Анатолий Емельянович, сейчас многие обсуждают, кто будет новым мэром Краснодара и какие первые шаги он должен в городе сделать. А вы как думаете?

— Бедный новый мэр Краснодара…Ему достанется очень тяжелое наследство. Хотя и бывшим мэрам тоже было несладко.

Да ладно вам! Вот краснодарцы недовольны своим городом, а гости им восхищаются, и все больше людей хотят сюда приехать на постоянное место жительства. «Понаехавшим» город нравится, не зря же они сюда рвутся.

— Я, кстати, тоже «понаехавший». В 1952-м году переехал сюда из Свердловска, естественно, с родителями.

«Краснодар изнутри очень болен»

Он во все времена был интеллектуальным городом.

— Да. Жизнь там бурлила, сотни заводов, театры знаменитые, ученый мир, свободолюбие. Краснодар другой. Помню здесь первое утро. Просыпаюсь: тишина. А по улице: «Цок-цок-цок». Что это? Лошадь идет с тележкой. Машин нет. Деревьев полно, кроны порой улицу закрывали полностью. Многоэтажный дом один был тогда в Краснодаре — «стодворка». А мы жили тоже в хорошем — трехэтажном, на улице Седина: полукруглый дом, он и в те времена был знаменитый. Я иногда думаю, каким же ароматным и уютным был Краснодар в пятидесятые годы.

— Сегодня многие оценивают хорошее благоустройство в Краснодаре — даже независимые эксперты. Город имеет европейский лоск.

— Благоустройство у нас хорошее. Лицо у Краснодара нарисовано неплохо. А вот внутри он болен. Он серьезно болен, понимаете. И в любой момент мы можем получить кучу неприятностей. То, что сверху «нарисовали», сегодня этого мало.

— Так чем же надо заняться в первую очередь?

— Подземным городом. И первое, чего не хватает, уж простите — фекальной канализации. У нас из города до Елизаветинских очистных сооружений идет одна труба. А их должно быть несколько. Эта труба построена еще в советское время — в 1975 году. Что происходит? Все коллекторы, которые построили еще сто лет назад, входят в эту трубу. Они переполнены давно, и труба уже начинает разрушаться. Рядом по идее должна быть вторая. Или одна большая — глубокого заложения.

Лицо у Краснодара нарисовано неплохо. А вот внутри он болен. Он серьезно болен, понимаете

— Как это сделать? Будем сейчас вдоль и поперек весь город перекапывать?

— Надо думать. Она на глубине 10 метров. Ниже фундаментов домов надо прокладывать вторую трубу глубокого заложения. Я прорабатывал в свое время этот вопрос с инвесторами. Немцы готовы были взяться за проект и реализовать его за три с половиной года. Это было еще пятнадцать лет назад.

— Ну а что ж не сделали? Денег не было?

— Они и кредит готовы были взять на себя в «Дойче-банке» под два с половиной процента.

— Вы какие-то сказки сейчас рассказываете. О таком сегодня помечтает любой мэр города.

— Только 15% денег надо было своих найти. Потому что инвестор не понимает, когда он делает для кого-то, а вы своих средств вообще не вкладываете. Администрация тогда не доверилась инвестору. Так что надо сначала разобраться, что у нас под землей делается и со всеми другими сетями. Сегодня мы продолжаем усиленно застраивать центр.

Ничего личного

Скелеты под полом, бетон в трубах и воровство на кухне — «Югополис» поговорил с обитателями коммунальных квартир в центре Краснодара.


Смотреть

Alt

Куда застройщики включают фекальную канализацию? В ливневку. А ливневка идет в Кубань. Не спрашивайте поэтому, когда разрешат там купаться. Никогда! А, кстати, для ливневки нужно еще один коллектор сделать — так называемый перехватывающий. Все эти трубы должны выйти на очистные сооружения. Воду надо сначала очистить, а потом сбрасывать в реку. Чего не делается. Так что да, личико у нашего города украшено. А тело гниловатое.

Но Краснодар же должен развиваться. Мы не можем застройщиков хлопнуть по рукам, раз они деньги несут.

— В городе должна работать система территориального планирования, которой пока нет. Прежде чем строить сиюминутные планы, надо сделать территориальный прогноз. Я в Германии этому поучился очень хорошо — и занимался этим лет двадцать. Давайте я вам картинку покажу одну. Чертеж называется «Как Краснодару выйти в мир?»

«Краснодар изнутри очень болен»

Вы видите чертеж — это аэропорт. В конце 90-х годов вышло постановление Совета министров о переносе военного аэродрома из города Краснодара. И этим вопросом я тогда занимался. Мы искали место, куда бы вывести военный аэродром. Хотели в район Новотитаровки, но туда не получилось. Мы нашли место в районе поселка Андреевского Динского района. Здесь есть военный полигон, семь тысяч гектаров. Но мы рассматривали тогда вопрос о том, чтобы сформировать здесь аэропорт совместного базирования, то есть военный и гражданский хаб. Ведь гражданский аэропорт тоже нужно из Краснодара выносить.

— Для чего их выносить?

— Чтобы освободить для города эти территории. Аэродромы мешают развиваться городу, а город — аэродромам. По этому проекту на территории около семи тысяч гектаров можно построить уникальный хаб. Я тогда общался с представителями авиационной отрасли очень плотно. Они говорили мне: «Ребята, вы спите…» Все дело в том, что у нас на территории страны есть две уникальные точки для международных полетов мировой авиации: это Краснодар и Красноярск. Краснодар находится на ортодроме Чикаго-Дубай. Ортодромия — это кратчайшая линия на шаре между двумя точками.

Alt

— Говоря языком «чайника»: если мы полетим из Чикаго в Дубай по кратчайшему пути…

— …то вы обязательно проходите через город Краснодар. То есть, из такого аэропорта можно очень быстро долететь по главным воздушным магистралям в любую точку мира. Это в свое время мне рассказывал руководитель главной навигационной службы СССР. Если бы у нас вот такой аэродром был и он был бы включен в международные транспортные пути, Краснодар резко бы поднялся в своем развитии. Это были бы огромные деньги для города. Инвесторы во всем мире стоят в очереди за такими объектами. В Красноярске, кстати, за эту идею схватились, и там сейчас такой аэропорт сделали. Из Америки в Азию летают через Красноярск.

— Интересно, но кто это будет сегодня делать? Давайте спустимся с небес на землю. Как, по-вашему, в Краснодаре есть примеры удачных микрорайонов? Например, набережная?

Если бы у нас такой аэродром был, Краснодар резко бы поднялся в своем развитии. Это были бы огромные деньги для города

— Набережная — это социальная катастрофа. Дома понатыкали вплотную. Где школы? Детские сады? Поликлиники? Релакс-зоны? С 1971 по 1975 год я был руководителем УКСа — главным заказчиком по Краснодару. Мы в год строили по три школы. Все районы начинали строить с инженерных коммуникаций и социальной инфраструктуры.

Alt

Сегодня в Краснодаре проявилась серьезнейшая диспропорция между строительством жилья и социальной инфраструктурой. Мы жилье строим, строим, строим… Уже квартиры не продаются, а мы все строим. И эта диспропорция продолжает увеличиваться. Я читаю: надо 83 новые школы и 328 детских садов в городе построить. Где? И за какие деньги?

— А что делать? Задача-то стоит.

— Я считаю, что школы надо запроектировать нового типа. Мне недавно предложили проработать проект подмосковной школы. Там класс – девять на девять метров. И ширина рекреации тоже девять метров. Почему? В нормах написано, что школьникам нужны не узкие коридоры, а рекреационные зоны. Огромный спортзал. Мы там будем делать два лекционных зала, как в университетах — для старших классов. В цокольном этаже строим мастерские, где дети будут учиться работать на станках с программным управлением. Там должен быть музей, большой актовый зал. Помещение для духового оркестра. Бассейн. Дети учатся в одну смену.

— Слушайте, вы говорите, а меня уже жаба душит. Почему же такой школы нет у нас в Краснодаре? Почему вам никто ее не заказал?

— Пока не получается. Надо же место отдать — а где оно? Вот такую школу я хотел в городе построить. Восемьдесят три новые школы в городе мы, скорее всего, не построим. Но! У нас уже есть в Краснодаре сто школ. С довольно большими земельными участками. Надо строить новые здания в пять этажей. Цокольный этаж – мастерские, музей, зимний сад. А на крыше по типу мансардного помещения делаем спортзал. Разбиваем школу на четыре блока по классам. Такой реконструкцией мы решим проблему.

1 сентября в Краснодаре. В одной фотографии

В краснодарской школе № 93 в 2016 году сформировано 19 первых классов.


Смотреть

Садик тоже можно строить в четыре-пять этажей, а не в два. В подвале я бы разместил всю подсобку. Первые три этажа — дети. А последующие — для администрации. Территорию надо экономить, потому что ее физически нет.

Alt

А самовольное и незаконное строительство — это просто какая-то система. Нельзя городской власти не видеть такого объема незаконного строительства.

И все это можно пресечь на уровне котлована, уверяю вас. Когда я работал главным архитектором края — у нас не было ни одного незаконного строения. За этим следил Госархстройнадзор. Впоследствии эту структуру упразднили. Если бы хоть одно незаконное строение появилось — меня бы вызвали к начальству и спросили: «Парень, а для чего ты там сидишь?» Я бы, наверное, лишился своей должности. Отслеживались все такие попытки. Чуть появился не там фундамент — включался Госархстройнадзор — и все, закрывалась лавочка.

— Но вы же понимаете, что сейчас это происходит не от того, что не хватает контролеров. Как раз-таки их в последнее время в нашей жизни предостаточно…

— Сегодняшняя динамика роста жилья входит в противоречие с ростом социальных объектов, которых катастрофически не хватает. Зачем нам строить жилье в таких объемах дальше? Надо эту диспропорцию уменьшать. Или резко увеличивать объемы социальной инфраструктуры – но на это нужны миллиарды. Вот мы сейчас настроим еще на триста тысяч дополнительного населения. А дальше что с ним делать? Надо для них создавать новые рабочие места. Где этим людям работать?

Самовольное и незаконное строительство — это просто какая-то система. Нельзя городской власти не видеть такого объема

В торговых центрах и офисах.

— Это тоже работа, но начать необходимо с производства. Нужно думать о технопарках. Надо разработать производство современных изделий, которые будут востребованы в мире. Только этим и заниматься. Все начинается в технопарках.

Alt

— Что мы можем предложить такое, чтобы было сильно востребовано ?

— Ну, например. У меня есть товарищ. Он изобрел уникальные микролазеры. И на их основе — лазерный скальпель, который режет без крови. То есть: можно делать медицинские операции без крови. Он резидент Сколково. Ему дали на проект половину денег. Остальные, говорят, ищи сам. Его в Швейцарию тащат. В Германию тащат. В Японию. Он говорит: «Я никуда не поеду. Я это делать буду в Краснодаре». Опытные образцы такой продукции можно сделать только в технопарке.

Он работал в технопарке Германии, знает, что это такое. Но у нас пока такого нет. А без технопарков никаких промышленных парков уже для массового производства быть не может.

— Где же их размещать? Вы сами говорите: в городе не осталось земли. А впрочем, — Восточная промышленная зона, о которой много говорится.

— На мой взгляд, это не очень удачная площадка. Я зонами занимался 30 лет, и нигде мы ни одну не сделали. Все останавливалось на стадии сбора средств на общеплощадочные сети. Если вы возьмете тот район, где это предполагается делать — там нет подъездов, инженерного обеспечения. И потом — что, все люди поедут работать в одну промзону на восток города?

Или, к примеру, западная часть Краснодара, Юбилейный, — где там работать? Там кроме магазинов нет ничего. А нужны два-три больших предприятия.

Alt

Краснодару нужны города-спутники. Например, в поселке Афипском в свое время строился гигантский завод сельхозмашиностроения. Там 27 зданий стоят. Огромные цеха, сто на двести метров. Вот вам мощности — только их надо использовать. Территория, сорок гектаров, заросла травой. Вот вам и промзона. Доработать ее надо. Получим еще один промпарк. И таких нужно несколько в разных частях города.

— Что можно делать на таком заводе?

— Электробусы, например. Автобусы, трамваи, сельхозтехнику — да что угодно.

Ваш взгляд на дорожную ситуацию в Краснодаре?

— Вообще на второй уровень с движением надо выходить. О проекте «Три луча» слышали? Это путепровод прямо над железной дорогой. И железная дорога вместо ножа, который разрезает город, превращается в скоростную магистраль непрерывного движения.

437

зарегистрированных автомобилей

приходится на 1000 жителей краевого центра. В 2016 году Краснодар занял 1 место в России по количеству автомобилей на душу населения.

— Утопия. Где деньги, Зин? А проект «Краснодарский транзит» не спасет ситуацию?

— Да, много этому внимания уделяется. На проекты уходят деньги, но… Эту железную дорогу перенести нереально. Это главный пассажирский ход из Москвы на юг. Никто не позволит ее перенести и удлинять сообщение. Да и дорого все очень, и восьмая автомагистраль в город от коллапса не спасет.

В 1995 году мы посылали предложение в Министерство транспорта РФ. Оно называется «Северный обход города Краснодара». И уже, наконец, реализуется. Железная дорога, которая идет из Волгограда в Тихорецк, в районе Кореновска делает ответвление на Тимашевскую трассу в сторону Крымска. Там вместо одного пути делается два. Деньги на проект выделены. Но послушайте, ведь от проекта до его реализации прошло целых 20 лет!
Alt

Перехватывающие парковки имеют перспективу в нашем городе?

— Не нужны они. Не получится. Транспортная перспектива автомобильного движения — нужно делать переброски-путепроводы. Я видел на Западе эти перехватывающие парковки — в Голландии. Это большие территории. Где вы такую площадку найдете, чтоб там можно было выставить тысячу автомобилей и уехать в любую точку города общественным транспортом?

— А во-вторых, где вы найдете таких автомобилистов, которые пересядут со своего автомобиля на общественный транспорт?

— Когда я слышу призывы чиновников пересесть на общественный транспорт, мне хочется им предложить начать с себя. Давайте им отдадим весь общественный транспорт — хоть на день. И желательно в час пик. Сначала нужно получить общественный транспорт современного уровня и разветвленную сеть.

— Вот все еще недавно говорили про новый мост в Яблоновский, его уже чуть ли не собирались строить и сроки назывались.

Когда я слышу призывы чиновников пересесть на общественный транспорт, мне хочется им предложить начать с себя

— Есть такое правило в градостроительстве — прежде чем строить мост — построй подходы к нему. Надо мост в другом месте строить. Как продолжение улицы Старокубанской. Давайте посмотрим по карте, куда приведет эта дорога. Она вышла бы на соединительную дорогу, которая соединяет трассу на Новороссийск и трассу на Горячий Ключ. Это очень удобный и универсальный путь — можно было бы вырулить и на одну трассу, и на другую. Теперь давайте посмотрим на предполагаемый новый мост в Яблоновском — в Адыгее мы въезжаем после него опять в узкое бутылочное горлышко. Ну, и чего мы добъемся?

«Краснодар изнутри очень болен»

— И все-таки, как вы предлагаете от пробок избавиться?

— Нужно делать путепроводы-переброски через железные дороги. У нас такая переброска одна — улица Северная. Ее начинали строить в 70-е годы. Вот представьте, что Северных мостов сейчас бы не было… То есть, нужно штук хотя бы 8-10 построить с выходом на новые улицы.

— В нынешние времена, я так понимаю, жители города надолго забудут про различные переброски, развязки и новые дороги. Денег-то нету.

— Деньги сегодня можно получить по принципу государственно-частной концессии. Другие варианты маловероятны.

— Ну, давайте возьмем, к примеру, угол Ставропольской и Старокубанской. Как там можно решить проблему вечной пробки?

— Нужно сделать так называемое плоское кольцо диаметром пятьсот метров. Есть такой градостроительный прием. Плоское кольцо, где идет распределение потоков. Не хочу грузить техническими подробностями, но это обойдется раз в десять дешевле, чем развязка в три уровня.

— Что сейчас делать со старым центром Краснодара?

— Проводить реконструкцию и замену ветхого фонда. Но надо формировать новый деловой центр.

— Высотки?

— Он должен быть только высотный. И никакой иначе.

Alt

Как же эти стеклянные свечки убого сочетаются с хибарами и старинными особнячками…

— Хибары все равно убираются постепенно. А со старым городом можно сочетать. Слушайте, вот я был в городах США — Нью-Йорке, Чикаго, Сан-Франциско. Везде все сочетается. На одной стороне улицы 100 этажей, а на другой — 4. Но границы зонирования очень четко соблюдаются.

— Ключевая фраза здесь «границы зонирования очень четко соблюдаются». А у нас их вообще нет, судя по всему. И потом: там же система сити. Вот где у нас сити-центр реально сделать в центре Краснодара?

— Мы в свое время планировали на углу Красной и Северной — на том месте, где сейчас «Галерея». А сегодня уже негде. Я бы сделал этот квартал на территории военного аэродрома, если б его перенесли. На новой территории. Только по уму надо делать — с подъездами, стоянками.

— Что это у вас в руках за буклет: «Сочи-1998»?

— Вы знаете, что мы готовили в Сочи Олимпиаду в 1998-м?

— Это розыгрыш?

— Нет. Было такое поручение Ельцина.

— Вы что – втайне ее готовили? Пресса бы знала…

— Почему втайне? Мы разработали концепцию. Была большая группа людей из Москвы, Сочи, архитекторы, проектировщики. Концепцию нашей Олимпиады тогда МОК признал лучшей, и должны были нам ее отдать. А потом Ельцин отказался — не было денег (нужны были четыре с половиной миллиарда долларов).

Типичный Краснодар. Фоторепортаж «Югополиса»

Краснодар — город контрастов. Если отойти на пару кварталов влево или вправо с помпезной и вылощенной улицы Красной, можно оказаться в другом мире, словно провалившись во времени — лет на сто назад.


Смотреть

Alt

— Недавно в Краснодаре была большая дискуссия по генеральному плану развития города. Вы свое время участвовали в создании генпланов 35 городов и районов края. Что вы думаете о краснодарском генплане?

— Все говорят о какой-то корректировке старого генплана, который мало кто видел в глаза. Я его нашел. И внимательно посмотрел. Ничего тут уже нельзя корректировать. Масштабы того, что надо сделать, чтобы город нормально функционировал — это никакая не корректировка. Нужен совершенно новый генплан. Который сделает Краснодар совершенно новым городом.

5 комментариев

Ohsher 02 ноя 2016, 15:33
Почему господин Мокроусов еще не главный архитектор Краснодара? А Мазурка под суд, и близко не подпускать к работе в муниципальных и краевых структурах!
avatar
scaramouche 02 ноя 2016, 18:20
"История одного города" //// Это интервью надо , как скрижали Моисея, высечь огроменными буквами на пылающей мраморной доске, прямо напротив городской администрации и чтобы диктор замогильным голосом читал с утра это вместо "Кубань наше достояние" в кабинетах. //// Это интервью для наших горе-руководителей, которым тысячу раз толкуют , что СНОСИТЬ ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ ЭТО ПРЕСТУПЛЕНИЕ РАВНОЕ ИЗМЕНЕ РОДИНЕ !! НАДО ЗАНИМАТЬСЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПЛАНИРОВАНИЕМ , КОТОРОЕ ИЗЛОЖЕНО В ДВУХ КОРОТКИХ МЫСЛЯХ !
GryumUchKa 02 ноя 2016, 18:36
Вот и оно- реальное доказательство того, что нашей стране любая разумная инициатива пресекается на корню. Нет отката, или предполагаемый размер отката мал - все, ничего не нужно. Зачем перенимать опыт, зачем? У нас же свой пути, которого нет и не будет.
avatar
некс 02 ноя 2016, 20:11
Согласен с предыдущим отзывом и я многократно писал и жаловался господина Мазурка гнать из архитектуры и чем дальше тем лучше и вообще если представить сколько он получил сухарей от застройщиков то только на Колыму, а моей уважаемой прокуратуре желательно проверить всю его историю, так как он испаганил город с преждней властью это в голову неуклалывается, либо его на повышение в гос.думу к друзьям, глядя ему в глаза а я общался то эти глаза вечно бегают т.е эти движения говорят о том что перегрешил
avatar
некс 02 ноя 2016, 20:15
И вообще если новый мэр первым делом не разгонит всех всех до единого чиновника департамента архитектуры города то это будет означать что он тодже Евланов только молодой, а губернатору разогнать архитектуру края и главного архитектора Рысина гнать
Авторизуйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии.

Читайте также

Город Люди

Пограничники

Пять историй жителей одноэтажного центра Краснодара.
Алина Десятниченко
Город Люди

Ничего личного

Скелеты под полом, бетон в трубах и воровство на кухне — «Югополис» поговорил с обитателями коммунальных квартир в центре Краснодара.
Денис Яковлев

Первая полоса

Последние новости

Люди Ситуация Бизнес Наука и техника

Героическая парадигма или научный прорыв: в России зарегистрировали вакцину от коронавируса

​11 августа российские информагентства распространили информацию, которую ждали с нетерпением врачи по всему миру. Впервые была зарегистрирована вакцина от коронавируса. Об этом сообщил не кто иной, как сам гарант российской безопасности, президент Владимир Путин. Для усиления эффекта глава государства добавил, что одна из его дочерей уже получила вакцину.

Город Люди Ситуация

Без паники! За рулём женщина

Недавно в Краснодаре я стала свидетельницей безобразной сцены. Девушка за рулём седана не успевала перестроиться в левый ряд для разворота, остановилась во второй полосе, ожидая, пока её пропустят (пропускать в Краснодаре у нас не любят и не хотят). Сзади к седану вплотную подъехала старенькая «лада» и начала истошно сигналить, мол, чего встала. И было явно, что часть возмущения, особый градус агрессии вызваны именно водительским гендером.

Город Бизнес

РОСК трудится вопреки трудностям

Месяц назад в первой в Южном федеральном округе саморегулируемой организации, объединившей строителей, — региональном объединении работодателей «Союз «Саморегулируемая организация «Региональное объединение строителей Кубани» (РОСК) состоялось очередное общее собрание членов.
Елена Назарова
Город Люди Ситуация Бизнес

План Б спасения личных финансов, или как подготовиться к кризису и карантину

​Краснодарский край, как и вся страна, постепенно приходит в себя после трехмесячного карантина. Открылись парки, набережные, магазины и рестораны. Стартовал курортный сезон. Большинство сотрудников вернулись из «удаленки» на рабочие места. Но ситуация неопределенности не уходит. Россиян волнует будет ли вторая волна пандемии, введут ли новый карантин осенью, что будет с рабочими местами и курсом рубля.

Город Люди Ситуация

ЖК «Айвазовский»: когда всё - дома

При выборе квартиры жители мегаполиса оценивают не только локацию, развитость инфраструктуры района, грамотность и удобство планировки, но и уделяют особое внимание паркингу возле дома. Все это предусмотрено в ЖК «Айвазовский» от строительной компании «Неометрия».
Оксана Фадеева
Город Люди Ситуация

Готовь лодку – в засуху

В нынешнем году с самого начала июля краснодарцам фатально не везло с погодой. То экстремальная жара навалится и по всему городу свет отключат, то из-за ливней потоп на улицах начнется. Впрочем, о жаре горожане уже и забывать стали, потоп сейчас для них – куда более актуальная тема. Как говорится, не просохли еще воспоминания о дождевых паводках. Все ругают погоду и «плохую канализацию», но мало кто при этом задумывается, что последствия ливней для миллионного Краснодара могли быть намного серьезней.