Ситуация

(Не) знаем и знать (не) хотим

Колумнист «Югополиса» Елена Голубцова — о том, так ли страшен Гельман, как его малюют.

21 мая 2012, 17:25
Елена Голубцова
журналист

К

олумнист «Югополиса» Елена Голубцова — о том, так ли страшен Гельман, как его малюют. Наутро после «Ночи музеев» обнаруживаю в Гугле сто тысяч миллионов открытых вкладок. Кулик, Архстояние, новая интеллигенция, Дмитрий Врубель, Бакштейн, Золина, Тер-Оганьян, Гельман — куда же без него. У нас в Краснодаре новая форма варварства, а у меня лично новая форма бодуна — когда всю ночь образовываешься в интернете, наутро ничего не помнишь, и в компьютере полный беспорядок. Постепенно, правда, события (и полученная информация) восстанавливаются — и вымотанный клубок памяти приводит к началу «пьянки», когда еще все было красиво и размеренно: улица Красная, девушки в развевающихся, как флаги интеллектуальной революции, ярких длинных юбках, гитаристы, у входа в музей Коваленко человек тридцать переминаются с ноги на ногу в ожидании «ночного» открытия выставки «Danger! Museum», на другой стороне Красной, как в другом полушарии, куда тоже нужно успеть, Лусинэ Джанян развешивает фотографии голого Олега Кулика с его славным бульдожиком и архетипическими историями про Россию. За две минуты перед зеленым забором, на котором происходит выставка уличной галереи «Проходите мимо», я четыре раза слышу слово «зоофилия». Причем некоторые даже не смеются. У меня каждый раз что-то дергается внутри, как если дна кариозной полости коснуться зондом, но я всякий раз выдыхаю и говорю себе: «Это нормально, не может быть так, что каждый человек декодирует символы и увидит в этих снимках не бульдога, трахающего ногу большого, лысого и голого мужика, а Россию».
...я всякий раз выдыхаю и говорю себе: «Это нормально, не может быть так, что каждый человек декодирует символы и увидит в этих снимках не бульдога, трахающего ногу большого, лысого и голого мужика, а Россию»

Но дело же, конечно, не в том, увидит или нет, а в том — захочет ли увидеть. И когда Гельман на «Эхе Москвы» озвучивает практически ту же мысль: «Гражданское общество не может состоять все из интеллигентных людей, оно такое, какое есть», — я думаю и надеюсь, что под интеллигентными он понимает не только и не столько тех, кто знает, сколько тех, кто хочет знать.

Судя по реакциям в соцсетях и непосредственно на выставках, искусство в массовом восприятии все дальше уходит из области знаний и образования в область потребления. Это, простите, что вообще за реакция такая на фотографию или живописное полотно — «Это не мое», «Мне не нравится», «Что-то тут не то»?

(Не) знаем и знать (не) хотим

Это вам что, томатный суп в очередном открывшемся на Красной кафе, куда положили недостаточно пармезана? Почему, собственно, вам Кулик или там Дубосарский с Виноградовым должны нравиться? Они нравиться (в том смысле, в каком нравятся профитроли, море и «Евгений Онегин»), по-моему, обычному, без завихрений, человеку вообще не могут — как не тащится же никто от строения ДНК или принципа работы жидкокристаллических мониторов, но знать то и другое не то что нужно (вовсе нет), но полезно для полноты картины мира.

Это вам что, томатный суп в очередном открывшемся на Красной кафе, куда положили недостаточно пармезана? Почему, собственно, вам Кулик или там Дубосарский с Виноградовым должны нравиться?»

То и другое, и третье — искусство. Эту мысль очень точно, но, увы, непечатно, выразил на «Фейсбуке» Роман Матыцин, написавший по поводу Олега Кулика, что это классика, которую «любить не нужно, но знать-то надо». Классика или нет, но уж точно случившийся факт новейшей истории российского искусства, заслуживающий того, чтобы как минимум принять его к сведению.

Можно по-разному относиться к тому, что современное искусство такое холодное, головное (хотя на Icons выставляются в том числе работы, никак не попадающие под эти определения), что оно обращается к культурному багажу, который не всегда есть, а не к сердцу, которое более или менее есть у всех.

(Не) знаем и знать (не) хотим

Но за сердце от восторга вы будете хвататься, глядя на «Пьету» Микеланджело или на «Аватар» Кэмерона (кому что), а здесь речь идет об элементарной образованности, включенности в сегодняшний день. Просветительский характер деятельности и Гельмана, и Кнедляковского в Краснодаре подчеркивает то обстоятельство, что они не привезли к нам какие-то свежие острые вещи — они знакомят нас с тем, что уже случилось, но что мы, просто в силу географического положения (и уже во вторую очередь — той кубанской ментальности, о которой все говорят, но в которую я лично вообще не верю), еще не видели, а может, и вообще не знали, что это есть.

Просветительский характер деятельности и Гельмана, и Кнедляковского в Краснодаре подчеркивает то обстоятельство, что они не привезли к нам какие-то свежие острые вещи — они знакомят нас с тем, что уже случилось...»

В некотором смысле образовательный характер носит и само содержание выставок: и «Icons», и «Danger! Museum», и «Русское» Кулика — это все искусство об искусстве, переработка (группа Recycle, конечно, попала названием в сердцевину смысла). Кто-то после выставки, может, впервые в жизни увидит «Венеру Урбинскую» Тициана и «Спящую Венеру» Джорджоне, насмотревшись на Гай Германику (которая, вопреки всем орам, не голая, а очень даже в трусах), или прочитает о Родченко, задавшись вопросом, почему Кулик сидит на нем (на книге о нем) голой задницей.

Симптоматичны в этом смысле аргументы против Гельмана (которые высказывают, нужно заметить, и очень интеллигентные люди, в том числе из творческих кругов) в духе: зачем нам Гельман, на Кубани есть собственные современные художники, вот их нужно развивать, а не гельманов привозить.

(Не) знаем и знать (не) хотим

Но, во-первых, Гельман не художник (о чем все непрерывно забывают, виртуально побивая его камнями за несчастные «клизмы»), а во-вторых, его прямая задача (я так понимаю и на это надеюсь) — привозить и показывать важное в современном искусстве мирового уровня, но косвенная, которую почему-то не все замечают, занятые, конечно же, куда более острыми вопросами попадания в кошелек Гельмана бюджетных денег, — как раз развитие локальной художественной среды.

Потому что невозможно, за редкими самобытными исключениями, выйти на какой-то серьезный уровень, не зная, что происходит вообще в этой области. Ну не сделаю я (и никто) сейчас планшетник, в глаза не видев iPad. И книжку серьезную не напишу, не зная, кто такой Прилепин или Шишкин (хотя литература, просто в силу специфических временных отношений с автором и читателем, — это совершенно особая форма творческого беззакония).

Никто же не говорит (я надеюсь): зачем вы нам везете вашего Карима Рашида в розовом костюмчике, когда у нас есть такой замечательный Коля Петров?»

Никто же не говорит (я надеюсь): зачем вы нам везете вашего Карима Рашида в розовом костюмчике, когда у нас есть такой замечательный Коля Петров? Коля, правда, замечательный, но тот же условный Коля досконально знает, что делают актуальные дизайнеры, ездит и смотрит. И не был бы он Колей, если бы не знал. И Кочанович с Колесниковым и Recycle с ЗИПами ездят и смотрят, и, собственно, давно уже не являются фигурами краснодарского искусства.

И это — нормально: никто бы сейчас не знал Есенина, если бы он остался в Рязанской губернии, твердо вознамерившись развивать тамошнюю культурную среду, вместо того, чтобы уехать в Москву. Есенина в этом случае бы просто не было. Сейчас физически переезжать не обязательно — важна включенность в процесс.

(Не) знаем и знать (не) хотим

Но не все же могут ездить по московским и зарубежным выставкам. Хорошо, многим это просто не нужно — и ладно, никто никого за руку на Icons не тянет. Но как насчет того, чтобы подумать о будущем города? О сегодняшних студентах-художниках, которым, осознают они это или нет, жизненно важно знать, что происходит в российском и мировом искусстве? О сегодняшних студентах-философах, айтишниках и биологах, потому что современное искусство требует более широких знаний, чем навык академического рисунка, и художником может стать студент любой специальности?

Цитируя Мо из «Симпсонов»: почему никто не думает о детях?

О, вот о детях у нас как раз думают безостановочно, прикрывая ими любое непонимание предмета разговора. «А что, если это увидят дети», «я не хочу, чтобы мои дети видели этот кошмар», «не разлагайте наших детей». На это поборникам нравственного воспитания лаконично и точно ответил все в том же «Фейсбуке» Борис Мальцев: «Не нужно перекладывать родительские обязанности на государство».

Так что мы хотим: город рекламы, фирм-однодневок, вечной стройки и пьяниц — или город культурных центров, галерей, художников, современной архитектуры и парков без шашлычных?»

А я бы добавила, что творческая молодежь и подрастающее поколение в целом — это как раз те люди, чья жизнь в наибольшей степени зависит от того, быть ли в Краснодаре современному искусству или не быть. В начале двухтысячных я видела потенциально блестящих молодых художников, которые хотели свернуть горы, но у которых просто не было ни среды, ни инструмента. Они не видели и не знали, как работает современное искусство. Поэтому — уходили в дизайнеры, рекламщики, бизнесмены и разнорабочие, а то и просто спивались. Конечно, отсутствие в городе Гельмана, среды, чего угодно еще их не оправдывает: хотел бы — сделал. Но почва, в которую будут засеяны семена таланта, — это много.

Так что мы хотим: город рекламы, фирм-однодневок, вечной стройки и пьяниц — или город культурных центров, галерей, художников, современной архитектуры и парков без шашлычных? Что мы выбираем — знать или не знать?  

3 комментария

avatar
vertgalant 26 мая 2012, 18:45
Долго не решался написать, урывками вытягивая из текста мысли и пассажи. Собственные идеи пришлось собирать в комок подобно сбиванию подушки. Но вот таки два сюжета, от изложения которых так и не смог сдержаться. Не претендую на оригинальность, наставничество упреки и т.п. И, извините, возражаю. 1. Раз уж речь зашла о родительской позиции государства - поверьте, говорить о том, что это не нужно, не стоит так опрометчиво! Уважаемый автор, все то, о чем Вы жалились в предыдущей своей колоночке, да и в предыдущей-предыдущей (не сомневайтесь, Вы читаемы) тоже - все есть результат как раз того, что государство от этой роли открестилось! Точнее, оставило ее, как и многое другое, на бумаге. И контролирует ее тоже, только на бумаге. А она так нужна! Родители, они в такой экономике-ситуации думают об одном: успеть, урвать, побороть, добыть, суметь, обеспечить! И дальше ситуация такая: либо дети растут предоставленные самим себе, либо на них транслируются эти, совсем не детские навыки, которые им, безусловно, пригодятся, но далеко не сейчас, и которые у них и сами, когда придет время, выработаются. То бишь, время своим телом все на свои места расставит. А государство и его родительство - это разум всетки, коллективный и объективный. И воспитать оно может получше иных родителей, само бы захотело. Когда люди жалеют бампер своей иномарки, забыв об искореженных телах сбитых ими пешеходов, когда молодежь беседует(!) матом, хамит взрослым, когда человек круг и около эгоист, и даже не знает, слов "приносить пользу обществу", когда он, как Вы - не хочу страну из корысти такую, я себя ей не отдам, отдам другой, потому что она слаще... Да Вы помните, когда Вам встречные водители мигали фарами последний, предупреждая о засаде ДПС??? Человек человеку волк стал, да еще и бешеный. Нет общества и страны, есть отдельные люди, которым плевать на все кроме себя. А общество будет эффективным, благополучным, дружным и "сладким", только когда простая схема заработает и каждый отдельный будет готов максимум пожертвовать в пользу других. Невдомек же этому каждому, что так ему выгоднее, помощь ему от всех - много больше чем он сам урвать сможет. Эх увлекся... в общем все это - следствие того, что нас в свое время забыли... воспитать забыли... (именно страна перестала это делать, точнее по-старому сломалась, а по-новому не смогла) и теперь действует правило уже одно: что детей корить, когда уже родители такие. Проще уехать, а это не выход, это тупик. 2. Это сюжет про горящие глазоньки чьей-то там доченьки. А не хотелось хоть на секунду подумать, что доченьке той самой еще ранехонько это искусство познавать, хучь и современное оно, и знать его надо? Ей мож еще и сотню дали-пикассо не пристало разглядувать? НУ скажите фразочку коронную: дескать ты кто такой и дело твое какое... вот тут и авторитет государства с его воспитательно-родительностью и пригодился бы сказать паче убедительно: а такое, что незачем детенку чувство вседозволенности в кровь интубировать!!!! Иначе что дальше будет? не гражданское общество о котором мы все так сейчас писчим, а bella omnia contra omnes Как-то так, критикую не личность, а материал, так что на мою личность обид проше не держать... и вобще заказухой попахивает))))
avatar
Алексей Кольба 08 июн 2012, 17:07
Не согласен - ни с Энгельсом, ни с Каутским:)
avatar
BELLADONA 23 июн 2012, 00:58
Учиться надо у мастеров , у лучших Мастеров, а не у художников-однодневок. И не надо из народа лураков делать. Ничего не интересует... Почему то когда в Краснодар привозили Дали и Пикассо никто с подобными плакатами не стоял и штурмом галерею тоже не брали. Люди хотят оградить себя от той лавы безвкусицы, которая льеться в последнее время, как сточные воды. В богемных кругах принято свою убогость и отсутсвие таланта прикрывать громкими скандалами. Но какое это имеет отношение к искусству? А среди современных художников не мало тех, кто действительно интересен благодаря своему творческому поиску. Нам же как всегда пытаются всучить "Крысу на подносе", и удивляются почему она нам не по вкусу.

Первая полоса

Бизнес

Юрий Коровкин, YGroup, SILVERSTREAM: Нас ждут «Яндекс» и 600 000 пользователей

За четыре года он запустил два успешных бизнеса и получил сотни миллионов инвестиций в коттеджные поселки и десятки миллионов инвестиций в свой венчурный проект. Каждый день он начинает в 5.30 и считает Сочи лучшим городом мира. Он эффективно управляет как объектами недвижимости делюкс-уровня, так и своей жизнью. И специально для "Югополиса" рассказал, почему его компании доверяют строить элитные виллы, когда продаст приложение гиганту рынка и по каким критериям берет в свою команду

Люди

Верный путь к успеху – любимое дело

Швейное ремесло всегда было занятием не только прибыльным, но и престижным. Сейчас мастера своего дела помогают джентльменам выглядеть солидно и безукоризненно, а леди – изысканно, уникально и женственно. Мастером своего дела на этом поприще стала Лариса Гаврилова, хозяйка собственной сочинской швейной мастерской «Глорена».

Люди

Сергей Ситников: моя цель - воспитывать сильных и добрых людей, которые будут любить и развивать Россию

Общественному активисту, волонтеру Сергею Ситникову 32 года, за плечами у него служба во ФСИН, создание собственного спортивного клуба и даже выход на льготную пенсию. Активный, спортивный и инициативный Сергей, как говорится, никогда не сидит на месте: ведет спортивный образ жизни и прививает любовь к этому всем окружающим.
Иван Сергеев
Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми