Люди Ситуация

Мы стали меньше бояться милиционеров

Колумнист «Югополиса» Сабина Бабаева о возрасте, российской полиции, страхах, деле Ивана Голунова и повестке дня.

13 июн 2019, 00:10
Сабина Бабаева
журналист

Е

сли бы кто-то написал роман о российской полиции в жанре магического реализма, произведение называлось бы «Триста лет одиночества». Оно включало бы и времена «мундиров голубых», и «недалеких жандармов», от которых Ильич спасал книги своего бородатого немецкого сенсея, и времена вновь созданного по его же, Ленина, планам полицейского аппарата, который охранял лагерный вариант социализма — товарищ Крупский требовал «самых решительных драконовских мер поднятия дисциплины», — и снятых по госзаказу фильмов о честной натуре советского милиционера, и рожденных в ту же позднесоветскую эпоху анекдотов на тему «моя милиция меня стережет», и новой волны ненависти граждан к российской полиции, которая достигла в прошлом году русалочьего возраста и через год после этого, то есть буквально в последние дни, получила сильный удар по лбу подброшенными собою же граблями.

В годы большого террора в СССР невиновных закрывали по двум статьям — так называемому шпионажу и так называемому террору. («Те, кто выезжал за границу, были шпионами, кто нет — террористами. Я был террористом», — Л. Н. Гумилев.)

Прошло восемьдесят лет, и сегодня от политических логичнее избавляться при помощи так называемой борьбы с хранением наркотиков или с педофилией — смотря что легче устроить.

Методы полицейского аппарата не меняются — но меняется жизнь вокруг, наступает перемена сезонов. Сталинскую зиму сменила хрущевская оттепель, а то, что происходит сейчас, — результат глобального потепления, которое принес интернет вместе с возможностью бесплатно и безнаказанно смотреть «Игру престолов», покупать авиабилеты, знакомиться онлайн, ругаться с коллегами и отпускать глупые комментарии «ну нет же и доказательств невиновности».

(Как раз по этому поводу — «нет, ну не могут же просто так предъявить» — читаю в дневниках советского режиссера-документалиста В. В. Катаняна: «В столовой за разговором я сказал, что Пунина (крупнейший искусствовед, репрессирован и погиб в лагере. — Прим. С. Б.) посадили в 1949 году. «Посадили? За что?» — спрашивает Евгений Габрилович. «Как «за что?» За что у нас сажали?» — «Нет, но должна же быть какая-то причина», — допытывается он. Я потерял дар речи. Что он — с ума сошел?»)

Мы стали меньше бояться милиционеров

«Мы стали меньше бояться милиционеров», — говорила знаменитая русская актриса в 1988 году, полвека спустя после массовых арестов, и это был результат сбоя в системе истребления и подавления, которая начала поедать сама себя, ударившись о человеческий фактор: люди устали так долго бояться и постепенно стали бояться меньше, и система начала рушиться. Потом, тоже постепенно, она почти вернулась, мутировав в то, что мы имеем сейчас.

Но сегодняшние события в России на фоне формального, навязанного празднования ее дня с песнями и плясками — не исключение, чудо, оттепель или самообман, а результат в том числе технологического развития общества. Оглянитесь на Запад — чего там сейчас боятся люди: полиции, арестов невиновных, сфабрикованных уголовных дел? Ничего подобного — боятся «черного зеркала»: боятся растерять свою личностную идентичность.

В России, хотя и поотстав, начали уставать бояться навязываемых нам веками страхов перед власть имущими, перед чиновничьим и полицейским беспределом — мы тоже хотим модных, современных и правильных страхов, хотим бояться растолстеть и хотим заботиться о правильном питании, хотим ввести раздельный сбор мусора, потому что начинаем бояться экологической катастрофы, хотим научиться правильно, в любви жениться и воспитывать детей — не потому, что так надо после -дцати и «когда уже замуж и когда уже рожать собираешься», — а потому что боимся постареть и остаться непонятыми; хотим бояться, что ребенок недоучит экзамен и ему влепят двойку, а не бояться не собрать нужную сумму на взятку экзаменатору.

И это нормальные страхи, и они должны заменить ненормальные, несмотря на активное сопротивление государственного аппарата. Посмотрите, как много за последние два года стало резонансных случаев увольнения чиновников и полицейских, ляпнувших не то и подсунувших «улики» по старинке, забыв, что по старинке уже не работает — технологии ушли вперед, сознание ушло вперед, хотя мутировавшая в то, что мы видим сейчас, старая порочная, коррупционная система топчется на месте.

Мы стали меньше бояться милиционеров

Мы хотим нормальных страхов, хотим пойти на «Оно-2» и бояться «Оно-2». И меньше всего мы хотим бояться, что нам подбросят наркотики и повезут в уголовку, или повяжут на митинге просто за стояние в толпе, или организуют крупный штраф за «неуважение к власти». Сегодня это происходит и в ближайшее время будет происходить, но неправильно думать, что так будет и далее, мы ничего не решаем и давайте ничего не делать.

Мы стали меньше бояться милиционеров, когда под рукой есть смартфон, интернет, соцсети и поддержка друзей, коллег и неравнодушных людей, у которых тоже есть смартфон, интернет, соцсети и поддержка. Кажется, это первый в XXI веке День России, когда изменилась повестка дня.


2 комментария

Michel de Nostredame 13 июн 2019, 12:20
Менты боятся сами больше чем простые люди. Боятся прежде всего остаться неудел, потому как без погод.это будут полные лузеры и никомуине нужные люди. А так они пытаются дотянуть до ранней пенсии и люто и бешенно ненавидят свою работу и начальство
avatar
АДЛЕР 09 июл 2019, 08:40
Судя по мерам защиты и количеству постов для пропуска они бояться населения больше чем само население - их. Кстати и причем здесь милиционеры? Полицейское у нас государство-полицейское.

Первая полоса

Люди

Дорога начинается с проекта

Старейшая проектно-изыскательская организация дорожной отрасли Кубани ООО «Краснодаравтодорпроект» отмечает 65-летний юбилей.
Иван Прытыка
Люди

Выборы на Кубани. День третий

Краснодарский край всегда отличался активностью граждан, высокой явкой на выборах. Для этого приложили усилия и депутаты.
Люди

Выборы на Кубани. День второй

Наше издание продолжает рассказывать о депутатах, которые приходят на голосование за президента России и приглашают избирателей последовать их примеру.

Ситуация

Выборы на Кубани. День первый

Наше издание собрало информацию о том, как проходили президентские выборы на Кубани при активном участии народных избранников.
Ситуация

Победа России – Победа народа!

Более 500 тонн гуманитарной помощи получили защитники Отечества и жители новых российских территорий от Краснодарского регионального отделения Общероссийского Народного Фронта (ОНФ) в прошлом году.
Weekend

Бедная-несчастная собака, финал «Барбигеймера» и мечты о переменах: каким получился «Оскар-2024»?

Премиальный сезон устроен таким образом, что его финальное и главное событие мало удивляет кинолюбителей. Но всё-таки 96-й церемонии вручения наград Американской киноакадемии удалось привлечь внимание зрителей и «Югополиса». Каким получился в этом году «Оскар» – читайте в нашем обзоре.

Ситуация

«Кино» с «Утесовым»

В Арбитражном суде Краснодарского края рассматривается дело о передаче земли под элитным отелем в Анапе в федеральную собственность. Этого решения с большой надеждой ждут обманутые дольщики в Краснодаре.

Бизнес

Инна Арендаренко. Технология партнерства

Адвокат, кандидат юридических наук, эксперт по бизнес-партнерствам Инна Арендаренко уверена, что большие деньги создаются в правильных партнерствах. Инна разработала авторскую технологию, которая помогает предпринимателям лучше понимать ожидания от бизнес-партнерства, осознанно и безопасно вступать в партнерские отношения и выходить из них с минимальными потерями. Слово Инне
Бизнес

Максим Манахов: как риэлтору и застройщику построить отдел продаж

Повысить продажи с 30 до 300 домов в месяц и увеличить общий объем сделок в 4 раза за полгода — таких результатов Максим Манахов добился, когда стал коммерческим директором в строительной компании. На базе своего опыта эксперт вывел 5 главных ошибок, которые найдутся почти в каждом sale-отделе, и рассказывает о способах решений. Эксклюзивно в ЮП и специально для бизнеса в сфере недвижимости