Наука и техника 13 дек 2016, 14:10

Названа главная опасность лечения стволовыми клетками

Американские ученые выяснили, что с возрастом человека число мутаций в его индуцированных плюрипотентных стволовых клетках (ПСК) увеличивается.

Эти результаты указывают на необходимость анализа клеток на наличие потенциально вредных мутаций. Свои выводы исследователи представили в статье, опубликованной в журнале Nature Biotechnology, сообщает Лента.ру.

Индуцированные плюрипотентные стволовые клетки, которые получают из клеток путем их перепрограммирования, могут превратиться в любые ткани, кроме плаценты и желточного мешка. Эта особенность позволяет использовать их для пересадки пациентам, страдающим, например, от заболеваний кроветворной системы.

Исследователи из Института научных исследований Скриппса в США установили, что с каждым делением стволовой клетки увеличивается вероятность образования вредных мутаций. Так, в ПСК, извлеченных из людей старше 80 лет, было в два раза больше генетических изменений в ДНК, кодирующей белки, чем в клетках, принадлежащих донорам возрастом 20 лет. У людей старше 90 лет, однако, мутаций было не так много. Ученые связывают это с тем, что оставшиеся у стариков ПСК более защищены от нежелательных генетических изменений, чем те, что погибли от них.

По словам генетиков, терапия индуцированными стволовыми клетками уже проводится в Японии. Поэтому необходимо в полной мере понимать, как возраст донора может повлиять на результаты пересадки.