Завершается краудфандинговая кампания, которую запустили создатели проекта «Последние 30» для выпуска бумажного издания «Альманах 30».
Планируется, что это будут тексты от 30 молодых авторов, которые, по словам составителей, выросли и сформировались в постсоветской России, но уже сегодня начинают определять ее интеллектуальный и творческий облик.
Мы поговорили с Сергеем Карповым и Сергеем Простаковым о тактильной журналистике, особенностях функционирования small media в России, ностальгии по Советам, а также о том, есть ли у нашей страны особый путь развития.
— Последнее время все уходят в сеть, а вы внезапно вдруг решили отдать предпочтение бумаге. Почему?
Карпов: - В этом мы не первопроходцы, конечно. Когда у людей наступает перенасыщение информации в вебе, ее просто невозможно структурировать и вычленять. Ее слишком много и стало еще больше с появлением small media, которые, как и мы, не ставят себе целью заработок или покорение каких-то орбит.
Простаков:
- Эти малые медиа, прежде всего, работают
на энтузиазме, экспериментируют с
формами.
Карпов: -
Невозможно ориентироваться во всем
информационном потоке. Поэтому для
большинства малых медиа стратегия к
овеществлению нормальна. Это помогает
дойти до аудитории и дать ей возможность
чуть-чуть остановиться, чтобы тебя
почитать. Если у нее найдется время на
это. А время должно найтись, потому что
ты обязан цеплять уникальным контентом,
который кроме тебя никто не делает.
Простаков:
- Или формой.
Карпов: - Это первое. Второе — выпуская вещественный вариант вебового продукта, ты таким образом меняешь лояльность людей, читали они тебя до этого или нет. И, в-третьих, ты даешь людям тактильно к тебе прикоснуться. Это важно психологически.
Простаков: - Можно даже ввести термин в эпоху цифры — «тактильная журналистика».
— А это не ведет к сужению аудитории? Как вы собираетесь распространять свой альманах?
Карпов: - Пока это существует на уровне предзаказа. В России, слава Богу, сложилась для узкого круга людей довольно широко разветвленная сеть независимых книжных магазинов, которые делают доступной интеллектуальную литературу и прочие вот такие вещи.
Простаков: - Тиражи современных больших издательств вроде «Нового литературного обозрения» или Ad Marginem не сильно отличаются от тиража нашего «Альманаха», который, скорее всего, будет 500 или 700 экземпляров.
Карпов: - В отличие от гигантов и людей, у которых есть финансирование и инвесторы, над нами совершенно никого нет. И в этом смысле мы абсолютно вольны делать все, что хотим. Когда сделаем «Альманах», выложим все тексты в сеть. В сети все должно быть абсолютно бесплатно. Позиция «Последних 30» — абсолютно никаких денег в сети. У нас есть страница donate, где можно пожертвовать, ничего не получив взамен, кроме того, что мы будем дальше работать или оплатим свои серваки, например.
— Вы вроде бы перешли на продажу мерчандайзинга?
Карпов: - Да, мы перешли на мерч. И это как будто бы деньги для веба и из веба. Но это деньги для тех людей, которые понимают, что они хотят этот артефакт. И мы должны придерживаться этой позиции, быть абсолютными медийными партизанами, подрывать систему изнутри, отдавать весь контент в бесплатное пользование в сеть.
Потому что, на мой взгляд, введение
paywall'ов и
всего остального, да, это выход для
маленьких медиа, и многие им пользуются.
Но я считаю, что это — система, которая
искусственно привносится в веб из
обычного рынка. Рынка, на котором можно
купить помидоры и огурцы. Мне кажется,
что в вебе все работает совершенно не
так. Гораздо сложнее, а поэтому эффективней.
— Вы утверждаете, что вас вдохновлял «Метрополь», журнал XX века. Вам не кажется, что «Альманах», скорее, ближе к журналистике мнений века XIX?
Карпов: — Об этом Простаков говорит на каждой публичной лекции, что у нас проект «Последние 30» использует текст по технологии 19 века на информационных началах 21-го. Гигантские тексты, отсутствие изображения в них и постановка вопросов, да, абсолютно точно ты подметила, соответствуют больше веку. Этим мы, наверное, чуть-чуть отличаемся от всех остальных.
Простаков: — Видите ли, мы все несем какую-то родовую травму от того, как мы формировались. Сергей Карпов — человек, который читает крайне много текстов гуманитарной направленности, очень высокой литературы, и при этом он фотограф. Он склонен соединять фотографию и текст, причем текст, написанный большими-большими абзацами. А я начал свою журналистскую карьеру в издании «Русская планета» под началом Павла Пряникова и Сергея Смирнова, которые являются фанатами длинной большой формы в интернете. Это действительно нашло своего читателя.
В «Последних 30» мы могли бы делать галереи для быстрого просмотра. Но мы собираем свидетельства о постсоветской истории, которые остаются в десятилетиях. К ним можно возвращаться, на их основе можно писать книжки. Я вот в апреле поеду на научную конференцию, где буду делать доклад по теме «Политические неформалы». Длинный текст для нас является местом накопления информации о постсоветской России, в которой мы все родились, жили, формировались.
Поэтому здесь не столько боязнь, что человек не усвоит, не прочтет этот материал. Всегда можно вернуться к материалу. И чем больше его будет, тем лучше. Вопрос нелинейной верстки, который применяется в некоторых изданиях, что делает материал большим по форме, но маленьким по содержанию — это точно не о нас.
— Вы будете придерживаться портретной концепции или собираетесь расширять визуальную составляющую?
Карпов: - В плане основного тела проекта, то есть 30 тем, да. Будет в итоге 300 портретов и 300 интервью, из которых мы собираемся делать книгу. Надеемся, что к 23 апреля 2017 года выпустим книгу.
— А в «Альманахе», получается, вообще не будет никаких изображений?
Карпов: - Первый выпуск будет текстовым. Вообще, на старте мы запланировали пока пять альманахов. Из них два только вебовые. Из печатных будет текстовый и фотоальманах. Мы планируем собрать документальных и арт-фотографов.
Над третьим видом
альманаха еще думаем. Либо это будет
еще один выпуск такого же плана, как и
первый, то есть мы пригласим 30
русскоговорящих авторов написать 30
текстов. Либо мы попросим зарубежных
30-летних авторов, исследующих Россию,
написать тексты о стране, потом перевести
их и выпустить. Лично я склоняюсь ко
второму варианту, но мы это еще плотно
не обсуждали.
И два вебовых: аудиоальманах и киноальманах. Для них мы точно будем составлять экспертную комиссию, которая будет заседать и формировать списки. Потому что мы здесь абсолютные дилетанты. Мы проговаривали внутри редакции, как это все организовать. Скорее всего, посадим этих экспертов за круглый стол и снимем кино, как они обсуждают, кто достоин, а кто нет.
Это пока придумки.
Если у нас не состоится краудфандинг,
то о чем тут вообще тогда говорить. Мы
надеемся, что наберем 120 тысяч. Не очень
большая сумма.
— А аудио, видео вы не хотите потом на носителях выпустить?
Карпов: - Это все уже опционально. Во-первых, будет зависеть от того, как у нас пойдет история с мерчем. На это же нужны деньги, а спонсоров как не было, так и нет. Был у нас Фонд Генриха Бёлля в донорах, и спасибо им большое. Они дали денег, на которые мы купили пленки, проявляем и сканируем их. И, по большому счету, больше ничего.
— По сути, все на волонтерских началах?
Карпов: -
Полностью. Абсолютно все сделано
бесплатно.
— Это грустно.
Карпов: - Нет
ничего грустного.
Простаков: - Потому что, с одной стороны, я все прекрасно понимаю насчет грусти. Но когда ты и твои друзья неоднократно оказываются с работы вышвырнуты за борт из-за настроения конкретного дяди, иной раз думаешь: «Избавь нас больше всех печалей»…
Лучше быть независимыми и
свободными, чем постоянно зависеть от
дяди, который дает деньги, но постоянно
тебя направляет. Мы находимся в таком
пространстве свободы, которому люди с
деньгами могут только завидовать.
— По какому принципу вы выбирали авторов? Почему вы считаете, что именно эти люди определяют интеллектуальный облик страны?
Простаков:
- Это действительно наш субъективный
выбор. Ориентировались мы, прежде всего,
на мнение наших ближайших знакомых. У
нас не было никакого экспертного совета.
Единственно, что мы на самом деле
учитывали при составлении списка —
чтобы было как можно больше людей,
представляющих регионы. Это первое.
Второе, чтобы это было 30 текстов: 15 — нон-фикшн, 15 — фикшн. Это концептуальный
выбор.
Я имею в виду тот временной промежуток, в котором сейчас находится наше поколение. Мы все приближаемся к 30 годам. Для большинства людей это самый, наверное, лучший с точки зрения здоровья и интеллекта период жизни.
Комментариев еще нет
Последние обсуждения