Ситуация Weekend

Учитель года: Сабина Бабаева о фильме «Матильда»

Колумнист и кинообозреватель «Югополиса» Сабина Бабаева о «Матильде» и оскорблении чувств верующих.

27 окт, 12:14
Сабина Бабаева
журналист

В

се, кому хоть немного знакома история революции 1917 года, помнят рассказ о том, как революционные солдаты заняли особняк балерины Кшесинской и Ленин читал речи с его балкона. Столетие величайшей революции ХХ века без упоминания имени Кшесинской тоже никак невозможно: скандальная балерина, специализировавшаяся на романтических отношениях с разными великими князьями дома Романовых, сегодня в России популярнее и Романовых, и Ленина со всеми революционными матросами вместе взятыми. «Матильда» режиссера Алексея Учителя наконец-то вышла в широкий прокат, и это хорошо, потому что скандалить (с логической точки зрения, без «у ней особенная стать») теперь попросту не о чем.

Москва, 1896 год, коронация Николая II. Будущий император как раз надевает корону, когда на церемонию неожиданно врывается упитанная молодая женщина и громко кричит: «Ники! Ники!» Ники падает в обморок. Бриллиантовая корона падает рядом, и камера задерживается на ней долгим крупным планом — это, наверное, должно изображать метафору лермонтовских строк «настанет год, России черный год...»

Основная часть фильма посвящена объяснению того, что, собственно, произошло до коронации, и — снова коронация, кричащая женщина, обморок, корона долгим крупным планом. Пухленькую балерину играет малоизвестная польская актриса Михалина Ольшанска, 22—28-летнего (фильм охватывает события 1890—1896 годов) наследника — сорокалетний актер Ларс Айдингер. Такое впечатление, что молодого и поначалу даже юного цесаревича «состарили» нарочно, чтобы усилить конфликт между его мягким характером и долгом наследника российского престола: одно дело, когда речь о романтической связи между двумя очень молодыми людьми, брак которых невозможен и оба это прекрасно знают, — и другое — когда сорокалетний бородатый дядя, занятый судьбами России, должен выбирать между ею и хорошенькой юной балериной. То есть одно дело — исторические Николай и Матильда и другое — будуарный роман от Алексея Учителя.

Учитель года: Сабина Бабаева о фильме «Матильда»

Хочу немного побыть дотошным зрителем, недовольным отступлением от первоисточника: оно может быть оправданно, если кино выйдет достойное. А в случае «Матильды» зритель получает очередное «кино о Наполеоне». Помните, в 80—90-х были невероятно популярны телефильмы про Наполеона и его любовные похождения? Одетый в военную форму французский император врывался в спальню видавшей виды Жозефины и сжимал ее в объятиях, стаскивая с переполошившейся дамы розовый пеньюар, а вокруг — сплошные позолоченные обои, корзинки с цветами и коробки с мармеладом.

Так вот, «Матильда» Учителя — это, с поправкой на нижегородский французский, страсти в бордовых с золотом интерьерах, грошовая сказка про Золушку и Наполеона, «Сумерки» Российской империи без вампиров, «Ромео-переросток и Джульетта».

И да, это очень смешной фильм. Такой, подробности которого любят долго обсуждать в учительской (в прямом смысле) завуч по учебной части с завучем по воспитательной части. Два часа подряд наблюдать, как актер Данила Козловский изображает помесь Григория Распутина с дагестанским мачо, а в одной горячей сцене закутывает девушку в шифон и куда-то тащит, крича что-то страстное, — это вам не очередная комедия со Светлаковым, это очень смешно.

Обвинять Учителя в какой-то политической пропаганде, каком-то оскорблении чувств верующих, каком-то «создании ложного образа» последнего русского императора — для этого нужно всю «Матильду» посмотреть с серьезным лицом и ни разу не прыснуть со смеху. Так очевидно, что настоящих Николая и Кшесинскую притянули в этот розовый будуар за уши, что о каком-то «историческом кино» или «российском кино» говорить даже неловко.

Николай и Матильда встречались, когда им было 22 и 18, и перед браком с немецкой принцессой Алисой (русские императоры традиционно женились на европейских принцессах, мать Николая — датчанка, бабушка — немка) наследник расстался с балериной. Та жила с великим князем Сергеем Михайловичем, родила от него сына, а затем, в 49 лет, вышла замуж за великого князя Андрея Владимировича, кузена Николая II. В годы правления Николая, уже отца большого семейства, Кшесинская была прима-балериной Мариинского театра и имела влияние при дворе. После революции бежала в Европу и дожила почти до ста лет.

Чтобы выставить танцовщицу Кшесинскую бедной романтичной овечкой и женщиной со сломанной императором судьбой, нужно очень постараться — взять четыре юных года из прожитых ею 99 и заявить об их решающем значении только потому, что они имели отношение к императору. Так обычно делают создатели проходных мелодрам для дневной телеаудитории.

И так сделал Учитель — «Матильда» и есть мелодрама с очень большими проблемами со вкусом. Если здесь оскорбляют чувства верующих, то лишь тех, кто верит в хорошее кино.

Когда утихали громкие скандалы с фильмами Мартина Скорсезе, Стэнли Кубрика и Бернардо Бертолуччи, остались «Последнее искушение Христа», «Заводной апельсин» и «Последнее танго в Париже». Заглохнет скандал с «Матильдой», и останется только неловкость, как в большой компании после неудачного анекдота, — чувство, которое быстро забывается.

Читайте также

Люди Ситуация Weekend

Мединский официально попросил МВД обеспечить безопасность показа «Матильды»

Министр культуры РФ Владимир Мединский направил письмо главе МВД Владимиру Колокольцеву с просьбой обеспечить безопасность и пресечь возможные противозаконные действия на показе фильма «Матильда».

Первая полоса