19 апреля худрук Кубанского симфонического оркестра Владимир Понькин вновь соберет с ним аншлаг в муниципальном концертном зале, но прежде 17 апреля сыграет концерт с «Премьер-оркестром» — еще пару недель назад этого выступления не было в планах маэстро: его идея возникла из недавнего мастер-класса дирижера.

… - Стоп. Какое замечание я тебе хотел сделать? - спрашивает Понькин, останавливая камерный «Премьер-оркестр» и молодого дирижера Максима Журавлева. — Мой вопрос — провокационный. Тебя могут спросить в оркестре: «Маэстро, на сколько играть?». Ты должен ответить: «По четвертям». И объяснить: «одна восьмая вверх, вторая восьмая вниз» — это принцип внутридолевой пульсации, он должен быть в твоих руках: кистях, предплечьях. Мастерство дирижера в умении правильно использовать внутридолевую пульсацию проявляется, прежде всего, в медленных темпах. И еще знаешь, чего тебе не хватает? Хулиганства! Вспомни детские рисунки и всякие шалости Моцарта.

— Владимир Александрович, легко понять, что дают ваши мастер-классы молодым музыкантам, но вот для чего дирижеру экстра-класса такая трата времени и сил?

— Я иначе не могу, потому что эта дирижерская, музыкантская одержимость во мне сидит и заставляет полностью отдаваться процессу: что на уроках в Московской консерватории им. П. Чайковского и РГУ им. А. Косыгина, что за пультом на концертах. На уроках за своих «цыплят» даже больше приходится переживать: хочется сделать лучше, у них не получается, а если у них не получается, тогда начинаешь изобретать, добиваясь того, чтобы человек понял и ушел, заряженный правильно направленной энергией. А вечером приходишь домой и сваливаешься без сил, потому что дирижер — это всегда донорство.

Искусство управлять

Но значит оно приносит радость, если вы, помимо концерта с Кубанским симфоническим оркестром 19 апреля, после мастер-класса соглашаетесь на предложение выступить еще и с «Премьер-оркестром» 17 апреля?

— Конечно, вы правы, потому что для молодых музыкантов всегда важно показать результат работы. И если в программе с Кубанским симфоническим оркестром будет звучать музыка С. Прокофьева, К. Дебюсси и М. Равеля, то с «Премьер-оркестром» 17 апреля мы сыграем ту же музыку, что и во время мастер-класса - это три Дивертисмента В. Моцарта и Серенада для струнного оркестра П. Чайковского

— Главный дирижер Кубанского симфонического — ваш ученик Денис Ивенский, но у каждого из вас оркестр звучит так по-разному. Почему?

— Это всегда так. Звучание оркестра — проекция личности дирижера, его флюиды, энергетика влияния на оркестр, итог контакта с музыкантами. Поэтому я от своих учеников требую, чтобы они могли ответить на вопросы об архитектуре, живописи, кино, литературе, поэзии. Особенно важна для дирижера архитектура, потому что мы тоже «лепим» форму, и эта форма должна быть совершенной. Так что Денис работает по-своему, я работаю по-своему.

Alt

… - Ты посмотри, сколько напряжения и энергии я вкладываю в жест! Я уже на два килограмма похудел, - обращается Понькин к дирижеру «Премьер-оркестра» Даниилу Червякову, прерывая Серенаду для струнного оркестра П. Чайковского.

— Вам нельзя, маэстро.

— Я тебя призываю к этому. Отлично, уже получается. А теперь пробуем продирижировать величественно: трапецию расслабь, ободрись - ты в воде, очень густой и плотной, как в Мертвом море. Запомнил это ощущение? И вот так придется протрудиться всю часть.

— Будем трудиться.

— Да здравствует малый вес!

— Вам хорошо говорить.

— А вам - хорошо сделать. Дирижер, умеющий пользоваться минимумом, может достичь максимума, и каждый жест его стоит гораздо дороже.

— Владимир Александрович, во время мастер-класса вы упомянули Лондонский симфонический оркестр, помимо него вы стояли за пультом десятка ведущих оркестров всех континентов. На репетиции с иноязычным оркестром нужен переводчик или достаточно дирижерского жеста?

— Основа международного общения - английский язык. Плюс знание музыкальных терминов: итальянских, немецких, французских.

Английский язык, конечно, основа общения, но жест — главней. Просто стоять перед оркестром немыслимо, нельзя: дирижер выходит к оркестру, чтобы наполнить своим жестом содержание музыки. В жесте важны все мелочи, которые могут ярким образом раскрыть содержание музыки. Многие молодые музыканты не в состоянии понять, что это и есть самое основное в дирижировании. Я уже не говорю о том, какой кризис в нашей профессии благодаря тому, сколько в ней случайных людей.

Alt

Вероятно, в этом одна из причин того, что вы сейчас живете в Литве?

— Причин две. Первая: работа в Музыкальном театре Клайпеды. Вторая: здоровье — операция на сердце.

Клайпеда — огромный балтийский порт, где люди живут размеренно и спокойно. Однажды после Нового года еду за рулем, меня останавливает полицейский: «Добрый день, Владимир, как вы себя чувствуете?». - «Хорошо, спасибо, не беспокойтесь». – «Прекрасно. С Новым годом!».

— Вы возвращаетесь в Краснодар, город, где вы выросли, несколько раз в год на несколько дней. Чем они заняты, кроме репетиций и собственно концерта?

— Обязательно хожу на рынок, и как можно чаще: за фруктами-овощами, посмотреть на блошиную мелочевку. Если есть хоть малейшая возможность, встречаюсь с сестрой (Анна Зенцова - главный балетмейстер Всероссийского детского центра «Орленок», - Прим. автора) или еду в Пашковку, где мой дом на улице Седина. Пройду, постою. Дом строили мои покойные папа с мамой, и я помню, как в ведро с водой макал каждый кирпич и подавал папе...

Там я учился в седьмой школе — она находится на конечной остановке пятого трамвая. Мне было десять лет, когда я случайно взял папин аккордеон: у папы не получалось, у меня же с ходу получилось. И мама сказала: «Вовка, пойдем, будем проверять твой слух», и я шел и всю дорогу ревел — думал, что это больно. С теплотой вспоминаю Краснодарское музыкальное училище: первые впечатления, гениального Владимира Лазаревича Воронцова, дирижера училищного оркестра и первого дирижера Кубанского симфонического, — интеллигентнейшего, многому меня научившего. Помню, как я наблюдал за тем, как он управлял оркестром, и я даже не думал, что возьму в руки дирижерскую палочку.

Искусство управлять

А еще, говорят, вы выходите на сцену в рубашке от краснодарского модельера…

— И не в одной: их сшила Танечка Васильева. Я встретился с ней так: ее супруг Толя руководил кулинарным колледжем или техникумом, и после того, как мне вручили вторую «Золотую маску» он принес на концерт огромный торт в виде символа нашей национальной театральной премии — и я его чуть не уронил, потому что хотел показать публике. Он познакомил нас с Татьяной, и сначала у меня возникла идея с одной из ее коллекций сделать дефиле на музыку Кшиштофа Пендерецкого.

А потом я сказал Татьяне: «Танечка, можешь сшить мне рубашку? Надо, чтобы она была как сорока». Рубашка вышла черная, но, стоит поднять руки, как появляются белые полосы на рукавах, и со спины тоже, по-моему, шесть ослепительно белых полос. Еще одну элегантную, удобную и тонкую рубашку Татьяна подарила мне прошлой осенью.

Однажды я был в Эстонии на гастролях с «Геликон-оперой»: под Таллинном есть разрушенный костел, в котором снимали фильм «Последняя реликвия» с Георгом Отсом, — вот там давали спектакли. И пока я шел от артистической в костел в Таниной рубашке, хотя было достаточно прохладно, я впервые почувствовал себя звездой — так смотрели на меня чопорные и строгие эстонские девушки. Ну, знаете, так бывает, если рубашка понравилась (смеется).


Фото: Юрий Корчагин, Елена Самородняя

Первая полоса

Город Люди Ситуация Бизнес

Дыхни в монитор

Гуляем! Все, кто работает дистанционно, наконец-то могут расслабиться, слуги народа в обиду не дадут. Пей, кури, дыши.

Город Люди Ситуация

Чтобы учение не превратилось в лечение

Позади уже почти три первые недели нового учебного года. Мой пятиклассник Сашка с удовольствием учится, без напоминаний делает уроки и очень переживает, что школу могут закрыть на карантин.

Город Люди Ситуация Бизнес

СтРОительный комплекс

Польза делу, ответственность, знания Таковы принципы работы СРО Ассоциация «КубаньСтройИзыскания

Город Люди Бизнес Спорт

Прокачай мотивацию персонала

Пандемия коронавируса нанесла серьезный урон фитнес-индустрии. Самые слабые игроки ушли с рынка. Оставшиеся же предлагают эксклюзивные условия, равных которым не было многие годы.
Люди Ситуация Бизнес

Создатель юрфирмы «Золотое правило» Инна Арендаренко: «Триада наших требований — интеллект, знания, характер»

​Десять лет назад в Краснодаре была основана юридическая фирма «Золотое правило», которая стремительно вышла на этот рынок, постепенно став очень солидным игроком

Люди Ситуация Бизнес

Скандалисты от мировых автоконцернов проиграли в Верховном Суде

Краснодарские общественники, ранее огульно обвиненные лоббистами иностранных компаний в мошенничестве со взысканиями компенсаций за автомобильный брак, прошли проверку правоохранительными органами и в очередной раз отстояли права потребителя уже в Верховном Суде РФ.
Ибрагим Чумнов