Партнерский материал

— Евгений, в начале ноября прошлого года стало известно, что один из трех основных совладельцев группы компаний «Бодрисар» Вячеслав Дрига продает свою долю в компании. Если не ошибаемся, его доля составляет около 50 процентов. Нашлись ли покупатели?.

Партнерский материал

— Да, жизненные планы Вячеслава изменились, он решил заняться социальным предпринимательством, поэтому продал свою долю в компании. Основную долю выкупил я, часть он продал партнерам из Москвы, небольшая доля была также продана инвесторам из Ростова — с целью привлечения их в бизнес в плане оперативной деятельности. Эти инвесторы имеют большой опыт работы в крупных западных компаниях, и мы планируем выстраивать наш бизнес вместе. Как бы там ни было, основными учредителями ГК «Бодрисар» остаемся я и Михаил Саркисян. С уходом Вячеслава концепция бизнеса не поменяется. Все идеи, которые он вносил на протяжении десяти лет существования бренда, будут жить. Мы намерены с ним контактировать и консультироваться, его опыт всегда будет нам полезен.

Название группы компаний сложилось из сокращений фамилий трех ее изначальных владельцев. Не поменяется ли оно в связи со сменой хозяев бизнеса?

— Нет, конечно. Как можно переписать историю? Вячеслав был основным генератором идей при построении бизнеса, его имя всегда будет присутствовать в бренде «Бодрисар». За время работы компании бренд успел завоевать себе доброе имя, с каждым годом он становится все популярнее, и было бы глупо менять его название и тратить время и средства на его раскрутку.

Alt

26 октября 2016 года депутаты ЗСК в третьем окончательном чтении приняли закон о запрете продажи пива на розлив в магазинах, расположенных в многоквартирных домах. Магазины же «Бодрисар» в большинстве своем находятся именно в спальных районах и часто — на первых этажах жилых зданий. Как их владельцы — ваши франчайзи — действуют в этой связи: перепрофилируют магазины, переделывают их в кафе или просто закрывают?

— «Пивной» закон уже внес определенные коррективы в работу рынка разливного пива и в будущем этот рынок ждут большие перемены. Закон начал убирать и уберет с него мелких недобросовестных игроков, которые вообще никак не оформлены или работают с жесткими нарушениями всех санитарных норм и правил и административных законодательств, принятых в последние годы. На нас он тоже определенным образом сказался — пришлось закрыть порядка 6-7 торговых точек, так как их деятельность никак нельзя было перестроить в связи с принятием этого закона.

Но в целом масштаб нашего бизнеса позволяет нам с наименьшими потерями пережить все эти административные барьеры и адаптироваться под них. Мы всегда стремились вырасти в такую компанию, которой было бы по силам преодолеть все эти изменения. Сейчас как раз идет большая работа по приведению тех торговых точек, что не соответствуют требованиям закона, в соответствие с ним. В принципе, мы еще на этапе рассмотрения законопроекта начали перестраиваться, так что его требования нас не беспокоят. А вот других игроков рынка, однодневок или работающих с серьезными нарушениями, должны беспокоить. Нам на руку любое ужесточение административных барьеров: чем жестче будет бизнес, тем меньше будет игроков на рынке. А нам это выгодно.

Alt

А на данном этапе что происходит с магазинами «Бодрисар», расположенными на первых этажах жилых домов?

— Некоторые магазины перепрофилируются в кафе, некоторые в продуктовые магазины без розлива пива — все индивидуально и зависит от места, потребительского спроса. Конечно, большинство торговых точек необходимо адаптировать под закон. Но там, где это было невозможно, мы их просто закрыли.

Но вот, например, в Музыкальном микрорайоне ваш магазин размещен на первом этаже шестиэтажного дома. Он продолжает работать, хотя не перепрофилировался в кафе, что закон не запрещает.

— Эта торговая точка находится на улице Есенина, сейчас коммерческий отдел вместе с отделом развития думает, что с ней делать. Возможно, она тоже прекратит свое существование — магазин переедет в более подходящее для этого место. Сделать из магазина кафе мы там не можем, так как он находится в изначально жилом помещении, переведенном под коммерцию. Закон же не позволяет открывать кафе и рестораны на квадратных метрах, которые когда-то были жилыми. У нас имеется еще пара-тройка таких торговых точек, судьба которых все еще решается.

То есть, возможно, вы их не закроете? Но если из них нельзя сделать кафе, что тогда?

— Эти торговые точки могут наполняться любым другим товаром. В принципе, наша управляющая компания может заниматься управлением не только пивными магазинами, но абсолютно любой направленности. Поэтому мы и не спешим расставаться с местом, которое имеет определенную клиентуру. Мы просто думаем, какой формат можно применить к этому месту и насколько он будет целесообразен. На перспективу мы изучаем разные форматы — вплоть до булочной, кофе на вынос и т.д. Так, например, на этой неделе мы запускаем формат рыбной лавки — у нас имеется свое рыбное производство, хотим вывести его на новый уровень. Возможно, на Есенина вместо пивного будет рыбный магазин. Так что если объект не соответствует «пивному» закону, на его месте может появиться что-то другое. Вот с этим и связано то, что мы пока притормозили несколько точек, не спешим их покидать. Но, в любом случае, до конца января мы должны с ними определиться.

А «пивной» закон предоставил предпринимателям переходный период?

— Он вступил в силу с 1 января 2017 года, но, объективно, у предпринимателей есть полтора-два месяца, чтобы решить, что дальше делать с бизнесом — закрывать или адаптировать под закон. Это как с системой ЕГАИС, на которую должны перейти все предприниматели. Закон о ней вступил в силу с 1 января 2016 года, но бизнесу дали еще три месяца, чтобы на нее перейти. Мы это сделали практически в день вступления закона в силу — готовились заранее. Но многие предприниматели не перешли на ЕГАИС до сих пор. Думаю, также будет и с «пивным» законом — не все подлежит быстрой адаптации. К тому же, кубанские законодатели должны понимать, что короткий «льготный» период может нарушать федеральный закон о поддержке малого бизнеса.

Alt

Как реагируют франчайзи «Бодрисар» на изменение ситуации в этом бизнесе? Согласны ли они на адаптацию своих торговых точек?

— Там, где она требуется, мы вместе с франчайзи решаем, какой она будет. Еще до подписания договора о продаже франшизы мы с каждым предпринимателем или инвестором отдельно оговаривали тот факт, что они вкладывают свои средства в бизнес, а его стабильность зависит от многих факторов, в том числе и от законодательных инициатив. Это не банк, который обязан выплатить проценты по вкладу в определенный срок и вернуть сам вклад по первому требованию. То есть риски неизбежны. Но до сих пор у нас каких-либо конфликтных ситуаций с франчайзи не было. Как бы там ни было, для каждого из них мы создаем максимально благоприятные условия для адаптации его объекта, ищем оптимальные решения, чтобы люди меньше доинвестировали в свой действующий бизнес.

Что произойдет с вашей франшизой на этом фоне? Вы планируете и дальше ее продавать?

— Мы планируем закрыть франшизу через пару месяцев, условно говоря — до окончания первого квартала года. Дальнейшее развитие нашего бизнеса будет финансировать паевой инвестиционный фонд, над созданием которого мы сегодня работаем, он начнет действовать в феврале. Будут выпускаться облигации ГК «Бодрисар» с гарантированной доходностью 20 процентов годовых – отмечу, что это хорошая доходность. Вложение в облигации имеет много плюсов для инвестора.

Во-первых, у него не будет необходимости вкладывать сразу большую сумму — минимальное вложение составит 100 тысяч рублей. Во-вторых, вклад можно сделать на небольшой срок, чтобы посмотреть, как работает ПИФ. Если появится доверие к компании, тогда можно будет инвестировать большие средства на более длительный период. В-третьих, инвестор не будет зависеть от работы какого-то конкретного магазина, изменений в законодательстве и пр., как зависит владелец франшизы. Он вкладывает в группу компаний «Бодрисар», а это розница, опт, производство, другие перспективные направления.

Бизнес постоянным не бывает, в том числе и в вопросе прибыли. И в группе компаний какое-то направление может проседать, но другие его вытянут. Плюс ПИФа еще и в том, что инвестор всегда может продать свои облигации через любую брокерскую компанию, не ставя нас об этом в известность. Продажа же объекта — магазина или кафе — процедура более сложная и занимает много времени.

Создание ПИФа — это наш первый шаг на фондовый рынок, с 2018 года мы планируем выйти на IPO, объединив все наши структуры и образовав акционерное общество. Это позволит нам выпускать акции, которые помогут привлекать средства под более дешевый процент, то есть дадут нам возможность развиваться за более дешевые деньги.

Каким образом можно будет приобрести облигации вашего ПИФа, кто их будет предлагать?

— Нас будет обслуживать инвестиционная компания «Финам». У нее четыре филиала в Южном Федеральном округе — Краснодаре, Новороссийске, Ростове и Таганроге, через них можно будет приобрести наши облигации.

Alt

Вы решили закрыть франшизу в связи с принятием «пивного» закона?

— Нет, в связи с выпуском облигаций — нам это выгоднее. Если франчайзи получают гарантированный доход от 30 процентов годовых, то облигации – всего 20. Франчайзи вкладываются в покупку магазина и все, но весь бизнес формируем мы, управляем им мы, так для чего нам платить инвестору больше, если есть возможность платить меньше? Магазины, которыми будет владеть ПИФ «Бодрисар», но которыми будет управлять наша управляющая компания, станут отдавать в паевой фонд только 20 процентов дохода, остальное будет забирать ГК «Бодрисар», что мы считаем справедливым. То есть за свою работу мы будем получать больше, чем сейчас. Облигации являются для нас более дешевыми средствами для развития, к тому же, это безопаснее для самого бизнеса. 30 и более процентов годовых — это хорошая доходность, тем более, когда она гарантированная и ты при этом ничего не делаешь. Но эти условия не навсегда, потому что любой рынок насыщается, а рынок разливного пива сегодня уже очень конкурентный. И сохранять высокую доходность с каждым годом становится все тяжелее. Поэтому нужно менять структуру бизнеса, развиваться за более дешевые деньги, искать новые форматы, чем мы сейчас и занимаемся.

Вы упомянули открытие рыбной лавки под брендом «Бодрисар». Расскажите об этом формате бизнеса подробнее, пожалуйста.

— Мы хотим уйти от чисто пивного формата. Наши магазины будут наполняться и другими группами товаров — алкоголем, колбасами, другими группами, которые будут создавать проходимость сторонних потребителей. Специализация ГК «Бодрисар», конечно, останется пивной, но нам нужна большая проходимость. Так, мы планируем расширить ассортимент рыбной продукции, чтобы к нам приходили не только за рыбой к пиву, но и для отдельного потребления — охлажденной, замороженной, копченой и пр. У нас есть рыбоперерабатывающие предприятия, они могут сделать для нас любую продукцию. Даже если ее не будет в продаже, но покупатель попросит, мы сможем ее произвести и через короткое время выложить на прилавок.

Первый шаг на пути к этому — развитие рыбных лавок на рынках Краснодарского края и введения рыбных автолавок. У нас есть все ресурсы, чтобы освоить это розничное направление, минуя оптовиков и логистов, тем самым обеспечивая конкурентное преимущество на рынке как минимум в цене. А так как мы щепетильно следим за качеством нашей продукции, то здесь я тоже могу с уверенностью сказать, что и по качеству товара мы тоже будем очень конкурентоспособными.

Alt

ГК «Бодрисар» планировала завершить 2016 год со 130 магазинами в ЮФО. Удалось это сделать?

— Нет, на сегодняшний день под брендом «Бодрисар» работает 55 торговых точек, все они находятся в Краснодарском крае. На ЮФО в связи с обсуждением «пивного» закона мы выходить не стали, решили на время приостановить развитие и посмотреть, как ситуация будет развиваться дальше. Филиал ГК «Бодрисар» в Ростове-на-Дону должен был открыться еще в сентябре прошлого года, но мы не хотели напрасно рисковать, не зная, будет ли принят «пивной» закон в Краснодарском крае и как на него отреагируют другие регионы. Думаю, уже по окончании первого квартала этого года станет ясно, как нам действовать дальше.

Так «пивной» закон принят только в Краснодарском крае?

— На сегодняшний день да, однако после его принятия на Кубани, им активно заинтересовались другие территории, наши соседи, в первую очередь — Ростовская область. Но мы все же планируем выйти на Ростов уже в этом году, будем также дальше осваивать наше побережье, а в 18-м году хотим открыть свой филиал в Московской области.

Вообще, формат наших магазинов будет меняться, но наши принципы по отношению к клиенту — а наша компания является самой клиентоориентированной в Краснодарском крае на этом рынке — мы сохраним. Высокий уровень сервиса останется независимо от будущего нашей торговой сети, потому что любое конкурентное преимущество можно повторить: продуманный дизайн, широкий ассортимент продукции. Но персонал — костяк компании, ее основной ресурс — за деньги быстро не получишь. Будущее нашей компании — за профессионалами.


Кавер-фото: Елена Синеок / Юга.ру

4 комментария

avatar
Насон Грядущий 19 янв, 16:33
Не понравилось , как Евгений относится к конкурентам , которые меньше его . Мелкий - значит недобросовестный , нарушает санитарные нормы и правила и т.д. По мне никакое искусственное придуманное название пива не заменит название по месту производства . Майкопское и Хадыженское вне конкуренции . У них вода для производства пива золотая и серебряная одновременно .
Ohsher 19 янв, 18:38
Они плакали больше всех, что запрещают продавать пиво в жилых домах на первых этажах. А теперь наоборот - нас имеют, а мы крепчаем. Нечего было ныть. Молча переформатировались и все. Ведь граждане правы, и пиво покупают прежде всего они. Смогли изменить формат - молодцы! Хочется, что бы у всех смелых людей, открывших свое дело, все шло успешно!!
avatar
cucumber 20 янв, 09:24
Какой ПИФ, какие облигации, если 2015 с отрицательным балансом?
avatar
Beatris Aleksander 05 мая, 17:13
Финансовая пирамида "Бодрисар" лопнула. Без согласования с 30 франчайзи "Бодрисар" закрыл все свои ларьки и обещанный гарантированный доход от 30 процентов годовых не получил ни один из них. Сегодня Евгений Бороздин прячется от всех, не в состоянии объяснить, почему "Бодрисар" не выполнил свои обязательства. Мало того, на франчайзи со всех сторон сыпятся иски из арбитражных судов: управляющая компания "Бодрисар" наделала долгов с поставщиками, многомесячная неуплата аренды и пр. Какой паевой инвестиционный фонд, над созданием которого они, якобы, работают. Очередной мыльный пузырь? Какой идиот купит облигации у почти банкрота «Бодрисар»? Каждому из своих 30 франчайзи учредитель Бороздин выдал расписки как частное лицо на полтора миллиона рублей каждому(как минимум). Как будет расплачиваться и из каких доходов?
Авторизуйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии.

Читайте также

Люди Бизнес

Вячеслав Дрига, «Бодрисар»: «Рынок частного пивоварения постоянно растет и будет расти»

Учредитель ГК «Бодрисар» рассказал «Югополису» о том, как предпринимателю быстро запустить магазин, вернуть вложенные средства и получать ежегодную стабильную прибыль.
Сабина Бабаева

Первая полоса

Люди Ситуация

«Действия власти вызывают у студентов настороженность»

Декан факультета управления и психологии КубГУ Александр Ждановский рассказал «Югополису» о том, как студенты реагируют на действия власти, в чем ошибки молодежной политики и каких знаний не хватает абитуриентам.

Город Люди Weekend

«Когда мы только начинали, на один из наших концертов пришли 23 человека»

Британские электронщики The Prodigy выступят в Краснодаре 23 мая. Накануне концерта «Югополис» связался с создателем и участником группы Лиамом Хоулеттом, который ответил на несколько вопросов.

Люди Ситуация

Беспамятство

Колумнист «Югополиса» Сабина Бабаева о том, что не так с празднованием в России Дня Победы.

Город Люди Ситуация

Перемена мест слагаемых

Бурлачко вместо Бекетова и судьба вице-губернаторов: вокруг выборов в Законодательное собрание Краснодарского края разворачивается интрига.