Люди

Уполномочен заявить

Колумнист «Югополиса» Елена Крылова — о пропаже Путина и о тех, кому доверено вещать «от имени и по поручению».

16 мар 2015, 14:05
Елена Крылова
журналист

К

олумнист «Югополиса» Елена Крылова — о пропаже Путина и о тех, кому доверено вещать «от имени и по поручению». Внезапное исчезновение президента Путина из публичного поля и волна сопровождающих это необычное явление слухов и сплетен вывели из-за кулис на авансцену его пресс-секретаря Дмитрия Пескова. И что же? А ничего. Вместо того, чтобы сбить волну паники, он твердил что-то невразумительное, путался в показаниях и в который раз напоминал о том, что его патрон имеет право на частную жизнь. Результат этих примитивных уловок был обратно пропорционален ожидаемому: народ немедленно возбудился и пустился в своих подозрениях во все тяжкие. Владимира Владимировича за неполную неделю успели заподозрить в инсульте, гриппе, раке и тяжелом заболевании спины, отправить в Швейцарию и на Валдай, сделать папашей и низвергнуть с престола. На самом высоком уровне государственной власти это происходит нечасто. А на более низких уровнях такое случается сплошь и рядом: граждане ждут от специально уполномоченных лиц правдивой информации об их начальниках и реальных мотивах их действий, а получают не пойми что. Почему? «Добрый день, вас беспокоит пресс-служба генерального директора ОАО «Рога и копыта». Хотим вам сообщить...» Практически каждый рабочий день начинается с подобных фраз. Часто ими же и заканчивается. Кажется, только пёсик Фафик не имеет сегодня собственного пресс-секретаря. Все начальники, от мала до велика, обзавелись пресс-службами, пресс-группами, спичрайтерами, информационными центрами, имиджмейкерами, социологами и аналитиками. Пресс-секретарь — это не то что прежде помощник или референт, в обязанности которых входило писать доклады, выполнять поручения и додумывать то, на что у руководства не хватало извилин. Те исполняли арии певцов за сценой, нынешние решительно вышли на подмостки в роли рекламных агентов при своих начальниках.
Уполномочен заявить
Флориан Леттл / Вольфганг Леттл, «Поджигатели», №9 (1986)

Впрочем, многое в этой связке «пресс-секретарь — шеф» зависит от масштаба личности и индивидуальных качеств последнего. Журналисты постарше помнят, какими бурными были взаимоотношения Бориса Ельцина с пресс-секретарями: то со страшным скандалом от него уходил Павел Вощанов, то Б.Н. кидал с теплохода в набежавшую енисейскую волну чем-то провинившегося Вячеслава Костикова, то непонятно за что отправлял в отставку Сергея Ястржембского. Противоположный пример — сверхудачная карьера Алексея Громова при Владимире Путине, выросшего от могущественного пресс-секретаря до еще более могущественного зама президентской администрации. Или карьерный рост Анны Миньковой, с должности пресс-секретаря губернатора Кубани переместившейся в кресло руководителя главного краевого телеканала.

Кажется, только пёсик Фафик не имеет сегодня собственного пресс-секретаря. Все начальники, от мала до велика, обзавелись пресс-службами, пресс-группами, спичрайтерами, информационными центрами, имиджмейкерами, социологами и аналитиками»

На Кубани в ранний постсоветский период были высокопрофессиональные и имевшие немалый вес пресс-секретари у известных тогдашних руководителей: Татьяна Павловская у губернатора Василия Дьяконова, Галина Кравченко у председателя краевого Совета Александра Ждановского, Владимир Рунов у мэра Краснодара Валерия Самойленко, Татьяна Пшениснова у председателя крайизбиркома Веры Галушко.

А потом количество специалистов этого профиля выросло в разы, а калибр как-то помельчал. Так бывает, когда штучный товар ставят на поток. Есть, конечно, и сейчас среди пресс-секов толковые люди, многих из них я искренне уважаю, некоторых даже люблю, но узок круг этих революционеров...

Практически все пресс-секретари, с которыми я имею честь быть знакомой, любят жаловаться на свою нелегкую судьбу: дескать, вкалываю с утра до ночи, как барбос, зарплата так себе, вечно на глазах у шефа и потому постоянно попадаю под раздачу. Словом, та же песня, что и у депутатов всех мастей, которые сетуют на горькую долю, большую ответственность и скромные доходы, но чуть начинается выборная кампания — рвутся в бой так, что искры из-под ног летят.

Отчего же так страдают пресс-секретари? Большинство из них имеют профессию — вторую древнейшую, вот и работали бы по специальности. Наверное, близость к начальственному «телу» (не подумайте плохого, я о работе) дорогого стоит, ее деньгами не измеришь.

Профиль у этих спецов достаточно широк. Это не просто рупор шефа, умеющий донести его нетривиальные суждения до слабо подготовленной публики, либо, наоборот, переводящий «поток бессознания» патрона на разговорный русский. Не только акробат пера, формирующий имидж босса в глазах общественности и выгораживающий его в любых ситуациях. В идеале это еще и важный канал поступления информации к шефу, своеобразный представитель многоликой прессы, при необходимости корректирующий своего начальника и обладающий собственной точкой зрения помимо официальной. Но где он, этот идеал? И многих ли начальников волнует мнение народа, о котором они, по их словам, непрерывно пекутся?

На деле же чаще всего это некий «толмач», конструирующий обтекаемые формулировки в сложных ситуациях. И не пресс-секретари виноваты в том, что им приходится играть такую неблагодарную роль.

Посещает губернатор передовое или, напротив, отстающее производство, в путь на автобусе пускается губернаторский пул. Направляется по делам местный глава, следом трясутся на «Ниве» его пресс-секретарь и парочка «официальных» репортеров. И вся эта братия потом готовит штампованную продукцию, которую народ со скукой лицезреет в газетах и в «ящике»

Освещение деятельности первого лица, от президента до главы поселковой администрации или руководителя бизнес-структуры, в подведомственных СМИ, которое по идее должно походить на талантливо сыгранный спектакль, все больше теперь напоминает заштатный концерт, где бригады попсовых исполнителей наяривают под «фанеру». Едет президент в провинцию, за ним летят два спецборта с «императорским» журналистским пулом. Посещает губернатор передовое или, напротив, отстающее производство, в путь на автобусе пускается губернаторский пул. Направляется по делам местный глава, следом трясутся на «Ниве» его пресс-секретарь и парочка «официальных» репортеров. И вся эта братия потом готовит штампованную продукцию, которую народ со скукой лицезреет в газетах и в «ящике». Cамое смешное, что не только электорату кондовая пропаганда не нужна, без надобности она и самим руководителям. Вот если бы об их ежедневных подвигах сообщали так, как Андрей Колесников или Вадим Такменёв о Владимире Путине, это было бы здорово. Но на всех начальников таких креативщиков не напасешься, да начальники и сами не рвутся представать перед народом в качестве живых людей: привыкли к незатейливой продукции пула, она их устраивает.

Уполномочен заявить
Флориан Леттл / Вольфганг Леттл, «Поджигатели», №1 (1986)

Отдельная тема — громкие заявления руководителей в ответ на чрезвычайные происшествия. Здесь тоже все непросто. Потому как некоторым только волю дай, они такое сказать могут... Классический пример: «Что случилось с подлодкой «Курск»? - «Она утонула». По идее, большие дяди и не должны вещать по любому поводу. Доводить нужную информацию до общественности в правильном ключе — святая обязанность пресс-секретарей. Только они почему-то постоянно ссылаются на свою слабую информированность. Хорошо знакомый кубанским журналистам руководитель серьезной пресс-службы, что бы ни попросили его прокомментировать, неизменно отвечал: «Мне ничего об этом не известно».

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков тоже любит прикидываться простачком и говорить, что не в теме. Иногда это производит комический эффект. Как, например, в случае с присвоением гражданства французскому байкеру-алкоголику: сначала г-н Песков в ответ на вопросы по инерции утверждал, что он не в курсе и такого быть не может, а через пару часов уже на голубом глазу рассказывал про колоссальный вклад поклонника Бахуса в российское киноискусство.

А впрочем, Пескова тоже можно понять: попробовали бы сами адекватно прокомментировать полет со стерхами, погружение в батискафе, рекордный вес щуки или внезапное исчезновение в разгар жесточайшего политико-экономического кризиса.

Но есть среди пресс-секов товарищи, которые излишней застенчивостью не страдают. К примеру, генерал-майор юстиции Маркин, представляющий Следственный комитет. В лес строптивых журналистов по примеру своего начальника он пока не вывозит, но в выражениях не стесняется. «Бороться с коррупцией можно и в тюрьме», - так заботливо, по-отечески напуствовал он известного оппозиционера перед началом сфабрикованного против того судебного позорища. И заодно послал месседж всем россиянам: дескать, не дразните власть и будете живы.

Пескова тоже можно понять: попробовали бы сами адекватно прокомментировать полет со стерхами, погружение в батискафе, рекордный вес щуки или внезапное исчезновение в разгар жесточайшего политико-экономического кризиса»

Но это все же единичные экземпляры. Большинство помощников руководителей до людоедских методов не опускаются.

Что количество чиновников у нас с каждым годом растет бесконтрольно и взрывоподобно, как в Припяти, - не секрет. Это касается и нашего брата-пиарщика. Пару лет назад была реорганизована главная краевая пресс-служба. Вместо единого информационного органа теперь у нас их два: один для освещения деятельности краевой исполнительной власти, другой — конкретно ее первого лица. Надо полагать, что две структуры освещают еще более лучше, чем прежде одна. А если учесть, что каждое структурное подразделение исполнительного органа имеет еще и свои собственные пресс-службы. И в каждом муниципалитете есть своя стая пиарщиков...Казалось бы, кубанцы должны просто потонуть в потоке оперативной и достоверной информации.

Но вот загадка. Как только происходит форс-мажор: арестовывают крупного чиновника, тонет целый район, рушится крыша торгового центра, с треском дает течь только что с помпой получивший напутствие первых лиц новый бассейн и т.д. - народ почему-то немедленно ныряет за информацией в интернет и со скоростью звука шлет друг другу ссылки в соцсетях. Понятно, что по дороге эти новости обрастают слухами, версиями, сплетнями. Но выбирать-то зачастую не из чего!

Через пару дней после очередного ЧП мы, может быть, услышим «правильную версию» специально уполномоченных на это пресс-секретарей. Если повезет. А как насчет того чтобы начальство само вышло к народу и ответило по существу? Вопрос риторический.

Отдельная песня — пресловутые «консервы». Это когда начальник неизвестно где, а в телеящике он проводит встречи, проводы, вешает кому-то медали на грудь. И не надо думать, что это чисто российское ноу-хау последнего времени. Северокорейские товарищи тоже этим балуются не первый год. Правда, с развитием интернета пудрить людям мозги стало труднее: все теперь грамотные, ловят на вранье.

Там, где есть публичная политика, никому и в страшном сне не приснится запрещать или кастрировать информацию — это смертельный номер»

Есть ли выход из этого безобразия? Конечно, и здесь не надо изобретать велосипед. Он уже давно придуман в странах, жителей которых мы так любим подозревать во всех смертных грехах и учить духовности. СМИ там, как правило, полностью отделены от власти, не финансируются из бюджета, редакторы и журналисты не отчитываются перед чиновниками и не бегают к ним на планерки. Пресс-секретари больших бонз широкой публике даже не известны, их работа незаметна. Утвержденных начальством журналистских «пулов» нет, аккредитоваться в любом органе власти и получить доступ к первым лицам могут любые СМИ. Средства на чиновничий пиар выделяются очень скромные.

Там, где есть публичная политика, никому и в страшном сне не приснится запрещать или кастрировать информацию — это смертельный номер. Задача умных пресс-секретарей — соблюдать максимальный такт с «подведомственными» журналистами, мудро и тонко побуждая их подавать информацию в нужном ключе, расставлять правильные акценты.

И никакой назойливости, давления и, тем более, угроз. Никакого вранья. И тогда не будет население биться в падучей из-за того, что кто-то захворал, а кто-то ушел в отставку.

На самом деле, правду говорить легко и приятно.

9 комментариев

avatar
scaramouche 17 мар 2015, 09:48
Вот уж действительно , своя страна помазана чем –то нехорошим , видимо тем материалом, который всегда весно открывается на помойке …. (специально выбираю выражения, которые бы подходили в благородном обществе) «Есть ли выход из этого безобразия? Конечно, и здесь не надо изобретать велосипед. Он уже давно придуман в странах, жителей которых мы так любим подозревать во всех смертных грехах и учить духовности ….» цитата . Мысль, просто-напрстаки биющая наповал наше недемократичное , во всех отношениях обчество … Заходила Джен - продала Христа ! - принцип западной прессы , как у каменщика, который всегда кладет на совесть… /////« Я далёк от того, чтобы восхищаться всем, что вижу вокруг себя; как писатель я огорчён…, многое мне претит, но клянусь вам моей честью – ни за что в мире я не хотел бы переменить Родину, или иметь иную историю, чем история наших предков, как её нам дал Бог. » Александр Сергеевич Пушкин /////// В США ( СОЕДИННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ) ДЛЯ ОППОЗИЦИОННЫХ СМИ ИЛИ ЖУРНАЛИСТОВ, ПАРТИЙ И ПРОЧИХ «СВОБОДНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ» ТИПА ИЗВЕСТНЫХ РОССИЙСКИХ ОППАЗИЦИОНЕРОК ИЛИ ЕЩЕ КОГО-ТО, ВООБЩЕ ЗАКРЫТЫ ЛЮБЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ !!!! //// Только что на facebook выкладывали фото, как служба безопасности польского премьера скрутила журналиста и заклеили рот скотчем за попытку задать вопрос …. Так что не надо лохматить бабушку !
avatar
кукуруза 17 мар 2015, 10:20
- scaramouche закрыты любые средства массовой информации говорите , ну ну .... могу привести много примеров это опровергающих . ну хотя бы : "Президент России Владимир Путин обратился к американцам через The New York Times. В статье он комментирует сирийский конфликт и объясняет позицию России. "
avatar
scaramouche 17 мар 2015, 11:06
Кукуруза ! Вы себя слышите ?! Вы тексты читаете , прежде чем вставлять свои весомые комментарии ? То , что президент представляет свою страну в чужих СМИ это прежде всего ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ГОСУДАРСТВА в рамках ПРОТОКОЛА ((вам известно что такое «протокол» ? Сюда же относятся и пресс-секретари – очень древняя должность , которую при себе всегда имели и наши государи-батюшки. Кстати, для вашего сведения начало и конфликта украинского было положено двумя службами секретариата очень-очень давно )) ! Над такой вещью работают специальные службы , организованные для этого ! В США , еще раз повторяю настолько жестко контролируются СМИ , что даже муха оппозиционная не проскочит ! Вся журналистика , тем более крупные издания , контролируются просто особым способом – не допускаются или не рекомендуются те, кто не лоялен политики США. Гораздо более болтливые французы и то , надо понимать , что и им обрежут языки. ВВС (радиотелевизионная корпорация Британии)только что лишила лицензии Russian Today . Зато вашему сведению СNN вот-вот, на днях, получить лицензию на вещание в России… Но я пишу не об этом ! Я пишу о том , что ОТЕЧЕСТВО и его ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕВАЛИРУЮЩИМИ !!!! А ПОРЯДОЧКИ в ИХНИХ ЦАРСТЬВАХ-ГОСУДАРСТВАХ НЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ НАШИХ !
avatar
кукуруза 17 мар 2015, 12:43
о каком протоколе идет речь ? "По словам Салливан, статью Путина «в среду предложило редакционному отделу New York Times PR–агентство, представляющее господина Путина… Глава редакционного отдела Эндрю Розентал согласился ознакомиться с текстом и быстро решил его напечатать». Статья была опубликована на сайте газеты поздно вечером в среду и в бумажной версии в четверг утром..." "Уникальной работу агентства Ketchum по контракту с Москвой не назовешь. PR–агентства, представляющие иностранные правительства, политиков и корпорации, регулярно стремятся разместить на страницах престижных изданий статьи или колонки, представляющие их клиентов в благоприятном свете. Читателям о роли PR–агентств в публикации подобных материалов чаще всего не сообщают."
avatar
scaramouche 17 мар 2015, 15:10
Кукуруза Н-да …, вот уж, действительно, чюдны дела твои господи ! … Сообщаю вам , так для общего развития, речь идет о дипломатическом протоколе – это инструмент формирования внешней политики государства и не только … Если вы грамотный руководитель, то в любом случае (палюбасику) вы будете пользоваться в той или иной форме этим весьма задумчивым инструментом (включая и секретариат…)… Теперь что касаемо, СМИ и «независимой журналистики» и всей оттопыристой, пишущей щелкоперной братии, правдолюбов и правдорубов – никто из них даже пискнуть не посмеет без так называемого редакторского ока , то бишь, редакционной политики и главреда , а заодно, и всевидящего ока власти … Сегодня, открою вам тайну, как поется в одной американской песне : « у моей девочки есть одна маленькая штучка !» , - есть такое понятие «медийной войны» РИТМ (реклама, информация, текст, мелодия). Вытаскивать что-либо полезное , тональность из всего этого пляшущего бедлама очень трудно … Теперь, что касается России, – то наша страна ведет себя в медийном пространстве порядочно , в отличии от Запада – у которого принципиально противоположная политика в этой области, на это еще указал царь Иван Грозный – русские не носят орудия страстей ниже пояса !
avatar
кукуруза 17 мар 2015, 15:30
- scaramouche:"..контролируются просто особым способом – не допускаются или не рекомендуются те, кто не лоялен политики США... "На сайте New York Times читатели высказывают самые разные мнения об этой публикации. Некоторые благодарят газету и Путина за четкое изложение российской позиции. Многие критикуют газету за то, что она «потворствует заклятому врагу Соединенных Штатов». Эндрю Розентал отмечает в этой связи, что редакция не ставит себе целью «помочь или навредить» американскому правительству. По словам редактора, его целью является представление «различных интересных и заслуживающих внимания точек зрения, некоторые из которых не совпадают с мнением редакции». «Для публикаций редакционных материалов нет идеологической лакмусовой бумажки», — утверждает Розентал..."
avatar
кукуруза 17 мар 2015, 17:22
- scaramouche: "..Но я пишу не об этом ! Я пишу о том , что ОТЕЧЕСТВО и его ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕВАЛИРУЮЩИМИ !.." нельзя не согласиться , однако - недавний референдум Шотландии о независимости показывает, что если бы у сторонников выхода из Соединенного Королевства совершенно не было выхода к населению через СМИ (".. жестко контролируются СМИ , что даже муха оппозиционная не проскочит .."), то каким образом они смогли : - вообще организовать референдум ? - получить половину голосов ? маловероятно , что такое могло бы произойти в информационном вакууме...
avatar
Rimk 18 мар 2015, 19:28
Если бы кто-то задался задачей оценить статью, вынося в числитель байты полезной информации, а в знаменатель - количество слов, вышла бы дробь с каким-нибудь ужасным 26-м знаком после запятой… вся ее суть сводится к защите корпоративных интересов журналистского клана, самая главная "печалька" которого - это то, что пресс-службисты не хотят делать за них их же, журналистскую, работу:))) В итоге несчастным представителям"второй/первой древнейшей" приходится трудиться головой, вместо того, чтобы, отпрепарировав за 5 минут качественно изготовленный пресс-релиз, бодро рысить в кассу за гонорарием:)) Действительно, это большое хамство со стороны власть предержащих…отсюжа и такие "ужастиковые" иллюстрации, представляющие, видимо, несчастную Российскую Журналистику, в ужасе заламывающую руки:)). Действительно, какой скандал: первое лицо государства взяло, да исчезло на 10 дней, не получив санкции и визы от Союза журналистов РФ! И ему наплевать, что лучшим сынам и дщерям Отечества надо чем-то забивать новостные полосы! Кэль моветон! (Интересно, а сам факт исчезновения кто-либо, кроме журналистов, заметил ли? Думаю, нет) Разумеется, интересы "клана" тщательно маскируются под альтруизм, заботу об общественном благе, но истинная мотивация тут же лезет наружу, как ни прячь :)) "Задача умных пресс-секретарей — соблюдать максимальный такт с «подведомственными» журналистами, мудро и тонко побуждая их подавать информацию в нужном ключе, расставлять правильные акценты." И потом СРАЗУ ЖЕ далее: "правду говорить легко и приятно". Знак равенства поставлен между ИСТИНОЙ и политесом в общении с журналистами…забавно. То есть всё, чего хочет г-жа Крылова в этом пассаже - это замены грубой манипуляции на более тонкую :))
avatar
Аркадий 19 мар 2015, 20:31
Друзья, а разве Он еще не нашелся?..

Первая полоса

Последние новости

Бизнес

Юрий Коровкин, YGroup, SILVERSTREAM: Нас ждут «Яндекс» и 600 000 пользователей

За четыре года он запустил два успешных бизнеса и получил сотни миллионов инвестиций в коттеджные поселки и десятки миллионов инвестиций в свой венчурный проект. Каждый день он начинает в 5.30 и считает Сочи лучшим городом мира. Он эффективно управляет как объектами недвижимости делюкс-уровня, так и своей жизнью. И специально для "Югополиса" рассказал, почему его компании доверяют строить элитные виллы, когда продаст приложение гиганту рынка и по каким критериям берет в свою команду

Люди

Верный путь к успеху – любимое дело

Швейное ремесло всегда было занятием не только прибыльным, но и престижным. Сейчас мастера своего дела помогают джентльменам выглядеть солидно и безукоризненно, а леди – изысканно, уникально и женственно. Мастером своего дела на этом поприще стала Лариса Гаврилова, хозяйка собственной сочинской швейной мастерской «Глорена».

Люди

Сергей Ситников: моя цель - воспитывать сильных и добрых людей, которые будут любить и развивать Россию

Общественному активисту, волонтеру Сергею Ситникову 32 года, за плечами у него служба во ФСИН, создание собственного спортивного клуба и даже выход на льготную пенсию. Активный, спортивный и инициативный Сергей, как говорится, никогда не сидит на месте: ведет спортивный образ жизни и прививает любовь к этому всем окружающим.
Иван Сергеев
Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми