Ситуация Weekend

Учитель года: Сабина Бабаева о фильме «Матильда»

Колумнист и кинообозреватель «Югополиса» Сабина Бабаева о «Матильде» и оскорблении чувств верующих.

27 окт 2017, 12:14
Сабина Бабаева
журналист

В

се, кому хоть немного знакома история революции 1917 года, помнят рассказ о том, как революционные солдаты заняли особняк балерины Кшесинской и Ленин читал речи с его балкона. Столетие величайшей революции ХХ века без упоминания имени Кшесинской тоже никак невозможно: скандальная балерина, специализировавшаяся на романтических отношениях с разными великими князьями дома Романовых, сегодня в России популярнее и Романовых, и Ленина со всеми революционными матросами вместе взятыми. «Матильда» режиссера Алексея Учителя наконец-то вышла в широкий прокат, и это хорошо, потому что скандалить (с логической точки зрения, без «у ней особенная стать») теперь попросту не о чем.

Москва, 1896 год, коронация Николая II. Будущий император как раз надевает корону, когда на церемонию неожиданно врывается упитанная молодая женщина и громко кричит: «Ники! Ники!» Ники падает в обморок. Бриллиантовая корона падает рядом, и камера задерживается на ней долгим крупным планом — это, наверное, должно изображать метафору лермонтовских строк «настанет год, России черный год...»

Основная часть фильма посвящена объяснению того, что, собственно, произошло до коронации, и — снова коронация, кричащая женщина, обморок, корона долгим крупным планом. Пухленькую балерину играет малоизвестная польская актриса Михалина Ольшанска, 22—28-летнего (фильм охватывает события 1890—1896 годов) наследника — сорокалетний актер Ларс Айдингер. Такое впечатление, что молодого и поначалу даже юного цесаревича «состарили» нарочно, чтобы усилить конфликт между его мягким характером и долгом наследника российского престола: одно дело, когда речь о романтической связи между двумя очень молодыми людьми, брак которых невозможен и оба это прекрасно знают, — и другое — когда сорокалетний бородатый дядя, занятый судьбами России, должен выбирать между ею и хорошенькой юной балериной. То есть одно дело — исторические Николай и Матильда и другое — будуарный роман от Алексея Учителя.

Учитель года: Сабина Бабаева о фильме «Матильда»

Хочу немного побыть дотошным зрителем, недовольным отступлением от первоисточника: оно может быть оправданно, если кино выйдет достойное. А в случае «Матильды» зритель получает очередное «кино о Наполеоне». Помните, в 80—90-х были невероятно популярны телефильмы про Наполеона и его любовные похождения? Одетый в военную форму французский император врывался в спальню видавшей виды Жозефины и сжимал ее в объятиях, стаскивая с переполошившейся дамы розовый пеньюар, а вокруг — сплошные позолоченные обои, корзинки с цветами и коробки с мармеладом.

Так вот, «Матильда» Учителя — это, с поправкой на нижегородский французский, страсти в бордовых с золотом интерьерах, грошовая сказка про Золушку и Наполеона, «Сумерки» Российской империи без вампиров, «Ромео-переросток и Джульетта».

И да, это очень смешной фильм. Такой, подробности которого любят долго обсуждать в учительской (в прямом смысле) завуч по учебной части с завучем по воспитательной части. Два часа подряд наблюдать, как актер Данила Козловский изображает помесь Григория Распутина с дагестанским мачо, а в одной горячей сцене закутывает девушку в шифон и куда-то тащит, крича что-то страстное, — это вам не очередная комедия со Светлаковым, это очень смешно.

Обвинять Учителя в какой-то политической пропаганде, каком-то оскорблении чувств верующих, каком-то «создании ложного образа» последнего русского императора — для этого нужно всю «Матильду» посмотреть с серьезным лицом и ни разу не прыснуть со смеху. Так очевидно, что настоящих Николая и Кшесинскую притянули в этот розовый будуар за уши, что о каком-то «историческом кино» или «российском кино» говорить даже неловко.

Николай и Матильда встречались, когда им было 22 и 18, и перед браком с немецкой принцессой Алисой (русские императоры традиционно женились на европейских принцессах, мать Николая — датчанка, бабушка — немка) наследник расстался с балериной. Та жила с великим князем Сергеем Михайловичем, родила от него сына, а затем, в 49 лет, вышла замуж за великого князя Андрея Владимировича, кузена Николая II. В годы правления Николая, уже отца большого семейства, Кшесинская была прима-балериной Мариинского театра и имела влияние при дворе. После революции бежала в Европу и дожила почти до ста лет.

Чтобы выставить танцовщицу Кшесинскую бедной романтичной овечкой и женщиной со сломанной императором судьбой, нужно очень постараться — взять четыре юных года из прожитых ею 99 и заявить об их решающем значении только потому, что они имели отношение к императору. Так обычно делают создатели проходных мелодрам для дневной телеаудитории.

И так сделал Учитель — «Матильда» и есть мелодрама с очень большими проблемами со вкусом. Если здесь оскорбляют чувства верующих, то лишь тех, кто верит в хорошее кино.

Когда утихали громкие скандалы с фильмами Мартина Скорсезе, Стэнли Кубрика и Бернардо Бертолуччи, остались «Последнее искушение Христа», «Заводной апельсин» и «Последнее танго в Париже». Заглохнет скандал с «Матильдой», и останется только неловкость, как в большой компании после неудачного анекдота, — чувство, которое быстро забывается.

Читайте также

Люди Ситуация Weekend

Мединский официально попросил МВД обеспечить безопасность показа «Матильды»

Министр культуры РФ Владимир Мединский направил письмо главе МВД Владимиру Колокольцеву с просьбой обеспечить безопасность и пресечь возможные противозаконные действия на показе фильма «Матильда».

Первая полоса

Город Люди Ситуация Бизнес

Размагничивание

16 февраля 2018 года стало известно, что основатель ритейлера «Магнит» Сергей Галицкий покидается компанию. «Югополис» вспоминает историю успеха одной из крупнейших частных компаний России.

Weekend

Премьера недели. «Призрачная нить»

Новая картина Пола Томаса Андерсона с Дэниелом Дей-Льюисом в главной роли и шестью номинациями на «Оскар»: Сабина Бабаева о фильме, который нельзя пропустить.

Люди Ситуация

Ад в раю

Как в тридцатые годы на Кубани голодали и погибали тысячи людей: материал Нины Шилоносовой.