Люди

Гуд-бай, Америка

Колумнист «Югополиса» Сабина Бабаева — о двух мирах: обществе потребления и обществе истребления в свете «закона подлецов».

19 дек 2012, 23:40
Сабина Бабаева
журналист

К

олумнист «Югополиса» Сабина Бабаева — о двух мирах: обществе потребления и обществе истребления в свете «закона подлецов». На днях мы с подругой решили пойти в кино. В  это время шел только один, казалось бы, заслуживающий внимания фильм  — «Все просто» молодого российского режиссера Сони Карпуниной. Моей подруге он понравился, а я все два часа чувствовала что-то не то — и это было знакомое чувство. Оно возникает у меня почти всякий раз, когда я смотрю современное русское кино. Последний раз я испытывала его примерно год назад, когда попробовала посмотреть первые десять минут сериала Валерии Гай Германики «Краткий курс счастливой жизни». Десять минут — потому что краткий курс оказался совершенно пакостной унылостью.
Чувство гадливости возникает у меня почти всякий раз, когда я смотрю современное русское кино»

Это чувство  — чувство гадливости. Не к русскому кино: я люблю Тарковского, Сокурова, Звягинцева, Эйзенштейна, Чухрая, Калатозова, Герасимова, Гайдая, Данелию, Параджанова и даже два фильма Говорухина. А к той реальности, которую это новое кино теперь описывает. Оно всё — о двух вещах: о гламуре и нищете.

Его персонажи (а героев в этом кино я не вижу) или живут в отделанных итальянским мрамором квартирах в центре Москвы и иногда спускаются в ад — заходят волею судеб в коммуналки на окраине той же Москвы, или, напротив, напиваются во вторых и мечтают попасть в первые.

Любовь ли, ненависть, сочувствие ли, злоба, доброта, сопереживание или агрессия; драма ли снята, или комедия, или детектив, или мелодрама — все действие происходит вокруг этого разделения, и подпитывает его, и всячески пестует. Среднего класса нет, национальной идеи нет, смысла жизни нет: государства, настоящего, которому не наплевать на своих граждан, - нет. Вот и нет кино — о чем ему быть?

Скоро Новый год, и я не жду очередной несмешной комедии с Мишей Галустяном. Я жду голливудского «Хоббита». В прошлом году ждала нового фильма Финчера, а до этого — Малика, и Гаса ван Сента, и братьев Коэн. Это современное кино — многоликое, а не безликое; оно на совершенно разные темы, потому что американцы, снявшие его, и американцы, о которых оно снято, живут — хорошей или собачьей — но полной жизнью.

Американцев интересуют разные вещи, а не только то, отделан ли мрамором их унитаз или хорошенько отделан соседями по коммуналке»

Их интересуют разные вещи, а не только то, отделан ли мрамором их унитаз или хорошенько отделан соседями по коммуналке. Они ходят голосовать, потому что иначе ведь в самом деле могут избрать республиканца, а не демократа. Они подают в суд за нанесение морального ущерба — и могут выиграть, если правы. Они звонят в полицию, потому что по-настоящему ждут помощи. Они, черт возьми, по закону обязаны подрезать деревья, если тень мешает соседям, и у них есть даже специально обученные люди, которые ходят и подрезают деревья. Они так обустроили свою жизнь, что до последнего времени помогали жить другим — в том числе маленьким инвалидам из России.

Гуд-бай, Америка

Я не стану приводить здесь цифры, о которых сегодня уже все знают, и говорить о лицемерии и подлости российских депутатов, придумавших новые «поправки» в новый «закон»: эти лицемерие и подлость очевидны. Наша страна, которую ее власть олицетворяет, происходит не из созидания, как Америка, рожденная Вашингтоном, Джефферсоном, Франклином; она берет начало только в низвержении, без созидания: лишь в разрушении бесчеловечной махины, семьдесят лет унижавшей свой народ мнимым равноправием и, в свою очередь, начинавшейся с невиданного кровопролития революций и войн — без построения нового. У нас научились только ломать: грандиозно строил последний раз Петр Первый, предварительно сломавший все, что нужно было.

У нас научились только ломать: грандиозно строил последний раз Петр Первый, предварительно сломавший все, что нужно было»

Я буду благословлять Америку. Плевать, что тут же начнутся обвинения: у нас, мол, все свое ругают, а чужое хвалят. Я прекрасно  помню слова любимого мной Тургенева, который, «хваля и умиляясь» доброте американского богача Ротшильда, говорил, что далеко ему до того русского старика крестьянина, который взял к себе жить маленькую сироту, несмотря на угрозу полной нищеты и похлебки без соли. Это правда.

Но в России это и сегодня — об отдельных людях. О тех, кто не боится выступить против навязываемых «законов». О тех, кто подписывает письма протеста своей настоящей фамилией. О тех, кто сомневается в услышанном по телевизору и живет по общечеловеческим законам, примеряя к ним то, что происходит вокруг, а не наоборот. О тех, кто по мере сил дает отпор историческому российскому хамству. Кто, как родители моей подруги, усыновляет сразу троих брошенных детей.

К сожалению, это не о нашем государстве. Разумеется, этого нельзя сказать и ни об одном другом государстве — всюду власть имущие продвигают свои интересы; но разве в России это не достигло уже абсурдного, невероятного уровня?

Да, США не земля обетованная: так считать было бы нелепо. Американцы так и сами не считают. Даже созидание, с которого начиналась Америка, происходило на земле изгнанных и униженных конкистадорами индейцев. Но созидание продолжается третий век, и американская мечта ничуть не утратила своей привлекательности.

Я буду благословлять Америку. Плевать, что тут же начнутся обвинения: у нас, мол, все свое ругают, а чужое хвалят»

Герой современного американского «Newsroom», знаменитый телеведущий и честный человек, что само по себе уже прекрасно, в первой же серии шоу доказывает студентке журфака, а вместе с ней и всей стране, почему Америка больше не самая великая страна в мире. Он обращается к присутствующему в зале профессору: «А вы с серьезным видом рассказываете студентам, что Америка полосато-классно-звездная и что во всем мире свобода есть у нас одних? В Канаде свобода. В Японии свобода. В Британии, Франции, Италии, Германии, Испании, Австралии и в Бельгии тоже свобода. В мире 207 независимых государств. В 180 свобода».

И к студентке: «Вот ты, активистка, на случай если однажды  вздумаешь проголосовать, лучше  кое-что запомни. Например: не существует доказательств в пользу утверждения, что Америка — величайшая страна в мире. Мы 7-е по грамотности, 27-е в математике, 22-е в естественных науках, 49-е по долгожительству, 178-е по детской смертности, третьи по доходу на домохозяйство, 4-е по рабочей силе, 4-е по экспорту. Мы обошли другие страны в трех категориях: по числу заключенных на душу населения, по количеству взрослых, верящих в ангелов, и по расходам на оборону, которые превышают расходы следующих 26 стран вместе взятых, 25 из которых — наши союзники».

«Мы были великими, — продолжает он в полной тишине, — мы боролись за правое дело. За то, что подсказывала совесть. По совести принимали законы и отменяли законы. Мы воевали с бедностью, а не с бедными. Мы шли на жертвы. Мы заботились о ближних. Мы тратили деньги на то, что нужно. Мы не били себя в грудь. Мы создавали великие вещи. Безбожно продвинулись в технологиях. Исследовали Вселенную. Лечили болезни. И мы воспитали лучших в мире артистов и величайшую в мире экономику. Мы тянулись к звездам. Мы вели себя, как люди. Мы не принижали их знания, они нас вдохновляли. Они не внушали нам, что мы ничтожны. Мы не судили о себе и других по тому, за кого мы голосовали. И мы никогда так легко не пугались. Мы были способны на все это, потому что у нас была информация. От людей великих, которых мы боготворили», — говорит он о легендарных американских журналистах ХХ века.

Я буду благословлять Америку, как этот телеведущий в исполнении великолепного Джеффа Дэниелса, потому что, критикуя ее, он ее любит и благословляет. Как мне не благословлять  страну, посмевшую уткнуть наших депутатов носом в их же собственное дерьмо, совсем как изгоняющий врага Кутузов в «Войне и мире» Бондарчука: «Разве мы их звали к нам?»

Гуд-бай, Америка

Но когда эти депутаты, и эта власть, и этот суд отвечают на справедливый гнев мирового сообщества постыдным лицемерием и приносят в жертву золотому тельцу больных детей, обрекая их на то самое существование в том самом бесправии и нищете, которых так боятся создатели унылого говна, именуемого сегодня новым российским кино, я вспоминаю другой монолог из другого американского фильма. В знаменитом «Homeland» арабский террорист адресует его сотруднице американской разведки:

«Еще многие поколения будут страдать и умирать. Мы к этому готовы. А вы? У вас же есть пенсионные планы, натуральные  продукты, домики на берегу, спортивные клубы. А есть ли у вас упорство, стойкость, вера? У нас есть. Вы можете бомбить нас, морить голодом, оккупировать наши святыни, но мы никогда не потеряем нашу веру. Мы носим бога в наших сердцах и душах, и смерть — это путь к нему. Потребуется столетие, два столетия, три столетия, но мы вас истребим».

Так общество истребления обращается к обществу потребления. Кто-то скажет, что и то, и другое — одинаково плохо. Но нет, лучше  второе. Первое, рождая детей, обрекает на гибель тех, кто имел несчастье появиться на свет слабым: «нас рожали под звуки маршей, нас пугали тюрьмой». Второе, сытое и уверенное в завтрашнем дне, подбирает обреченных, лечит, кормит и помогает им писать книги об их прошлых злоключениях.

Хуже всего то, что под видом второго общества мы все еще живем в первом. Мы притворяемся. В новом российском кино об этом сегодня мало что говорят — оно больше о том, как богатая девочка случайно попадает в коммуналку, влюбляется и начинает новую жизнь. Где — в роскошной квартире или коммуналке (третьего ведь не дано) — и какую именно, не говорится: такое кино принято заканчивать на бегущих в окне электрички русских бескрайних полях.

18 комментариев

avatar
jonsonprav 20 дек 2012, 09:33
Очередная статья автора - вызвала очередное разочарование. Нет, даже больше - возмущение, нет наверное, скорее отвращение. В этом наборе цитат и фактов лежит неприкрытая ненависть к стране, в которой автор живет. Люди, которые гадят там где живут вызывают стойкое отвращение. Автор, пожалуйста, уезжайте в свою благословенную америку и не засоряйте ресурс. Что ж вы ни разу не написали в своем гимне америке, сколько усыновленных русских детей стали жертвами благословенных американцев, которых они усыновляли вовсе не ради любви к детям, благотворительности или иных высоких чувств, ну не на своих же соотечественников сублимировать свои извращенны е
avatar
jonsonprav 20 дек 2012, 09:35
ой, не закончила предложение. Ну, вобщем, и так мысль понятна.
avatar
jonsonprav 20 дек 2012, 09:36
Читать вас больше не буду однозначно
avatar
maru 20 дек 2012, 10:25
- jonsonprav, что, правда глаза режет? в колонке очевидные вещи написаны! и про полицию, и про уровень жизнь вообще, так что не отворачивайтесь от правды. и кстати, да, русское кино действительно г....
avatar
briny 20 дек 2012, 11:47
Сабина! Ты как всегда молодец! И что убудет от потери одного не совсем сведущего читателя ? :)
avatar
lifa 20 дек 2012, 11:57
Спасибо!
avatar
Anna 20 дек 2012, 13:05
Согласна, прекрываться детьми для сведения счетов - ужасно. Но данное решение, в отрыве от ситуации в которой оно возникло, верное. Сироты есть и Штатах, тогда почему они не усыновляют своих детей? Русских детей зачастую берут как игрушки в магазине. За жестокое обращение (с русскими детьми) наказывают в Штатх минимально. А отдают их заграницу далко не бесплатно, похоже этот бизнесс давно отлажен. Жалко детей? усыновляйте, автор, смелый и пищущий свое имя на протетстных письмах. А лучше напишите о юнвенальной юстиции - вот эта тема куда интереснее.
mono-polist 20 дек 2012, 13:27
Автор всё правильно написала. И кино у нас гавно и законы гавно, и вообще многое что гавно, просто одни привыкли к этому, а другие хотят это изменить.
avatar
vertgalant 20 дек 2012, 16:29
Долго откладывал прочтение на вечер, дабы сделать это в тишине, осмысленно, с расстановкой. В итоге, не получилось пожелать автору, что на эту публикацию он уже не взыщет столько негатива. Уверен, текст сильный и по-настоящему интересный. В чем-то разделяю, не люблю тоже квази-пафос нашего кинематографа. Тем не менее, это отражение жизни и настроений в обществе. Тонкое, точное. Отнюдь не всегда такие фильмы - это блажь авторов, желание потешить свое самолюбие, засамолюбоваться. И про Америку, ну не патриотично, осуждение ожиданное за это. И, главное, Вы хвалите ее не за то, что она хорошая и там хорошо, вы же не жизнь американьску хвалите, а сказку, которую они для себя придумали. Пусть люди там живут получше, но не настолько, чтобы молиться на эту сказку. Не все у них бузепречно, у них тоже куча проблем. У них тоже маленькие квартиры, а дома - так вообще, даже не из кирпича. Искренне сочувствую, с другой стороны, что уже третья Ваша колонка (такой активности бы да позавидовать - бывает месяцами читать нечего), вызывает такую волну негатива. Мне кажется, всего лишь из-за неверных акцентов. Не мое дело, но не пора ли антикризисных мер. Начните с другого конца, на злобу - не так как все советуют, а как-то иначе. И душу публике изливать как она есть - дело неблагодарное. Если четкой меры не уловить - будет как у Маяковского с бабочкой поэтического сердца, на которую все в калошах и без таковых. Не забывайте, что коли Ваша цель донести до масс мнение, несите его так, как его готовы подхватить. Не забывайте довольно старехонький девиз Instruire et plaire, он же как ПДД, хоть не кровью написан, но не из воздуха взялся. И простите, что перешел на личности, вместо дискуссии по поводу материала.
avatar
Annet 22 дек 2012, 22:41
Долго хотела собраться с мыслями и написать.... Сабина, не хочу осуждать Вас, т.к. у каждого есть право на свое собственное мнение. Но меня дико возмущают некоторые вещи, о которых Вы пишете. Вот Вы восторгаетесь американским кино, попутно поливая наше. Согласна, наши современные фильмы - унылый отстой. А разве хваленый американский кинематограф предлагает нам только замечательные вещи вроде "Хоббита" и иже с ним? Последнее, скорее, исключение. А большая часть того, что клепает Голливуд, не меньшая гадость, чем отечественная кинопродукция. Одно и то же - насилие, секс, развратная жизнь тупых ни к чему не стремящихся отоморозков. Ах да, еще конвейер кинолент про маньяков, серийных убийц, наркоманов. И про штампованных супергероев в придачу. Из года в год одно и тоже. С ужасной актерской игрой, с тупыми сортирными шутками, однаковыми сюжетами (из разряда "у героя убили семью, он пошел мстить всему миру"). А если Ваш любимый Голливуд берется за экранизацию классики, тут вообще хоть караул кричи. Все, как правило, опошляется, перевирается до неузнаваемости. Несколько лет, просматривая большинство голливудских фильмов я ловлю себя на мысли, что мне уже противно от этих бездарных кривляний и бесконечных клише. Вы ЭТИМ восхищаетесь и ЭТО благословляете? Воспевая США, Вы не заметили, что мерзость на наших ТВ-экранах слизана оттдуа? Плохо, что наши ее переняли, но факт остается фактом: чернуха, ранее не свойственная отечественным медиаресурсам пришла именно с Запада. Далее. Вы тут говорили о созидании, с которой начиналась Америка. И тут же, как бы мимоходом: ну да, предварительно переселенцы, построившие эту страну мечты, уничтожили почти все коренное население. Ну а потом три века подряд шло созидание, говорите Вы! Т.е. рай на крови Вас устраивает? И, возвращаясь к индейцам, их процесс созидания за три века мало коснулся, как жили остатки народов в резервациях, так и до сих пор живут. И особенно мне непонятно поклонение США как всемирному благодетелю. "Они так обустроили свою жизнь, что до последнего времени помогали жить другим". А позвольте спросить, за чей же счет они ее обустроили? Не за счет ли других стран, которые используют как сырьевую базу, разоряя их (Африку, например)? Не счет ли мировых войн, которые, у меня лично нет сомнений, развязаны "долларом", а точнее ради того, что его "слить"? И не эта ли страна поучаствовала в разрушении нашей собственной? Да, она была неидеальной, и к коммунизму мы так и не пришли. И она тоже была построена на крови. Но в позднесоветское время время у нас было много хорошего, что утрачено, быть может, безвозвратно. Кто знает, какой бы была сейчас наша жизнь, если б кое-кто не приложил лапу к нашему упадку. И очень смешно звучат чьи-то слова о совести по отношению к этой стране. Построившей безумное общество потребления, которое сжирает бОльшую часть мировых ресурсов, демонстрируя в качестве подачки другим странам какое-то подобие благотворительности. Да, внутри у них, возможно, все ок. Получше, чем у нас, однозначно. Но это благополучие достигается за счет многих других живущих на земле людей, которым не посчастливилось делить одну планету с этой лицемерной, раскормленной, нахрапистой «державой». Благословлять ее абсолютно не за что. И правильно тут кто-то сказал. Если у них у самих не решена проблема сиротства, почему не помогают своим? Почему не берут из детдомов своих обездоленных деток? Поразительно-подозрительная любовь к русским малышам. А может, это совсем не любовь, а нечто иное? Извините, если ненароком обидела. Просто я люблю свою страну и считаю, что всем мы - молодое поколение как раз и можем сделать что-то для нее, раз уже верхам плевать. Не нравится что-то: 1) переезжайте, 2) делайте что-то во имя светлого будущего. На обетованном Западе оно тоже не с неба упало. Много крови утекло: и индейской, и негритянской, и "белолицей".
avatar
vertgalant 23 дек 2012, 09:04
Annet, все имеет причины и слдествия. И "вся эта мерзость и чернуха", которуб я тоже осуждаю, пришла не совсем оттуда. Точнее оттуда, но это не оправдание ни для кого. Кинематограф, как и искусство в целом, как и все остальное, привязано к системе, в самом широком ее понимании. Весь "старый добрый отечественный кинематограф" существовал в советской системе без рыночных отношений, и благо, что "рукописи не горят", и мы можем видеть эти фильмы сейчас. Новая система - получите-распишитесь все, что к ней прилагается, пропущенное через призму нашей безалаберности. По качеству отечественная чурнуха соотносится с западной как и автомобили. Еще не считается изменой родине отдавать предпочтение иномаркам? Кстати, в стране, где с патриотизмом все в порядке, людей не попрекают, за то, что они отвлекаются на достижения других стран.
avatar
sedov 27 дек 2012, 17:29
Молодец Сабина, все правильно. Приятно, что есть нормальные, адекватные люди. Написал последние слова и вспомнил русский нормальный фильм, он называется "Неадекватные люди" :))
avatar
MIG 02 янв 2013, 09:40
Плач госпожи Бабаевой по бедным и несчастным деткам понятен - тема уж больно модная и креативная. Это же не на темы экономики писать - там предмет надобно знать. У меня вопрос к аФФтарЮ - описанным вами деткам рано или поздно исполнится 18 - что они, граждане РФ будут делать в пиндосии? И какова судьба тех русских деток, которым УЖЕ исполнилось по 18 в США? Без указанной информации ваш материал - пустой ТРЁП на модную тему, плач провинциальной "Ярославны", подражающей столичным "правдорубам"
avatar
jktcz1984 04 янв 2013, 19:16
Автор, спасибо за статью. Жалко тех детей, которых в угоду политическим амбициям принесли в жертву.
avatar
Алексей Кольба 05 янв 2013, 16:02
MIG Усыновленным обычно дают гражданство, можно об этом и самостоятельно догадаться, не направляя авторов писать на темы экономики, которые вас, очевидно, серьезно беспокоят. Написали бы что-нибудь, обладая соответствующими познаниями.
avatar
Ekaterinodarman 10 янв 2013, 11:21
Уважаемый MIG, зная Ваше отношение к критике власть держащих разьясняю: Да мы провинциальные критики, да мы не имеем отношения к правящей элите, да мы не полностью поддерживаем Сабину, да мы не очень то любим Америку, как те чиновники из "списка Магнитского" за которых так стало обидно правящей элите. Но мы не понимаем, разве только нам видно это лицимерие ???? Почему раньше не замечали данную проблемму, а выждали реакцию Штатов??? Что сделано для решения проблем с усыновлением в нашей стране? Где помощь государства? Можем только шашками махать? Стаб. фонд увеличивается, Газ пром абы кому не продадим, чиновничество обогащается... а нам то что, провинциальным критикам данного строя делать? Слово скажешь, сразу во враги народа запишут, или как нынче у нас модно стало в "провокаторы"... Только жизнь у нас, обычных провинциалов легче не становится... И зная Вашу реакцию могу сообщить: родится третий сын, попробуем построить домик в "центре болота" и удочерить девочку... да как-то крутиться, потому что кроме "бла-бла..." наше государство нихрена не делает... вот как-то так...
avatar
Gabelin 11 янв 2013, 14:27
.
avatar
Gabelin 11 янв 2013, 14:27
У меня было стойкое убеждение: что-либо, вызывающее презрение всегда обходить стороной. Но, как известно, если ходишь по грязной дороге, не сможешь не выпачкать ног. Мне непонятно, как можно с таким завидным постоянством выказывать узость мышления, и не переставать быть читаемой. Может, автор раскрыл секрет популярности низкопробного голливудского кино? Мне совершенно непонятно, как человеку, хотя бы раз смотревшему фильм, к примеру, Тарковского (как без него говорить о "нашем" кино, ага), может придти в голову сравнивать его фильмы с массовым (голливудским или "другим нашем"). Какой смысл сравнивать Анжелику Агурбаш и Шостаковича? И тут еще этот трогательный господин американец, доказывающий студентке... Это же прямо сцена из голливудского фильма. Было бы еще трогательнее, если бы этот телеведущий или студентка оказались бы больны раком. И как в речи об Америке обойтись без рейтингов? Думаю, скоро мы увидим рейтинг, где Америка стоит на первом месте по усыновлению детей из России. В новом ток-шоу "честному человеку" будет, о чем поговорить со студентами.

Первая полоса

Бизнес

Юрий Коровкин, YGroup, SILVERSTREAM: Нас ждут «Яндекс» и 600 000 пользователей

За четыре года он запустил два успешных бизнеса и получил сотни миллионов инвестиций в коттеджные поселки и десятки миллионов инвестиций в свой венчурный проект. Каждый день он начинает в 5.30 и считает Сочи лучшим городом мира. Он эффективно управляет как объектами недвижимости делюкс-уровня, так и своей жизнью. И специально для "Югополиса" рассказал, почему его компании доверяют строить элитные виллы, когда продаст приложение гиганту рынка и по каким критериям берет в свою команду

Люди

Верный путь к успеху – любимое дело

Швейное ремесло всегда было занятием не только прибыльным, но и престижным. Сейчас мастера своего дела помогают джентльменам выглядеть солидно и безукоризненно, а леди – изысканно, уникально и женственно. Мастером своего дела на этом поприще стала Лариса Гаврилова, хозяйка собственной сочинской швейной мастерской «Глорена».

Люди

Сергей Ситников: моя цель - воспитывать сильных и добрых людей, которые будут любить и развивать Россию

Общественному активисту, волонтеру Сергею Ситникову 32 года, за плечами у него служба во ФСИН, создание собственного спортивного клуба и даже выход на льготную пенсию. Активный, спортивный и инициативный Сергей, как говорится, никогда не сидит на месте: ведет спортивный образ жизни и прививает любовь к этому всем окружающим.
Иван Сергеев
Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми