— Чем вы занимались до концертной деятельности?

— Я закончил краснодарский «Политех» и в течение трёх лет работал инженером-проектировщиком. Параллельно преподавал в КубГТУ на кафедре архитектуры. Первоначально концерты были для меня неким хобби. В этот бизнес попал случайно. С детства слушал тяжёлую музыку, а когда появился интернет — границы расширились, стал общаться с музыкантами. Знакомился, брал у них интервью для музыкальных порталов, ходил на концерты, делал фотографии. И в какой-то момент попал в концертное агентство «Провинция». Поначалу занимался там продвижением в интернете, затем стал организовывать мероприятия. Это был 2007 год.

— Какие сложности при организации концертов тогда были, удалось ли их преодолеть?

— В тот период группы, которые нам были интересны, только-только начинали регулярно ездить в туры по стране. И для них, и для нас всё происходящее было в новинку. Конечно, на первых порах существовали проблемы с логистикой, когда к началу выступления артисты порой приезжали уставшие или невыспавшиеся. Со временем эта проблема исчезла. Обе стороны научились планировать передвижение и тайминг, стали профессиональнее.

— Каким образом происходит букинг, переговоры с музыкантом?

— Любой артист помимо финансовой составляющей обращает внимание на быт. Несколько лет назад в этом смысле существовали проблемы с иностранными командами. Они предпочитали отели с мировым именем, которых в Краснодаре попросту не было. Приходилось фотографировать каждый номер от и до, были случаи, когда мы измеряли унитазы, чтобы артист смог привезти с собой стульчак. Это реальный факт. Также приходилось доказывать, что вот этот конкретный автобус им подойдёт, что дорога из Ростова-на-Дону – это не переезд в другой конец страны. Эти моменты были и остаются серьёзной проблемой. Были случаи, когда музыканты гибли на дорогах нашей страны. Многие по-прежнему отказываются ездить на автобусах и машинах и требуют исключительно поезд.

 

— Какой концерт лично для себя вы считаете прорывом?

— Мы делали первый концерт в истории группы Brutto. У нас были очень хорошие отношения с лидером группы «Ляпис Трубецкой» Сергеем Михалком. И когда «Ляписы» прекратили своё существование и у Brutto вышел первый сингл, они задумались о серии концертов. Мы были на какой-то конференции в Москве и там договорились о концерте в Краснодаре. У «Трубецкого» в последние годы были большие сборы именно в нашем городе. И Михалок решил впервые выйти на сцену с новым коллективом в Краснодаре. Группа прилетела за неделю до концерта, принимала участие в рекламе и в оформлении площадки. Выступление прошло с аншлагом. Всего в России у них состоялось три или четыре концерта. Потом Brutto попали под какой-то непонятный запрет и переехали жить на Украину.

Также приходит на ум первый «прощальный» концерт Scorpions. Он был организован в «Олимпе» и стал для нас знаковым.

Были случаи, когда мы измеряли унитазы, чтобы артист смог привезти с собой стульчак. Это реальный факт
Концерт Scorpions в Краснодаре, 2011

Ну и, конечно, не могу не сказать о 30 Seconds to Mars. Мы были первым концертным агентством в России, организовавшим их выступление в регионе. Тогда в Краснодаре музыканты отработали всю программу на своём оборудовании. Из США приехали шесть фур техники, огромная команда, включающая в себе в том числе поваров. Предыдущий концерт «Марсов» был в Киеве, и из-за проблем на Майдане фуры долгое время не выпускали из страны, у них было пятичасовое опоздание. И команда американцев удивила тем, что начала монтаж сцены прямо в пути, и когда приехала на место, доставала всё это из грузовиков целыми блоками. Для меня увиденное стало шоком.

Alt
 

— Традиционный вопрос: самый необычный райдер у артиста?

— На самом деле ничего сверхъестественного в них обычно нет, это всё стереотипы. Кто-то просит определённую еду, кто-то – определённые марки машин, но не более того. Бывает, требуют врачей. Самый непонятный и мудрёный райдер, пожалуй, был у Tricky. Он просил англоязычного мастера по кикбоксингу, внутренний массаж печени и так далее. В принципе, ничего заоблачного, но это удивило, да.

— Что за история, кстати, приключилась с тем концертом? Tricky ведь, кажется, вышел на сцену с катетерами на теле?

— О той истории ходило много слухов. Правда же заключается в том, что перед своим московским концертом он съел какой-то чебурек, а затем вечером много выпил. Отравился, но под действием алкоголя сразу это не проявилось. Проблемы начались лишь на следующий день, в Краснодаре, когда ему в гостинице стало плохо. Вызвали «скорую», она сделала промывание желудка, его прямо в отеле откачивали, ставили капельницу. Менеджеры говорили, что концерта не будет, но музыкант был против. Его на «скорой» привезли в «Арену Холл» и во время выступления ставили капельницу за сценой. Никакого алкоголя или наркотиков, он действительно был очень сильно болен.

— Какая группа вела себя наиболее неадекватно?

— Ну, наверное, у каждого концертного промоутера есть некий ряд музыкантов, с которыми не хотелось бы в дальнейшем работать. Когда мы делали концерт Apocalyptica, с ними приехал менеджер-вегетарианец, который не понимал, что те продукты, которые он хочет, не производятся в России. Он всем выносил мозг. Весь концерт бегал и кричал от бешенства, хотя остальная группа была всем довольна. Причём требование о наличии вегетарианской еды заранее оговорено не было.

Если обойтись без имён, то, например, были прецеденты, когда группа после концерта пыталась обокрасть бар Arena Hall. Причём происходило подобное неоднократно, такая же история случилась и в Ростове-на-Дону. Причём, это довольно популярный коллектив, собирающий в регионах по 500 человек. Бывали разные ситуации. Зачастую происходит так, что лидер группы адекватен, а какой-нибудь бас-гитарист либо барабанщик мнит себя звездой.

— Каким образом формируется цена билета на концерт? Это зависит только от гонорара артиста или от чего-то ещё?

— Тут несколько составляющих. Гонорар, конечно, - определяющий фактор. Но важна также сумма аренды площадки и оборудования. Бывает так, что последнее стоит дороже, чем гонорар музыкантов. Например, цена технического райдера Rammstein примерно равна их гонорару. Играют роль также всевозможные перелёты и многие другие вещи. И когда подсчитываются общие затраты на концерт, появляется понимание средней цены билета.


 

Что должно произойти, чтобы в Краснодар приехал Rammstein? Это в принципе возможно?

– Возможно всё. Проблема в том, что именно сейчас это нереально из-за возросшего курса евро. Поток западных групп резко уменьшился. Можно организовать концерт кого угодно, но средняя цена билета будет, например, не две тысячи рублей, а пять. Это огромные риски, не каждый может себе позволить такое удовольствие. Кроме того, в Краснодаре отсутствуют площадки, способные принимать подобных музыкантов.

Переговоры о выступлении «топовых» групп шли, но сейчас они временно заморожены.

Каким образом на концертном бизнесе в Краснодаре отразился финансовый кризис и события на Украине?

– Могу сказать, что, когда начались волнения на Украине – многие группы стали летать в Краснодар через Екатеринбург. Они смотрели на карту, находили на ней Москву и границу с Украиной. После чего сначала отправлялись на Урал, лишь бы не лететь вдоль границы. С того времени и до сих пор многие группы отказываются приезжать без объяснения причин. Многие музыканты в открытую говорили мне, что существует негласное правило: если ты выступаешь на Украине, то тебя не очень-то ждут в России. И наоборот.

 

— В каком вообще состоянии находится концертная индустрия в России по сравнению с тем временем, когда ты начинал?

— Тогда, в конце нулевых, в регионах концерты делали фанаты каких-то групп, профессионалов было мало. Сейчас появилось много серьёзных промоутеров и качественных площадок, но в то же время идёт бум, как я их называю, «организаторов-однодневок». Всем кажется, что это очень лёгкий денежный бизнес. Ты привёз какую-то группу, собрал сумму, заработал в два раза больше и разбогател. Очень много молодых, подчас несовершеннолетних, которые выпрашивают у папы деньги, «прогорают», и на этом история заканчивается. Проблема в том, что никто не пытается разобраться в вопросе глубже. Лёгких денег тут нет.

— Меняется ли публика на ваших концертах?

— Конечно. И серьёзно меняется. Сейчас есть такие исполнители, о которых мы узнаём только когда к нам приходят арендовать зал. Например, рэпер Фараон. Мы понятия не имели, кто это такой, но когда в первый же день было продано 200 билетов – заинтересовались. В целом же, молодёжь на концертах довольно быстро сменяется. Если в мою молодость мы слушали альтернативную музыку, то сейчас в тренде рэп. Тяжелая музыка отходит на второй план. Правда, постепенно те, кто были популярны в нулевые, набирают вес вновь. Они сейчас возрождаются, выпускают альбомы. Их целевая аудитория выросла, у них появились деньги. А есть спрос — будет и предложение.

— Каким образом у вас появилась своя концертная площадка?

— Раньше мы все концерты делали в «Страйке» – бывшем боулинг-клубе, который потом был переоборудован в концертную площадку. Вскоре его закрыли, и стало понятно, что привозить артистов больше некуда. Я вспомнил о развлекательном центре «Улётов», о существующей там сцене. Мы туда приехали, посмотрели, провели концерт Amatory. Пошли разговоры о том, что место неудобное, туда трудно доехать, на Северных мостах постоянные пробки. В какой-то момент мы оттуда ушли, а когда вернулись, оказалось, что площадку взял в аренду какой-то московский инвестор и проводит там концерты. Называлась она тогда «Sobranie», туда было вложено очень много денег. Но открывшись в феврале 2012-го, уже через три месяца клуб закрылся – организаторы прогорели. Помещение осталось, нам вновь предложили его занять. Зал был полностью готов для проведения концертов. Не хватало только акустики. Мы этот пробел устранили, и в начале сентября 2012-го открылись под названием Arena Hall.

 

В сентябре 2015-го произошёл беспрецедентный случай. Концерт Noize MC за несколько часов до начала пришлось переносить в цирк…

— Постарались всевозможные активисты, которые за все эти годы, к слову, ни разу не выходили с нами на прямой контакт. Как они оказывали на нас давление? Сейчас дам мастер-класс.

Сначала они делают рассылку по местным СМИ и параллельно во все городские органы власти, утверждая, что какой-то конкретный концерт не нужен Краснодару. Конечно, это самопиар, но одновременно — пиар той группы, которую они пытаются запретить. Например, концерт Cannibal Corpse прошёл у нас с гипераншлагом. Тогда только на входе мы продали свыше четырёхсот билетов, потому что людям было интересно, что это за группа и почему её запрещают.

С Noize MC история схожа. Некая группа активистов начала противиться концерту, стала писать заявления во всевозможные инстанции и собирать подписи за его отмену. Но отменить им ничего не удалось. Когда нам запретили проведение мероприятия в обоих залах «Арены Холл», было принято решение передислоцироваться в близлежащий цирк шапито. На улице выступать было нельзя, потому что концерт приравняли бы к несанкционированному митингу. В цирке было человек 500, на первой же песне по неизвестным причинам погас свет. Мы и к этому были готовы, поэтому Иван Алексеев (солист группы Noize MC – прим. автора) пел в полной темноте.

Только на входе мы продали свыше четырёхсот билетов, потому что людям было интересно, что это за группа и почему её запрещают
Alt

Активисты, наверное, рассчитывали, что после отключения света концерт остановится, но мы продолжили, никто не вышел из зала. Стали предприниматься попытки вывести людей насильно. Сделать это тоже не получилось. И тогда мы договорились, что музыкант отыграет 40 минут, после чего все должны будут разойтись. Так и произошло. Мы включили свет и завершили концерт.

Этой осенью Arena Hall переехала. Почему это произошло? Чем руководствовались, выбирая место?

– Руководство того торгово-развлекательного центра, где мы располагались, в связи с кризисом начало нам выкручивать руки. Условия, на которых мы изначально сотрудничали, стали менять. Хватало и других проблем. Встал вопрос: либо мы вообще закрываем проект, либо ищем альтернативное место. Рассматривали множество вариантов, остановились на помещении на улице Вишняковой, где раньше был заводской цех. Это место показалось нам идеальным. Мы составили план реконструкции, с конца весны по начало осени шла стройка, и в сентябре мы открылись. Главный плюс новой площадки в том, что там всё сделано по нашим лекалам, весь процесс контролировался нами лично, были учтены все моменты.

Основная претензия к новой площадке – логистика. К новой «Арене» непросто добираться. Есть ли в планах улучшение транспортной инфраструктуры в этом районе?

— Ты ведь не за хлебом сюда идешь, а специально едешь на концерт. Всем никогда не угодишь. Всегда найдутся недовольные тем, что площадка находится не в центре, не в том районе и так далее. Я был во многих концертных залах в других городах, и большинстве своём они находятся либо в промзоне, либо на окраине. Это объяснимо: там и аренда дешевле, и заводы, где зачастую находятся концертные площадки, не в центре строились.

Да, проблема с логистикой есть. Но она не такая серьёзная, как кажется. Сейчас мы находимся даже ближе к центру, чем раньше. Постепенно начинаем улучшать прилегающий район, проводим свет. Возможно, в будущем что-нибудь придумаем и с транспортом.

 

— Последние два года вы проводите байк-фестиваль «Тамань». В чём особенности организации опен эйра по сравнению с обычными концертами?

— Мы давно сотрудничаем с байкерским сообществом, и если раньше помогали лишь букингом артистов, то последние два года занимаемся всей организацией. Это очень большой концерт в месте, которое для этого не приспособлено. Это далеко от цивилизации, но там есть море. В 2016 году мы столкнулись на Тамани с целым рядом проблем. Во-первых, это отсутствие питьевой воды. Её не было, потому что Темрюкский район посетило в три раз больше человек, чем там проживает, и система водоснабжения банально не выдержала. Во-вторых – электричество. Там старые сети, они также не справлялись с нагрузками и быстро перегорали.

Были сложности и в музыкальной части. В первый день у нас «слетело» четыре коллектива, потому что группа «Ленинград», которая была хэдлайнером, всё своё оборудование привозит с собой. И водитель, который вёз технику, приехал на площадку очень поздно. Получилось так, что саундчек питерцев занял более трёх часов.

В целом же, особенностей хватает. Можно очень долго говорить на эту тему, но если вкратце, то подход к организации фестиваля и отдельно взятого концерта принципиально разный.

— Каким образом формировался состав участников «Тамани»? Каким он будет в следующем году?

— Когда мы приняли решение делать в этом году фестиваль, с самого начала было понимание, что нужно приглашать «Ленинград» и «Арию». Последние никогда не выступали на фестивале, а «Ленинград» был на вершине популярности. Все остальные участники – местные, победители отборочных конкурсов, а также некоторые другие московские и питерские коллективы. Мы хотели позвать тех, кого раньше никогда на сцене «Тамани» не было. Исключение – Louna, которая сейчас тоже популярна. Кроме того, мы хотели, чтобы опен эйр плавно перетекал в некое ночное рейв-шоу. В первый день было желание пригласить Little Big, во второй – «Нейромонаха Феофана». Первые не смогли приехать из-за очень плотного европейского турне, а вторые у нас выступили.

Есть уже планы и на 2017 год. Теперь фестиваль будет проходить три дня вместо двух. Это будут пятница, суббота и воскресенье. Сейчас мы ведём переговоры с рядом групп, выбираем. Будут три хэдлайнера, один – западный и два российских. Также идёт отбор среди местных коллективов. До Нового года объявим первых участников.

— Последний вопрос. Есть ли группа или музыкант, которых ты бы хотел привезти в Краснодар в будущем?

— Конечно, есть. Я не слушаю рэп-музыку, но мне нравится Eminem. Всегда хотелось сделать его концерт. У него ещё ни разу не было кассового концерта в России. Поэтому есть такая идея-фикс.

 

Первая полоса

Последние новости

Бизнес

Юрий Коровкин, YGroup, SILVERSTREAM: Нас ждут «Яндекс» и 600 000 пользователей

За четыре года он запустил два успешных бизнеса и получил сотни миллионов инвестиций в коттеджные поселки и десятки миллионов инвестиций в свой венчурный проект. Каждый день он начинает в 5.30 и считает Сочи лучшим городом мира. Он эффективно управляет как объектами недвижимости делюкс-уровня, так и своей жизнью. И специально для "Югополиса" рассказал, почему его компании доверяют строить элитные виллы, когда продаст приложение гиганту рынка и по каким критериям берет в свою команду

Люди

Верный путь к успеху – любимое дело

Швейное ремесло всегда было занятием не только прибыльным, но и престижным. Сейчас мастера своего дела помогают джентльменам выглядеть солидно и безукоризненно, а леди – изысканно, уникально и женственно. Мастером своего дела на этом поприще стала Лариса Гаврилова, хозяйка собственной сочинской швейной мастерской «Глорена».

Люди

Сергей Ситников: моя цель - воспитывать сильных и добрых людей, которые будут любить и развивать Россию

Общественному активисту, волонтеру Сергею Ситникову 32 года, за плечами у него служба во ФСИН, создание собственного спортивного клуба и даже выход на льготную пенсию. Активный, спортивный и инициативный Сергей, как говорится, никогда не сидит на месте: ведет спортивный образ жизни и прививает любовь к этому всем окружающим.
Иван Сергеев
Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми