20-24 апреля Молодежный театр выпускает первую в России постановку по роману взросления «Звезды светят на потолке» лауреата Августовской премии Йоханны Тидель. Ее режиссер Павел Пронин (ГИТИС, курс Леонида Хейфеца) и художник Ольга Галицкая (Школа-студия МХАТ, мастерская Станислава Бенедиктова) рассказали «Югополису», как связаться со шведским драматургом и зачем заниматься шопингом с актерами.


Павел Пронин

Взаимные смотрины с Молодежным театром состоялись во время III Южной театральной школы в Анапе?

— Именно так. Директор театра Николай Табашников и главный режиссер Даниил Безносов пригласили меня принять участие в лаборатории. До этого у нас уже был разговор о постановке и даже о материале, но благодаря лаборатории я познакомился с большей частью актеров, увидел их в действии и даже с некоторыми поработал: получилось так, что в феврале я вернулся в Краснодар уже абсолютно подготовленным и вооруженным точным распределением.

Потому что в других театрах иногда бывает так, что при распределении актеров единственное, на что ты можешь более-менее опереться - это отрывочные записи спектаклей и фоточки труппы с сайта. Да и то не везде, а там, где они есть, они отражают - особенно у актрис - моменты мимолетной юности, тогда как у них сейчас уже амплуа комических старух. Ты приезжаешь и - оп!, на деле все иначе.

— Из артистов, занятых в вашем анапском этюде о похищении Гераклом золотых яблок Гесперид, в «Звезды светят на потолке» кто-то перекочевал?

— Да. Елена Есипова, Анастасия Радул, Анна Нежута, Алексей Замко: кажется, все. Все, кто подходил по амплуа и возрасту, перешли в спектакль. Я бы с удовольствием поработал с Анатолием Дробязко, но мы сами сошлись на том, что в этом материале для него нет роли: в «Звездах…» есть взрослые герои, но - не сложилось.

Полина Шипулина играет главную героиню Йенну, Настя Радул - ее подругу Улисс. Кроме них в спектакле заняты заслуженный артист России Дмитрий Морщаков, заслуженная артистка Кубани Людмила Дорошева, Юлия Макарова, заслуженная артистка Чеченской Республики Татьяна Епифанцева, Евгений Парафилов и др.

Alt

Почему выбран именно роман Тидель?

— Мы долго говорили с Николаем Александровичем и впоследствии с Даниилом Александровичем о том, каким материалом можно заняться, но сразу определили, что наша целевая аудитория - подростки: от четырнадцати до восемнадцати-двадцати лет. И я целенаправленно искал материал, который должен отзываться у них. Поиск продолжался довольно долго, около полугода: начал с того, что перечитал все книжки, которые читал в этом возрасте, потом пошел по друзьям-знакомым, потом - по магазинам. В одном магазинчике в Москве на полке литературы для подростков нашел «Звезды светят на потолке» - если быть честным, произошло это почти в начале поисков, но я книгу отложил, подумав: может, еще что-то подвернется, хотя уже тогда материал меня сильно увлек.

Всякий раз все, что находил после, я сравнивал с романом Йоханны Тидель, - и все было не то. В конце концов, вернулся к «Звездам…», понимая, что эта проза какая-то особенно современная: в ней и жизнь, и правда. В итоге выяснилось, что роман нигде в России не ставили, что автор написала книгу, когда ей самой было 23 года, и в ней еще были свежи все юношеские воспоминания: она хорошо помнила свое взросление - процесс болезненный и не слишком радостный. Соответственно, дальнейшее уже было вопросом техники: связаться с Тидель и выяснить, как она посмотрит на предложение поставить ее книгу в театре в России. Йоханна оказалась легким на подъем человеком, и с удовольствием разрешила нам работать над материалом.

— Почему же тогда переговоры затянулись на полгода?

— Мы вели их в течение прошлого лета не потому, что процесс был сложным, а потому что они пришлись на период отпусков: я напишу письмо - она отвечает месяц, она напишет письмо - я не сразу с ней связываюсь.

Alt

А как вообще находят шведских драматургов?

— С помощью Google, Facebook и LinkedIn. Но я подумал, что раз мы говорим про авторские права, значит, надо звонить в РАО. Звоню, никто не берет трубку, думаю: не до меня. Звоню в шведское авторское общество, а их там несколько: Йоханна ни в одном не состоит. Пишу на одном сайте, на другом - в итоге мне дают e-mail ее агента в Швеции, потому что выпускавшее ее книгу в России издательство уже лет пять, как разорилось... Я пишу там, пишу здесь, пишу везде, где только можно, - и тишина!

Наконец-то Йоханна отвечает, а после происходит контакт со стороны театра: мне как автору инсценировки требуется разрешение, чтобы написать инсценировку ее романа, а театру требуется разрешение на постановку этой инсценировки. Правда, и эта переписка происходит с трудом: мне потребовалось ей снова написать: мол, так мы ставим или не ставим, ответь-то театру? С тех пор мы поддерживаем связь, в том числе по Skype: рассказываем, как у нас происходит работа над спектаклем, она задает вопросы.

— К слову, об инсценировке. Каков ее принцип?

— Я начал с того, что познакомился с большим количеством замечательных инсценировок современных авторов: Ярославы Пулинович, Василия Сигарева, книжкой - практически диссертацией - Натальи Скороход «Как инсценировать прозу». Опыт работы Пулинович с «Отрочеством» Льва Толстого помог мне понять механику перехода нарратива в сценическое повествование.

«Звезды светят на потолке» построены как дневниковые записи четырнадцатилетней девочки, поток ее сознания. И, как и всякие дневниковые записи, они очень разные: есть глава, состоящая из одного слова, есть очень длинная глава - отрезок жизни от и до. Йоханна нам очень сильно помогает тем, что главную мысль своего романа - как юная девушка справляется со смертью мамы от рака - не прячет глубоко. Инсценировка написана исходя из того, насколько каждый эпизод, происходящий с маленькой Йенной, работает на идею или мешает ей. Конечно, чтобы перевести роман на язык сцены и театра, от каких-то персонажей и сюжетных линий пришлось отказаться.

— Экранизации романа смотрели?

— Честно говоря, ни одну не видел. Я очень хорошо себе представляю, как эта проза становится основой телесериала или фильма: дневниковая запись - готовый киносценарий, бери да снимай. Как бы снобистски не прозвучало, но то, что я нафантазировал, гораздо более любопытно с точки зрения рассказа о внутреннем мире этой девочки, чем экран - простейший путь визуального воплощения романа, где они только потеряют. А в театре мы открываем другое, более глубокое измерение книги.

— Какая музыка будет звучать в спектакле?

— Во-первых, в романе Йенна очень любит музыку группы Kent: мелодичный рок, мэйнстрим, очень понятный - он, безусловно, будет в спектакле. Во-вторых, мы ставим эксперимент: я предложил занятым в постановке актерам самим приносить музыку - ту, которая отзывается в них в связи с этим материалом. В итоге у нас уже есть огромное количество треков, их хватит на несколько спектаклей, и поток еще не иссяк.

Alt


Ольга Галицкая

— Как состоялось ваше приглашение в Молодежку?

— Уже не помню, что было сначала: дал ли Паша почитать материал или позвал заниматься сценографией, но роман «Звезды светят на потолке» я прочла раза три подряд. В принципе я читаю много, но никогда не испытываю желания перечитать вещь второй раз чаще, чем раз в пять лет. А здесь все произошло ровно наоборот: мне безумно понравился материал.

— И его визуальное воплощение вы решаете как…

— …Как бы это ни было предсказуемо, в суперсовременной стилистике. Спектакль будет решен - и в режиссуре, с точки зрения сценографии, во всяком случае, мы к этому стремимся - лаконично, в приглушенных тонах, но с яркими акцентами. Я много лет интересуюсь скандинавской культурой и дизайном, слежу за тенденциями: хотелось бы, чтобы краснодарский зритель увидел и оценил красоту северного дизайна, который разительно отличается от российского. Мы работаем с серийной мебелью, практически ничего не делаем на заказ. В интерьерах будем использовать не только и не столько IKEA: IKEA не задает скандинавский стиль, она лишь копирует дорогие финские бренды.

Декорации будут представлять собой некий «монтаж»: он вберет в себя все локации, которые присутствуют в Пашиной инсценировке, и все аспекты жизни героев-шведов - школу, интерьеры квартир и даже экстерьеры.

Alt

Героев тоже одеваете в Only?

— Да, одежду покупаем в обычных магазинах. Чтобы актеры вживались в образы, они будут носить костюмы заранее. Сейчас мы с артистами ездим по моллам, выбираем и советуемся: иногда они предлагают очень интересные вещи, иногда случается «собрать» образ точно, как на эскизе - такая маленькая театральная магия, когда актер и первое попавшееся на вешалке платье «работают» вместе.

У меня был феноменальный поход в магазин с Настей Радул. У ее Улисс должен быть довольно дерзкий образ: укороченные футболки, возможно, завязанные на животе, джинсовая мини-юбка. Я очень переживала, как его воспримет актриса: у нее такое милое, нежное лицо, она невероятно женственна. Когда мы пришли в магазин, она сама начала засматриваться на всякие рваные джинсовые вещи - и в итоге первое, что мы выбрали вместе, включая немного сомнительные туфли, которые в итоге оказались идеальнейшими, при примерке сразу же сложилось в образ Улисс, а Настя очень круто в него «вошла». К тому же это было еще очень весело и волшебно, потому что до премьеры еще полтора месяца, а актеры уже живут своими героями.

Читайте также

Люди Weekend

Шекспироведение

«Югополис» поговорил с тандемом Молодежного театра - главным режиссером Даниилом Безносовым и директором Николаем Табашниковым — о лучшем переводе «Сна в летнюю ночь», самопародии Шекспира и шабашках Пастернака.
Анастасия Куропатченко
Люди Weekend

Десять наивных вопросов дирижеру

Дирижер камерного «Премьер-оркестра», лауреат международного конкурса Даниил Червяков рассказал «Югополису» о том, что общего у дирижера и президента страны, как ругать музыкантов и почему женщинам не дано управлять оркестром.
Анастасия Куропатченко
Люди Weekend

Матчасть театра: «одежда» сцены, и не только

Хранители декораций и реквизита Дворца искусств «Премьера», Нового театра кукол и Молодежного театра рассказали «Югополису», почему костюм Деда Мороза весит 20 кг и сколько времени уходит на то, чтобы смонтировать Волгу в «Грозе».
Анастасия Куропатченко

Первая полоса

Бизнес

Юрий Коровкин, YGroup, SILVERSTREAM: Нас ждут «Яндекс» и 600 000 пользователей

За четыре года он запустил два успешных бизнеса и получил сотни миллионов инвестиций в коттеджные поселки и десятки миллионов инвестиций в свой венчурный проект. Каждый день он начинает в 5.30 и считает Сочи лучшим городом мира. Он эффективно управляет как объектами недвижимости делюкс-уровня, так и своей жизнью. И специально для "Югополиса" рассказал, почему его компании доверяют строить элитные виллы, когда продаст приложение гиганту рынка и по каким критериям берет в свою команду

Люди

Верный путь к успеху – любимое дело

Швейное ремесло всегда было занятием не только прибыльным, но и престижным. Сейчас мастера своего дела помогают джентльменам выглядеть солидно и безукоризненно, а леди – изысканно, уникально и женственно. Мастером своего дела на этом поприще стала Лариса Гаврилова, хозяйка собственной сочинской швейной мастерской «Глорена».

Люди

Сергей Ситников: моя цель - воспитывать сильных и добрых людей, которые будут любить и развивать Россию

Общественному активисту, волонтеру Сергею Ситникову 32 года, за плечами у него служба во ФСИН, создание собственного спортивного клуба и даже выход на льготную пенсию. Активный, спортивный и инициативный Сергей, как говорится, никогда не сидит на месте: ведет спортивный образ жизни и прививает любовь к этому всем окружающим.
Иван Сергеев
Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми