— Многие прочитали ваше открытое обращение к руководству края с призывом вернуть «Кубану» на «историческую родину». А затем мы увидели статьи в местных СМИ с однозначно негативной оценкой фестиваля. Как вы думаете, этот негатив - объективное отношение к фестивалю жителей края или чья-то конкретная точка зрения, которая была высказана разными голосами?

— По поводу статей. Я разочарован и в АиФ, и в РБК. Это серьезные издания, но они выпустили сомнительные материалы. АиФ совсем уж даже не старались скрыть, что это заказуха. РБК чуть более завуалированно написали, но там тоже странные «эксперты». По сути, против «Кубаны» у критиков есть три козыря. В 2010 году - голый Шнур, в 2013 — не выступившие в итоге Bloodhound Gang и история с флагом, в 2014 — голый Noize MC. О чем вообще речь? Два голых музыканта на сцене и одна группа, которая в итоге не выступила, за 8 лет существования «Кубаны».

Тех, кого я видел в материале АиФ, я знаю давно. Я знаю, какие мотивы у каждого высказавшегося. Все они корыстные или политические. А персонажей из серии каких-то аспирантов вообще считаю вымышленными.

Я могу предположить, что фестиваль «Кубана» кому-то в крае искренне не нравится. Но насильно туда никого не затаскивают. Есть и другие люди, и их десятки тысячи, которые платили большие деньги за то, чтобы попасть на фестиваль. Личные вкусы в данном случае ничего не значат. Я в целом не люблю российскую эстраду. Но никогда не буду говорить, что «Новая волна» это что-то плохое и ненужное. У этого конкурса есть своя аудитория, просто лично я туда никогда не поеду. Вот и все.

Я могу предположить, что фестиваль «Кубана» кому-то в крае искренне не нравится. Но насильно туда никого не затаскивают

Расскажите, что случилось в Риге? «Кубана» жила там два года, но теперь вы решили сменить локацию. Почему?

— В Риге все было хорошо с точки зрения поддержки властями. Они создали для нас всю инфраструктуру, поддержали информационно.

Когда мы приехали на будущую площадку в Риге за месяц до фестиваля, это был кусок земли с диким ландшафтом, заросший бурьяном, без электричества и каких-либо коммуникаций. Я не мог себе представить, имея большой опыт работы в Краснодарском крае, что вообще в такие сжатые сроки можно такими темпами провести электричество, выровнять площадку, раскатать газоны, насыпать песчаные пляжи, очистить дно реки в зоне купания.

Alt
Илья Островский

— Видимо, сейчас будет какое-то «но»...

— Да. Все было отлично с точки зрения поддержки фестиваля, но сегодня мы живем в сложной политической и экономической ситуации. Санкции, контрсанкции, курс рубля и так далее... Для россиян ехать в Ригу, в зону евро, и дорого и сложно. Плюс кто-то придерживается ура-патриотической линии и считает, что посещение прибалтийских республик не очень соответствует сегодняшнему настрою в обществе.

Если говорить коротко, то россияне ехали, их было больше, чем местных гостей, но их было все же недостаточно для того, чтобы фестиваль проводился на том высоком уровне, к которому все привыкли.

С точки зрения местной аудитории ситуация тоже сложная. Если в России нас шпыняли за пропаганду западной культуры, то в Риге воспринимали как пророссийский фестиваль, сделанный на кремлевские деньги. В Латвии многие настроены негативно по отношению к России, и они из принципа игнорировали фестиваль. Тем более, что мы поддерживались рижской думой, которую возглавляют представители русскоязычной партии «Согласие».

Поэтому завоевать умы и сердца латышской аудитории нам не удалось. Хотя, я уверен, если бы мы продержались еще 2-3 года в Латвии, то все было бы хорошо. Но для этого нам надо было откатиться в масштабах к уровню 2009 года. Этого бы не поняла наша аудитория из России, которая уже привыкла к большому формату. Мы бы просто растеряли всех россиян.

— Были какие-то скандалы в Риге?

— Что интересно, не было. Проблема, очевидно, не в фестивале, а в локации. За два года работы в Риге не было даже маленьких скандальчиков. Все тихо и спокойно. Совершенно обычный, средних размеров европейский фестиваль - вот кем мы были в Латвии. С точки зрения информационного фона все было замечательно. Были исключительно позитивные отклики прессы, как российской, так и местной.

Про Латвию понятно, но непонятно про возвращение в Краснодарский край. Вы же уходили отсюда не просто так. Какие были непреодолимые проблемы в 2014 году и куда они, по-вашему, испарились сегодня?

— В 2014 году ситуация была намного сложнее. Вообще «Кубану» было логично тогда закрыть. Начались известные события на Украине. Но это были 6 лет моей жизни! Когда ты своими руками с нуля сделал что-то большое, то, что полюбилось десяткам тысяч человек со всей страны, очень сложно все бросить.

Я искренне верил, что это последний фестиваль. До октября 2014 года я жил с этой мыслью, но не выдержала душа поэта. Я начал предпринимать попытки реализации фестиваля на Балтийском море. Сначала в Калининграде, потом в Риге. Теперь я вижу, что те причины, по которым мы уходили с Кубани, сегодня не такие острые. Украинские события перестали быть пугающими, люди привыкли. Западные коллеги и гости уже не боятся нас.

— Муссируется тема, что фестиваль должен был реинкарнироваться в Сочи. Почему там?

— Вообще это была не моя идея. Я сообщил о том, что мы уходим из Риги, и занимался другими проектами. Движение началось в июне, когда я прилетел на конференцию Colisium в Сочи по приглашению ее организаторов. Там на меня со всех сторон накинулись все три горнолыжных курорта с предложением провести «Кубану». И с «Розой Хутор» диалог получился наиболее предметным. Мы были на стадии финальных решений. Весь вопрос был в согласии властей края, так как мне сказали, что их одобрение все же необходимо. Но вся проблема «Кубаны» оказалась в районе улицы Красной, 35.

Но вся проблема «Кубаны» оказалась в районе улицы Красной, 35
Alt
Бывший губернатор Кубани Александр Ткачев и Илья Островский

Поэтому вы решили вынести дискуссию в публичное поле?

— Я просто не выдержал. Почему вдруг чиновники берут на себя такую ответственность и решают за десятки тысяч молодых людей, что им делать? Эти люди не хотят ничего плохого. Просто приехать, послушать музыку и, может быть, о ужас, выпить пива. Это же пока не преступление? Особенно обидно то, что в стране проводятся сотни похожих фестивалей с похожим форматом. Все они проходят безболезненно. Почему кому-то можно, а нам нельзя? А так как все мои личные обращения к губернатору были безрезультатны, я решил сделать это публично.

Я долгое время соблюдал политкорректность, но устал. В 2013 году ЗСК приняло закон о проведении массовых мероприятий, который по сути был направлен против «Кубаны». Закон делал проведение фестиваля невозможным.

— Что было с ним не так?

— Все. Во-первых закон полностью исключал возможность продажи пива. Это полный абсурд. Во всем мире проходят десятки тысяч фестивалей, и никому в голову не приходит запрещать пиво, так же, как и на футбольных матчах.

Во-вторых, по закону надо было полностью подготовить площадку за, кажется, 10 дней до начала фестиваля. Мы же говорим об арендованных конструкциях. Никаких денег не хватит арендовать это чуть ли не на месяц.

В-третьих, закон запрещал употребление алкоголя и курение на массовых мероприятиях, а в случае нарушения комиссия муниципалитета могла в любой момент остановить фестиваль. То есть, если на площадку кто-то как-то пронес пиво, то за это можно закрыть фестиваль. И так далее. Самое забавное, что действие этого закона не распространяется на мероприятия, проводимые государственными и религиозными организациями!

 

— Как вы считаете, в чем истинная причина нелюбви к «Кубане» со стороны властей?

— Здесь комплекс причин. Александр Ткачев любил фестиваль и поддерживал его. Таким образом, я думаю, кто-то пытался воздействовать на репутацию губернатора. Фестиваль — это удобная площадка для раздувания медиа-скандалов.

На Кубани существуют очевидные двойные стандарты для фестивалей. Сразу оговорюсь, у меня положительное отношение к фестивалю, о котором я буду говорить сейчас. Речь о байк-фестивале «Тамань - полуостров Свободы». Он проходит почти в том же месте, где была «Кубана», почти в те же даты. В прошлом году там выступал «Ленинград», при том, что «Кубану» за выступление «Ленинграда» тюкали бесконечно.

Noize MC, который сильно нас подставил своей хулиганской выходкой на «Кубане» в 2014-м, в этом году выступит на «Тамани». И никого это не беспокоит, хотя были крики, что ноги Noize MC больше не будет на кубанской земле. Да что там говорить, «Ленинград» выступает каждый год на «Новой волне» в Сочи.

Что остается предполагать? В крае существует предвзятость именно к «Кубане». Возможно, мы мешаем чьим-то финансовым интересам…

Очевидно же, что на том же месте, в то же время происходит то же самое в меньших масштабах. Давайте не будем детьми. Байкеры тоже пьют пиво, и тоже могут перепить и упасть в кусты.

 

Вы знаете, кто конкретно действует против фестиваля?

— Я знаю о персонажах, которых считаю марионетками. Например, феерический активист Альберт Гаямян, лидер движения «Трезвая Кубань» Алексей Гайворонский. Они создают кошмарный информационный фон в интернете. Они из всего мероприятия выдергивали что-то негативное. Понятно, когда у тебя 50 тысяч человек на площадке, просто по теории вероятности среди них будет несколько пьяных, несколько неэстетично выглядящих и так далее. Кто стоит за этими персонажами, я не знаю. У меня есть только домыслы.

— Какие следующие шаги вы планируете предпринять, чтобы добиться разрешения проводить «Кубану»?

— Сейчас я жду реакции от профильных ведомств, которым администрация края перенаправила мое письмо. Я хочу провести фестиваль в Темрюкском, Анапском или Ейском районах. Мне нравится строить инфраструктуру в поле, по сути целый город. Создавать что-то из ничего. Я был недавно в Веселовке. Там стоят пустые кафе, ничего не происходит, нет людей, гостиницы пустуют. Все, с кем я разговаривал, «Кубану» вспоминают с теплотой. Местные жители в дни фестиваля зарабатывали денег столько же, сколько сейчас зарабатывают за весь сезон.

Так что нежелание властей поддержать фестиваль я воспринимаю еще и как демарш против малого бизнеса. Но я готов принять аргументированный отказ, если аргументы будут железобетонными. Если они будут неубедительными, то я буду их оспаривать.

Если аргументы властей будут неубедительными, я буду их оспаривать

— Кроме Краснодарского края у вас есть еще варианты мест для переезда «Кубаны»?

— Есть, но это требует в третий раз начинать все с чистого листа. Я не уверен, что у меня есть силы и желание на это.

Alt

— Вы сказали, комментируя недавний скандал со свадьбой дочери краснодарской судьи, что за 2 млн долларов можно провести музыкальный фестиваль. Это действительно так? Какова себестоимость «Кубаны»?

— Общий бюджет в Риге в 2015 году был 1,2 млн евро. В 2016-м мы вписались в 800 тыс. евро, так как сделали «Кубану» более скромной. В России до падения курса рубля фестиваль обошелся в 5 млн евро. Но это был беспрецедентный для страны масштаб — 7 дней, более 200 музыкальных коллективов, 5 сцен. Сегодня сделать полноценный фестиваль «Кубана» будет стоить как раз примерно 2 млн долларов.

Забавно, кстати, что меня обвиняют в том, что я решил заработать легкие деньги в крае. Во-первых, когда зарабатывать деньги стало преступлением? Что плохого в том, что я придумал событие, на котором можно заработать? Во-вторых, в общем итоге за 8 лет я не заработал на «Кубане» ничего, даже ушел в очень серьезный «минус». Фестивали в России делают безумцы. Это не беспроигрышная лотерея.

Да, в Америке и Европе фестивали — это машины по зарабатыванию денег. Но не у нас. Тем более, есть куча факторов, которые от тебя не зависят. Политическая ситуация, погода, катаклизмы. Наводнение в Крымске фантастически негативно сказалось на нас. Люди просто боялись ехать в регион, где происходят такие природные явления. В 2013-м мы пострадали от нападок. Когда в ЗСК подняли вопрос о запрете «Кубаны», люди перестали покупать билеты, опасаясь, что все отменят.

Что плохого в том, что я придумал событие, на котором можно заработать?

Чем вы занимаетесь сегодня, помимо попыток организовать «Кубану»?

— Своей обычной деятельностью. Привожу артистов, занимаюсь локальными фестивалями и другими мероприятиями. Но в целом нахожусь в скучающем состоянии. Мне остро не хватает больших форматов, к которым я привык.

8 комментариев

avatar
Антон С 20 июл 2017, 15:13
Впервые приехал в краснодарский край в 2012 году, благодаря Кубане и фееричному лайн-апу. С тех пор каждый август приезжаю на Кубань, уже просто отдохнуть. Достаточно много езжу по фестивалям в центральной России, и могу сказать что Кубана - это лучшее музыкальное событие в нашей стране. И очень жаль, что на Кубани хвост (в виде нескольких проплаченных "псевдоактивистов") крутит собакой. Удачи тебе, Кубана. Спасибо, Илья, за яркое лето. Never give up! Never grow up!
avatar
beowulf 20 июл 2017, 15:41
Представил, как вытянулись физиономии у Кондратьева и особенно Миньковой, когда они узнали о том, что Кубана может вернуться. Это вам не с кубанским собачьим хором цацкаться. Желаю Илье удачи, надесь Кубана состоится
Донской 20 июл 2017, 20:28
Приятно читать лестные отзывы о фестивале, я там был три раза. К сожалению, у меня лично сложилось только негативное отношение к нему. Музыкальные выступления не берусь обсуждать. Но вот пьянство, грязь брошенные использованные презервативы, лежащие в умат пьяные и грязные зрители сводит все усилия учредителей в ноль. К чести казаков и полиции, они хоть следили за порядком в этом жутком кошмаре. А вот проводимые байк фестивале куда более культурные, и это факт.
avatar
DimaEpikur 21 июл 2017, 15:06
Как маленькие, на Нашествии никто что ли не был. Храм трезвости прям.
avatar
Alena 21 июл 2017, 15:19
Уважаемый Донской, я могу также безапеляционно и уверенно заявить, что на байк-фестивалях творится еще больший трэш, чем, якобы происходящий, на Кубане. "Культурный байк-фест" - странное словосочетание, не правда ли? Была и на Тамани и на Кубане и многих других российских фестах, и с абсолютной уверенностью заявляю, что Кубана - лучший фестиваль и с точки зрения организации, и музыкальной составляющей, и публики. А на всех остальных фестивалях происходит ровно то, что Вы описали - пьяные, грязные зрители (привет Нашествие, AFP, Доброфест и т.д. 2017) презервативы...Даже смешно. Если фест настолько плох, то что же Вас заставило его посетить аж 3 раза?
avatar
Елена Матвеева 08 авг 2017, 06:33
А я согласна с теми, кто не хочет проводит фестиваль, если не запретить алкоголь. Кубань и так в числе первых по алкоголизму и среди молодежи в том числе. Зачем создавать условия для очередного запоя. Знаете, если человека закодировать, то не нужно устраивать посиделки с алкоголем у него дома. Вот и здесь также.
avatar
DAYMAN 08 авг 2017, 08:22
нафиг нам эта свалка бывали рядом и видели тех инопланетян что от туда идут одни обдолбанные! ЗАПРЕТИТЬ
Андей Плотник 11 авг 2017, 00:47
Кубана - это секс, наркотики и рок. Сторонники Кубаны поддерживают наркоманию и алкоголизм. Пусть Кубану на украине проводят.

Читайте также

Weekend

Брызги кваса

Колумнист «Югополиса» Роман Матыцин — о Bloodhound Gang, Элтоне Джоне и о тех, кто умеет кричать только «ура!» и «долой!»

Люди

Команданте

«Югополис» поговорил с продюсером фестиваля Kubana Ильей Островским о надеждах, провокациях и том, как антибизнес-модели позволяют оставаться свободным.
Артем Беседин

Первая полоса

Люди

Дорога начинается с проекта

Старейшая проектно-изыскательская организация дорожной отрасли Кубани ООО «Краснодаравтодорпроект» отмечает 65-летний юбилей.
Иван Прытыка
Люди

Выборы на Кубани. День третий

Краснодарский край всегда отличался активностью граждан, высокой явкой на выборах. Для этого приложили усилия и депутаты.
Люди

Выборы на Кубани. День второй

Наше издание продолжает рассказывать о депутатах, которые приходят на голосование за президента России и приглашают избирателей последовать их примеру.

Ситуация

Выборы на Кубани. День первый

Наше издание собрало информацию о том, как проходили президентские выборы на Кубани при активном участии народных избранников.
Ситуация

Победа России – Победа народа!

Более 500 тонн гуманитарной помощи получили защитники Отечества и жители новых российских территорий от Краснодарского регионального отделения Общероссийского Народного Фронта (ОНФ) в прошлом году.
Weekend

Бедная-несчастная собака, финал «Барбигеймера» и мечты о переменах: каким получился «Оскар-2024»?

Премиальный сезон устроен таким образом, что его финальное и главное событие мало удивляет кинолюбителей. Но всё-таки 96-й церемонии вручения наград Американской киноакадемии удалось привлечь внимание зрителей и «Югополиса». Каким получился в этом году «Оскар» – читайте в нашем обзоре.

Ситуация

«Кино» с «Утесовым»

В Арбитражном суде Краснодарского края рассматривается дело о передаче земли под элитным отелем в Анапе в федеральную собственность. Этого решения с большой надеждой ждут обманутые дольщики в Краснодаре.

Бизнес

Инна Арендаренко. Технология партнерства

Адвокат, кандидат юридических наук, эксперт по бизнес-партнерствам Инна Арендаренко уверена, что большие деньги создаются в правильных партнерствах. Инна разработала авторскую технологию, которая помогает предпринимателям лучше понимать ожидания от бизнес-партнерства, осознанно и безопасно вступать в партнерские отношения и выходить из них с минимальными потерями. Слово Инне
Бизнес

Максим Манахов: как риэлтору и застройщику построить отдел продаж

Повысить продажи с 30 до 300 домов в месяц и увеличить общий объем сделок в 4 раза за полгода — таких результатов Максим Манахов добился, когда стал коммерческим директором в строительной компании. На базе своего опыта эксперт вывел 5 главных ошибок, которые найдутся почти в каждом sale-отделе, и рассказывает о способах решений. Эксклюзивно в ЮП и специально для бизнеса в сфере недвижимости