Денис Яковлев
фотограф
Краснодар

Этот бродяга представился мне как Сергей Дыня. Говорит, что родился в Амурской области. Вообще, большинство бомжей, с которыми я общался на вокзале, тоже с Севера; может, случайность, может, специально едут на юг, здесь легче бродяжничать.

После 8 класса он поступил в училище в Крымске, по окончании которого должен был стать столяром, но в возрасте 15 лет, пытаясь защитить себя от хулиганов, желавших забрать его стипендию, в драке убил человека. Ему дали 7 лет колонии. Домой он уже не возвращался, потом были новые сроки за кражи, угон машины – 18 из 39 лет он провел за решеткой.

После последней отсидки он уже несколько лет бомжует в Краснодаре, проводя почти все время на вокзале Краснодар-1. «Лучше я здесь буду бэчики курить, чем на зоне сигареты с фильтром. Никогда не вернусь туда. Здесь я могу шататься сколько угодно, меня ничто не держит, весь мой мир помещается в карманах», - рассказывал он мне.

Сергей «Дыня»
бездомный
Краснодар

«Первый раз я остался ночевать на улице в 2007 году, тогда мне пришлось уехать из дома; у меня, как обычно, были проблемы с отчимом, и я поехал в Амурскую область к своей бабушке. До бабушки я не доехал, успел доехать только до Челябинска, бабушка умерла и мне некуда было деваться, вот и все. Я отправился в Москву, жил на площади «трёх вокзалов»

Alt
Денис Яковлев

Никаких планов Сергей не строит, хоть и говорил, что каждый бомж живет надеждой, и только она, а также алкоголь, помогают ему выживать. «Главное, что нужно запомнить каждому, это в какой день и во сколько привозят бесплатную еду». Прежде чем получить еду, все должны прослушать недолгую проповедь и помолиться. На запах еды сбегаются не только бомжи, но и малоимущие и обычные пенсионеры, которые живут в районе краснодарского вокзала, а также таксисты и бандиты всех мастей. Все обмениваются сведениями – о новых местах бесплатной еды.

Обеды предоставляют различные религиозные организации (баптисты, евангелисты). Никто не помнит их названий, а знают только, что по четвергам дают первое, второе, кофе и сладкое.

Сергей «Дыня»

«А что, нас разве не государство кормит бесплатными обедами? Хотя я не знаю кто, кормят и ладно, дай Бог им здоровья. Главное горяченькое дают и все. А молится мне нравится. Я всегда в Бога верил, если в Бога бы не верил, не знаю, помер бы наверное уже, без надежды нельзя. Надеюсь на то, что черная полоса у меня поменяется на белую, вот и вся моя надежда. Пусть моя бомжатская жизнь поменяется и у меня что-нибудь получится»

Многие уезжают работать куда-нибудь подальше отсюда. Вот я сейчас, посмотри на меня – у меня морда опухшая, я бы сейчас с удовольствием куда-нибудь уехал, но не поеду, потому что знаю, что условия там плохие для меня будут
Alt
Денис Яковлев

Сергей говорит, что одной дружной семьей бомжи не живут. Нужно быть настороже все время, чувство заботы о ближнем просыпается только зимой — на морозе тебя никто не бросит, хотя, если судить по количеству пальцев на ногах некоторых бомжей, в это верится с трудом.

Сергей «Дыня»

«Те, кого ты считаешь своими братьями по духу, могут тебя просто раздеть и вытащить последнее из карманов. Засыпаешь обутым, а просыпаешься уже … Даже драные тапки не оставят. Мне кажется, лучше вообще не проснуться, чем проснуться босым на улице зимой»

Денис Яковлев

Деньги «Дыня» добывает различными способами — клянчит их у прохожих на Ставропольской, роется в мусорках в надежде найти там что-нибудь для перепродажи, рубит дрова в одной сауне, но это случается нечасто. Когда я предложил оплатить ему поход в баню, он страшно засмущался, сказал, что его никуда не пустят, и мы пошли мыться и бриться на Карасун. Другого места нет, на вокзал мыться тоже не пускают.

Сергей «Дыня»

«На улице мне жить не нравится, но приходится. Какие здесь могут быть плюсы? Вообще никаких! Помыться негде, кроме как на речке, побриться негде. Есть все время очень хочется. А этого нету»



Alt
Полиция нас не трогает, им это не нужно. Хотя полиция есть полиция, бывает, план выполняют, просидишь иногда у них несколько суток, но не более. Они нас не обижают сильно. Для чего мы вообще нужны в их жизни!
Денис Яковлев

После банных процедур мы с Дыней идем шататься по городу, попутно останавливаемся около колонок с водой, чтобы он утолил жажду после вчерашних водочных церемоний. На алкоголь бомжи обычно сбрасываются; пьют на вокзале, спрятавшись за мусорные баки у моста. Кто-то пьет, другие спят рядом на полу, этот круговорот не останавливается никогда. Здесь же рядом ночуют на теплых трубах — постоянных жильцов там нет, остается тот, кто занял место первым.

Сергей «Дыня»

«На улице правила простые: не сдавай, не предавай, ни кидай, почти как в Библии написано, так и живем. На этот мир трезвыми глазами смотреть очень тяжело: вот на меня посмотри, кто возьмет такого на работу? С этими мыслями я просыпаюсь. Пару рюмок нужно накатить сразу, чтоб не думать об этом. Я устал от этого всего, чем быстрее смерть придет, тем лучше. Ничего я не боюсь»

Денис Яковлев

Во время распития алкоголя бомжи вспоминают ролики про Сифона и Бороду из «Нашей Раши», и кто-то в шутку предлагает сделать Дыню королем бомжей Краснодара, потому что только он сумел сохранить ясный ум и лицо, хотя и сильно опухшее. С этим я готов согласиться: Дыня даже не матерится и, в отличие от многих из тех, с кем я познакомился, ведет себя абсолютно не агрессивно.

Сергей «Дыня»

«У меня нет денег, никогда нет, но мне хочется кушать. Я выпью, у меня язык развяжется, я пойду просить денег, так мне не так стыдно, понимаешь? Алкоголь для меня средство для развязывания языка. Бывает, конечно, люди здесь пьют, пьют, пьют, а потом с женщиной знакомятся, соскакивают и уходят отсюда, а другие алкоголики просто пропадают, умирают. Смерть — популярная тема для новостей на вокзале; телевизора у нас нет, так что других новостей мы не знаем»

Alt
Вот сейчас я нашел себе друга близкого Андрея, мы с ним кушаем из одной тарелки, если я не сплю, то он спит, если он не спит, то я сплю; поглядываем друг за другом, чтобы никто не обидел
Денис Яковлев

Дыня говорит, что за два года на вокзале он примелькался, и полиция его почти не трогает, зато время от времени появляются подонки, которые избивают бомжей, забирают деньги. Бить начинают без разговоров. Помощи в этом случае ждать не от кого, в машину «скорой помощи» этих людей не приглашают, поэтому лекарства покупают на свои деньги, но обычно лечатся паленой водкой, которую продают на вокзале по 150 рублей за бутылку.

Сергей «Дыня»

«Где есть бомжи, там беспредел творится. Ты знаешь что такое беспредел? Это такие люди которым пофигу что, как и где. Бомжей тоже грабят, могут избить, а могут и на тот свет отправить»

Смерть — популярная тема для новостей на вокзале; телевизора у нас нет, так что других новостей мы не знаем
Alt
Денис Яковлев

Свое место ночевки Дыня скрывает от других: только там он чувствует себя в безопасности. Для этого мы отъезжаем за несколько остановок от вокзала. Оказавшись на месте, понимаю, что, судя по количеству мусора, здесь может жить множество людей. К такой вони невозможно привыкнуть, и когда уже дома я рассматривал фотографии, меня тошнило.

Сергей «Дыня»

«На улице злых больше. Возьми человека из твоего мира, пусть проведет тут три дня, он не выдержит. Здесь каждый день идет за три. Твой мир — это большой аквариум: сверху плавают гупики, внизу сомики, а тут — одни пираньи, готовые сожрать друг друга. Это тяжело очень, любой может тебе сделать плохо, вообще без причины, сколько это раз бывало и со мной, и с другими людьми»

Возьми человека из твоего мира, пусть проведет тут три дня, он не выдержит. Здесь каждый день идет за три
Alt

9 комментариев

Константин Зорин 22 апр 2016, 15:00
на одной из фотографий бездомных кормят волонтеры из церкви "Христианская Миссия", у которой есть свой реабилитационный центр для бездомных. если нужна помощь , звоните 8 (928) 435-52-20 — Игорь Жданов
avatar
B3PbIB 23 апр 2016, 10:55
Сколько же духу нужно иметь, чтобы взяться за такой репортаж. Хорошая работа.
avatar
Марина 23 апр 2016, 12:07
В городе должны быть какие то ночлежки для бомжей.на гоголя в квартале от красной стоят их бомжатские шалаши,центр города,проходное место и такая вонь адская,ужас и позор. Но мэры и губернаторы там, увы, на ходят(
avatar
Антон Коновалов 23 апр 2016, 14:20
Очень сильный материал. Денису браво! Параллельный с нашим мир - внутри нашего. Ночлежками эту проблему не решить, нужна гос. программа по трудоустройству бомжей. С одной стороны, работы - валом, с другой стороны - люди на отшибе жизни. Почему бы не соединить эти два потока?
avatar
scaramouche 23 апр 2016, 19:19
какой апофеоз агрокультуры ! Путь Дыни и дорога Свеклы ! Две дороги , пыльные шляхи России , похожие лица , одинаковые мысли , ... Как сказал великий классик: "Впрочем, несмотря на некоторые несходства, как Иван Иванович, так и Иван Никифорович прекрасные люди."
avatar
Пересвет 24 апр 2016, 18:41
Как-то раз общался с таким же как "Дыня" обитает (обитал) в районе карасуна рядом с КубГУ.(хоз постройки) Виталий звали.Так он такие вещи рассказывал...В районе Комсомольского была(есть) ночлежка для бездомных,кажется,"Забота" называлась, так вот там,помимо ночлега, ещё и питание должны были давать, но работники этой,так называемой "Заботы" выгоняли бомжей и инвалидов, а сами набивали пакеты и выносили еду по домам или передавали своим родственникам...Вот такая вот "забота" по-краснодарски.
Kubanik 25 апр 2016, 14:03
Супер материал, Денис. Спасибо за текст и за фото. Редкий случай взвешенного подхода к острой проблеме. Давай "исчо"!
avatar
Stagger 04 мая 2016, 12:50
Необычный, интересный очерк! Спасибо Денис! Желаю дальнейших творческих успехов.
avatar
голос народа 04 мая 2016, 13:26
Антон Коновалов В абсолютном своем большинстве бомжи не хотят работать даже за еду! Вот ты дай ему черновонец "на пропой души" - он тебе спасибо скажет, а предложи работу пусть и за 500р в сутки разнорабочим - откажется еще и пошлет, по известному в России направлению! отчасти мы сами виноваты в том, что подаем этим людям мелочь, размер которой в конце дня у бомжей складывается в те же 400-500р. И зачем тогда работать? Более того у этой категории граждан при получении сумм подаяний складывается пренебрежительное отношение к работающим людям - которых они презирают в своем "мирке". Денису желаю сделать следующих репортаж об одиноком инвалиде, пенсионере получающим минимальную пенсию (хотя по данным министра Топилина их в России нет), о матери-одиночке воспитывающей детей на зло всем жизненным трудностям и преградам, о сироте ждущем десяток лет положенной от государства квартиры и мыкающегося уже со своими детьми по съемным квартирам, о ветеране боевых действий который может получить бесплатный памятник на могилу хоть завтра,но не может получить земельный участок для постройки дома; то есть о тех людях которые не опустили своих рук до уровня животного и являются не просто индивидами социального мира, Человеком прежде всего....Желаю дальнейших творческих успехов,Денис!

Первая полоса

Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.

16+

Дизайн Worksterdam