Люди

Здесь вообще-то очередь

Колумнист «Югополиса» Сабина Бабаева — о главном русском вопросе: «Кто крайний?»

05 янв 2014, 23:20
Сабина Бабаева
журналист

К

олумнист «Югополиса» Сабина Бабаева — о главном русском вопросе: «Кто крайний?» Моя сестра любит рассказывать все обстоятельно и с подробностями. Один раз, вернувшись из путешествия, она начала рассказ о поездке вот с чего: — В Шереметьеве в нашей очереди на регистрацию случился мордобой. — Это как? Оказывается, до Москвы из Краснодара сестра добралась как обычно, в Москве же рейс на Лондон отменили из-за нелетной погоды: дело было за неделю до Нового года. Пришлось ночью ехать на такси за две тысячи рублей к московской подруге, а на следующий день снова пытаться улететь. В аэропорту Шереметьево, в который перенесли и рейсы из Домодедова, толпы людей носились по всем залам то к одному окошку, то к другому. В общем, царил хаос.
Здесь вообще-то очередь
А. Сундуков, «Очередь», 1986

Очереди на внутренние и международные рейсы смешались — пассажиры одной авиакомпании с разных рейсов стояли все вместе, а персонал ничего не контролировал. Как это обычно бывает, некоторые особенно вежливые россияне норовили пробраться к окошку раньше других, чтобы «только спросить». Среди последних был настойчивый гражданин в тельняшке и кожанке. Кто-то помешал ему пролезть вперед без очереди, затеяли спор, и гражданин со всей силы ударил кого-то по физиономии, расквасив ее в кровь. Ему ответили; в толпе начался еще больший хаос.

Как это обычно бывает, некоторые особенно вежливые россияне норовили пробраться к окошку раньше других, чтобы «только спросить»

Минут через пять появились блюстители порядка и кое-как его соблюли. Гражданин в тельняшке был утащен в неизвестность; что стало с его оппонентом, тоже было не совсем ясно из-за неразберихи в очереди…

Потом этот случай в антураже «Оптимистической трагедии» мне вспомнился в другой очереди — за медицинским полисом. И еще в одной — за новым загранпаспортом. И в третьей — третьих было не счесть — за билетом в кино. Конечно, ни в одной из них людей с ликами и манерами анархических матросов не было, но все эти очереди отличает единство места, диктующее остальное. Они — российские.

Современная российская очередь не похожа ни на одну другую. Это мутировавшая советская очередь. Только о советской очереди — о главной из них, наиболее бессмысленной и беспощадной — мог родиться анекдот, что пока подошла очередь, продавец умер. Логично, что этому «продавцу» страна и обязана появлением особого вида очередей.

Кто ездил в Европу, наверняка обращал внимание, как по-разному выглядит очередь за границей и дома. «Там» все стоят друг за другом на приличном «социальном расстоянии», смирно и в виде ленты, как уточки по дороге на водопой. В любой очереди — на автобус ли, в популярный ли ресторан. «Здесь» вместо домашних уточек — птицы Хичкока. Вместо аккуратной ленты — толпа и хаос. Социальное расстояние соблюсти никакой возможности: если кто заметит, что ты отошла от впереди стоящего на полметра, тут же вклинится между вами как ни в чем не бывало.

Современная российская очередь не похожа ни на одну другую. Это мутировавшая советская очередь. Только о советской очереди — о главной из них, наиболее бессмысленной и беспощадной — мог родиться анекдот, что пока подошла очередь, продавец умер»

И вот что самое прекрасное: абсолютное согласие с происходящим. Люди, которые в обычной жизни так близко, на свою личную территорию, подпускают только любимых, в условиях очереди — российской — знают, что в ней особые правила. Вот эти усы в паре сантиметров от твоего лица с одной стороны и вот эта шанель-номер-пять, в такой очереди пахнущая как туалетный освежитель, — с другой — условие выживания. Того, что ты пройдешь, встав после шанели — кто последний? — и сдав очередь усам, которые тут же влезают рядом. Чтобы, не дай бог, не проморгать очередь.

В российской очереди — той же советской, только минус нехватка продовольствия и плюс явный прогресс хамства — ты приспосабливаешься. Забудь о том, что больше одного человека в комнате тебе, как Шелдону Куперу, кажутся толпой. Ты хочешь свой полис (паспорт; билет; колбасу в супермаркете 30 декабря) или нет? Борись за него.

Здесь вообще-то очередь

Казалось бы, трудные времена дефицита товаров и одинокого «мелкого частика» на витрине продовольственного магазина далеко позади. Но, выходит, многолетняя привычка в народе неистребима. Даже зная, что получат свое, люди все равно лезут вперед, распихивая других. А кто не толкается — дышит тебе в ухо. Наверное, если он встанет дальше на тридцать сантиметров, может влезть некто тридцатисантиметровый в обхвате.

Ты хочешь свой полис (паспорт; билет; колбасу в супермаркете 30 декабря) или нет? Борись за него»

Неизвестно, когда это кончится. Может быть, в тот момент, когда рак, который на горе, издаст свистящий звук. Или же когда в каждом из земных отделений Дантова чисти… то есть Почты России будут работать все окошки, а не одно из трех. Или же никогда, потому что, вполне возможно, у россиян мышечная память работает на генном уровне.

…Сестра, смеясь и раздавая нам новогодние подарки, продолжала рассказывать о своем путешествии, а потом вернулась к случаю в аэропорту.

— В той кошмарной очереди на регистрацию было двое англичан. После эпизода с «матросом» они только переглянулись, и один, пожав плечами, сказал другому:

It’s Russia.

2 комментария

avatar
sgorobin 10 янв 2014, 12:58
Да, зараза "непущать", похоже, уже закрепилась генетически. Будь то "наши люди"дорвавшиеся до власти или просто обычные водители. Самый простой пример - почему нужно непременно останавливаться (или даже двигаться на свой красный!!!) на хорошо обозначенных пешеходных переходах, не оставляя людям даже метра? Нормальной логикой этого не объяснить.
avatar
Rimk 14 янв 2014, 09:36
sgorobin, нормально и просто это объясняется нормальной логикой :)) Страну 70 лет палкой воспитывали в духе коллективизма, атеизма и классово ориентированной любви к ближнему...по всем законам диалектики - результат противоположный задуманному, количество индивидуалистов зашкаливает...

Первая полоса

Последние новости

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».
Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.