Пиррова победа обывателя
Святослав Касавченко убежден — выделенная полоса на Северную еще вернется, а автомобилистам Краснодара придется потесниться в силу исторических закономерностей.
Святослав Касавченко
журналист
С
вятослав Касавченко убежден — выделенная полоса на Северную еще вернется, а автомобилистам Краснодара придется потесниться в силу исторических закономерностей. Мещане — это люди, которые уверены, что им должно быть хорошо. С. Довлатов Александр Николаевич Ткачев поставил точку в вопросе о выделенной полосе на улице Северной. Доберет ли он этим заявлением народной любви — гадать не хочу, но, де факто, он сейчас весь в белом. Крутой шериф пришел, увидел, проявил заботу о простых людях, которые (цитирую твиттер губернатора) «не должны часами мучиться в пробках». От проявления отеческой заботы хочется всплакнуть. Только слишком это похоже на голливудский хеппи-энд, чтобы иметь отношение к жизни. Жизнь же, как всегда, сложнее. В данном случае история оставляет за кадром что: — проблема краснодарских пробок осталась нерешенной; — предложений по ее решению у власти нет; — так же как нет у нее решимости идти на непопулярные меры; — зато есть вкус к простым и эффектным жестам. И в целом это ничего хорошего городу не сулит. В тот момент, когда я это пишу, в квартале от меня на перекрестке Северной и Красной заливается сирена, гудят ревуны и сигналят автомобилисты. Слышные за добрую сотню шагов полицейские «матюгальники» требуют освободить дорогу. Требуют они этого уже 9 минут (я слежу по панели компа). Сразу видно — после ликвидации выделенных полос дорожная ситуация на Северной заметно улучшилась. Минут через двадцать я выйду из офиса и увижу напротив «Галереи» (от Красной до Октябрьской) вереницу из едущих (точнее – стоящих) на восток 28 троллейбусов, автобусов и маршруток. Еще шесть будут торчать на Октябрьской – бедолагам надо сворачивать направо, да некуда.Вой, который подняли автомобилисты, когда их подвинули на Северной, был не просто прогнозируем, но неминуем. Люди, безропотно принимающие касающиеся их ограничения, тревожат даже меня, спокойно воспринимающего несовершенство мира»
На мое счастье мне ехать в сторону «Сити-центра». На Октябрьской выделенные полосы для общественного транспорта уцелели. Так что до Горогородов я добираюсь в маршрутке за четверть часа. Правда, после Горгаза приходится покинуть салон и чимчиковать три остановки пешком – автобус все равно встрял, дорога забита рвущимся на Яблоновский мост частником. Это Краснодар, детка. Здесь, переходя улицу с односторонним движением, нужно смотреть в обе стороны.
Вой, который подняли автомобилисты, когда их подвинули на Северной, был не просто прогнозируем, но неминуем. Люди, безропотно принимающие касающиеся их ограничения, тревожат даже меня, спокойно воспринимающего несовершенство мира. Но власть на то и власть, чтобы принимать не те решения, которых хотят все, а те, которые всем необходимы. Разница принципиальная.
В не столь давней кубанской истории есть примеры того, как власть настаивала на необходимом решении вопреки общественному нежеланию, и пожинала лавры. Помните, как внедрялся «детский» закон? Сколько над ним потешались, как за него полоскали краевую власть. Но власть не отступила. В итоге у нас снижение (в разы) детской преступности и преступлений против несовершеннолетних, закон скалькирован на федеральном уровне, и главное - уже никого не удивляет мысль, что после десяти вечера детям без родителей на улице делать нечего.
С выделенными полосами все было еще ясней, чем с детьми. Чтобы коллапс в Краснодаре не стал повсеместным, нужно убрать часть машин, пересадив автомобилистов в общественный транспорт. А чтобы они согласились пересесть, автобусы-троллейбусы должны бегать реально быстро (для этого отдельная полоса), четко по расписанию (для этого – ГЛОНАСС и табло на остановках), и радовать комфортом (для этого новая техника и в перспективе – вайфай в салонах). Тем не менее, с выделенкой как с «детским» законом не вышло.
Возможно, потому, что возмущаться стали не расхлябанные студенты и маргиналы, не знающие, где шляются их чада, а солидные люди на «мерсах» и «лексусах». Бизнесмены и чиновники. Социально близкие принимающим решения. И власть дала слабину, замаскировав ее под заботу об обывателе.
Только победившему краснодарскому обывателю по большому счету радоваться нечему. Его не помиловали, а лишь отсрочили приговор. Хвост будут резать частями, если сам не отвалится.
Массовый и доступный личный транспорт в перспективе все равно будет выброшен из Краснодара, но только позже и с большими издержками. Потому что других вариантов не существует. Другой вариант – общий транспортный коллапс. И теперь нам предстоит его пережить, потому что пропускная способность краснодарских дорог растет куда медленнее краснодарского автопоголовья.
Массовый и доступный личный транспорт в перспективе все равно будет выброшен из Краснодара, но только позже и с большими издержками. Потому что других вариантов не существует»
Я уже не один год пристаю к умным людям - архитекторам, градостроителям, ученым–транспортникам - с вопросами об их видении будущего краснодарской транспортной системы. Еще никто не сказал, что краснодарские пробки можно «расшить», не уменьшая количества транспорта на улицах. Даже самые провластные градостроители, самой своей должностью обязанные излучать оптимизм, тяготеют к плавным формулировкам типа «решение требует комплексного подхода», и сразу после прожектов новых мостов и развязок переходят к приоритетности общественного транспорта и уменьшению транспорта частного.
Те же, кто может себе позволить говорить что думает, напоминают о «законе письменного стола». Сколь бы он ни был велик, неподшитые бумаги завалят его полностью. В отношении дорожного движения это означает, что самые широкие улицы будут забиты транспортом, если не контролировать его количество. Это не значит, что дороги и развязки строить не нужно. Но все же для жизни города первично не строительство новых магистралей, а обеспечение оптимальной загрузки автотранспортом существующей сети. В условиях пробок это означает избавление от лишнего транспорта. Но такая работа требует непопулярных мер и не манит бриллиантовым дымом, в отличие от какой-нибудь развязки за шесть миллиардов.
С учетом вышеизложенного, твит губернатора о необходимости «современных технологичных решений», на поиск которых штабу по благоустройству города и мэрии дано два месяца, трудно воспринимать всерьез.
Никаких волшебных «технологичных» решений не существует. Тем более - осуществимых за два месяца. За этот срок не построишь виадук с Буденного на Селезнева через железку, не пробьешься по Калинина через территорию Сельхоза, чтобы добавить городу магистралей восток – запад. Не построишь хайвей над рассекающими Краснодар железнодорожными путями, чтобы по нему сбрасывать поток из центра на окраины - к Витаминкомбинату, к Комсомольскому, к Рубероидному. Даже не переасфальтируешь все разбитые улочки старого центра, которые, впрочем, все равно никуда не ведут, упираясь в существующие и уже забитые магистрали.
Никакое компьютерное моделирование (даже с учетом данных ГЛОНАСС) не предложит схемы движения, способной вместить в Краснодаре сегодняшнее количество транспорта без ущерба для качества движения. От перемены мест слагаемых…
Возможные решения проблемы лежат не в технологической, а в управленческой плоскости. Но все они требуют жестких ограничений или запаса времени. Пробежимся по ним, в поисках осуществимых?
Первое - подходы инфраструктурные. Например, планировать размещение жилых районов и производственно-деловых зон так, чтобы людям не приходилось на работу ездить, а можно было ходить. Либо разделить производство на несколько смен, разведя этим транспортные потоки. Воплощение первого принципа – задача на десятилетия, а для второго у нас нет достаточного количества массовых поточных производств. Невыполнимо.
Куда проще подход радикальный - запрет на въезд в проблемную зону (для иногородних или для крупногабаритных, для четных номеров - по нечетным дням, а нечетных по четным, и т.п.). Правда, для Краснодара, живущего торговлей, в том числе транзитной, это явно не вариант.
Остаются подходы экономические. То есть ничего никому не запрещено, но не всем по карману. Скажем, в Сингапуре право купить автомобиль квотируется и оплачивается отдельно (через тендер и очень недешево) - до 100 тысяч долларов за 10 лет владения автомобилем. Из не столь сильных «лекарств» можно назвать платный въезд в город. Или опосредованно платный - когда за въезд с тебя не берут, но парковка в центре стоит столько, что безусловно выгодней пересесть на автобус или велосипед. И вот тут уже проглядывает краснодарская ситуация, с недешевыми парковками в центре и попыткой дискриминации личного транспорта в пользу общественного. Проглядывает, но еще очень, очень смутно.
Потому что нам, краснодарцам, законы не писаны. Мы не желаем понимать, что за дефицит всегда приходится платить больше. И если место на дороге – дефицит и его не размножишь на ксероксе и даже не закупишь за валюту, то за него придется платить двойную, а то и тройную цену. Платить деньгами за парковку в центре или деньжищами за жилье возле работы. Либо платить своим временем, потерянным в пробке. Либо платить дискомфортом (возможно, мнимым) в общественном транспорте. Чем-то, но платить. Бесплатно дефицит не раздают.
Претензии краснодарцев к мирозданию, как правило, инфантильны, и начинаются со слов «Сначала обеспечьте мне!..» Я согласен парковаться не на тротуаре, но сначала обеспечьте мне нормальную парковку. Я согласен платить за парковку, но сначала обеспечьте мне, чтобы плата была – три копейки»
Это правило нам предстоит прочувствовать. В пробках. В гари выхлопов. В толчее часа пик. На собственной шкуре.
Претензии краснодарцев к мирозданию, как правило, инфантильны, и начинаются со слов «Сначала обеспечьте мне!..» Я согласен парковаться не на тротуаре, но сначала обеспечьте мне нормальную парковку. Я согласен платить за парковку, но сначала обеспечьте мне, чтобы плата была – три копейки. Я согласен даже пересесть из своей иномарки в трамвай, но пусть он будет быстрым, полупустым, кондиционируемым, и кондукторы разносят какаву с чаем за мои пятнадцать (что, уже семнадцать? кошмар!) рублей. А если вы мне этого не обеспечиваете, я оставляю за собой право парковаться, где хочу, врубив аварийку. И да, чуть не забыл. Сперва обеспечьте мне езду без пробок. Потому что пока будут пробки, я из-за руля не выйду. Я же краснодарец.
Если спросить: «А на основании чего ты этого требуешь, дорогой?», ответ будет в стиле: «Ведь я этого достоин!» Региональный характер, понимаешь…
Вот только улицы Краснодара уже не вмещают почти миллион «этого достойных» горожан на почти 400 тысячах автомобилей (не считая въезжающих). А уплачиваемых этими горожанами налогов не хватает, чтобы ежегодно строить по паре-тройке виадуков. Бюджет города на этот год около 18,5 миллиарда рублей. Из них собственные доходы - около 12 миллиардов. Если на каждую развязку отваливать половину – не разгуляешься.
Кроме претензии «сначала обеспечьте!» у моих земляков есть еще одна козырная фраза из детсадовского репертуара: «А почему ему можно?» «Почему я не должен стоять под знаком, если судейские (прокурорские, комитетские – список можно продолжить) запарковали целый квартал?» «Почему меня эвакуируют, а вот этого с серией «ммм» нет?» И если обычному детсадовцу родитель может сказать привычное: «Ты не должен так делать, чтобы не стать похожим на этого невоспитанного мальчика», то с «детсадовцами» лет тридцати такие фокусы не проходят. Помогли бы показательные порки и массовые штрафы обнаглевших от вседозволенности «плохишей», но что-то я таковых не припомню. Если ошибаюсь, пусть отцы города и края меня, неразумного, поправят. А если прав, то какого воспитания и дисциплины они хотят от горожан?
Не срослось. Младенец переорал. Это Краснодар, детка…»
И вот мы видим, что невоспитанные горожане бузят, не желая умерить свои аппетиты, а «отцы» им потакают. Чем только подтверждают свою уместность на своих постах. Они же ведут себя так же по-детски. Отцы края и города, видимо, не знают того, что должен знать любой родитель: нельзя спорить на глазах у детей. Ребенок видит разногласия? Прощай, родительский авторитет, и здравствуй, маленький манипулятор!
А еще опытный родитель знает: если балованное дитя начинает упрямиться, его невозможно переубедить. В силу ограниченности детского опыта чадо не поймет большинства взрослых доводов. И если родительский авторитет не работает (а если бы работал - дитя бы не упрямилось), остается лишь два способа преодолеть сопротивление. Первый – обхитрить (заиграть, заболтать, отвлечь и переключить). Второй – гнуть свое, не обращать внимания. Пусть чадо устанет, набьет шишки, обидится, но само найдет выход, который не пожелало получить из твоих рук. Урок болезненный, зато усваивается навсегда. Нельзя идти на поводу у детского неразумного эгоизма.
И если у власти не хватило хитрости заиграть, заболтать, отвлечь коллективное городское дитя и ввести выделенные полосы без скандалов, то надо было просто перетерпеть истерический рев лишенного соски младенца. Но не срослось. Младенец переорал. Это Краснодар, детка…
Так что, дорогие победители, давайте теперь скажем спасибо губернатору за внимательность к обывательским чаяньям, вернемся в любимые пробки и будем ждать, пока они рассосутся. Нам ведь сказали – два месяца. Делов-то!
Тем же, кто реалистичнее смотрит на вещи, я бы рекомендовал искать работу возле дома или жилье близ работы. Если это невозможно, отрабатывать передвижение на трамваях – они уже и сейчас в Краснодаре бывают быстрее такси. Если трамваев в вашем ареале не наблюдается, осваивать велосипед (это и для мускулатуры полезно).
Если же все перечисленные радости вам недоступны, то просто ждите. Год– другой, и город встанет, идея быстрого общественного транспорта на выделенных полосах воскреснет. Мы еще все это увидим.
И, быть может, не раз.
20 комментариев
З 25 окт 2014, 03:59
Rimk 25 окт 2014, 20:02
ivan 26 окт 2014, 16:20
Донской 26 окт 2014, 21:10
scaramouche 27 окт 2014, 08:50
sgorobin 27 окт 2014, 17:49
scaramouche 28 окт 2014, 07:01
Estetovna 28 окт 2014, 09:15
З 29 окт 2014, 00:43
scaramouche 29 окт 2014, 07:15
Алекс 29 окт 2014, 09:45
wonderful_amur 29 окт 2014, 11:01
wonderful_amur 29 окт 2014, 11:09
scaramouche 29 окт 2014, 13:18
sgorobin 29 окт 2014, 17:49
Kubanik 04 ноя 2014, 19:04
scaramouche 05 ноя 2014, 09:04
faithless 07 ноя 2014, 12:40
kidim 07 ноя 2014, 20:30
faithless 08 ноя 2014, 17:35
Последние обсуждения