 года пытается от 40 лет Победы до Черкасской нормальную дорогу построить. Но увы! Видимо казённые деньги идут не по назначению, а тем кому положено надзирать, покорно закрыли и уши и глаза.
avatar
Павел Колесник 19 фев 2016, 01:59
Почему не строятся в центре города многоэтажные парковки? Ведь они могли бы быть и украшением города,если к архитектурному дизайну подойти с умом!! В городе,в центре,полно кварталов,не представляющих никакой ценности с точки зрения архитектуры!!Скорее наоборот! А 5 - 7 парковок внутри таких кварталов ,вполне могли бы убрать машины с улиц !Или проще,практически не вкладывая деньги, под благие разговоры про "стимулирование проезда на общественном транспорте", нарисовать разметку, повесить знаки и получать доход?!...Новые районы строятся без учёта мест парковки!! А ,что,нельзя обязать застройщика строить с расчётом на места для машин50-70% от сдаваемых квартир? У нас Юбилейный только уплотняется,дома ставят всё теснее ,а парковки,которые строятся, стоят в годовом пользовании дороже иных машин! По внутридворовому пространству проехать иногда невозможно ,а машин всё больше и больше! Проблему нужно решать с опережением,а не догонять!! То,что сейчас делается и нынешних проблем не решит, а через 10 лет и подавно !!
avatar
Алекс Беляев 19 фев 2016, 15:55
Торгово-развлекательный центр ОЗ МОЛЛ в Пашковском микрорайоне для пашковчан недоступен. Попробуйте перейти к нему через дорогу М-4 Дон! Фуры летят, отбойники стоят. А детям все равно! Они с велосипедами перебегают, через отбойники перелазят. Ведь соблазн какой! А по-другому никак не попасть со своей улицы в магазин ОКей или в кино. Срочно нужен подземный переход напротив ОЗ центра. Именно напротив, а не в стороне. Посмотрите, где люди вытоптали дорожки, там и строить нужно. Срочно!
Michel de Nostredame 19 фев 2016, 22:01
В Донецке пробок нет, а были, сказать как они решили эту проблему?
avatar
red alex 16 июл 2016, 21:50
выход-в организации движения, но для этого нужен конкурс на должность. Я, например, могу уменьшить пробки в два раза за два дня, но платить бабло за место не собираюсь.
Kubanik 17 июл 2016, 12:49
Можно ли победить пробки в Краснодаре? По мне так нельзя по определению, ибо нельзя победить не врага, а то, что мы создаем сами своими руками каждый день. По большому счету проблема траффика в городе это комбинация трех причин: 1-я: много авто (штуки на 1000 населения, размер, трпнзит, миграция) 2-я: мало асфальта (дорог с твердым покрытием, парковок, развязок, скорость потока и т.д.) 3-я: мало мозгов (главная для Краснодара) Обе первые причины имеют уже давно в мировом арсенале сотни способов решения. Для Европы, Азии, чего угодно Третья причина лечится только сменой поколений элит, а это длинный эволюционный процесс
avatar
Умник 17 июл 2016, 14:18
Все таки центр надо делать платным для всех, кроме тех, кто в нем прописан.Ибо новые дороги и парковки - это нереально в ближайшее время, а загибается город прямо сейчас.Еще прошлым летом июле город был пустой, а в этом году пробки по 4-5 баллов каждый день.
avatar
даниил мурашов 18 июл 2016, 10:09
безин!!!! слишком дешевый бензин!!! поэтому и много машин ездят. надо чтоб он был по 400р. литр. тогда 2\3 тех кто ездят сейчас - начнут приунывать, включат мозг и продумают альтернативную транспортную логистику - общественный транспорт, велосипед, мопед.
wonderful_amur 18 июл 2016, 12:53
почему-то ни слова не сказано об ужасной градостроительной политике. А комментарии пользователей к примеру о необходимости роста стоимости бензина вообще бредовые.
avatar
даниил мурашов 18 июл 2016, 13:18
))))) как еще, если не рублем, нагнуть человека и заставить активнее двигаться? климат позволяет пользоваться двухколесной техникой 6-8 месяцев в году. а вот понты кубанские - не позволяют. и вот тут, дорогой бензин нам поможет)))) посмотри в рабочее время на основную массу ездунов по городу.
avatar
Злой Кубанойд 18 июл 2016, 16:21
Не нужно ещё забывать поведение водителей, которое усугубляет пробки. Выезд на перекрёсток в затор, остановка с целью с братухой поговорить, (тут не грех и сфетофор простоять), щимление в последний момент в нужный ряд, парковка в не положенных местах и многое другое. Давайте не забывать это, попробуем уважать друг друга на дороге,может и поедем чуть быстрее.
avatar
Злой Кубанойд 18 июл 2016, 16:26
А ещё забыл, езда по трамвайным путям. Вы уж простите, но вместо проезд запрещён, повесил бы кирпич. Ну и отдельное "спасибо" гибдд , которое регулирует светофор на Старкубанской, более чем странно, а именно в свою пользу. Да и регулировщику который копит трамваи штук по 6 на 40 лет / Московской тоже "спасибо"
avatar
Софья Печенькина 09 ноя 2017, 22:13
А почему все молчат про велодорожки? Велосипед - самый здоровый, экономичный и экологичный вид транспорта. Все намного проще-сделать нормальные велодорожки и я уверена, если не половина - треть, то где-то четверть населения пересядет из машин на велики. Я сама часто им пользуюсь, но так как боюсь быть сбитой автомобилем, езжу исключительно по пешеходным дорожкам. Поэтому я не понаслышке знаю об их плачевном состоянии. И дело даже не в том, что они узкие и некоторых пешеходов я раздражаю, а в том, что на перекрестках пешеходки, в основном, заканчиваются корявыми бордюрами. Едешь, поднимаешь попу и такое да-да-жь, потом снова - да-да -жь. Я - то ладно! А как бедные инвалиды в креслах с этим справляются? Я думаю, надо принимать несколько мер в совокупности, но велосипедным дорожкам пора уделить достойное место.
avatar
Артём 09 ноя 2017, 22:54
Про платный центр-ерунда это. В центре как раз можно хоть как-то но ехать. А вот парковаться, даже за деньги-беда полная. А основные места где я лично очень долго стою-это "узкие места", которые все прекрасно знают. Например кольцо ЗИП и прилегающие магистрали, Северные мосты, Тургеневский и Яблоновский мосты. Улица Северная с ее мостами, Дзержинского. А значит на мой взгляд нужно начать решение с создания обходных путей этих "узких мест". А попытки пересадить народ из машин в общественный транспорт выглядят утопией! Кто же пересядет из комфортной теплой машины в грязный ржавый холодный зимой и жаркий летом трамвай, набитый населением зачастую мало знакомым с гигиеной.
avatar
Артём 09 ноя 2017, 23:03
Но на самом деле тут вопрос сложнее-зачем и куда едет народ в авто постоянно, может если разобраться с этими вопросами, потоки авто сиииильно уменьшатся!? БольшАя часть моих знакомых без авто просто не справится! Потому что помимо доставки себя на работу, нужно отвезти ребенка в садик, зачастую ооочень неблизко, а еще второго в школу, тоже не в шаговой доступности, потом кружки или спорт какой, тоже без авто никак. Застройка районов долго велась (и ведется) без учета инфраструктуры в шаговой доступности. А потому выезжает человек из "Шанхая", завозит одного ребенка в садик на 40-лет/Московскую, второго в школу на Достоевского, а потом стоит в пробке до Авроры, потому что работает в том районе. И как быть? Отказаться от авто? А как с малышом 4-х годиков идти 1,5 км до трамвая около Тандера? Нереально! Это просто один из примеров!

Читайте также

Первая полоса

Последние новости

Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.